Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 01:40, курсовая работа
Представляется, что суверенный фонд является необходимым элементом в странах с сырьевой экономикой. Более того при обеспечении эффективного управления его средствами, фонд является одним из ключевых элементов бюджетной и налоговой систем государства, зависимого от экспорта сырья. Настоящая работа направлена на подтверждение данного положения. Данное исследование также является основой для дальнейшего более глубокого и подробного исследования вопросов, касающихся учреждения и функционирования резервных фондов.
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект формирования резервных фондов в странах с сырьевой экономикой 7
1.1. Особенности экономического развития стран с сырьевой специализацией 7
1.2. Понятие резервного фонда, цели и задачи создания резервных фондов 10
1.3. Принципы формирования резервных фондов различных стран и их использование 13
Глава 2. Анализ функционирования резервных фондов зарубежных стран 18
2.1. Создание и использование резервных фондов Норвегии 18
2.2. Особенности функционирования резервных фондов США (штат Аляска) 24
2.3. Особенности функционирования фондов нефтедобывающих стран Персидского залива 29
Глава 3. Становление суверенных фондов Российской Федерации 34
3.1. Создание Стабилизационного фонда РФ и анализ его функционирования в 2004-2007 годах 34
3.2. Разделение Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния 40
3.3. Оценка достижения целей, поставленных при формировании суверенных фондов Российской Федерации 47
3.4. Введение новых «бюджетных правил» использования нефтегазовых доходов в Российской Федерации 52
Глава 4. Роль и значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 55
4.1. Роль резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой 55
4.2. Значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 58
4.3. Меры совершенствования суверенных фондов благосостояния 62
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложения 78
Таким образом, анализ практики показал, что суверенный фонд играет важную роль в экономическом развитии государства. Так, были выявлены и охарактеризованы следующие роли резервного фонда:
1. Резервный фонд как крупный инвестор;
2. Резервный фонд как трансформатор дохода;
3. Резервный фонд как средство обеспечения бюджетной сбалансированности;
4. Резервный фонд как
инструмент погашения
5. Резервный фонд как регулятор инфляции;
6. Резервный фонд как
инструмент социальной
Мировой опыт предполагает, что есть как успешные примеры той или иной государственной политики, так и неудачные. Это коснулось и политики государственных сбережений. В результате анализа были выявлены три группы резервных фондов:
- Фонды, оказывающие значительное
влияние на развитие
- Фонды, которые не оказывают
влияние на развитие
- Фонды, влияние которых
на экономическое развитие
В качестве итога проведенного исследования функционирования резервных фондов мною были предложены следующие меры совершенствования политики резервирования сырьевых доходов:
- повышение прозрачности;
- обеспечение стабильности нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование фондов;
- повышение эффективности управления;
- расширение инвестиций на внутригосударственном пространстве.
Резервные фонды становятся важнейшим инструментом бюджетной политики государств-экспортеров сырья. Реализация вышеназванных мер, на мой взгляд, повысит эффективность функционирования фондов. Только эффективные суверенные фонды в силах снизить зависимость стран от мировой конъюнктуры цен, что по своей сути и является их первоочередной задачей.
Нормативно-правовые акты:
Литература:
Другие источники:
Приложение 1
Основные характеристики суверенных фондов благосостояния
Страна |
Фонд |
Год |
Цель |
Формирование |
Использование |
Индекс прозрачности |
Кирибати |
Фонд выравнивания доходов |
1956 |
Трастовый фонд для будущих поколений в случае истощения запасов фосфатов |
Доходы от экспорта фосфатов |
Нецелевое использование фонда |
1 |
Кувейт |
Фонд общих резервов |
1960 |
Аккумулирование средств профицита бюджета |
Профицит бюджета, образованный в результате роста экспортных доходов |
Средства фонда используются для финансирования всех видов государственных расходов, поскольку правила его расходования изначально не были четко регламентированы |
- |
Резервный фонд для будущих поколений |
1976 |
Обеспечение доходов для будущих поколений |
10% от всех доходов и
инвестиционный доход от |
Расходование происходит с согласия Совета министров. Используется для обслуживания госдолга и в качестве государственных инвестиций |
6 | |
Канада, провинция Альберта |
Трастовый фонд наследственных сбережений |
1976 |
Сбережения для будущих поколений |
Средства, полученные от производства нефти и газа |
Все полученные доходы переводятся в общий фонд поступлений. Часть средств используется для финансирования программ и услуг государства |
9 |
США, штат Аляска |
Постоянный фонд Аляски |
1976 |
Создание инвестиционной базы будущим поколениям, когда запасы нефти истощатся |
25% отчислений от объема
платежей за использование |
Не подлежат расходованию без внесения поправки в Конституцию штата на основе референдума. Инвестируются в портфель ценных бумаг с фиксированным доходом и в акции, 42% доходов от инвестирования выплачиваются в виде дивидендов населению штата |
10 |
Конституционный бюджетный резервный фонд |
1990 |
Компенсация выпадающих доходов бюджета штата, когда цены на нефть снижаются, финансирование кассовых расходов бюджета в течение одного бюджетного года |
Формирование фонда не связано с ценами на нефть. Объем отчислений определяется Конгрессом штата в форме части налоговых доходов и роялти, а также доходов от размещения средств фонда |
По решению Конгресса средства фонда используются в форме кредита правительству, который должен быть возвращен в период бюджетного профицита |
10 | |
Оман |
Государственный общий резервный фонд |
1980 |
Компенсация снижающихся доходов от нефти будущим поколениям |
До 1989 г. 15% всех доходов от нефти, затем доля снижена до 5%. С 1989 г. все доходы от нефти свыше 15 долл. за баррель |
Неоднократное использование для финансирования текущих бюджетных расходов |
1 |
Чрезвычайный фонд (с 1993 – Нефтяной фонд) |
1990 |
Создание стабильного источника инвестиций для нефтяного сектора |
Часть доходов от продажи нефти по цене свыше 15 долл. за баррель |
Финансирование расходной части бюджета, инвестиции в развитие добычи нефти |
1 | |
Чили |
Медный стабилизационный фонд |
1985 |
Обеспечение устойчивости национальной валюты и снижение зависимости бюджета от доходов от меди |
Доходы государственной медной компании CODELCO |
Средства используются, когда экспортные цены ниже базовой отметки. Конец 1980-х гг. средства использовались на финансирование внешнего долга и субсидирование цен на бензин |
10 |
Норвегия |
Государственный нефтяной фонд (с 2006 г. –Норвежский государственный пенсионный фонд глобальный) |
1990 |
Формирование финансовых резервов для финансирования пенсионных расходов ввиду старения населения. |
Все доходы нефтяного сектора после покрытия ненефтяного дефицита бюджета |
Средства используются только для трансфертов в бюджет центрального правительства на основании резолюции парламента |
10 |
Колумбия |
Нефтяной стабилизационный фонд |
1993 |
Обеспечение стабильной экономической ситуации ввиду колебаний цен на нефть |
Фонд децентрализован: поступления в фонд распределены в соответствии с установленными правилами в территориальные бюджеты и в государственную нефтяную компанию |
Средства могут расходоваться 3 получателями |
- |
Нигерия |
Нефтяной трастовый фонд |
1995 |
Финансирование приоритетных направлений развития: образования, здравоохранения и других государственных услуг |
Поступления от реализации нефти |
Непрозрачное использование: неэффективные инвестиции в сырьевой сектор и другие проекты развития |
1 |
Венесуэла |
Фонд макроэкономической стабилизации |
1998 |
Защита государственного бюджета и экономики страны от негативных последствий колебания цен на нефть |
Фонд децентрализован: 1) Центральное правительство:
доходы от нефтяного сектора,
роялти, дивиденды государственной
нефтяной компании выше пятилет 2) Региональные правительства:
средства региональных 3) Государственные компании: доходы при превышении цен на нефть среднего за 5 лет уровня |
Средства фонда расходуются тремя группами получателей, когда текущие показатели снижаются ниже пятилетних средних, а также, если размер фонда превысит 80% от среднегодовых нефтяных доходов за предыдущие 5 лет. В последнем случае средства также могут быть использованы для погашения внешнего долга и в качестве капитальных инвестиций региональными властями |
1 |
Азербайджан |
Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики |
1999 |
Накопление части доходов от нефти для будущих поколений |
Часть государственной выручки по соглашениям о разделе продукции (СРП), связанным с текущими проектами разработки нефти и газа |
Возможно использование средств фонда в рамках стабилизационной политики и для обеспечения устойчивого развития страны |
10 |
Казахстан |
Национальный фонд |
2001 |
Накопление средств для будущих поколений Фонд также выполняет все функции стабилизационного фонда |
Средства формируются за счет отчислений определенных компаний сырьевого сектора |
Трансферты в республики для реализации бюджетных программ, целевые трансферты |
8 |
Российская Федерация |
Стабилизационный фонд |
2004-2007 |
Снижение зависимости доходов федерального бюджета от колебаний цен на нефть |
В фонд зачислялись часть вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и налога на добычу полезных ископаемых сверх установленной базовой цены |
Финансирование расходов федерального бюджета, когда цена на нефть ниже базовой |
- |
Резервный фонд |
2008 |
Снижение зависимости доходов федерального бюджета от колебаний цен на нефть |
Нефтегазовые доходы |
Обеспечение сбалансиро-ванности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Предусмотрено досрочное погашение государственного внешнего долга |
- | |
Фонд национального благосостояния |
2008 |
Обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда РФ |
После достижения Резервным фондом значения 10% от прогнозируемого ВВП нефтегазовые доходы зачисляются в ФНБ |
Финансирование расходов на пенсии в будущем |
||
Австралия |
Австралийский государственный фонд будущего (Australian Government Future Fund) |
2006 |
Накопление финансовых средств для пенсионных выплат населению в будущем ввиду старения населения |
За счет профицита бюджета центрального правительства, а также средства от продажи государственной доли в «Telstra Corporation» (крупнейшая телекоммуникационная компания Австралии) |
Средства фонда не могут изыматься до 2020 г. или до выравнивания с общей суммой пенсионного долга правительства |
10 |
Приложение 292
Сведения о движении средств Резервного фонда, тыс. единиц валют
№п/п |
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012(янв-февр) |
2013 (янв-февр) |
Счет в валюте Российской Федерации |
||||||
1.1 |
Остаток средств на начало периода |
0,00 |
0,00 |
150 000 000,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2 |
Поступления на счет, всего: |
3 559 647 530,43 |
1 294 000 000,00 |
46 038 951,26 |
1 090 369 024,40 |
713 475 371,70 |
1.2.1 |
Нефтегазовые доходы |
488 492 095,48 |
0,00 |
0,00 |
1 090 369 024,40 |
713 475 371,70 |
1.2.2 |
Поступления от продажи иностранной валюты |
2 866 108 918,04 |
1 144 000 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2.3 |
Поступления от реализации финансовых активов |
0,00 |
0,00 |
46 038 951,26 |
0 |
0,00 |
1.2.4 |
Возврат неиспользованных средств Резервного фонда |
0,00 |
150 000 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2.5 |
Доходы от управления средствами |
205 046 516,91 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3 |
Выбытия со счета, всего: |
3 559 647 530,43 |
1 144 000 000,00 |
196 038 951,26 |
1 090 369 024,40 |
0,00 |
1.3.1 |
На обеспечение нефтегазового трансферта |
179 435 052,51 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3.2 |
На обеспечение сбалансированности федерального бюджета |
2 964 828 747,49 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3.3 |
Для финансирования дефицита федерального бюджета |
0,00 |
1 119 500 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3.4 |
На финансирование дефицита бюджета Фонда социального страхования |
0,00 |
24 500 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3.5 |
На погашение государственного внешнего долга |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3.6 |
Перечисление средств для покупки иностранной валюты |
388 455 951,81 |
0,00 |
196 038 951,26 |
1 090 369 024,40 |
0,00 |
1.3.7 |
На размещение в финансовые активы |
26 927 778,62 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
0,00 |
150 000 000,00 |
-150 000 000,00 |
0,00 |
713 475 371,70 |
1.5 |
Остаток средств на конец периода |
0,00 |
150 000 000,00 |
0,00 |
0,00 |
713 475 371,70 |
счет в долларах США |
||||||
1.6 |
Остаток средств на начало периода |
63 988 172,64 |
26 028 688,66 |
8 160 701,59 |
11 076 524,38 |
27 417 171,56 |
1.6.1 |
Поступления на счет |
2 818 596,28 |
0,00 |
2 915 822,78 |
16 340 647,18 |
10 666 918,41 |
1.6.2 |
Выбытие со счета |
40 778 080,26 |
17 867 987,06 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.7 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
-37 959 483,99 |
-17 867 987,06 |
2 915 822,78 |
16 340 647,18 |
10 666 918,41 |
1.8 |
Остаток средств на конец периода |
26 028 688,66 |
8 160 701,59 |
11 076 524,38 |
27 417 171,56 |
38 084 089,97 |
счет в евро |
||||||
1.9 |
Остаток средств на начало периода |
43 814 592,81 |
18 302 589,81 |
6 818 189,64 |
9 035 380,82 |
21 450 538,05 |
1.9.1 |
Поступления на счет |
3 721 537,33 |
1 310 378,03 |
2 217 191,19 |
12 415 157,22 |
7 945 247,76 |
1.9.2 |
Выбытие со счета |
29 233 540,32 |
12 794 778,21 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.10 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
-25 512 002,99 |
-11 484 400,18 |
2 217 191,19 |
12 415 157,22 |
7 945 247,76 |
1.11 |
Остаток средств на конец периода |
18 302 589,81 |
6 818 189,64 |
9 035 380,82 |
21 450 538,05 |
29 395 785,81 |
счет в фунтах стерлингов |
||||||
1.12 |
Остаток средств на начало периода |
7 308 843,90 |
4 206 470,97 |
1 166 961,46 |
1 579 149,35 |
3 880 780,62 |
1.12.1 |
Поступления на счет |
2 721 714,29 |
0,00 |
412 187,89 |
2 301 631,27 |
1 518 571,46 |
1.12.2 |
Выбытие со счета |
5 824 087,23 |
3 039 509,51 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.13 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
-3 102 372,94 |
-3 039 509,51 |
412 187,89 |
2 301 631,27 |
1 518 571,46 |
1.14 |
Остаток средств на конец периода |
4 206 470,97 |
1 166 961,46 |
1 579 149,35 |
3 880 780,62 |
5 399 352,08 |
финансовые активы (СДР) |
||||||
1.15 |
Остаток средств на начало периода |
446 875,00 |
991 943,00 |
991 943,00 |
0,00 |
0,00 |
1.15.1 |
Поступление |
545 068,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.15.2 |
Выбытие |
0,00 |
0,00 |
991 943,00 |
0,00 |
0,00 |
1.16 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
545 068,00 |
0,00 |
-991 943,00 |
0,00 |
0,00 |
1.17 |
Остаток средств на конец периода |
991 943,00 |
991 943,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Информация о работе Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой