Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Представляется, что суверенный фонд является необходимым элементом в странах с сырьевой экономикой. Более того при обеспечении эффективного управления его средствами, фонд является одним из ключевых элементов бюджетной и налоговой систем государства, зависимого от экспорта сырья. Настоящая работа направлена на подтверждение данного положения. Данное исследование также является основой для дальнейшего более глубокого и подробного исследования вопросов, касающихся учреждения и функционирования резервных фондов.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект формирования резервных фондов в странах с сырьевой экономикой 7
1.1. Особенности экономического развития стран с сырьевой специализацией 7
1.2. Понятие резервного фонда, цели и задачи создания резервных фондов 10
1.3. Принципы формирования резервных фондов различных стран и их использование 13
Глава 2. Анализ функционирования резервных фондов зарубежных стран 18
2.1. Создание и использование резервных фондов Норвегии 18
2.2. Особенности функционирования резервных фондов США (штат Аляска) 24
2.3. Особенности функционирования фондов нефтедобывающих стран Персидского залива 29
Глава 3. Становление суверенных фондов Российской Федерации 34
3.1. Создание Стабилизационного фонда РФ и анализ его функционирования в 2004-2007 годах 34
3.2. Разделение Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния 40
3.3. Оценка достижения целей, поставленных при формировании суверенных фондов Российской Федерации 47
3.4. Введение новых «бюджетных правил» использования нефтегазовых доходов в Российской Федерации 52
Глава 4. Роль и значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 55
4.1. Роль резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой 55
4.2. Значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 58
4.3. Меры совершенствования суверенных фондов благосостояния 62
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложения 78

Файлы: 1 файл

БР Иванова.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Таким образом, анализ практики показал, что суверенный фонд играет важную роль в экономическом развитии государства. Так, были выявлены и охарактеризованы следующие роли резервного фонда:

1. Резервный фонд как  крупный инвестор;

2. Резервный фонд как  трансформатор дохода;

3. Резервный фонд как  средство обеспечения бюджетной сбалансированности;

4. Резервный фонд как  инструмент погашения государственного  долга;

5. Резервный фонд как  регулятор инфляции;

6. Резервный фонд как  инструмент социальной политики.

Мировой опыт предполагает, что есть как успешные примеры той или иной государственной политики, так и неудачные. Это коснулось и политики государственных сбережений. В результате анализа были выявлены три группы резервных фондов:

- Фонды, оказывающие значительное  влияние на развитие национальной  экономики: фонды штата Аляска (США), Канады, Норвегии, Чили, Кувейта (Резервный фонд для будущих поколений), Азербайджана, Казахстана, Байрейна, Российской Федерации;

- Фонды, которые не оказывают  влияние на развитие национальной  экономики (неэффективные фонды): фонды Кирибати, Нигерии, Венесуэлы, Кувейта (Фонд общих резервов);

- Фонды, влияние которых  на экономическое развитие сложно  оценить ввиду непрозрачности их деятельности: фонды Омана, Колумбии, Катара, эмирата Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).

В качестве итога проведенного исследования функционирования резервных фондов мною были предложены следующие меры совершенствования политики резервирования сырьевых доходов:

- повышение прозрачности;

- обеспечение стабильности нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование фондов;

- повышение эффективности управления;

- расширение инвестиций на внутригосударственном пространстве.

Резервные фонды становятся важнейшим инструментом бюджетной политики государств-экспортеров сырья. Реализация вышеназванных мер, на мой взгляд, повысит эффективность функционирования фондов. Только эффективные суверенные фонды в силах снизить зависимость стран от мировой конъюнктуры цен, что по своей сути и является их первоочередной задачей.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 23.12.2003 «О внесении изменении в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» №184-ФЗ (недействующий)
  3. Федеральный закон 26.04.2007 №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 30.09.2010 №245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 25.12.2012 №268-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета»
  6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год»
  7. Бюджетное послание  Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»
  8. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» // Государственная Дума: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=102334-6&02 (Дата обращения: 19.05.2013)

 

Литература:

  1. Ажогина Н.Н. Анализ вероятностный стратегий реализации рентного потенциала в современной антикризисной политике российского государства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. №30. С. 39-45.
  2. Белов А.И. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных фондов // Известия ПГПУ. - 2007. № 3 (7). С. 37-39.
  3. Варнавский В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 5. – С.37-44.
  4. Гурвич Е.Т. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового сектора // Вопросы экономики. – 2004. - № 10. – С. 4-31
  5. Гуриев С., Сонин К. Экономика «ресурсного проклятия» / Вопросы экономики. 2008. №4. С. 61-74.
  6. Данилина М.В. О формировании и управлении Стабилизационным фондом федерального бюджета России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2004. – Т. 2. – С. 93-111.
  7. Данилина М.В. Трастовый фонд наследственных сбережений провинции Альберта // Дайджест-финансы.-  2009. №2. С.51-62.
  8. Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) // Проблемы прогнозирования. – 2004. - № 4. – С. 59-69.
  9. Дмитриева О. Формирование стабилизационных фондов: предпосылки и следствия // Вопросы экономики. – 2006. - № 8. – С. 17-31.
  10. Дроздов О.И. Разделение Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит. – 2009. - №12.  – С. 8-9.
  11. Жилина И.Ю. «Сырьевая экономика» и экономический рост // Экономические и социальные проблемы России. 2009. №1
  12. Игнатов И.В. Мировой опыт использования накопительных фондов как инструмента государственного регулирования экономики // Вестник Югорского государственного университета. 2006.№4. С. 45-46.
  13. Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития // Экономика региона. 2010. №4.
  14. Коротченков А.М. Формирование и использование Стабилизационного фонда Российской Федерации // Вестник ТГЭУ. – 2008. - № 1. – С. 11-23.
  15. Краснопольский Б.Х. Пространственная организация регионального управления природопользованием (опыт штата Аляска, США) // Пространственная экономика. 2005. №2. С. 163-169.
  16. Краснопольский Б.Х. Управление постоянным (стабилизационным) фондом: опыт штата Аляска // Пространственная экономика. – 2006. - № 3. – С. 148-156.
  17. Кудрин А. Механизмы формирования нефтегазового баланса бюджета // Вопросы экономики. – 2006. - № 8. – С. 4-17.
  18. Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. – 2006. - № 2. – С. 28-45.
  19. Курзин Н.С., Сафина Р.С.  Проблема формирования и использования суверенных инвестиционных фондов (на примере России и Китая) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №1.
  20. Мартьянов А.В. Управление государственным долгом: ретроспективный анализ теоретических аспектов политической экономии // Финансы. 2009. №1. С. 59-62.
  21. Моисеев А. Мировой опыт создания и использования государственных макроэкономических фондов в условиях колебания цен на сырье // Вестник Института экономики РАН. 2009. №2. С. 81.
  22. Моргунов Е.В. Фонд будущих поколений: сущность и содержание (на примере постоянного фонда Аляски) // Вестник ГУУ. 2002. №3. С179-186.
  23. Основные результаты деятельности департаментов Министерства финансов Российской Федерации в 2012 году и задачи на 2013 год. Расширенная коллегия Министерства финансов РФ.
  24. Пашук Е.И. Новое «Бюджетное правило» и формирование резервов в федеральном бюджете // Вестник ТГУ. Право. 2013. №1. С. 75-80.
  25. Петрикова Е.М. Суверенные фонды национального благосостояния страны как инструмент стабилизации финансового рынка // Финансы и кредит. 2012. №10. С.39-49.
  26. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы ресурсного проклятия и экономическая политика // Вопросы экономики. 2007. №6. С. 4-27.
  27. Прудникова О.А. Проблема «проклятия природных ресурсов» и ее влияние на экономический рост // Вестник. 2009. №2 (26)
  28. Ржевская Т. Стабилизационные фонды зарубежных стран // Вестник Института экономики РАН. - 2011. №2. С. 172-179.
  29. Савин В.А. Использование доходов нефтегазового комплекса в Норвегии // Российский внешнеэкономический вестник. 2005. №5. С. 29-30.
  30. Сухарев А.Н. Резервный фонд и фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. 2009. №40. С. 50-59.
  31. Сухарев А.Н. Резервный фонд Российской Федерации: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010. С. 26-31
  32. Сухарев А.Н. Стабилизационный фонд РФ: опыт государственного сбережения и стабилизации экономики в 2004-2007 гг. // Финансы и кредит. – 2010. - №16.  – С. 41-49.
  33. Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. – 2010. - №17.  – С. 31-37.
  34. Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. – 2010. -№ 18. – С. 28-33
  35. Улюкаев А., Кадочников П., Трунин П. Взаимосвязь фискальной и денежно-кредитной политики (анализ альтернативных способов управления средствами СФ РФ) // Экономическая политика. 2008. №1.
  36. Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Государственное регулирование использования природных ресурсов в экономике иностранных государств // Вестник МГТУ. 2007. № 3. Том 10. С. 496-500.
  37. Report № 27 to the Stotring (2012-2013) The Management of the Government Pension Fund in 2012
  38. Sachs J.D., Warner A.M. Natural resource abundance and economic growth

 

Другие источники:

  1. Вести. Экономика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/24745 (Дата обращения: 31.03.2013)
  2. Организация SWF Institute. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/statistics-research/linaburg-maduell-transparency-index/ (Дата обращения: 3.04.2013)
  3. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riarating.ru/countries_rankings/20130219/610541262.html (Дата обращения: 3.04.2013)
  4. Provisions on the Management of the Government Pension Fund. As of 8 October 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.regjeringen.no/pages/1719656/governmentPensionFundact.pdf (Дата обращения: 6.04.2013)
  5. The Sovereign Wealth Fund Initiative. Profile: Government Pension Fund Global. July 2012. [Элекстронный ресурс]. – Режим доступа: http://fletcher.tufts.edu/SWFI/~/media/Fletcher/Microsites/swfi/pdfs/2012/profiles/Norway%20Fund%20Profile.pdf (Дата обращения: 06.03.2013)
  6. Государственная статистика Норвегии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssb.no/en/offentlig-sektor/statistikker/statsregn (Дата обращения: 6.04.2013)
  7. Ministry of finance of Norway. Introduction to the GPFN and GBF. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regjeringen.no/pages/37984862/GPFN_and_GBF_April2013.pdf (Дата обращения: 10.04.2013)
  8. Report № 27 to the Stotring (2012-2013) The Management of the Government Pension Fund in 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.regjeringen.no/pages/7772/chapter1_2.pdf (Дата обращения: 11.04.2013)
  9. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riarating.ru/countries_rankings/20130219/610541262.html (Дата обращения: 16.04.2013)
  10. Официальный сайт Корпорации Постоянного фонда Аляски. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apfc.org/home/Content/home/index.cfm (Дата обращения: 18.04.2013)
  11. Официальный сайт Корпорации Постоянного фонда Аляски. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apfc.org/home/Content/dividend/dividendamounts.cfm (Дата обращения: 19.04.2013)
  12. Available Balance in Constitutional Budget Reserve Fund. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doa.alaska.gov/dof/reports/resource/cbr_status.pdf (Дата обращения 20.04.2013)
  13. Официальный сайт Государственного общего резервного фонда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgrf.gov.om/aboutus.html (Дата обращения: 24.04.2013)
  14. Организация SWF Institute. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/swfs/oman-state-general-reserve-fund/ (Дата обращения: 24.04.2013)
  15. Официальный сайт Инвестиционного управления Катара. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.qia.qa/index.html (Дата обращения: 28.04.2013)
  16. Официальный сайт Инвестиционного управления Абу-Даби. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adia.ae/En/About/About.aspx (Дата обращения: 28.04.2013)
  17. Официальный сайт «Mumtalakat». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bmhc.bh/en/17/portfolio.aspx (Дата обращения: 28.04.2013)
  18. Официальный сайт «Mumtalakat». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.bmhc.bh/en/15/economic-vision-2030.aspx (Дата обращения: 30.04.2013)
  19. Организация SWF Institute. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/fund-rankings/ (Дата обращения: 30.04.2013)
  20. Организация SWF Institute. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/fund/saudi.php (Дата обращения: 30.04.2013)
  21. Официальный сайт Казначейства России. Сведения о движении средств Стабилизационного фонда РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/stabilizatsionnyy-fond-rossiyskoy-federatsii/ (Дата обращения: 02.05.2013)
  22. Официальный сайт Казначейства России. Сведения о фактическом зачислении, списании и остатках средств. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/stabilizatsionnyy-fond-rossiyskoy-federatsii/ (Дата обращения 03.05.2013)
  23. Официальный сайт Казначейства России. Сведения о движении средств Стабилизационного фонда РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/stabilizatsionnyy-fond-rossiyskoy-federatsii/ (Дата обращения 03.05.2013)
  24. Официальный сайт Казначейства России. Сведения о фактическом зачислении, списании и остатках средств. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/stabilizatsionnyy-fond-rossiyskoy-federatsii/ (Дата обращения: 04.05.2013)
  25. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/ (Дата обращения:07.05.2013)
  26. Официальный сайт Казначейства России. Сведения о движении средств по счетам Федерального казначейства по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://roskazna.ru/svedeniya-o-dvizhenii-sredstv-po-schetam/ (Дата обращения: 09.05.2013)
  27. Государственная программа Российской Федерации «Управления общественными финансами». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/03/Upravlenie_gocudarstvennymi_finansami.pdf. (Дата обращения 13.05.2013)
  28. Organisation for Economic Co-operation and Development. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.oecd-ilibrary.org/economics/country-statistical-profile-russian-federation_20752288-table-rus. (Дата обращения: 14.05.2013)
  29. Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/11/proficit-anons.html (Дата обращения: 16.05.2013)
  30. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/pf.php. (Дата обращения: 18.05.2013)
  31. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=102334-6&02. (Дата обращения: 19.05.2013)
  32. Официальный сайт Министерства финансов РФ. О Стабилизационном фонде РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/stabfund/about/ (Дата обращения: 20.05.2013)

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Основные характеристики суверенных фондов благосостояния

Страна

Фонд

Год

Цель

Формирование

Использование

Индекс прозрачности

Кирибати

Фонд выравнивания доходов

1956

Трастовый фонд для будущих поколений в случае истощения запасов фосфатов

Доходы от экспорта фосфатов

Нецелевое использование фонда

1

Кувейт

Фонд общих резервов

1960

Аккумулирование средств профицита бюджета

Профицит бюджета, образованный в результате роста экспортных доходов

Средства фонда используются для финансирования всех видов государственных расходов, поскольку правила его расходования изначально не были четко регламентированы

-

Резервный фонд для будущих поколений

1976

Обеспечение доходов для будущих поколений

10% от всех доходов и  инвестиционный доход от размещения  средств фонда в иностранные  активы

Расходование происходит с согласия Совета министров.

Используется для обслуживания госдолга и в качестве государственных инвестиций

6

Канада, провинция Альберта

Трастовый фонд наследственных сбережений

1976

Сбережения для будущих поколений

Средства, полученные от производства нефти и газа

Все полученные доходы переводятся в общий фонд поступлений.

Часть средств используется для финансирования программ и услуг государства

9

США, штат Аляска

Постоянный фонд Аляски

1976

Создание инвестиционной базы будущим поколениям, когда запасы нефти истощатся

25% отчислений от объема  платежей за использование минеральных  ресурсов, роялти, федеральных платежей  по разделению доходов от минеральных ресурсов и трансфертов, получаемых штатом Аляска

Не подлежат расходованию без внесения поправки в Конституцию штата на основе референдума.

Инвестируются в портфель ценных бумаг с фиксированным доходом и в акции, 42% доходов от инвестирования выплачиваются в виде дивидендов населению штата

10

Конституционный бюджетный резервный фонд

1990

Компенсация выпадающих доходов бюджета штата, когда цены на нефть снижаются, финансирование кассовых расходов бюджета в течение одного бюджетного года

Формирование фонда не связано с ценами на нефть.

Объем отчислений определяется Конгрессом штата в форме части налоговых доходов и роялти, а также доходов от размещения средств фонда

По решению Конгресса средства фонда используются в форме кредита правительству, который должен быть возвращен в период бюджетного профицита

10

Оман

Государственный общий резервный фонд

1980

Компенсация снижающихся доходов от нефти будущим поколениям

До 1989 г. 15% всех доходов от нефти, затем доля снижена до 5%.

С 1989 г. все доходы от нефти свыше 15 долл. за баррель

Неоднократное использование для финансирования текущих бюджетных расходов

1

Чрезвычайный фонд (с 1993 – Нефтяной фонд)

1990

Создание стабильного источника инвестиций для нефтяного сектора

Часть доходов от продажи нефти по цене свыше 15 долл. за баррель

Финансирование расходной части бюджета, инвестиции в развитие добычи нефти

1

Чили

Медный стабилизационный фонд

1985

Обеспечение устойчивости национальной валюты и снижение зависимости бюджета от доходов от меди

Доходы государственной медной компании CODELCO

Средства используются, когда экспортные цены ниже базовой отметки.

Конец 1980-х гг. средства использовались на финансирование внешнего долга и субсидирование цен на бензин

10

Норвегия

Государственный нефтяной фонд

(с 2006 г. –Норвежский государственный  пенсионный фонд глобальный)

1990

Формирование финансовых резервов для финансирования пенсионных расходов ввиду старения населения.

Все доходы нефтяного сектора после покрытия ненефтяного дефицита бюджета

Средства используются только для трансфертов в бюджет центрального правительства на основании резолюции парламента

10

Колумбия

Нефтяной стабилизационный фонд

1993

Обеспечение стабильной экономической ситуации ввиду колебаний цен на нефть

Фонд децентрализован: поступления в фонд распределены в соответствии с установленными правилами в территориальные бюджеты и в государственную нефтяную компанию

Средства могут расходоваться 3 получателями

-

Нигерия

Нефтяной трастовый фонд

1995

Финансирование приоритетных направлений развития: образования, здравоохранения и других государственных услуг

Поступления от реализации нефти

Непрозрачное использование: неэффективные инвестиции в сырьевой сектор и другие проекты развития

1

Венесуэла

Фонд макроэкономической стабилизации

1998

Защита государственного бюджета и экономики страны от негативных последствий колебания цен на нефть

Фонд децентрализован:

1) Центральное правительство: доходы от нефтяного сектора, роялти, дивиденды государственной  нефтяной компании выше пятилетнего среднего уровня

2) Региональные правительства: средства региональных бюджетов  при превышении среднего за 5 лет  трансферта от нефтяных доходов

3) Государственные компании: доходы при превышении цен  на нефть среднего за 5 лет уровня

Средства фонда расходуются тремя группами получателей, когда текущие показатели снижаются ниже пятилетних средних, а также, если размер фонда превысит 80% от среднегодовых нефтяных доходов за предыдущие 5 лет. В последнем случае средства также могут быть использованы для погашения внешнего долга и в качестве капитальных инвестиций региональными властями

1

Азербайджан

Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики

1999

Накопление части доходов от нефти для будущих поколений

Часть государственной выручки по соглашениям о разделе продукции (СРП), связанным с текущими проектами разработки нефти и газа

Возможно использование средств фонда в рамках стабилизационной политики и для обеспечения устойчивого развития страны

10

Казахстан

Национальный фонд

2001

Накопление средств для будущих поколений

Фонд также выполняет все функции стабилизационного фонда

Средства формируются за счет отчислений определенных компаний сырьевого сектора

Трансферты в республики для реализации бюджетных программ, целевые трансферты

8

Российская Федерация

Стабилизационный фонд

2004-2007

Снижение зависимости доходов федерального бюджета от колебаний цен на нефть

В фонд зачислялись часть вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и налога на добычу полезных ископаемых  сверх установленной базовой цены

Финансирование расходов федерального бюджета, когда цена на нефть ниже базовой

-

Резервный фонд

2008

Снижение зависимости доходов федерального бюджета от колебаний цен на нефть

Нефтегазовые доходы

Обеспечение сбалансиро-ванности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Предусмотрено досрочное погашение государственного внешнего долга

-

Фонд национального благосостояния

2008

Обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда РФ

После достижения Резервным фондом значения 10% от прогнозируемого ВВП нефтегазовые доходы зачисляются в ФНБ

Финансирование расходов на пенсии в будущем

 

Австралия

Австралийский государственный фонд будущего (Australian Government Future Fund)

2006

Накопление финансовых средств для пенсионных выплат населению в будущем ввиду старения населения

За счет профицита бюджета центрального правительства, а также средства от продажи государственной доли в «Telstra Corporation» (крупнейшая телекоммуникационная компания Австралии)

Средства фонда не могут изыматься до 2020 г. или до выравнивания с общей суммой пенсионного долга правительства

10


 

Приложение 292

Сведения о движении средств Резервного фонда, тыс. единиц валют

№п/п

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012(янв-февр)

2013 (янв-февр)

 

Счет в валюте Российской Федерации

         

1.1

Остаток средств на начало периода

0,00

0,00

150 000 000,00

0,00

0,00

1.2

Поступления на счет, всего:

3 559 647 530,43

1 294 000 000,00

46 038 951,26

1 090 369 024,40

713 475 371,70

1.2.1

Нефтегазовые доходы

488 492 095,48

0,00

0,00

1 090 369 024,40

713 475 371,70

1.2.2

Поступления от продажи иностранной валюты

2 866 108 918,04

1 144 000 000,00

0,00

0,00

0,00

1.2.3

Поступления от реализации финансовых активов

0,00

0,00

46 038 951,26

0

0,00

1.2.4

Возврат неиспользованных средств Резервного фонда

0,00

150 000 000,00

0,00

0,00

0,00

1.2.5

Доходы от управления средствами

205 046 516,91

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3

Выбытия со счета, всего:

3 559 647 530,43

1 144 000 000,00

196 038 951,26

1 090 369 024,40

0,00

1.3.1

На обеспечение нефтегазового трансферта

179 435 052,51

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.2

На обеспечение сбалансированности федерального бюджета

2 964 828 747,49

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.3

Для финансирования дефицита федерального бюджета

0,00

1 119 500 000,00

0,00

0,00

0,00

1.3.4

На финансирование дефицита бюджета Фонда социального страхования

0,00

24 500 000,00

0,00

0,00

0,00

1.3.5

На погашение государственного внешнего долга

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.6

Перечисление средств для покупки иностранной валюты

388 455 951,81

0,00

196 038 951,26

1 090 369 024,40

0,00

1.3.7

На размещение в финансовые активы

26 927 778,62

0,00

0,00

0,00

0,00

1.4

Сальдо поступлений и выбытий (+, -)

0,00

150 000 000,00

-150 000 000,00

0,00

713 475 371,70

1.5

Остаток средств на конец периода

0,00

150 000 000,00

0,00

0,00

713 475 371,70

счет в долларах США

         

1.6

Остаток средств на начало периода

63 988 172,64

26 028 688,66

8 160 701,59

11 076 524,38

27 417 171,56

1.6.1

Поступления на счет

2 818 596,28

0,00

2 915 822,78

16 340 647,18

10 666 918,41

1.6.2

Выбытие со счета

40 778 080,26

17 867 987,06

0,00

0,00

0,00

1.7

Сальдо поступлений и выбытий (+, -)

-37 959 483,99

-17 867 987,06

2 915 822,78

16 340 647,18

10 666 918,41

1.8

Остаток средств на конец периода

26 028 688,66

8 160 701,59

11 076 524,38

27 417 171,56

38 084 089,97

счет в евро

         

1.9

Остаток средств на начало периода

43 814 592,81

18 302 589,81

6 818 189,64

9 035 380,82

21 450 538,05

1.9.1

Поступления на счет

3 721 537,33

1 310 378,03

2 217 191,19

12 415 157,22

7 945 247,76

1.9.2

Выбытие со счета

29 233 540,32

12 794 778,21

0,00

0,00

0,00

1.10

Сальдо поступлений и выбытий (+, -)

-25 512 002,99

-11 484 400,18

2 217 191,19

12 415 157,22

7 945 247,76

1.11

Остаток средств на конец периода

18 302 589,81

6 818 189,64

9 035 380,82

21 450 538,05

29 395 785,81

счет в фунтах стерлингов

         

1.12

Остаток средств на начало периода

7 308 843,90

4 206 470,97

1 166 961,46

1 579 149,35

3 880 780,62

1.12.1

Поступления на счет

2 721 714,29

0,00

412 187,89

2 301 631,27

1 518 571,46

1.12.2

Выбытие со счета

5 824 087,23

3 039 509,51

0,00

0,00

0,00

1.13

Сальдо поступлений и выбытий (+, -)

-3 102 372,94

-3 039 509,51

412 187,89

2 301 631,27

1 518 571,46

1.14

Остаток средств на конец периода

4 206 470,97

1 166 961,46

1 579 149,35

3 880 780,62

5 399 352,08

финансовые активы (СДР)

         

1.15

Остаток средств на начало периода

446 875,00

991 943,00

991 943,00

0,00

0,00

1.15.1

Поступление

545 068,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.15.2

Выбытие

0,00

0,00

991 943,00

0,00

0,00

1.16

Сальдо поступлений и выбытий (+, -)

545 068,00

0,00

-991 943,00

0,00

0,00

1.17

Остаток средств на конец периода

991 943,00

991 943,00

0,00

0,00

0,00

Информация о работе Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой