Регулирование миграционных процессов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Развал СССР и формирования на его территории ряда независимых государств сопровождается значительными напряжениями в области межэтнических отношений. Хотя этнические процессы обладают собственной диалектикой и своими закономерностями развития, их проявления, основные тенденции зачастую связаны с социально-политическим развитием общества. Национальная принадлежность оказывает заметное влияние на становление гражданского самосознания, политическое, экономическое, социальные поведение граждан новых независимых государств, в частности, на их отношение к независимости, степень поддержки государственного строительства, а также на их участие в этом процессе и миграционное поведение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 3-6
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………....……7-26
Сущность и предпосылки развития трудовой миграции
в мировой экономике………………………………...………………….7-16
Теория миграционных процессов……………………………………...16-20
Особенности трудовой миграции в мировой экономике…………….20-26

Глава 2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………..……..27-51
2.1 Факторы и причины развития международной миграции…………..… 27-40
2.2 Экономическая эффективность международной миграции………….....40-43
2.3 Особенности развития трудовой миграции в РТ…………………...…..44-51

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ…52-65
3.1 Параметры влияния трудовой миграции на сокращение
безработицы…………………………………………………………………....52-63
3.2 Модернизация миграционной политики в РТ…………….…………….62-72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....73-74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....75-76

Файлы: 1 файл

Регулирование миграционных процессов в современных условиях.docx

— 282.99 Кб (Скачать файл)

Большинство таджикских трудовых мигрантов работают нерегулярно  в России и в других станах которые являются членами Содружества независимых государств (СНГ), где они оказываются уязвимыми для эксплуатации и испытывают значительные трудности. В то же время существуют значительные преимущества.  Уезжая на заработки в зарубежные страны таджикские мигранты имеют возможность  приобрести  новый опыт, навыки и улучшить свое материальное состояние.

Экономический кризис в стране и низкая оплата труда заставляют десятки тысяч граждан республики отправляться на заработки за рубеж. Большинство из них пользуется услугами железнодорожного транспорта. Поезд Душанбе-Астрахань, курсирующий два раза в неделю, для многих - наиболее оптимальная возможность выехать за пределы страны. Транспортная проблема - не единственная, с которой сталкиваются сезонные мигранты. По разным данным, ежегодно из Таджикистана выезжают на заработки от 200 тысяч до полумиллиона трудоспособного населения. Только с начала нынешнего года республику покинуло около 200 тысяч человек. В основном, трудовые мигранты направляются в страны ближнего зарубежья, для въезда в которые гражданам Таджикистана виза не требуется - Россию, Казахстан и Кыргызстан. Более 90% из них не имеют законного статуса и являются нелегалами. Одна из основных причин такой ситуации заключается в отсутствии у населения элементарных знаний о своих правах и процедуре оформления документов для получения законной работы за рубежом. Большинство простых таджикистанцев не имеет представления о существовании организаций и фирм, занимающихся вопросами внешней миграции. На сегодняшний день в Таджикистане действуют 5 фирм, получивших лицензии на деятельность по организации внешней миграции, 4 из которых созданы на базе правительственных структур и одно частное. Выдачу лицензий и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство труда и социальной защиты республики.

Однако рынок услуг  по трудоустройству за рубежом в  Таджикистане ещё весьма слаборазвит, сеть организаций за рубежом, с которыми эти фирмы имеют партнёрские  отношения (пока только в России), ограничена. Кроме того, доступ к их услугам  имеют, в основном, жители столицы. Решение  вопроса легализации трудовой миграции невозможно без двустороннего сотрудничества с теми странами, в которые наши трудовые мигранты выезжают. В настоящее  время межправительственное Соглашение о защите прав трудовых мигрантов  имеется только с Кыргызстаном, но идет работа с Беларусью, Казахстаном  и, особенно активно, с российской стороной.

Такое соглашение необходимо заключить, в первую очередь, с Россией, так как самый большой поток  трудовых мигрантов (более 82%) устремляется в эту страну. По данным миграционной службы России, более 500 тысяч таджиков проживают и трудятся в России, из них сезонными работниками  являются 200-250 тысяч. Безвизовый режим, нехватка рабочей силы и благоприятные  условия оплаты труда способствуют наибольшему оттоку трудовых мигрантов  из Таджикистана именно в Россию. Как  правило, там они работают на рынках или в сфере строительства, то есть в тех местах, где не требуется  высококвалифицированный или интеллектуальный труд. Российские работодатели, в свою очередь, предпочитают нанимать рабочих-азиатов и, в частности, таджиков, поскольку они менее прихотливы и согласны на самый тяжелый труд за сравнительно небольшую по российским меркам плату.

Многие таджикистанцы, желая поправить своё материальное положение, зачастую соглашаются на заманчивые, но весьма сомнительные предложения случайных знакомых или приятелей о работе за границей. Несмотря на тенденцию сокращения бедности и повышения уровня жизни в Таджикистане, все же главным фактором, выталкивающим население за пределы страны, являются низкие доходы, нищета. По данным издательства Азия-Плюс в Таджикистане сохранятся самая низкая заработная плата по сравнению с другими странами СНГ (средняя заработная плата в 2011 году составляла около 40 долларов США), что снижает привлекательность предложений на внутреннем рынке труда.10 В 2009 году 54,4% трудовых мигрантов из Таджикистана отправились на заработки из-за очень низких доходов.  В исследовании МОМ говорится: «Факторами, выталкивающими рабочую силу Таджикистана на рынки труда России и СНГ в целом, являются: разрыв в зарплатах, высокий уровень безработицы, особенно молодежной (40%), бедность, развал прежней сферы занятости в результате структурных изменений экономики, социальная стратификация, которая протекает в виде поляризации бедных и богатых. В результате образуются большие группы исключенных людей, которым нет места на родине. По возрасту это молодые, динамичные люди. Они выбирают стратегию миграции». Это положение находит подтверждение в жизненных историях мигрантов. По неофициальным данным, около миллиона таджикистанцев ежегодно находятся в трудовой миграции за рубежом. Более 90% трудовых мигрантов из Таджикистана работают на территории России))))).По данным Национального банка Таджикистана, объем денежных переводов в республику в январе-ноябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 27%, составив к 1 декабря прошлого года 2,1 млрд. долларов США.))))

Говоря о направлении  современных миграционных потоков, следует отметить, что эмиграция  по-прежнему предоставлена в основном русскоязычным населением различного происхождения. Среди эмигрантов преобладают  русские, узбеки и таджики. Последствием этнических миграций является постепенная  утрата этнического разнообразия в  Таджикистане. Население РТ включает 79,9% таджиков, 15,3% узбеков, 1,1% русских, 1,1% киргизов, 2,6% других народов.

Трудовая эмиграция из Таджикистана характеризуется преобладанием  мужчин. Они составили 89,2% трудовых мигрантов, женщины 10,8%.

Возрастной состав мигрантов  из Таджикистана в разных сферах занятости  различается;

 

Таблица 1

Возрастной состав мигрантов из Таджикистана.

 

Мигранты в целом

Челноки

Работники по найму

18-29 лет

24,8%

17,04%

19,5%

30-39 лет

38,8%

34,08%

26,2%

40-49 лет

29,6%

36,15%

40,7%

Старше 50 лет

6,7%

12,73%

13,6%




 

 

 

 

 

 

Национальный состав миграционных потоков в основном соответствует  этническому составу населения  РТ, хотя узбеки менее подвижны, чем  таджики. Последние составляют 88%, узбеки 10%, русские 1,2%, другие 0,8% всех мигрантов.

Образовательный уровень  мигрантов несколько выше, чем  у населения РТ в целом. Так, 18,6% мигрантов имеют высшее образование  и незаконченное высшее образование, 27,9%- среднее специальное образование, 34% - среднее общее образование, 19,3 – неполное среднее и начальное образование.  По уровню образования трудовая миграция отчетливо распадается на две группы; первая, самая многочисленная – это молодежь, которое имеет среднее или неполное среднее образование и крайне редко – профессиональное. Вторая группа – это люди среднего и старшего возраста, квалифицированные рабочие и специалисты со средним специальным и высшим образованием. 11

Самым заметным явлением в  трудовой миграции из Таджикистана является отсутствие квалификации более чем  у половины (57%) трудовых мигрантов. Подавляющая часть этой группы –  молодежь, впервые вышедшая на рынок  труда, менее значительная – те кто, имея среднее специальное или  высшее образование( специалисты гуманитарного профиля, учителя и т. д), едут на заработки, заранее зная, что они не найдут работу по специальности и должны переквалифицироваться.

Материалы последних исследований показывают, что более двух третей трудовых мигрантов составляют сезонники.

 

Рис 1. Показатели сезонных трудовых мигрантов

Сферы занятости на выезде, в которых специализируются трудовые мигранты из Таджикистана, показывают следующие данные;

Рис. 2. Показатели сферы занятости трудовых мигрантов за рубежом

В заключении данной главы следует отметить, что миграционная активность населения РТ, связанная с выходом из экономического кризиса будет расти в ближайшие годы. Кроме того,  можно уверенно прогнозировать дальнейшее сокращение объёмов трудовой эмиграции на ближне -  и среднесрочную перспективу. Оно связано с увеличением оплаты труда и потребностей в рабочей силе внутри Таджикистана, а также с регулированием миграционных процессов на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ  РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ 

3.1 Параметры влияния  трудовой миграции на сокращение  безработицы в РТ.

 

Экономические преобразования в Таджикистане показали, что наряду со свойственным противоречием присущим развитым странам существуют противоречия свойственные  только таджикской экономике. При формировании свободного рынка труда в республике; влияют трудоизбыточность, низкий уровень жизни и эффективности труда, недостаточная территориально–отраслевая мобильность кадров, неразвитость инфраструктуры рынка труда и несоответствия требованиям рынка системы подготовки и переподготовки кадров.

Анализ научных трудов отечественных экономистов посвящённых  исследованию рынка труда в развивающейся экономике показывает, что в них в полном объёме пересматривают  вопросы нахождения  компромисса между экономическими и социальными результатами стабилизации экономики, являющийся основным принципом занятости населения. Кроме того, не   уделяется внимания анализу внутренних закономерностей занятости в развивающейся экономике выявление которых важно для установления факторов влияющих на параметры занятости в республике, зависящих непосредственно от определения роли человеческого фактора в развитии национальной экономики.

В сложившейся ситуации обеспечения занятости населения в республике требует формирования гибкой и эффективной политики занятости на основе разработки и использования механизма регулирования динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

При разработке механизма  регулирования рынка труда необходимо учитывать решение двух взаимосвязанных  блоков проблем (схема 1).











 




 

 





 

Схема 1. Взаимосвязанные  проблемы рынка труда

Кроме того разработка механизма  регулирования рынка труда требует решения следующих задач:

- разработка и использование  системы показателей для обследования  структуры рабочей силы, перемещения  населения и определения безработных  согласно  требованиям, рекомендациям  международной организации труда  (МОТ);

- определение приоритетных  направлений социально-экономического  развития регионов и районов,  для устранения межрегиональных  различий доходов населения;

-создание трудового потенциала  за счёт переселения населения  (внутренняя и экологическая) и обеспечения им необходимых условий в новых местах вселения;

- увеличение расходов  государства на социальные нужды  и обеспечения условий для  нормального возмещения и воспроизводств  рабочей силы;

- способствование к реформированию  добросовестной конкуренции между  работниками между сегментов  рынка труда.

На наш взгляд среди  указанных задач особое место  занимает проведение сегментации рынка  труда. При проведении необходимо употребить четыре её особенные преимущества; географический  (региональное размещение рабочей силы), психографический (образ жизни), поведенческий (выгода, которую ищет работник в данном сегменте) и демографический (пол, состав семьи, уровень доходов).Проведение сегментации позволяет разделению рабочей силы на группы что важно  для исследования текущей ситуации на рынке труда, по определению направления, вмешательство государства в повышении занятости рабочей силы. При этом важно проводить сегментацию рынка труда по регионам и трудоизбыточным районам. Сегментация позволяет определить состояние рынка труда по трём обособленным сегментам: первичного, вторичного рынков труда и безработных.

Сегмент первичного рынка  труда включает численность работников с высоким уровнем заработной платы, хорошими уровнями труда  и следовательно стабильную занятость рабочей силы.

Вторичный рынок труда  будет характеризовать положения  привилегированных части работников. Работники входящие в данный сегмент частично или полностью лишены многих льгот и соответственно у них низкий уровень доходов. Они чаще подвержены к сокращению и увольнению.

В сегмент безработных  будут включаться граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие соответствующую  работу и заработки зарегистрированные в службе занятости в целях получения подходящей работы, а также тех кто ищет работу и готов к ней приступить.

В государственной политике занятости происходящие изменения в сегментах рынка труда способствуют определению сдвигов происходящих в структуре занятости, её качественного состава и тем самым обеспечения перехода от одной структуры занятости   к другой на основе формирования в Таджикистане цивилизованного рынка труда. Важно чтобы механизм регулирования рынка труда учитывало специфическую черту таджикской модели рынка труда, которому характерен низкая скорость движения рабочей силы, особенно между отраслями и регионами, городами, районами и сельскими местностями. Отсюда возникает необходимость также в учёте факторов оказывающих влияние на формирования рынка труда в республике.

Для экономики республики трудоизбыточная ситуация является особенно актуальной проблемой. При самых высоких уровнях в среднеазиатском регионе прироста населения гораздо большую актуальность приобретает определение направления рационального использования трудовых ресурсов регионов оказывающие воздействий на процесс формирования и эффективного функционирования национального рынка труда.

Информация о работе Регулирование миграционных процессов в современных условиях