Регулирование миграционных процессов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Развал СССР и формирования на его территории ряда независимых государств сопровождается значительными напряжениями в области межэтнических отношений. Хотя этнические процессы обладают собственной диалектикой и своими закономерностями развития, их проявления, основные тенденции зачастую связаны с социально-политическим развитием общества. Национальная принадлежность оказывает заметное влияние на становление гражданского самосознания, политическое, экономическое, социальные поведение граждан новых независимых государств, в частности, на их отношение к независимости, степень поддержки государственного строительства, а также на их участие в этом процессе и миграционное поведение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 3-6
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………....……7-26
Сущность и предпосылки развития трудовой миграции
в мировой экономике………………………………...………………….7-16
Теория миграционных процессов……………………………………...16-20
Особенности трудовой миграции в мировой экономике…………….20-26

Глава 2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………..……..27-51
2.1 Факторы и причины развития международной миграции…………..… 27-40
2.2 Экономическая эффективность международной миграции………….....40-43
2.3 Особенности развития трудовой миграции в РТ…………………...…..44-51

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ…52-65
3.1 Параметры влияния трудовой миграции на сокращение
безработицы…………………………………………………………………....52-63
3.2 Модернизация миграционной политики в РТ…………….…………….62-72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....73-74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....75-76

Файлы: 1 файл

Регулирование миграционных процессов в современных условиях.docx

— 282.99 Кб (Скачать файл)

В задачи Представительства  МВД Республики Таджикистан в  Российской Федерации по делам миграции входили содействие легальному трудоустройству  мигрантов, защита их прав и интересов, оказание помощи, заключение соглашений с хозяйствующими субъектами, изучение рынка зарубежом, а также правовое консультирование граждан Республики Таджикистан, временно прибывающих на территории Российской Федерации.

Для регулирования миграционных процессов в Республики Таджикистан  имеется достаточная правовая база, включающая Закон Республики Таджикистан  «О правовом положении иностранных  граждан» от 1996 года; Закон Республики Таджикистан «О миграции» от 1999 года; «Концепция трудовой миграции граждан  Республики Таджикистан за границу» от 2001года; Закон Республики Таджикистан  «О беженцах» от 2002 года и другие.

Указом Президента страны 21 января 2011 года была создана Миграционная служба при Правительстве Таджикистана. Новая структура призвана регулировать миграционную политику  страны. Основными  направлениями её деятельности являются упорядочение процессов трудовой миграции для рационального использования  рабочей силы за пределами страны и защиты прав и интересов трудовых мигрантов. Она была создана на базе уже существующих структур Министерства внутренних дел РТ, её представительства  в Российской Федерации, Консульской  службы  Посольства Республики Таджикистан  в Российской Федерации Государственного агентства социальной защиты, занятости  населения и миграции Министерства труда и социальной защиты населения  Республики Таджикистан.

Трудовая миграция из Таджикистана в Россию и в другие страны, является составной частью глобальных миграционных процессов, происходящих в современном  мире. Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах¸ растущая поляризация  мира, являются основной движущей силой  современной миграции.

Не исключая большую роль миграционной службы в регулировании миграции и иммиграции  населения, важно чтобы её деятельность  должна быть направляться на постоянную доработку нормативно-правовых норм и финансовых механизмов регулирования в рамках международных организаций, на глобальном, региональном и национальном уровне. Таджикистан тоже стремится работать в этом направлении по международным нормам и стандартам, вырабатывая и укрепляя свою стратегию, учитывая менталитет соотечественников.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что  страны- импортёры и страны-экспортёры трудовых ресурсов вносят существенные изменения в свою миграционную политику.

Международная миграция населения  и трудовых ресурсов возникает при  наличии определённого различия в уровнях экономического и социального  развития и темпах естественного  демографического прироста стран, принимающих  и отдающих рабочую силу.

Вместе с тем мировая  практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества странам, как принимающим  рабочую силу, так и поставляющим её. Но при этом возможно возникновение  и острых социально-экономических  проблем.

В настоящее время к  положительным последствиям трудовой миграции  специалисты относят:

1) смягчение условий безработицы;

2) появление для страны-экспортёра рабочей силы дополнительного источника дохода в форме поступлений от эмигрантов;

3) приобретение мигрантами знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, вкладывают заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Однако следствием миграции является и ряд негативных процессов (желание скрыть получаемые доходы, рост теневой экономики, утечка квалифицированных  кадров), поэтому в последнее время  довольно широко в интересах нейтрализации  отрицательных последствий и  усиления положительного эффекта, получаемого  страной в результате  трудовой миграции, используют средства государственной  миграционной политики.

Исследования проблем  миграции  населения республики показывает, что во многих случаях  экспорт трудовых ресурсов выступает  как составная часть общей  экономической стратегии развития.

Следовательно гибкая миграционная политика должна быть направлена для реализации конституционных прав граждан в части обеспечения занятости населения республики.

Исходя из этого возникает необходимость в определении сущности миграционной политики, которые будут определять направления её совершенствования.

Миграционная политика- комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области.

Перемещения лиц через  границу государства (как внутрь, так и за его пределы).13

По мнению Л.Л.Рыбаловского «миграционная политика- это система общепринятых на уровне властных идей и конституционно  объединённых средств с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение целей». 14

На наш взгляд, эти две  определения вместе и определяют сущность миграционной политики государства. Следовательно, миграционная политика это комплекс правил, мер и ограничений направленных на упорядочения гражданских и общественных отношений в области внутренней  и внешней миграции населения, которых государство или общественные институты используя как систему общепринятых на уровне властных идей и конституционно объединённых средств при соблюдении определённых принципов, предполагают достижению целей.

На протяжении последних  лет, учёными и практиками были разработаны  научно обоснованные рекомендации для  Таджикистана, проведены исследования, прописаны рецепты оздоровления и реформирования системы, в основе которых заложена идея, что миграция должна работать на развитие Таджикистана, и все решения должны сводиться  именно к этим целям.

Механизмом реализации целей  государственной миграционной политики, должно основываться на программно-целевом  методе, и преследовать решения следующих  задач:

- создание и совершенствование  правовой базы в области трудовой  миграции;

- разработка и заключение  межгосударственных соглашений  по вопросам защиты прав трудовых  мигрантов;

- реализация экономических и инвестиционных проектов;

- создание информационной  системы, обслуживающей сферу  трудовой миграции;

- развитие институционального  потенциала системы органов управления  миграционными процессами и развитие  системы эффективного взаимодействия  между всеми структурами, в  том числе с местными исполнительными  органами государственной власти  в решении проблем трудовой  миграции;

- создание системы профессиональной  подготовки кадров республиканских  и местных органов миграционной  службы.

При этом очень важно, чтобы  была правильно понята роль миграции в национальном развитии, для того, чтобы суметь разработать политику, которая более существенна и  более чувствительна к негативным последствиям мер, предпринимаемых  для ограничения миграции. Ещё  многое предстоит сделать в разработке специальных политических мер и  документов для возможности реализации выдвинутых целей.

Примечательно, в этом направлении  инициатива Президента Республики Таджикистан  Эмомали Рахмона сопровождается необходимостью принятия сразу двух основополагающих документов – это проект закона о трудовой миграции граждан РТ за рубежом и национальная стратегия по трудовой миграции.

Принятие этих документов должна обеспечивать гибкость регулирования  миграционных потоков из Таджикистана, и станут основополагающей законодательной  базой, для эффективной деятельности Миграционной службы при Правительстве  республики. Данная структура должна стать органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере миграции и функции  по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере  миграции. Имея статус органа исполнительной власти, эта структура может вести более продуманную деятельность в стране и координировать и обязывать местные власти уделять большее внимание вопросам трудовой миграции, разрабатывать целые программы по социально-экономическому развитию с участием трудовых мигрантов, предусматривать льготные условия инвесторам-трудовым мигрантам, цивилизованной миграции, в пользу квалифицированных иностранных рабочих со знанием языка страны приёма. Таджикистан должен принимать эти вызовы, и как страна исходя рабочей силы-адекватно реагировать на них.

В миграционной политике Таджикистана важно наряду с местных и директивных  мер предусмотрены необходимость  применение косвенных и координирующих воздействий на миграцию населения.

На современном этапе  международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активация и рост влияния стран-экспортёров рабочей  силы, при этом используются различные  подходы к достижению целей эмиграции, среди которых можно выделить:

1) методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся мигрантов. (С этой целью в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования; а ряд государств прямо обязывает трудящихся эмигрантов переводить в свою страну значительную долю полученной за границей заработной платы.);

2) методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путём использования двухсторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определённые экономические и социальные гарантии, а также путём организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля а выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав;

3) меры способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.(Одним из инструментов реализации данной задачи служит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму  граждан для работы за границей. Цель лицензирования-наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надёжными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности. ) ;

4) меры направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортёров и стран-импортёров трудовых ресурсов. Речь идёт , в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.

Так мировым сообществом  признано целесообразным и необходимым  условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закреплённых в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение, как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна- импортёр рабочей силы в основном отвечает за

Прибытие и использование  мигрантов, то в функции страны-экспортёра рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и защита интересов  своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров  и импортеров рабочей силы оказываются  тесно переплетенными.

Следует отметить, что при  изучении процесса миграции необходимо выделить еще и социальный фактор. Массовая миграция создает серьезную  проблему образа жизни. Понятно, что  представители разных культур имеют  разные традиции. Некоторые мигранты просто не знают, что нужно адаптироваться, приспосабливаться к окружающему  миру, а некоторые, понимая это, тем  не менее, адаптироваться просто не в  состоянии – по крайней мере, самостоятельно. Ввиду массовости миграционных процессов и относительно молодежи на данном этапе, на наш взгляд, необходимо проведение следующих мероприятий:

1. По социальной защите эмигрантов республики за рубежом.

2. Организация юридических консультаций для выезжающих на заработки за рубеж.

3. Проведение тренингов и семинаров по вопросам оформления регистрации и разрешения на  проживание и работу по месту прибытия (такие семинары можно организовать, используя волонтеров из числа студентов юридических специальностей).

4. Создание условий для более тесного взаимодействия между трудовыми мигрантами и представительствами Республики Таджикистан (прежде всего, представительствами Министерства труда и социальной защиты населения, консульствами) в сфере консультирования и защиты прав наших граждан за рубежом.

Все перечисленное позволит в значительной мере повысить юридическую  грамотность мигрантов, будет способствовать легализации их пребывания за границей, а также и легализации их пребывания за границей, а также и легализации их доходов, что в свою очередь приведет к уменшению сектора теневой экономики как в принимающей стране, так и в стране-экспортере рабочей силы, а также к снижению имеющихся сегодня рисков, связанных с выездом в поисках работы за рубеж.

По данному вопросу  в Республике Таджикистан, на наш  взгляд, должно уделяться особое внимание, так как проблема адаптации таджикской молодежи к совершенно новым условия российского общества стоит достаточно остро.

Таким образом, трудовая миграция в Таджикистане признана как стратегия  Государственной политики занятости  населения. Соответственно, основными  приоритетами государственной миграционной политики Республики Таджикистан должно быть направлено на:

• Заключение международных договоров со странами, принимающими эмигрантов из Таджикистана с целью защиты их законных прав;

Информация о работе Регулирование миграционных процессов в современных условиях