Регулирование миграционных процессов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Развал СССР и формирования на его территории ряда независимых государств сопровождается значительными напряжениями в области межэтнических отношений. Хотя этнические процессы обладают собственной диалектикой и своими закономерностями развития, их проявления, основные тенденции зачастую связаны с социально-политическим развитием общества. Национальная принадлежность оказывает заметное влияние на становление гражданского самосознания, политическое, экономическое, социальные поведение граждан новых независимых государств, в частности, на их отношение к независимости, степень поддержки государственного строительства, а также на их участие в этом процессе и миграционное поведение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 3-6
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………....……7-26
Сущность и предпосылки развития трудовой миграции
в мировой экономике………………………………...………………….7-16
Теория миграционных процессов……………………………………...16-20
Особенности трудовой миграции в мировой экономике…………….20-26

Глава 2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………..……..27-51
2.1 Факторы и причины развития международной миграции…………..… 27-40
2.2 Экономическая эффективность международной миграции………….....40-43
2.3 Особенности развития трудовой миграции в РТ…………………...…..44-51

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ…52-65
3.1 Параметры влияния трудовой миграции на сокращение
безработицы…………………………………………………………………....52-63
3.2 Модернизация миграционной политики в РТ…………….…………….62-72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....73-74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....75-76

Файлы: 1 файл

Регулирование миграционных процессов в современных условиях.docx

— 282.99 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода к рыночной экономике возникли новые тенденции  и проблемы в сфере региональной занятости. К их числу, прежде всего, относится абсолютное сокращение численности занятости работающих по найму по отраслям экономики, что особенно появилось в одном из крупных регионов республики – Согдийской области.

 


 








 




 



Схема 2.   Факторы, влияющие на формирование рынка труда.

За последние 10 лет количество занятых в отраслях экономики  области, численность работающих по найму в отраслях экономики сократился на 137,5 тыс. человек. При этом произошли заметные изменения в пропорции распределения занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами растёт деловая активность в связи с рыночными преобразованиями: торговли  и общественного питания, материального технического снабжения и торгового посредничества, страхования, финансов и др.

В 2010 году уровень официальной  безработицы составило  6,9% экономически активного населения. Однако оценка уровня безработицы в области  на наш взгляд будет  неполным, если не учитывать существующей ситуации и не выявить действующую тенденцию  по обеспечению занятости  населения.

Во многих предприятиях промышленности 25-30% занятых, фактически являются лишними и используются на работах, не связанные с их основной производственной деятельностью и не соответствуют их уровню образования. Кроме того, согласно материалам обследования населения по проблемам занятости, проведённого органами статистики, в службе занятости за помощью в подборе работ обращаются в среднем только пятая часть ищущих работу и только спустя три месяца и более.

Нами на основе исследования регионального рынка труда Согдийской области было установлено причинно-следовательные связи регулирования экономики и занятости.

Увеличение объёмов производства в отраслях материального производства в экономики области за последние годы (2000-2010) и последовательно проводимые мероприятия по развитию социально-трудовой сферы в целом не привели к положительным сдвигам в сфере занятости.

Анализ численности лиц  обращавшихся по вопросу трудоустройства  в службы занятости городов и  районов только в 2003году достигло своего максимума (27 тыс.чел.) и в 2010 году уменьшилось до 23,8 тыс.чел. В 2003 году наблюдался также пик предложения рабочей силы (37,6 тыс.чел.) которые в последующие годы имели существенную тенденцию к снижению (17,1 тыс.чел. в 2010 г.). При этом произошло несоответствие спроса  и предложения рабочих мест. Потребность предприятий на рабочую силу колебалось от 2221 до 4566 работников. Нагрузка незанятого населения  на одну вакансию за анализируемый период составляло от 4,3 (2008г.) до 12,3 (2002г.) человек. В деятельности банка вакансий  участвовало ежегодно от 537 до 811 предприятий и организаций. Важно отметить что несмотря на большое различие между спросом и предложением на рынке труда наблюдается некоторые улучшения работы служб занятости городов и районов.

 

Таблица 2

Динамика предоставления услуг службами занятости городов  и районов Согдийской области12

.

Количес

твотрудоус

троенных работ

ников

Направлено 

на профес

сиональную подготовку

Общес

твенные работы

 

2010г. в % к предыдущему году

Трудо

устройст

во 

Профес

сиональная

подготовка

Обществен

ные работы

2005

7505

1444

1714

112

167,5

80,5

2006

7884

1652

1829

106,6

146,4

75,5

2007

7989

1793

1415

105,2

134,8

97,5

2008

7772

1889

1394

108,1

128

99

2009

8167

2152

1279

103

112,3

107,9

2010

8409

2418

1380

100

100

100


 

При этом такая динамика аргументирует  использование концепции  институционализма в вопросах регулирования занятости. Согласно данной концепции для республики вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится прежде всего проблемой структурной несбалансированности, т.е. увеличения численности безработных вызванной институциональной безработицей.

Институциональная безработица  является следствием принятия устройства рынка рабочей силы, факторов влияющих на спрос и предложение. Социальные выплаты  практикуемые в республике вызывают снижение труда способствуя увеличению уровня безработицы. Кроме того менталитет таджикского народа связанного с длительным поиском нового рабочего места способствуют увеличению продолжительности безработицы.

Институциональная безработица  вызвана также введением гарантированного минимума заработной платы. Иногда институциональная  безработица провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие  ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Рынок рабочей силы в региональных рынках республики  не способен перестраиваться с той скоростью, что и производство. Структура профессий, уровень квалификаций и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах.

Исследования регионального  рынка труда выявило ряд проблем, которые способствуют повышения  напряжённости  на рынке труда.

Во-первых, функциональные данные о численности безработных не позволяют определить  общий  уровень безработицы. По нашим расчётам с учётом включения численности трудовых мигрантов занятых в неформальной экономике и занимающихся в домохозяйстве общая безработица достигает 15% от экономически активной части населения и в 8 раз превышает регистрируемую.

Во-вторых, несмотря на нормализацию темпов собственного роста населения (1,6-1,7%) уровня развития отраслей материального производства не соответствует предложению рабочей силы. Заявленная потребность в вакантных рабочих местах не отвечает  требованиям трудоустройства даже ищущих работу состоящих на учёте в службе занятости.

Для определения путей  повышения эффективности региональной занятости нами были проведены социологические  опросы в городах Худжанде, Истаравшане и Бабаджан Гафуровском районе.

Результатом опросов 2350 респондентов показало, что более 63,3% причину безработицы  видят в низкой заработной плате, 7,8% сокращении штата, 17,2% отсутствие места  работы по специальности и 12% по другим причинам( привлекательность предложений работы, отдаленность от места жительства и т.д.). Рис 2.

Рис. 3 Причины влияющие на увеличение уровня безработицы.

Респонденты в сложившихся условиях социально-экономического развития региона предпочтение отдали  форме занятости основанного на индивидуальной предпринимательской деятельности, особенно в розничной торговле и выполнение работ по устному соглашению сельском хозяйстве и строительстве. Их доля составила 69%. Только 20% хотели трудоустроится и найти постоянную работу остальные готовы получению дополнительной профессии для дальнейшей миграции в другие страны.

Проведённый опрос позволил сделать следующие выводы:

- необходимы объединения  всех из государственного регулирования  занятости населения в единый  раздел социальной политики;

-повышение роли государства   в более активном формировании  работников нового типа, которые  хотят и умеют реализовать  свои способности;

- наряду совершенствованием  законодательной базы занятости,  важно придание значения роли  индивидуальных трудовых соглашений  в регулировании рынка труда;

-использование показателей  уровня занятости и создания  новых рабочих мест, определение  уровня социально-экономического  развития регионов.

Сложившийся в Согдийской области рынок труда характеризуется  диспропорцией между наличием рабочих  мест и их предложением. Этот процесс усиливается в результате несбалансированного развития отраслей экономики и принимает не только количественный, но и качественный характер. Выражения несоответствия проявляется также с не совпадением профессиональной и квалификационной подготовкой рабочей силы.

Система управления сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов должна строиться на трёх уровнях управления районной, областной и республиканской.

Наиболее важным является районный уровень, так как именно в этом уровне с учётом специфических  особенностей отдельных районов  проявляется тенденция демографического развития, перспективы использования  и создания рабочих мест. Она должна строится на использовании в первую очередь , экономических методов управления. Экономические методы основаны на создании системы материальной заинтересованности предприятий и физических лиц наиболее эффективно работают на районном уровне, а основа их использования закладывается местными органами государственного управления.

Экономические методы управления должны создать условия для развития рынков сбыта продукции местных предприятий в поиске потенциальных потребителей их продукции и объединять предприятия для производства конкурентно способной продукции района. Наряду с экономическими методами при установлении сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов необходимо применение административного метода управления рынка труда.

 Административные методы  управления рынком труда базируются  на использовании, в первую  очередь, лимитов численности  предприятия и групп населения  и носить долговременный характер, позволяет решать задачи достигнутого  уровня квалификации, систему подготовки  и переподготовки безработных.  Следует отметить, что условия  миграции в РТ улучшаются с  каждым годом.

 

3.2 Модернизация миграционной политики в РТ.

Мировой опыт показывает, что  от нормальной разработки миграционной политики зависит уровень достижения социального процветания, обеспечения  занятости и экономического прогресса  каждого государства. Правительством Республики Таджикистан в последние  годы приняты ряд мер по совершенствованию  государственной миграционной политики в этом направлении были определены позитивные шаги.

Основной целью государственной  миграционной политики Таджикистана является социально-правовая защита граждан, временно работающих зарубежом, регулирование миграционных потоков, предотвращения нелегальной миграции и утверждение законности миграционных процессов. Решение вопросов трудовой миграции, является одним из актуальнейших во внутренней и внешней политики государства.

Вопрос трудовой миграции населения или движение людей  через границы с целью поиска работы переместился на верхнюю строку политической программы многих стран, откуда выходят мигранты, через которые они проезжают транзитом или являются страной их назначения.  

Правительством Республики Таджикистан была разработана в 2001 году Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан  за границу в целях государственного регулирования вопросов трудовой миграции, а также социально-правовой защиты граждан республики, выезжающих на работу за границу.

Концепция и Программа  внешней трудовой миграции граждан  Республики Таджикистан на 2006 - 2010 годы предусматривало взаимодействие 18 министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах. Анализ показал, что в данной программе предусмотрены все меры по содействию трудовой миграции и защите прав трудовых мигрантов, оптимизация объёмов и структуры миграционных потоков и её эффективность.

Для дальнейшей реформы государственного управления и обеспечения экономического, социального развития Республики Таджикистан, 13 ноября 2006 года был принят Указ Президента Республики Таджикистан «О совершенствовании  структуры центральных органов  исполнительной власти Республики Таджикистан», где Министру внутренних дел были переданы функции Министерства труда  и социальной защиты населения Республики Таджикистан по вопросам трудовой миграции. В связи с чем, Постановлением Правительства Республики Таджикистан  от 29 декабря 2006 года в структуре  МВД Республики Таджикистан создана  Миграционная служба. Кроме того, бывшее Представительство Министерства труда  и социальной защиты населения Республики Таджикистан в Российской Федерации  преобразовано в Представительство  МВД Республики Таджикистан в  Российской Федерации по делам миграции.

Информация о работе Регулирование миграционных процессов в современных условиях