После второй мировой войны
отмечают три новых потока и миграции
рабочей силы в США. Во-первых, это
«утечка умов», устойчивый поток
высококвалифицированных специалистов
и членов их семей в Северную Америку.
Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии
(1956 г.), после подавления антикоммунистического
восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.), после
победы «северян» над «южанами», а также
с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным
потоком этого периода является наплыв
рабочей силы из Мексики, стран Карибского
бассейна и Азии. В 90-е годы 84% всех иммигрантов
приехали из этих регионов. Если в первых
двух случаях причины были главным образом
политические, переселенческие, то в последнем
случае — чисто экономические. Так, число
желающих мигрировать из Мексики точно
соответствует спросу на дополнительных
рабочих в США при плате 4 доллара в час.
Привлечение интеллектуальной иммиграции
для США - обычная практика. Около половины
прироста численности специалистов в
области математики, особенно программного
обеспечения, обеспечивает импорт иностранной
рабочей силы. Ведь затраты на подготовку
специалистов в США в некоторых случаях
достигают 600-800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей
силы вызывается факторами внешнего
экономического развития каждой отдельной
страны и внешними факторами: состоянием
международной экономики в целом
и экономическими связями между
странами. В определенные периоды
в качестве факторов и движущих сил
международной трудовой мобильности
могут выступать также политические,
военные, религиозные, национальные, культурные,
семейные и др. социальные факторы.
Причины международной трудовой
миграции можно также понять лишь
как конкретную совокупность названных
факторов. Причины международной
трудовой миграции имеют, в основном,
экономический характер. К ним
относятся следующие:
- различия в уровне
экономического развития отдельных
стран;
- наличие национальных
различий в размерах заработной
платы;
- существование органической
безработицы в развивающихся
странах (в последнее время
это явление распространено и
в постсоциалистических странах);
- международное движение
капитала и функционирование
международных корпораций.
Одним из мотивов участия
в международной трудовой миграции
могут быть поиски любой работы,
чтобы только «не умереть с
голода». Такая причина наиболее
характерна для миграции малоквалифицированной
рабочей силы из стран с низким
уровнем экономического развития и
высоким уровнем безработицы. Но,
наряду с этим, существует и миграция
в поисках более высокой заработной
платы, более комфортабельных условий
труда и жизни. Эти обстоятельства
также связаны с неравномерным
экономическим развитием стран.
Международная миграция рабочей
силы вызывается факторами внешнего
экономического развития каждой отдельной
страны и внешними факторами: состоянием
международной экономики в целом
и экономическими связями между странами.
В определенные периоды в качестве факторов
и движущих сил международной трудовой
мобильности могут выступать также политические,
военные, религиозные, национальные, культурные,
семейные и др. социальные факторы. Причины
международной трудовой миграции можно
также понять лишь как конкретную совокупность
названных факторов. Традиционно в качестве
основной выделяют экономическую причину
международной трудовой миграции, связанную
с масштабами, темпами и структурой накопления
капитала.
1) Отличия в темпах
накопления капитала обуславливают
отличия сил притяжения или
отталкивания рабочей силы в
разных регионах мирового хозяйства,
что в конечном итоге определяет
направления перемещения этого
фактора производства между странами.
2) Уровень и масштабы
накопления капитала оказывают
непосредственное влияние на
уровень занятости трудоспособного
населения и, таким образом
на размеры относительного перенаселения
(безработицы), которое является
основным источником трудовой
миграции.
3) Темпы и размеры накопления
капитала в свою очередь до
определенной степени зависят
от уровня миграции. Эта зависимость
заключается в том, что относительно
низкая заработная плата иммигрантов
и возможность снизить оплату
труда отечественных трудящихся
позволяет снизить затраты производства
и тем самым увеличить накопление
капитала. Такая же цель достигается
путем организации производства
в странах с дешевой рабочей
силой. Транснациональные корпорации
с целью ускорения накопления
капитала используют или движение
рабочей силы к капиталу, или
перемещают свой капитал в
регионы с излишними трудовыми
ресурсами.
4) Причиной перемещения
рабочей силы являются изменения
в структуре потребностей и
производства, которые вызваны НТП.
Сокращение объема производства
или ликвидация некоторых устаревших
отраслей освобождают рабочую
силу, которая ищет себе применение
в других странах.
Таким образом, международная
трудовая миграция – это прежде всего
форма движения относительно лишнего
населения с одного центра накопления
капитала в другой. Однако в международную
трудовую миграцию втягиваются не только
безработные, но и часть работающего населения.
В этом случае движущим мотивом миграции
выступает поиск более выгодных условий
труда. Рабочая сила перемещается из стран
с низким уровнем жизни и заработной платы
в страны с более высоким уровнем. Национальные
отличия в заработной плате являются объективной
основой миграции труда. Массовый характер
миграции свидетельствует не только о
несоответствии между уровнем развития
экономики и ростом численности населения,
но также является и отражением внутренних
противоречий общества, постоянно усугубляемых
периодически повторяющимися кризисными
ситуациями.
В Европе после второй мировой
войны, в особенности с начала
60-х годов, также отмечены достаточно
интенсивные процессы миграции рабочей
силы. Рабочая сила из Испании, Португалии,
Греции, Югославии активно использовалась
в экономике промышленно развитых
стран Европы. Эти миграционные потоки
рабочей силы, основанные на временной
основе, не сопровождаемые натурализацией
в стране-работодателе, становятся
определяющими. Использование иностранной
рабочей силы стало немаловажным
фактором успешного функционирования
хозяйства стран Европейского Союза.
Вместе с тем, как свидетельствует
статистическое ведомство Европейского
Союза (Евростат), Европа с 1993 г. стала терять
свою притягательную силу для переселенцев.
Многие иммигранты покидают европейские
государства. Такая ситуация складывается
в результате усиления регулирующей политики
европейских государств в отношении иммигрантов.
Иммиграционная политика приобретает
все более селективный характер.7
Направления миграционных потоков
сравнительно устойчивы, они зачастую
пересекаются. Решающее значение при
этом имеют экономические возможности
принимающей страны, ее роль в современном
мире, а иногда и ее исторические, географические,
этнические корни. В международной миграции
рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся
в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках
промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы
между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы
из бывших социалистических стран
(сходна с миграцией из развивающихся
стран в промышленно-развитые);
5) миграция научных работников,
квалифицированных специалистов
из промышленно развитых в развивающиеся
страны.
Основными причинами привлечения
иностранных работников на зарубежные
и российские предприятия является
нехватка рабочих отдельных профессий
и специальностей, а также нежелание
местного населения выполнять предлагаемую
работу. Такая ситуация характерна
практически для всех отраслей производства,
но чаще всего для предприятий
добывающей промышленности, строительства,
сельского хозяйства. Одна из основных
причин использования иностранной
рабочей силы из стран ближнего зарубежья
в приграничных регионах - ее экономическая
выгодность. Прежде всего, низкие транспортные
расходы на доставку рабочей силы,
а также отсутствие существенных
затрат на размещение и обустройство
в случае маятниковой миграции. Помимо
миграции рабочей силы существует проблема
беженцев и вынужденных переселенцев.
По оценкам экспертов ООН 7 млн. человек
в республиках бывшего СССР покинули
в 1991-1995 гг. места своего постоянного
проживания. В России по различным
оценкам насчитывается от 500 до 700
тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие
из них находятся на территории России
незаконно, а количество беженцев и
вынужденных переселенцев из стран
СНГ, по оценкам специалистов, достигает
5 млн. человек. В странах СНГ проживает
около 25 млн. русских. При неблагоприятной
экономической и политической конъюнктуре
в этих странах многие из них также
могут оказаться в числе мигрантов.
Помимо иммиграции из стран ближнего зарубежья
ожидается ее увеличение из Китая, Северной
Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие,
строители, работники сферы обслуживания),
США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические
работники, преподаватели, работники сферы
обслуживания и другие специалисты). По
прогнозам их число должно стабилизироваться
на уровне 100-150 тыс. человек в год. Миграционные
потоки оказывают существенное воздействие
на национальные экономики стран, участвующих
в этих процессах. В странах иммиграции
использование иностранной рабочей силы
может означать обеспечение рабочей силой
ряда отраслей. Например, во Франции эмигранты
составляют 25% строительных рабочих, в
Бельгии – 50% шахтеров. Ими создается значительная
часть ВВП. Они стимулируют рост совокупного
спроса и предложения. Принимающая страна
может иметь экономию затрат на образование
и социальные пенсии. Иммигранты являются
также своеобразным амортизатором в случае
экономического кризиса и безработицы.
В определенной степени иммигранты решают
для страны и проблемы пенсионных выплат
в условиях неблагоприятной демографической
ситуации (высокой доли пожилых людей).
Присутствие иностранной рабочей силы
позволяет снижать заработную плату, что
выгодно предпринимателям. Наряду с положительными
сторонами иммиграции есть и отрицательные.
В стране может расти уровень социальной
и национальной напряженности, увеличиться
преступность, наблюдаться перенаселенность,
могут вырасти расходы государства. Страны-доноры
тоже получают выгоды от оттока рабочей
силы. Снижается безработица, растет уровень
заработной платы и благосостояния, сокращаются
расходы государства на социальную поддержку,
увеличиваются валютные поступления за
счет переводов из-за границы. В ряде случаев
они могут превышать выручку от экспорта
товаров, например, в Пакистане – в 5 раз,
в Йемене – в 30 раз. Для основных мировых
экспортеров рабочей силы денежные переводы
эмигрантов являются весьма значительным
источником поступления валюты в страну
и составляют значительную часть платежного
баланса страны, в котором имеется специальная
статья “денежные переводы работников
из-за рубежа”. Так, валютные переводы
эмигрантов составляют в Египте, Пакистане,
Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане
– 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит
торгового баланса страны превращается
в избыток платежного баланса, благодаря
валютным поступлениям от эмигрантов.
Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты,
по оценкам специалистов, привозят с собой
сбережений еще на такую же сумму, которую
они перевели в страну. Следовательно,
чтобы оценить реальные поступления, общую
сумму переводов можно удвоить. Расчеты
показывают, что валютная эффективность
экспорта рабочей силы как минимум в 5
раз превышает валютную эффективность
товарного экспорта. Многие государства,
такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан,
Индия и др. создали у себя экспортную
специализацию по трудовым услугам, которая
является прочным источником валютных
доходов. Еще одним положительным моментом
для стран-экспортеров является то, что
по возвращении эмигрантов на родину они,
нередко, обладают достаточно высокой
квалификацией и могут быть организаторами
трудового процесса, передавать приобретенные
за границей профессиональные навыки
другим. Возвращаясь на родину с определенными
накоплениями, мигранты формируют средний
класс, страна получает как бы “обогащенные”
трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать
возвращающимся благоприятные экономические
и социальные условия для реализации их
потенциала. В целом, выгоду от экспорта
рабочей силы получает не только государственный
бюджет страны, но и вся экономика. Необходимо
отметить, что доходы от экспорта рабочей
силы вполне сравнимы с доходами от товарной
торговли.
Иная ситуация складывается
при миграции высококвалифицированных
работников: рабочих высокой квалификации,
инженерно-технических работников,
ученых и специалистов. Такая миграция
является характерной особенностью
современных процессов трудовой
миграции. Поток таких мигрантов
направлен главным образом в
промышленно развитые страны, которые
получают за счет приезда таких работников
значительный экономический эффект. Страна,
не затрачивая средств на подготовку такого
специалиста, сразу получает отдачу от
его высокоэффективного труда. По имеющимся
оценкам, прибыль, получаемая в результате
эксплуатации “чужих умов” превышает
объем помощи, оказываемой этой страной
развивающимся странам. В Канаде в 7 раз,
а в Великобритании в 3 раза. По западным
оценкам, сделанным, как правило, по методике
ООН (вычет из совокупного общественного
продукта страны прямых и косвенных расходов
на подготовку выезжающих кадров и упущенной
выгоды от деятельности эмигрантов в этой
стране), потенциальный суммарный “чистый”
ущерб от эмиграции высококвалифицированных
кадров в трудоспособном возрасте из бывшего
СССР оценивается в 60-75 млн.долларов ежегодно.
Таким образом, к положительным
последствиям миграции рабочей силы можно
отнести: Занятость вакансий, связанных
с непрестижным или тяжелым трудом, на
которые не претендуют граждане принимающей
страны. Например, в 90-е годы трудящиеся-иммигранты
составляли от общей численности трудовых
ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии –
10,2%, в Германии – 7,4%, во Франции 6,2%.8 При отсутствии иностранных
рабочих объемы производства в этих отраслях
были бы значительно меньше. Расширение
внутреннего рынка принимающей страны
за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого
иностранными рабочими. Снижение налоговой
нагрузки на государственный бюджет. Трудовые
мигранты не только не требуют, социальных
пособий, но, уплачивая налоги и другие
обязательные взносы, снижают относительную
налоговую нагрузку на коренное население.
При импорте квалифицированной рабочей
силы принимающая страна экономит на затратах
на образование и профессиональную подготовку.
К отрицательным последствиям
международной трудовой миграции, как
правило, относят: Рост нелегальной миграции,
особенно за счет работников, у которых
истек срок трудового контракта, но они
не ходят возвращаться на родину, надеясь
опять найти работу в принимающей стране.
Рост социальной напряженности в связи
с ростом нелегальной иммиграции.
В последние годы растет
миграция рабочей силы между развивающимися
странами. Главным образом, между
«новыми индустриальными странами»
и странами арабских эмиратов, странами—членами
ОПЕК, с одной стороны, и другими
развивающимися странами с другой.
Эта миграция определялась в основном
экономическими причинами: более высоким
уровнем жизни, заработной платы
в странах — импортерах рабочей
силы. Кроме того, в азиатских
«новых индустриальных странах», в
богатых странах Персидского
залива постоянно ощущалась нехватка
в малоквалифицированной рабочей
силе. Существует миграция рабочей
силы из промышленно развитых стран
в развивающиеся страны. В основном
это поток квалифицированных
кадров из стран Европы и Северной
Америки развивающиеся страны. Причины
этой миграции как экономические (достаточно
высокие заработки у преподавателей
учебных заведений, инженеров, инструкторов
и других специалистов, например, в
странах ОПЕК), так и житейские
(узнать мир, попробовать свои силы
и т. п.).
Одна из основных причин
использования иностранной рабочей
силы из стран ближнего зарубежья
в приграничных регионах — ее экономическая
выгодность. Прежде всего, низкие транспортные
расходы на доставку рабочей силы,
а также отсутствие существенных
затрат на размещение и обустройство
в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема,
которая может возникла в области импорта
рабочей силы из стран ближнего зарубежья
к началу 2000 года, связана с волной нелегальных
трудящих-иммигрантов. Система экономических
связей, возникающих между государствами
в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается
потоком товаров и капиталов, включая
денежные переводы на Родину иммигрантов,
а также выплату субсидий и компенсаций
странам, экспортирующим рабочую силу.
Конкретный эффект для страны, принимающей
рабочую силу:
— повышение конкурентоспособности
ее товаров вследствие уменьшения издержек
производства, связанных с более
низкой ценой иностранной рабочей
силы;
— иностранные рабочие, предъявляя
дополнительный спрос на товары и
услуги, стимулируют рост производства
и дополнительную занятость в стране
пребывания;
— при импорте квалифицированной
рабочей силы принимающая страна экономит
на затратах на образование и профессиональную
подготовку;
— иностранные рабочие
часто рассматриваются как определенный
амортизатор в случае кризисов и безработицы,
так как они первыми могут быть уволены;
— иностранные работники
не обеспечиваются пенсиями и не учитываются
при реализации разного рода социальных
программ.
Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает,
что иммигранты улучшают демографическую
картину развитых стран, страдающих
старением. Во Франции, Германии, Швеции
10% всех новорожденных появляются в
семьях переселенцев, в Швейцарии
— 24%, а в Люксембурге — почти
38%. Вместе с тем, хотя общий темп
старения в государстве замедляется,
на соотношение рождаемости и
смертности у коренных жителей эта
статистика не влияет никоим образом.
Двумя традиционными центрами
притяжения рабочей силы являются США
и Западная Европа. Что касается
США, то трудовые ресурсы этой страны
исторически сложились за счет иммигрантов.
В 50-е годы США стали проводить
политику привлечения высококвалифицированных
кадров, которая осуществляется до
сего времени. Довольно активно привлекаются
низко и полуквалифицированные
работники (особенно из Мексики), которые
сейчас составляют преобладающую группу
иммигрантов в США. В 70-е годы число
легальных иммигрантов в эту
страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста
населения за эти годы), на треть
больше, чем в предшествующее десятилетие.
В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше
возросли — на нее приходилось уже 39% прироста
населения страны. В этот период в страну
въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных
иммигрантов. В первой половине 90-х годов
интенсивность иммиграции не уменьшилась.
Вместе с тем, по мнению некоторых российских
экономистов, иммиграция в эту страну
является неперспективным для трудовой
миграции, но некоторые таджикские ученные
такие как Усманова Т., Мамадназарбеков
М, не согласны с этим утверждением, так
как по статистическим данным многие таджикские
мигранты отправляются на заработки именно
в США . Другой традиционный центр притяжения
рабочей силы — Западная Европа. По оценке
Международной организации труда на нее
приходится более четверти иностранной
рабочей силы мира. Средний ежегодный
прирост иностранной рабочей силы составляет
здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами
семей — не менее 1,3 млн. человек. Признавая
необходимость экспорта рабочей силы
за рубеж есть и его противники), к числу
положительных факторов, сопровождающих
этот процесс, относят следующие: