Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
Центральный банк и выполняемые им функции………………........
Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
Функции, выполняемые центральными банками…………….....
Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
Национальный банк Республики Беларусь.........................................
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
Структура Национального банка Республики Беларусь…………
Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

центр б.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………...

  1. Центральный банк и выполняемые им функции………………........
    1. Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
    2. Функции, выполняемые центральными банками…………….....
    3. Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
  2. Национальный банк Республики Беларусь.........................................
    1. Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
    2. Структура Национального банка Республики Беларусь…………
    3. Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
  3. Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
    1. Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
    2. Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………...........

34

 

47

 

11

161618

 

21

 

25

 

25

 

35

 

39

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало  четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот  как один из источников мобилизации  капитала. По мере развития кредитной  системы происходил процесс централизации  банкнотной эмиссии в немногих крупных  коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска  банкнот закрепилось за одним  банком, пользовавшимся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию  всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался  эмиссионным или национальным, а  в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему  положению.

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства  сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником  денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.

Курсовая работа состоит  из трех глав.

В первой главе определяется сущность центральных банков, их назначение, характеристика и выполняемые ими  функции.

Во второй главе рассматривается  правовой статус Национального банка  Республики Беларусь, его структура, а также цели и выполняемые  им функции.

В третьей главе рассматривается денежно-кредитное регулирование, проводимое Национальным банком Республики Беларусь и его взаимоотношения с Правительством Республики Беларусь.

Данная тема в достаточной  степени разработана в современной  социально-экономической литературе. При написании курсовой работы я  использовала различные источники, как периодическую литературу, так  и научные работы, учебные пособия, интернет-ресурсы, нормативные документы. Особое внимание хотелось бы уделить таким работам, как «Организация деятельности центрального банка» под редакцией С.С.Ткачука, И.О.Румянцевой; «Основы банковского дела» Б.С.Войтешенко, В.В.Козловского, Т.Д.Брежневой, В. С. Каменков «Банковское право»  из периодической литературы  я бы выделила журнал «Банковский вестник». Информации о целях, функциях, структуре Национального банка, а также о проведении и результатах денежно-кредитной политика я получила  на сайте Национального банка Республики Беларусь. Также мною были использованы такие норматиные документы, как: Банковский кодекс Республики Беларусь, Устав Национального банка Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является определение роли центрального банка, в частности, национального банка  Республики Беларусь, в развитии и  эффективном функционировании денежно-кредитной  системы страны.

Можно выделить следующие  задачи курсовой работы:

- определить сущности  центральных банков, целей и функций,  выполняемых ими;

- рассмотреть правовой  статус и структуру Национального  банка Республики Беларусь;

- определить основные  направления и цели, проводимой  в стране денежно-кредитной политики, обозначить в ней роль Национального  банка республики Беларусь;

- рассмотреть отношения,  возникающие между Правительством  Республики Беларусь и Национальным  банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Центральный банк и выполняемые им функции

 

1.1 Сущность центральных банков, их назначение и

характеристика

 

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк. Центральный банк— это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. В различных странах он называется по-разному: государственный, народный, национальный, эмиссионный, резервный, банк страны. Практически во всех странах действуют законы, в которых сформированы и закреплены задачи и функции центрального банка, определены методы их осуществления.

Возникновение центральных  банков в одних странах исторически  связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли  успешно выполнять функцию всеобщего  кредитного орудия обращения. Такие  банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие  законы, активно способствовало этому  процессу, так как выпускавшиеся  для выдачи ссуд многочисленными  мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в  случае банкротства эмитентов. В  других странах центральные банки  были созданы государством. В конце XIX — начале XX в. в большинстве  стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным  эмиссионным банком, а на современном  этапе — просто центральным банком. Это название отражает роль банка  в кредитной системе страны. Центральный  банк служит осью, центром банковской и кредитной системы.

С точки зрения собственности  на капитал центральные банки  бывают:

- государственные, капитал которых принадлежит государству (Австралия, Аргентина, Беларусь, Великобритания, Германия, Индия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Финляндия, Франция, Швеция);

- акционерные, капитал которых принадлежит акционерам (США, Италия);

- смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Бельгия, Греция, Мексика, Турция, Чили, Швейцария, Япония) [1, с. 286].

Некоторые центральные банки  были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (Великобритания, Испания, Канада, Франция).

В большинстве случаев  капитал ЦБ полностью принадлежит  государству, но акционерами могут  быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Управляющий ЦБ не входит в  правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет — в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет — в ФРГ.

Важнейшим вопросом для центральных  банков является степень их независимости. Под независимостью центрального банка  понимается особая форма государственного контроля за состоянием данной сферы в стране. Среди множества факторов оценки независимости центральных банков можно выделить следующие:

- участие государства в капитале центрального банка и распределении

прибыли;

-    подотчетность банка;

-   процедуру назначения (выбора) руководства банка;

-   самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики;

- правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны и др.[2, с. 297].

Существенная степень  независимости ЦБ обусловлена его  задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание  денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного  экономического роста. Правительство  озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего  государства). Относительно независимый  ЦБ в такой ситуации должен выступать  своеобразным противовесом.

С другой стороны независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют  официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом  преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется  крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства [3, с. 66]

Независимо от того, принадлежит  ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые  особенно усилились на современном  этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка  в силу особой роли последнего в  кредитной системе страны, в проведении его экономической политики.

Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично  влиять на его политику. Центральный  банк независимо от принадлежности его  капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества  государства, центральный банк распоряжается  им как собственник. Степень независимости  центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство [1, с. 287].

 

Рисунок 1- Статусная  и денежно-кредитная независимость  центрального банка

 

Фактически независимость  центрального банка можно рассматривать  с позиций его статуса и  независимости денежно-кредитной  политики. Представленный на рисунке 1 двусторонний подход к пониманию независимости центрального банка показывает, что существенная степень независимости центрального банка, являясь необходимым условием эффективности его деятельности, нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами экономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты относительно независимого от государства банка и государственного органа [4, с. 66].

Информация о работе Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны