Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - исследование экономической сущности издержек обращения и проведение экономического анализа издержек обращения с целью их обоснования.
Объектом является розничное предприятие Общество с ограниченной ответственностью «ПКИ Свет» г. Тюмень.
Предмет выпускной квалификационной работы – издержки обращения.
В соответствии с поставленной целью, решены следующие задачи:
1) исследовать роль издержек обращения в торговле;
2 )определить экономическую сущность издержек обращения;
3) провести анализ издержек обращения ООО «ПКИ Свет» г. Тюмень;
4) разработать экономический план по снижению издержек.
Издержки обращения торговых организаций классифицируются по следующим признакам. [29. с. 20]
По экономической природе издержки обращения делят на чистые и дополнительные. Чистые издержки – это расходы, связанные с процессом доведения товаров до потребителя путем купли-продажи и смены форм стоимости. Эти затраты не увеличивают стоимость товара, являются непроизводительными по своей сути и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства. К чистым издержкам обращения торговых организаций относят расходы, связанные с процессом продажи, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций, с рекламой и др.
Дополнительные издержки — это затраты торговых организаций, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции. Эти затраты входят в стоимость товаров и возмещаются трудом работников, выполняющих эти процессы.
Раздельный учет дополнительных и чистых издержек в торговых организациях не ведется. В зависимости от месторасположения организации, объема и структуры товарооборота, товарной специализации, размера торговых площадей, величины собственного и оборотного капиталов, соотношение между чистыми и дополнительными издержками не одинаково для различных торговых организаций.
При наличии насыщенного рынка важным фактором успеха торговых организаций становится культура обслуживания покупателей. Поэтому в настоящее время появилась тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Расходы обслуживания возрастают более быстрыми темпами, увеличивая долю чистых издержек.
По характеру выполняемых задач
издержки подразделяют на операционные
(прямые) и административно-
Операционные
издержки обращения – это расходы,
связанные с выполнением
Административно-управленческие издержки – это расходы торговых организаций, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др. [12]
По звеньям торговли выделяют издержки обращения розничных торговых организаций, оптовых торговых организаций и предприятий общественного питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых организациях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих организаций. В затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для организаций оптового звена характерно отсутствие или незначительный удельный вес расходов на фасовку, доработку, подсортировку и т. п., что и снижает общий уровень издержек обращения.
По отношению к товарообороту все издержки обращения делятся на условно-постоянные и условно-переменные.
Условно-постоянные издержки обращения – это затраты торговых организаций, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота. Это расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.
Условно-переменные издержки обращения – это затраты торговой организации, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, проценты за пользование кредитом, часть прочих расходов и др.
По товарным группам выделяют издержки обращения продовольственных товаров и издержки обращения по реализации непродовольственных товаров. Наиболее высокие издержки у продовольственной товарной группы. В силу своих физико-химических свойств они требуют обеспечения особых условий хранения, использования специализированного транспорта для перевозок, что и увеличивает общую сумму расходов. Среди продовольственных товаров наиболее высокие издержки имеют такие товары, как яйца, овощи, соль. Среди непродовольственных — хозтовары, строительные материалы, мелкая галантерея. [12]
По способу распределения по товарным группам все издержки торговых организаций делятся на прямые и косвенные (распределительные).
Прямые издержки — это расходы торговой организации, отнесенные к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам.
Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торговой организации, распределенные между товарными группами после предварительных расчетов.
По видам затрат издержки обращения подразделяются на следующие группы: оплата труда работников торговых организаций; оплата услуг других отраслей экономики (связь, коммунальное хозяйство, транспорт); материальное потребление в торговых организациях (расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии, износ основных фондов, санспецодежды и т. п.); материальные потери (потери товаров нормируемые и ненормируемые); другие расходы (охрана труда, социальное страхование, подготовка кадров). Признак классификации издержек обращения по видам затрат является основным.
На издержки
обращения оказывают влияние
различные объективные и
Из них наиболее значимыми являются:
Следовательно, на уровень издержек обращения влияют различные факторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а, следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. Изменения оптовых цен на хозяйственные материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок, процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением издержек обращения в целом и по статьям. На уровень издержек обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.
К факторам, зависящим от предприятия, относятся факторы, обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рациональное использование выделенных основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины, повышение производительности труда, выбор форм обслуживания покупателей – все эти и некоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять на величину издержек обращения.
Аванесов Ю.А. предлагает другую классификацию факторов, влияющих на формирование издержек обращения. Их условно можно разделить на три группы:
1) Общеэкономические факторы - это рост товарооборота и изменение его структуры, рациональное размещение производственных сил в соответствии с требованиями экономического закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства; увеличение производительности общественного труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих, и т.д.
2) Экономико-организационные факторы: укрупнение торговых предприятий и их специализация; введение новых, наиболее рациональных способов торговли.
3) Факторы, связанные с техническим прогрессом: совершенствование технологии и применение новейшей техники в отраслях, обслуживающих торговлю (транспорт, связь и т.д.), автоматизация фасовки и упаковки предметов потребления, а также отпуска товаров покупателям.
Таким образом, на издержки обращения оказывают влияние как факторы, повышающие их величину, так и снижающие.
К факторам, повышающим уровень издержек обращения, относятся: дальнейшее улучшение условий торговли и повышение качества обслуживание покупателей, расширение сети магазинов в районах новостроек, имеющих более высокий уровень издержек, изменение структуры товарооборота в сторону повышения удельного веса в нем более издержкоемких товаров, дальнейшее упорядочение заработной платы работников торговли и т.д. [29. с.17]
К факторам, понижающим уровень издержек обращения, относятся: усиление борьбы за экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, широкое применение принципов хозяйственного расчета во всей деятельности торговых предприятий. [29. с.17]
В настоящее время учет издержек обращения занимает одно из главных мест в общей системе бухгалтерского учета. Показатель издержек обращения является одним из главных при формировании прибыли от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек обращения можно узнать насколько рентабельна и эффективна деятельность предприятия т. е его финансовую устойчивость. .
Учет издержек обращения - это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги). В месте с тем надо отметить такой фактор, что оптимизация издержек обращения может повлиять на прирост прибыли и снижения общего количества затрат, но надо не забывать и то, что издержки неразрывно связаны с производством и уменьшение (экономия) издержек может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект "собаки, которая бегает за своим хвостом". Для многих предприятия издержки обращения являются не только показателем при котором уменьшается денежные средства, но и стимулом к дальнейшей работе.
1.3 Управление издержками производства и обращения
Управление издержками производства включает в себя следующие моменты:
а) умение четко определить величину расходов предприятия (включая знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия);
б) умение определять дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство;
в) умение эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.
Таким образом,
процесс управления издержками производства
можно определить как умение экономить
ресурсы и максимизировать
Эффективное управление издержками производства позволяет обеспечить:
а) производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;
б) наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
г) предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;
д) возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения;
е) принятие обоснованных и объективных решений.
1.4 Необходимость совершенствования анализа и планирования издержек обращения
В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).
Информация о работе Рекомендации по снижению уровня издержек на предприятии ООО «ПКИ Свет»