Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 01:40, курсовая работа
Представляется, что суверенный фонд является необходимым элементом в странах с сырьевой экономикой. Более того при обеспечении эффективного управления его средствами, фонд является одним из ключевых элементов бюджетной и налоговой систем государства, зависимого от экспорта сырья. Настоящая работа направлена на подтверждение данного положения. Данное исследование также является основой для дальнейшего более глубокого и подробного исследования вопросов, касающихся учреждения и функционирования резервных фондов.
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект формирования резервных фондов в странах с сырьевой экономикой 7
1.1. Особенности экономического развития стран с сырьевой специализацией 7
1.2. Понятие резервного фонда, цели и задачи создания резервных фондов 10
1.3. Принципы формирования резервных фондов различных стран и их использование 13
Глава 2. Анализ функционирования резервных фондов зарубежных стран 18
2.1. Создание и использование резервных фондов Норвегии 18
2.2. Особенности функционирования резервных фондов США (штат Аляска) 24
2.3. Особенности функционирования фондов нефтедобывающих стран Персидского залива 29
Глава 3. Становление суверенных фондов Российской Федерации 34
3.1. Создание Стабилизационного фонда РФ и анализ его функционирования в 2004-2007 годах 34
3.2. Разделение Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния 40
3.3. Оценка достижения целей, поставленных при формировании суверенных фондов Российской Федерации 47
3.4. Введение новых «бюджетных правил» использования нефтегазовых доходов в Российской Федерации 52
Глава 4. Роль и значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 55
4.1. Роль резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой 55
4.2. Значение резервных фондов в экономическом развитии стран-экспортеров сырья 58
4.3. Меры совершенствования суверенных фондов благосостояния 62
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложения 78
Приложение 393
Сведения о движении средств Фонда национального благосостояния,
тыс. единиц валют
№п/п |
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2012 |
2013 (апрель) |
Счет в валюте Российской Федерации |
|||||
1.1 |
Остаток средств на начало периода |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2 |
Поступления на счет, всего: |
439 352 534,07 |
5 502 375,00 |
53 863 253,55 |
5 714 539,90 |
1.2.1 |
Нефтегазовые доходы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2.2 |
Поступления от продажи иностранной валюты |
171 811 039,29 |
5 502 375,00 |
3 863 253,55 |
5 714 539,90 |
1.2.3 |
Поступления от реализации финансовых активов |
175 000 000,00 |
0,00 |
50 000 000,00 |
0,00 |
1.2.4 |
Доходы от управления средствами |
92 541 494,78 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3 |
Выбытия со счета, всего: |
439 352 534,07 |
5 502 375,00 |
53 863 253,55 |
5 714 539,90 |
1.3.1 |
На софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан |
0,00 |
2 495 021,13 |
3 863 253,55 |
5 714 539,90 |
1.3.2 |
На обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3.3 |
Перечисление средств для покупки иностранной валюты |
230 330 591,07 |
7 353,87 |
0,00 |
0,00 |
1.3.4 |
На размещение в финансовые активы |
209 021 943,00 |
3 000 000,00 |
50 000 000,00 |
0,00 |
1.4 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5 |
Остаток средств на конец периода |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
счет в долларах США |
|||||
1.6 |
Остаток средств на начало периода |
33 956 355,98 |
32 643 763,63 |
27 720 396,65 |
27 661 441,68 |
1.6.1 |
Поступления на счет |
3 311 603,77 |
107,73 |
0,00 |
0,00 |
1.6.2 |
Выбытие со счета |
4 624 196,12 |
4 336 807,94 |
58 954,97 |
81 762,95 |
1.7 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
-1 312 592,35 |
-4 336 700,21 |
-58 954,97 |
-81 762,95 |
1.8 |
Остаток средств на конец периода |
32 643 763,63 |
28 307 063,41 |
27 661 441,68 |
27 579 678,73 |
счет в евро |
|||||
1.9 |
Остаток средств на начало периода |
24 130 538,32 |
24 695 991,75 |
24 198 846,82 |
24 154 085,58 |
1.9.1 |
Поступления на счет |
2 343 706,37 |
84,96 |
0,00 |
0,00 |
1.9.2 |
Выбытие со счета |
1 778 252,94 |
62 462,90 |
44 761,25 |
62 538,59 |
1.10 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
565 453,43 |
-62 377,94 |
-44 761,25 |
-62 538,59 |
1.11 |
Остаток средств на конец периода |
24 695 991,75 |
24 633 613,81 |
24 154 085,58 |
24 091 546,99 |
счет в фунтах стерлингов |
|||||
1.12 |
Остаток средств на начало периода |
4 384 389,69 |
4 489 857,40 |
4 395 458,60 |
4 387 316,71 |
1.12.1 |
Поступления на счет |
462 779,17 |
16,28 |
0,00 |
0,00 |
1.12.2 |
Выбытие со счета |
357 311,46 |
11 907,30 |
8 141,89 |
11 871,63 |
1.13 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
105 467,71 |
-11 891,02 |
-8 141,89 |
-11 871,63 |
1.14 |
Остаток средств на конец периода |
4 489 857,40 |
4 477 966,38 |
4 387 316,71 |
4 375 445,08 |
финансовые активы в валюте Российской Федерации (депозиты в ВЭБе) |
|||||
1.15 |
Остаток средств на начало периода |
400 000 000,00 |
434 021 943,00 |
474 021 943,00 |
474 021 943,00 |
1.15.1 |
Поступление |
209 021 943,00 |
3 000 000,00 |
50 000 000,00 |
0,00 |
1.15.2 |
Выбытие |
175 000 000,00 |
0,00 |
50 000 000,00 |
0,00 |
1.16 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
34 021 943,00 |
3 000 000,00 |
0,00 |
0,00 |
1.17 |
Остаток средств на конец периода |
434 021 943,00 |
437 021 943,00 |
474 021 943,00 |
474 021 943,00 |
финансовые активы в долларах США (депозиты в ВЭБе) |
|||||
1.18 |
Остаток средств на начало периода |
0,00 |
2 000 000,00 |
6 254 000,00 |
6 254 000,00 |
1.18.1 |
Поступление |
2 000 000,00 |
4 254 000,00 |
0,00 |
0,00 |
1.18.2 |
Выбытие |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.19 |
Сальдо поступлений и выбытий (+, -) |
2 000 000,00 |
4 254 000,00 |
0,00 |
0,00 |
1.20 |
Остаток средств на конец периода |
2 000 000,00 |
6 254 000,00 |
6 254 000,00 |
6 254 000,00 |
1
Вести. Экономика. URL: http://www.vestifinance.ru/
2Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития // Экономика региона. 2010. №4. С 173.
3Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития // Экономика региона. 2010. №4. С. 174-175.
4 Жилина И.Ю. «Сырьевая экономика» и экономический рост // Экономические и социальные проблемы России. 2009. №1. С. 89.
5 Sachs J.D., Warner A.M. Natural resource abundance and economic growth. 1997.
6 Гуриев С., Сонин К. Экономика ресурсного проклятия // Вопросы экономики. 2008. №4. С. 63, С. 66.
7Там же. С. 63.
8 Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы ресурсного проклятия и экономическая политика // Вопросы экономики. 2007. №6. С.8
9 Жилина И.Ю. «Сырьевая экономика» и экономический рост // Экономические и социальные проблемы России. 2009. №1. С. 97.
10 Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. – 2006. - № 2. С. 29
11 Улюкаев А., Кадочников П., Трунин П. Взаимосвязь фискальной и денежно-кредитной политики (анализ альтернативных способов управления средствами СФ РФ) // Экономическая политика. 2008. №1.
12 Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. – 2010. - №17. С. 31
13Сухарев А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. – 2010. №18. С. 28.
14 Кудрин А. Механизмы формирования нефтегазового баланса бюджета // Вопросы экономики. – 2006. - № 8. – С. 6-7.
15 Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. – 2006. - № 2. – С. 34.
16 Таблица составлена на основе работ Белова А.И. (2007), Данилиной М.В.(2009), Кудрина А.Л. (2006), Ржевской Т. (2011), Сухарева А.Н. (2010).
17
Организация SWF Institute. URL: http://www.swfinstitute.org/
18 Кувейт относится к числу стран Персидского залива, геополитически очень важного региона ввиду богатых месторождений нефти. Бюджеты данных стран сильно зависимы от мировых цен. Опыт стабилизации экономики стран Персидского залива более подробно будет рассмотрен во второй главе.
19
Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»
URL: http://riarating.ru/countries_
20Белов А.И. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных фондов // Известия РГТУ. 2007. №3. С. 37.
21
Provisions on the Management of the Government Pension Fund. As of 8
October 2012 URL: http://www.regjeringen.no/
22
Государственная статистика Норвегии
URL: http://www.ssb.no/en/
23 Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. – 2010. - №17. – С. 34.
24
The Sovereign Wealth Fund Initiative. Profile: Government Pension Fund
Global. July 2012. URL: http://fletcher.tufts.edu/
25
The Sovereign Wealth Fund Initiative. Profile: Government Pension Fund
Global. July 2012. URL: http://fletcher.tufts.edu/
26 Там же
27 Там же
28
The Sovereign Wealth Fund Initiative. Profile: Government Pension Fund
Global. July 2012. URL: http://fletcher.tufts.edu/
29
Ministry of finance of Norway. Introduction to the GPFN and GBF URL:
http://www.regjeringen.no/
30Ministry
of finance of Norway. Introduction to the GPFN and GBF URL: http://www.regjeringen.no/
31
Государственная статистика Норвегии.
URL: http://www.ssb.no/en/
32
Report № 27 to the Stotring (2012-2013) The Management of the Government
Pension Fund in 2012. URL: http://www.regjeringen.no/
33
Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг».
URL: http://riarating.ru/countries_
34 Игнатов И.В. Мировой опыт использования накопительных фондов как инструмента государственного регулирования экономики // Вестник Югорского государственного университета. 2006.№4. С. 45.
35 Краснопольский Б.Х. Управление постоянным (стабилизационным) фондом: опыт штата Аляска // Пространственная экономика. – 2006. - № 3. – С. 151
36
Официальный сайт Корпорации Постоянного
фонда Аляски. URL: http://www.apfc.org/home/
37 Моргунов Е.В. Фонд будущих поколений: сущность и содержание (на примере постоянного фонда Аляски) // Вестник ГУУ. 2002. №3. С. 184.
38 Краснопольский Б.Х. Пространственная организация регионального управления природопользованием (опыт штата Аляска, США) // Пространственная экономика. 2005. №2. С. 165.
39
Официальный сайт Корпорации Постоянного
фонда Аляски. URL: http://www.apfc.org/home/
40Available
Balance in Constitutional Budget Reserve Fund. URL: http://doa.alaska.gov/dof/
41Официальный
сайт Государственного общего резервного
фонда. URL: http://www.sgrf.gov.om/
42 Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. – 2010. - №17. – С. 35
43
Организация SWF Institute. URL: http://www.swfinstitute.org/
44 Данилина М.В. О формировании и управлении Стабилизационным фондом федерального бюджета России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2004. – Т. 2. – С. 96
45 Официальный сайт Инвестиционного управления Катара. URL: http://www.qia.qa/index.html (Дата обращения: 28.04.2013)
46Официальный
сайт Инвестиционного управления Абу-Даби.
URL: http://www.adia.ae/En/About/
47
Официальный сайт «Mumtalakat». URL: http://www.bmhc.bh/en/17/
48Официальный
сайт «Mumtalakat». URL: http://www.bmhc.bh/en/15/
49
Организация SWF Institute. URL: http://www.swfinstitute.org/
50
Организация SWF Institute. URL: http://www.swfinstitute.org/
51 Данилина М.В. О формировании и управлении Стабилизационным фондом федерального бюджета России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2004. – Т. 2. – С. 101.
52 Ранее действовавшая редакция Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона от 23.12.2003 «О внесении изменении в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» №184-ФЗ
53 Коротченков А.М. Формирование и использование Стабилизационного фонда Российской Федерации // Вестник ТГЭУ. – 2008. - № 1. – С. 11-23.
54
Официальный сайт Казначейства России.
Сведения о движении средств Стабилизационного
фонда РФ. URL: http://roskazna.ru/
55 Сухарев А.Н. Стабилизационный фонд РФ: опыт государственного сбережения и стабилизации экономики в 2004-2007 гг. // Финансы и кредит. – 2010. - №16. – С. 43
56
Официальный сайт Казначейства России.
Сведения о фактическом зачислении, списании
и остатках средств. URL: http://roskazna.ru/
57
Официальный сайт Казначейства России.
Сведения о движении средств Стабилизационного
фонда РФ. URL: http://roskazna.ru/
58
Официальный сайт Казначейства России.
Сведения о фактическом зачислении, списании
и остатках средств. URL: http://roskazna.ru/
59 Мартьянов А.В. Управление государственным долгом: ретроспективный анализ теоретических аспектов политической экономии // Финансы. 2009. №1. С. 62.
60 Мартьянов А.В. Управление государственным долгом: ретроспективный анализ теоретических аспектов политической экономии // Финансы. 2009. №1. С. 62.
61 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»
62 Дроздов О.И. Разделение Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит. – 2009. - №12. – С. 8-9.
63 Там же.
64 Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. – 2010. -№ 18. – С. 28
65 Часть 1 статьи 96.9 Бюджетного кодекса РФ
66 Ранее действовавшая редакция Бюджетного кодекса РФ
67 Федеральный закон от 30.09.2010 №245-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 №268-ФЗ)
68 Часть 1 статьи 96.10 Бюджетного кодекса РФ
69 Федеральный закон от 30.09.2010 №245-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 №268-ФЗ)
70 Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfin.ru/ru/ (Дата обращения:07.05.2013)
71
Официальный сайт Казначейства России.
Сведения о движении средств по счетам
Федерального казначейства по учету средств
нефтегазовых доходов федерального бюджета,
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния. URL: http://roskazna.ru/svedeniya-
72 Пашук Е.И. Новое «Бюджетное правило» и формирование резервов в федеральном бюджете // Вестник ТГУ. Право. 2013. №1. С. 77.
73 Федеральный закон от 30.09.2010 №245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»
74
Государственная программа Российской
Федерации «Управления общественными
финансами». URL: http://www1.minfin.ru/common/
75
Государственная программа Российской
Федерации «Управления общественными
финансами». URL: http://www1.minfin.ru/common/
76
Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/
77 Ажогина Н.Н. Анализ вероятностный стратегий реализации рентного потенциала в современной антикризисной политике российского государства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. №30. С. 39-45.
78 Федеральный закон от 30.09.2010 №245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»
79
Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/01/11/
80 Основные результаты деятельности департаментов Министерства финансов Российской Федерации в 2012 году и задачи на 2013 год. Расширенная коллегия Министерства финансов РФ. С. 119.
81 Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://info.minfin.ru/pf.php. (Дата обращения: 18.05.2013)
82
Государственная программа Российской
Федерации «Управления общественными
финансами». URL: http://www1.minfin.ru/common/
83 Пояснительная записка к проекту
Федерального закона «О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части использования нефтегазовых
доходов федерального бюджета». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/
Информация о работе Роль и значение резервных фондов в развитии стран с сырьевой экономикой