Регулирование миграционных процессов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Развал СССР и формирования на его территории ряда независимых государств сопровождается значительными напряжениями в области межэтнических отношений. Хотя этнические процессы обладают собственной диалектикой и своими закономерностями развития, их проявления, основные тенденции зачастую связаны с социально-политическим развитием общества. Национальная принадлежность оказывает заметное влияние на становление гражданского самосознания, политическое, экономическое, социальные поведение граждан новых независимых государств, в частности, на их отношение к независимости, степень поддержки государственного строительства, а также на их участие в этом процессе и миграционное поведение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 3-6
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………....……7-26
Сущность и предпосылки развития трудовой миграции
в мировой экономике………………………………...………………….7-16
Теория миграционных процессов……………………………………...16-20
Особенности трудовой миграции в мировой экономике…………….20-26

Глава 2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………..……..27-51
2.1 Факторы и причины развития международной миграции…………..… 27-40
2.2 Экономическая эффективность международной миграции………….....40-43
2.3 Особенности развития трудовой миграции в РТ…………………...…..44-51

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ…52-65
3.1 Параметры влияния трудовой миграции на сокращение
безработицы…………………………………………………………………....52-63
3.2 Модернизация миграционной политики в РТ…………….…………….62-72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....73-74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....75-76

Файлы: 1 файл

Регулирование миграционных процессов в современных условиях.docx

— 282.99 Кб (Скачать файл)

- снижение давления на  внутренний рынок труда;

- минимизация существующих  в его структуре дисбалансов;

- уменьшение безработицы;

- финансовые поступления  от мигрантов;

- повышение профессионального  и культурного уровня мигрантов.

Причины экономического характера  кроются в различном экономическом  уровне развития отдельных стран. Рабочая  сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более  Высоким уровнем. Объективно возможность  миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы  за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы  в некоторых странах, прежде всего  слаборазвитых. Важным фактором международной  трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудоизбыточные регионы. На международном уровне создано несколько организа­ций, работа которых направлена на упорядочение процес­сов миграции.

1. Международная  организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:

• содействие обеспечению  социальной справедливос­ти для трудящихся;

• разработка международной  политики и программ, на­правленных на улучшение условий труда и жизни;

• выработка международных  трудовых стандартов, призванных служить  в качестве руководящих принципов  для национальных властей при  проведении! этой политики;

• регламентация набора рабочей силы;

• борьба с безработицей;

• гарантии заработной платы, обеспечивающей нор­мальный уровень жизни;

• защита от профессиональных заболеваний и от не­счастных случаев;

• защита детей и женщин;

• регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;

• организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют  Международный институт трудовых проблем  в Женеве и Международный центр  по технической и профессиональной подготовке по­вышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят:

• Международная конференция  труда — высший орган МОТ, выполняющий  законодательные функции;

• административный совет  — руководит работой раз­личных комитетов и комиссий при МОТ;

• Международное бюро труда  — информационный и консультативный  орган. МОТ является уникальной среди  всемирных организа­ций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих междуна­родные трудовые стандарты в таких областях, как заработ­ная плата, продолжительность рабочего дня и условия тру­да, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со вре­мени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

2. Международная организация по миграции (MOM). Образована в 1949 г. как Международная организация по де­лам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были рас­ширены, и с 1989 г. она была переименована. В MOM входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предостав­ления экспертных услуг и т. д. Основными функциями MOM на данный момент, согласно уставу, являются:

• осуществление упорядоченной  и запланированной:, миграции граждан;

• перемещение квалифицированной  рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содейство­вать развитию принимающих стран;

• организация передвижения беженцев;

• предоставление государствам форума для обмена мне­ниями, опытом и сотрудничества. В настоящее время MOM в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также MOM оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев.

MOM — это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.9

 

2.2 Экономическая  эффективность международной миграции.

Исследование сущности трудовой миграции и ее места в системе  социально-экономических отношений  показывает , что международная миграция рабочей силы является формой международных экономических отношений, в основе которой лежит перемещение факторов производства. Это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Трудовые ресурсы, в соответствии с рыночными законами, ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.  Разделяется существующая точка зрения о том, что трудовая миграция есть основная часть экономической миграции, определяющей, по сути, глобализацию современного мирового рынка труда и мирового хозяйства в целом. При этом с точки зрения глобализации мирового хозяйства наиболее важным является становление мирового рынка труда, который находит выражение в экспорте и импорте иностранной рабочей силы, достигших в настоящее время небывалых масштабов. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных территорий или отдельных стран. Так, одной из основных причин международной трудовой миграции является неравномерность мирового экономического развития, неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности, между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Международная миграция рабочей  силы имеет существенные экономические  и социальные последствия как  для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так и для принимающей страны, где имеет место приток иммигрантов. Очевидно, что человек, решивший искать себе работу в другой стране, идет на значительный риск и должен быть готов к существенным издержкам как материального (расходы на переезд, устройство на новом месте жительства и т. д), так и психологического плана (отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников, необходимость приспосабливаться к традициям и нравам в чужой стране т. п). Если человек идет на эти издержки значит, он рассчитывает на значительный выигрыш. Этот выигрыш также может носить разный характер, поскольку иммиграция может порождаться не только экономическими причинами. Часто иммигрант стремится к приобретению политической или идеологической свободы. В ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая «охота к перемене мест». Однако эти политические, идеологические или психологические факторы, несмотря на все их значение в жизни людей, с трудом поддаются количественной оценке. Поэтому мы будем исходить из того, что основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является разница в уровне реальной заработной платы.

Анализ экономических  последствий международной миграции рабочей милы будет неполным, если мы не примем во внимание ее влияние  на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.

Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей  силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный  бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что  касается общественных благ, то расходы  государства на их  производство обычно очень слабо связаны с  количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведет заметной экономии бюджетных средств. Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям. Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны. Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет трансфертных платежей. Однако с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную страну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от  нелегальных иммигрантов, которые все равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным.

Международная миграция рабочей  силы имеет целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического  характера, не улавливаются рынком и  поэтому не могут быть измерены в  денежном измерении. Однако именно эти  последствия играют важную роль как  в определении направлений и  структуры самой миграции, так  и в формировании общественного  мнения и государственной политики по отношению к ней.

Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит свое воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих.

В то же время миграция порождает  не только положительные, но и отрицательные  внешние эффекты как для отправляющей, так и для принимающей страны. К примеру иммиграция рабочей силы в крупных городах влияет на образование кварталов иногда и целых районов компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т. д.

Приток иностранных рабочих  редко вызывает положительные  эмоции у местного населения в принимающей  стране. И дело не только в том, что  иммигранты отбирают часть рабочих  мест у рабочих данной страны, усиливают  конкуренцию на рынке труда и  способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические  интересы которых иммиграция непосредственно  не затрагивает, относятся к иностранным  рабочим в лучшем случаи настороженно, а порой откровенно враждебно. Конкретные причины напряженности во взаимоотношениях местного населения  и иностранных  рабочих могут быть самыми разными.

Учитывая все перечисленные  выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может  не вмешиваться в эту сферу  международных экономических отношений. Причем сфера международной миграции трудовых ресурсов государственные  ограничения не только не смягчаются, на даже становятся более жестокими.

Международные потоки рабочей  силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений

 

2.3 Особенности развития трудовой миграции в РТ.

Таджикистан является небольшой  и горной страной в Центральной  Азии. Это вторая по величине страна среди стран членов СНГ,  экспортирующая трудовых мигрантов. В каждой четвертой семье в республике  по крайней мере один из членов семьи, работает за границей. Трудовая миграция является важной частью таджикской экономики на уровне как национального, так и домашнего хозяйства.

Миграционная ситуация в  Республике Таджикистан последних  лет характеризуется ростом доли внутренних и сокращением доли внешних  миграционных потоков в валовом  объеме миграции. При относительном  увеличении внутриреспубликанской  миграции, абсолютные размеры миграционных потоков уменьшались, за исключением  трудовой миграции.

Для миграционной ситуации в современном Таджикистане характерно:

• сохранение высокого уровня внешней трудовой миграции, которая является самым большим миграционным трендом;

• уменьшение миграционного оттока;

• рост сельско-городской миграции;

Бедность является самой  острой проблемой в Таджикистане. Принято считать, что основными  причинами распространения бедности в Таджикистане являются последствия  гражданского конфликта, которое повлияло на развитие экономики, что привело  к безработице и резкому падению  заработной платы, а также стихийные  бедствия (наводнения последних 5-х  лет). В документах Всемирного банка  указывается, что причинами бедности являются также низкое качество управления, неадекватность мер, предпринимаемых  для существующих проблем.

28.06.2002 г. Маджлиси Оли утвердил Документ стратегии снижения бедности (ДССБ), разработанный и осуществляемый в настоящее время с помощью Всемирного Банка, Азиатского банка развития, Программы развития ООН, других международных финансовых организаций.

С демографической и экономической  точки зрения последствия миграции являются очень важными. Тенденция  развития трудовой миграции имеет как  положительные так и отрицательные черты для стран экспортирующих и импортирующих трудовых мигрантов, в том числе и для Таджикистана. В особенности отрицательная черта трудовой миграции очень сильно влияет на экономический рост РТ, из-за миграции страна теряет своих квалифицированных кадров, так как многие мигранты уезжают в зарубежные страны безвозвратно. Но, есть конечно же и положительная черта миграции рабочей силы. Ее развитие также вносит свои плюсы в развитие экономики РТ, например, доходы отправляемые трудовыми мигрантами в Таджикистан, дает возможность обеспечить их семьи, улучшить их уровень жизни и конечно же влияет на  экономический статус страны. Кроме того иностранная трудовой миграция уменьшает напряжение на рынке труда в Таджикистане. В нашей стране не все имеют возможность трудоустроится,  в следствии этого возрастает количество экономически неактивного населения, что само собой приводит к увеличению общего уровня безработицы, поэтому экспортируя рабочую силу Таджикистан создает условия для трудоустройства тем кто остался в стране.

Информация о работе Регулирование миграционных процессов в современных условиях