Рекомендации по снижению уровня издержек на предприятии ООО «ПКИ Свет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - исследование экономической сущности издержек обращения и проведение экономического анализа издержек обращения с целью их обоснования.
Объектом является розничное предприятие Общество с ограниченной ответственностью «ПКИ Свет» г. Тюмень.
Предмет выпускной квалификационной работы – издержки обращения.
В соответствии с поставленной целью, решены следующие задачи:
1) исследовать роль издержек обращения в торговле;
2 )определить экономическую сущность издержек обращения;
3) провести анализ издержек обращения ООО «ПКИ Свет» г. Тюмень;
4) разработать экономический план по снижению издержек.

Файлы: 1 файл

Издержки обращения.doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Издержки обращения  торговых организаций классифицируются по следующим признакам. [29. с. 20]

По экономической  природе издержки обращения делят  на чистые и дополнительные. Чистые издержки – это расходы, связанные с процессом доведения товаров до потребителя путем купли-продажи и смены форм стоимости. Эти затраты не увеличивают стоимость товара, являются непроизводительными по своей сути и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства. К чистым издержкам обращения торговых организаций относят расходы, связанные с процессом продажи, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций, с рекламой и др.

Дополнительные  издержки — это затраты торговых организаций, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции. Эти затраты входят в стоимость товаров и возмещаются трудом работников, выполняющих эти процессы.

Раздельный  учет дополнительных и чистых издержек в торговых организациях не ведется. В зависимости от месторасположения организации, объема и структуры товарооборота, товарной специализации, размера торговых площадей, величины собственного и оборотного капиталов, соотношение между чистыми и дополнительными издержками не одинаково для различных торговых организаций.

При наличии  насыщенного рынка важным фактором успеха торговых организаций становится культура обслуживания покупателей. Поэтому в настоящее время появилась тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Расходы обслуживания возрастают более быстрыми темпами, увеличивая долю чистых издержек.

По характеру выполняемых задач издержки подразделяют на операционные (прямые) и административно-управленческие.

Операционные  издержки обращения – это расходы, связанные с выполнением основных функций торговой организации. К  ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки – это расходы торговых организаций, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др. [12]

По звеньям  торговли выделяют издержки обращения  розничных торговых организаций, оптовых торговых организаций и предприятий общественного питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых организациях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих организаций. В затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для организаций оптового звена характерно отсутствие или незначительный удельный вес расходов на фасовку, доработку, подсортировку и т. п., что и снижает общий уровень издержек обращения.

По отношению  к товарообороту все издержки обращения делятся на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные издержки обращения – это затраты  торговых организаций, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота. Это расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.

Условно-переменные издержки обращения – это затраты торговой организации, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, проценты за пользование кредитом, часть прочих расходов и др.

По товарным группам выделяют издержки обращения  продовольственных товаров и издержки обращения по реализации непродовольственных товаров. Наиболее высокие издержки у продовольственной товарной группы. В силу своих физико-химических свойств они требуют обеспечения особых условий хранения, использования специализированного транспорта для перевозок, что и увеличивает общую сумму расходов. Среди продовольственных товаров наиболее высокие издержки имеют такие товары, как яйца, овощи, соль. Среди непродовольственных — хозтовары, строительные материалы, мелкая галантерея. [12]

По способу  распределения по товарным группам  все издержки торговых организаций делятся на прямые и косвенные (распределительные).

Прямые издержки — это расходы торговой организации, отнесенные к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам.

Распределительные (косвенные) издержки — это расходы  торговой организации, распределенные между товарными группами после  предварительных расчетов.

По видам  затрат издержки обращения подразделяются на следующие группы: оплата труда работников торговых организаций; оплата услуг других отраслей экономики (связь, коммунальное хозяйство, транспорт); материальное потребление в торговых организациях (расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии, износ основных фондов, санспецодежды и т. п.); материальные потери (потери товаров нормируемые и ненормируемые); другие расходы (охрана труда, социальное страхование, подготовка кадров). Признак классификации издержек обращения по видам затрат является основным.

1.2 Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения

На издержки обращения оказывают влияние  различные объективные и субъективные факторы. Все эти факторы взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Они действуют одновременно как в сторону снижения издержек, так и в сторону их повышения. При этом одни факторы являются специфическими и оказывают влияние на издержки обращения в отдельных подотраслях, торговых системах, звеньях товаропроводящей сети или на отдельные статьи издержек, другие же факторы являются общими и влияют на издержки обращения всех звеньев торговли, на все или многие статьи издержек обращения.

Из них наиболее значимыми являются:

    1. изменение объема, состава и структуры оборота розничной торговли;
    2. изменение тарифов и ставок за услуги сторонних организаций;
    3. изменение уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы;
    4. изменение времени и скорости товарного обращения;
    5. изменение состава и эффективности использования материально-технической базы;
    6. изменение производительности труда работников.

Следовательно, на уровень издержек обращения влияют различные факторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а, следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. Изменения оптовых цен на хозяйственные материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок, процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением издержек обращения в целом и по статьям. На уровень издержек обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.

К факторам, зависящим  от предприятия, относятся факторы, обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рациональное использование выделенных основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины, повышение производительности труда, выбор форм обслуживания покупателей – все эти и некоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять на величину издержек обращения.

Аванесов Ю.А. предлагает другую классификацию факторов, влияющих на формирование издержек обращения. Их условно можно разделить на три группы:

    1) Общеэкономические факторы - это рост товарооборота и изменение его структуры, рациональное размещение производственных сил в соответствии с требованиями экономического закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства; увеличение производительности общественного труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих, и т.д.

   2) Экономико-организационные факторы: укрупнение торговых предприятий и их специализация; введение новых, наиболее рациональных способов торговли.

    3) Факторы, связанные с техническим прогрессом: совершенствование технологии и применение новейшей техники в отраслях, обслуживающих торговлю (транспорт, связь и т.д.), автоматизация фасовки и упаковки предметов потребления, а также отпуска товаров покупателям.

Таким образом, на издержки обращения оказывают  влияние как факторы, повышающие их величину, так и снижающие.

К факторам, повышающим уровень издержек обращения, относятся: дальнейшее улучшение условий торговли и повышение качества обслуживание покупателей, расширение сети магазинов в районах новостроек, имеющих более высокий уровень издержек, изменение структуры товарооборота в сторону повышения удельного веса в нем более издержкоемких товаров, дальнейшее упорядочение заработной платы работников торговли и т.д. [29. с.17]

К факторам, понижающим уровень издержек обращения, относятся: усиление борьбы за экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, широкое применение принципов хозяйственного расчета во всей деятельности торговых предприятий. [29. с.17]

В настоящее  время учет издержек обращения занимает одно из главных мест в общей системе  бухгалтерского учета. Показатель издержек обращения является одним из главных при формировании прибыли от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек обращения можно узнать насколько рентабельна и эффективна деятельность предприятия т. е его финансовую устойчивость. .

Учет издержек обращения - это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги). В месте с тем надо отметить такой фактор, что оптимизация издержек обращения может повлиять на прирост прибыли и снижения общего количества затрат, но надо не забывать и то, что издержки неразрывно связаны с производством и уменьшение (экономия) издержек может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект "собаки, которая бегает за своим хвостом". Для многих предприятия издержки обращения являются не только показателем при котором уменьшается денежные средства, но и стимулом к дальнейшей работе.

1.3 Управление издержками производства и обращения

Управление  издержками производства включает в  себя следующие моменты:

а) умение четко определить величину расходов предприятия (включая знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия);

б) умение определять дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство;

в) умение эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.

Таким образом, процесс управления издержками производства можно определить как умение экономить  ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Эффективное управление издержками производства позволяет обеспечить:

а) производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;

б) наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;

г) предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;

д) возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения;

е) принятие обоснованных и объективных решений.

1.4 Необходимость совершенствования анализа и планирования издержек обращения

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Информация о работе Рекомендации по снижению уровня издержек на предприятии ООО «ПКИ Свет»