Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Представляется, что суверенный фонд является необходимым элементом в странах с сырьевой экономикой. Более того при обеспечении эффективного управления его средствами, фонд является одним из ключевых элементов бюджетной и налоговой систем государства, зависимого от экспорта сырья. Настоящая работа направлена на подтверждение данного положения. Данное исследование также является основой для дальнейшего более глубокого и подробного исследования вопросов, касающихся учреждения и функционирования резервных фондов.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект формирования резервных фондов в странах с сырьевой экономикой 7
1.1. Особенности экономического развития стран с сырьевой специализацией 7
1.2. Понятие резервного фонда, цели и задачи создания резервных фондов 10
1.3. Принципы формирования резервных фондов различных стран и их использование 13
Глава 2. Анализ функционирования резервных фондов зарубежных стран 18
2.1. Создание и использование резервных фондов Норвегии 18
2.2. Особенности функционирования резервных фондов США (штат Аляска) 24
2.3. Особенности функционирования фондов нефтедобывающих стран Персидского залива 29
Глава 3. Становление суверенных фондов Российской Федерации 34
3.1. Создание Стабилизационного фонда РФ и анализ его функционирования в 2004-2007 годах 34
3.2. Разделение Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния 40
3.3. Оценка достижения целей, поставленных при формировании суверенных фондов Российской Федерации 47
3.4. Введение новых «бюджетных правил» использования нефтегазовых доходов в Российской Федерации 52
Глава 4. Роль и значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 55
4.1. Роль резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой 55
4.2. Значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 58
4.3. Меры совершенствования суверенных фондов благосостояния 62
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложения 78

Файлы: 1 файл

БР Иванова.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики»

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе

 

 

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой»

 

 

Студентка группы №492

Иванова А.А.

Научный руководитель:

доцент кафедры финансового менеджмента

в государственном секторе

Сергеева В.А.

Рецензент: старший преподаватель

кафедры финансового менеджмента

в государственном секторе Шамьюнов М.М.

 

 

 

 

Москва, 2013 
Оглавление

 

Введение

В каждой стране экономика развивается по-разному. Специфические особенности функционирования могут быть выделены для стран с так называемой сырьевой экономикой. Данный тип организации экономики характеризуется большой долей доходов от экспорта сырья в общем объеме доходов, и как следствие, большой зависимостью, как бюджетной системы, так и экономики страны в целом от внешнеэкономической конъюнктуры. Для снижения данной зависимости в мировой практике во второй половине XX века получила распространение политика государственных сбережений. Данная политика основана на осознании правительствами стран-экспортеров сырья того, что запас природных ресурсов, а, следовательно, и доход от их продажи, конечен. Суть политики сбережений заключается в создании финансовых резервов, так называемого резервного фонда государства (или суверенного фонда, фонда благосостояния). Резервный фонд призван выполнять одну из двух функций (в отдельных случаях - обе):

- стабилизировать экономику и снижать зависимость бюджетной системы от изменений мировых цен;

- сберегать средства для  будущих поколений, с целью обеспечить высокий уровень потребления в случае исчерпания природных ресурсов.

Порядка 15 зависимых от экспорта сырья стран в разное время учреждали резервные фонды, и в настоящее время совокупный объем финансовых резервов всех стран превышает 5 трлн. долл.1 Более того, экспертами отмечается тенденция его значительного увеличения в ближайшие годы, что говорит о возрастающей актуальности исследования функционирования данных институтов финансового резервирования. Исходя из вышеизложенного, цель настоящей работы – выявить роль резервных фондов и значение, которое их создание оказало на развитие стран с сырьевой экономикой. Для достижения заявленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

- охарактеризовать особенности  экономического развития стран с сырьевой экономикой;

- сформулировать определение суверенного фонда, выявить его виды и особенности функционирования каждого из них;

- составить сравнительную  характеристику резервных фондов  различных стран и занести  полученные результаты в сводную таблицу;

- провести анализ функционирования  фондов в отдельных зарубежных  странах, чей опыт признан успешным (к таким странам относятся  Норвегия и США (опыт штата  Аляска));

- рассмотреть практику  создания и использования суверенных  фондов в странах Персидского залива, как крупнейших мировых экспортеров сырья;

- и наконец, проанализировать российский опыт формирования суверенных фондов благосостояния, оценить эффективность данных инструментов бюджетной политики.

Для эффективного проведения исследования необходимо четко обозначить объект и предмет. Объектом в данном случае выступает суверенный фонд как институт управления финансовыми активами государства, предметом исследования является анализ его функционирования.

В современной науке практика функционирования суверенных фондов отличается средней степенью проработанности. В ходе написания настоящей работы использовались материалы публикаций таких исследователей, как Гуриев С., Сонин К., Жилина И.Ю., Кимельман С.А., Прудникова О.А., Кудрин А.Л., Сухарев А.Н., Улюкаев А., Кадочников П., Трунин П., Белов А.И., Данилина М.В., Дмитриева О., Ржевская Т., Савин В.А., Игнатов И.В., Краснопольский Б.Х., Моргунов Е.В., Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Варнавский В.,  Гурвич Е.Т., Коротченков А.М., Мартьянов А.В., Пашук Е.И., Петрикова Е.М., Ажогина Н.Н., Курзин Н.С., Сафина Р.С., Sachs J.D., Warner A.M и др. Важнейшими источниками официальных статистических данных по зарубежным странам стали официальные сайты государственных органов рассматриваемых стран. Для описания российской практики были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации (Бюджетный кодекс и иные федеральные законы), а также материалы официальных сайтов Министерства финансов РФ и Казначейства России.

Представляется, что суверенный фонд является необходимым элементом в странах с сырьевой экономикой. Более того при обеспечении эффективного управления его средствами, фонд является одним из ключевых элементов бюджетной и налоговой систем государства, зависимого от экспорта сырья. Настоящая работа направлена на подтверждение данного положения. Данное исследование также является основой для дальнейшего более глубокого и подробного исследования вопросов, касающихся учреждения и функционирования резервных фондов.

 

Глава 1. Теоретический аспект формирования резервных фондов в странах с сырьевой экономикой

 

1.1. Особенности экономического  развития стран с сырьевой  специализацией

Существует множество экономических критериев различия между странами. Одним из важнейших является такой показатель как ресурсная обеспеченность. Некоторые страны не обладают большими запасами сырья, что делает доходную часть бюджета практически независимой от экспортных доходов от продажи сырья, в то время как в ряде стран роль экономических операций с полезными ископаемыми очень велика. По этой причине различаются и типы функционирования и развития национальной экономики. Специфическим типом функционирования национальной экономики является «сырьевая экономика». Однако исключительно «сырьевой экономики» нет ни в одной стране мира. Условно принято, что страной с «сырьевой экономикой» считается страна, в которой доля сырьевого сектора в ВВП составляет 40%2.

Важными характеристиками сырьевого сектора экономики являются:

- прогнозируемый спрос,

- уровень цен на сырье,

- принятая технология, определяющая издержки функционирования и развития сырьевого сектора.

Одной из предпосылок развития сырьевого сектора является невозможность его рыночного регулирования. Более того, ввиду масштабов сырьевого сектора необходимо составление долгосрочного плана его развития, учитывающего различные интервальные значения цен, спроса и предложения3.

Характерной особенностью сырьевых товаров являются колебания цен, которые в сравнении с колебаниями цен других категорий товаров очевидно сильнее. Это, в свою очередь, является причиной цикличности экономик стран, поскольку бюджеты таких государств сильно зависят от «сырьевых» доходов, при снижении которых могут возникнуть периодические дефициты бюджетов и их неспособность выполнять расходные обязательства, сложившиеся в период высоких доходов, а также к колебаниям реальных обменных курсов стран-экспортеров. В частности, «в период высоких цен страны-экспортеры часто сталкиваются со значительным повышением курсов своих национальных валют, что снижает конкурентоспособность национальных производителей торгуемых товаров и повышает риски деиндустриализации экономики»4.

Говоря о странах с сырьевой экономикой, нельзя не упомянуть о феномене «ресурсного проклятия», который наблюдается в большинстве из них. «Ресурсное проклятие» - это явление в экономике, при котором страны, обладающие большими запасами природных ресурсов, имеют низкие темпы экономического роста в отличие от стран, отличающихся низкой ресурсообеспеченностью5. «Ресурсное проклятие» объясняется не столько наличием больших запасов природных ресурсов, сколько преобладанием доли сырьевого сектора в национальной экономике. Экономики стран, в которых присутствует «проклятие природных ресурсов», характеризуются экстенсивным развитием экономики, поскольку природное богатство используется в них нерационально. К ним относятся Саудовская Аравия, Российская Федерация, Венесуэла, Мексика и ряд других стран6.

Одним из проявлений «ресурсного проклятия» является «голландская болезнь». Суть данного явления – неблагоприятный эффект на национальную экономику вследствие неожиданного ресурсного бума. Данное явление впервые наблюдалось в Нидерландах в 1950, откуда и получило свое название. Суть явления заключается в том, что в экономике страны ключевую роль играют три сектора: сырьевой, торгуемый и неторгуемый. В случае обнаружения новых месторождений сырья происходит отток рабочей силы из торгуемого сектора в сырьевой. Также дорожает национальная валюта вследствие притока в страну иностранной (в частности, долларов),  а это делает продукцию торгуемого сектора менее конкурентоспособной. На внутреннем рынке неторгуемый сектор развивается быстрее торгуемого, поскольку слабее связан с мировыми ценами. В результате снижаются инвестиции в торгуемый сектор. Таким образом, торгуемый сектор подавляется двумя другими, поскольку отток инвестиций из торгуемого сектора замедляет темпы экономического роста в долгосрочном периоде, особенно если в торгуемом секторе наблюдается возрастающая отдача от масштаба.7

«Ресурсному проклятию» в наибольшей степени подвержены развивающиеся страны. Так данное явление в той или иной степени наблюдалось в таких странах как Венесуэла, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ и другие крупнейшие экспортеры нефти8.

По мнению большинства исследователей, в России также присутствует «ресурсное проклятие», однако особенность данного явления в России заключается в том, что сырьевой бум произошел в результате корректировки цен в начале постсоветского времени, а не по причине открытия нового месторождения нефти. Цены на сырье, искусственно занижаемые в советский период, резко возросли9. То есть, признаки «голландской болезни» России не характерны.

Необходимо отметить, что страны с сырьевой экономикой подвержены негативным макроэкономическим воздействиям ввиду большой зависимости бюджета от экспортных доходов. Таким странам необходимо вести продуманную бюджетную политику, направленную на сбережение сырьевых доходов и на эффективное управление ими, а также диверсифицировать экономику. Одним из инструментов бюджетной политики в странах-экспортерах являются фонды невозобновляемых ресурсов, понятие, цели и задачи которого будут рассмотрены далее.

 

1.2. Понятие резервного фонда, цели и задачи создания резервных фондов

Страны-экспортеры сырья подвержены шокам, вызванным колебаниями цен на сырьевом рынке. При низких ценах на экспортный ресурс бюджет страны, специализирующейся на данном ресурсе недополучает доходы, что приводит к бюджетному дефициту, а это, в свою очередь, требует привлечения дополнительных источников финансирования. Напротив, в случае высоких цен на сырьевом рынке бюджет получает сверхдоходы, от эффективности использования которых зависит долгосрочное развитие государства.

Для снижения негативного воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на бюджет государства с сырьевой экономикой необходимы планирование бюджетных расходов и проведение долгосрочной бюджетной политики. Для этого страны обычно «накапливают сверхдоходы бюджета в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), либо аккумулируют их в специальных фондах (Норвегия, Чили). В обоих случаях средства, как правило, инвестируются в иностранные активы»10.

Решение в пользу инвестирования средств фонда берет начало из макроэкономической теории денег. Ситуация, когда бюджет исполнен с профицитом предполагает, что в стране появляется избыток денег, что, как и недостаток денег, является неблагоприятным явлением. Согласно классической теории инфляции, излишек денег оказывает негативное влияние на бюджет и на экономику страны в целом, поскольку происходит подорожание товаров, и следовательно, снижается их конкурентоспособность. Во избежание появления излишка денежной массы государство выступает в качестве кредитора на финансовом рынке, покупая акции, облигации и другие ценные бумаги. Инвестирование средств должно быть спланировано в долгосрочном периоде. Как отмечают Улюкаев А., Кадочников П., Трунин П., в процессе разработки стратегии инвестирования необходимо учитывать безрисковые активы. Средства инвестируются в зависимости от целей и назначения фонда: долгосрочные сбережения либо стабилизация экономики в долгосрочном периоде11.

В странах с сырьевой экономикой финансовая политика формирования государственных сбережений начала формироваться в конце XX века, а в 1970-е начали создаваться фонды невозобновляемых ресурсов (с 2005 г. получили название «суверенные фонды благосостояния» или «суверенные фонды»12). Суверенный фонд благосостояния представляет собой накопление финансовых резервов для покрытия расходов бюджета в будущем. Отсюда еще одно название данных фондов – резервные. Общим принципом функционирования фондов является накопление сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов в случае высоких мировых цен на сырье. Благодаря фондам невозобновляемых ресурсов государство может сократить неблагоприятные макроэкономические эффекты и обеспечить сбалансированность бюджета в долгосрочном периоде. А.Л. Кудрин выделяет два основных типа таких фондов - стабилизационные и сберегательные, при этом отмечая, что разделение довольно условно, поскольку зачастую их финансовые операции совпадают. На мой взгляд, условность также заключается в специфике употребления терминов: дефиниция «стабилизационный» на практике гораздо шире, большинство исследователей используют ее для характеристики фондов всех видов. В настоящей работе это также допускается.

Информация о работе Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой