Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
Центральный банк и выполняемые им функции………………........
Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
Функции, выполняемые центральными банками…………….....
Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
Национальный банк Республики Беларусь.........................................
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
Структура Национального банка Республики Беларусь…………
Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

центр б.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Национальный банк ежеквартально  информирует:

- Президента Республики  Беларусь и Правительство Республики  Беларусь об объеме эмиссии  денег и о выполнении Основных  направлений денежно-кредитной политики  Республики Беларусь;

- Президента Республики  Беларусь о размерах золотовалютных  резервов, создаваемых в соответствии  с целями и задачами, определяемыми  в Основных направлениях денежно-кредитной  политики Республики Беларусь [17].

В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной  политики являются:

– защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [16].

Рассмотрим основные методы денежно-кредитной политики Национального  банка.

Политика минимальных  резервов заключается в том, что банки обязаны размещать в Национальном банке Республики Беларусь минимальные резервы, размер которых устанавливается в определенном соотношении с привлеченными этими банками денежными средствами.

Данный инструмент в настоящее  время имеет большое значение в нашей стране, поскольку обязательные резервы являются одним из основных инструментов регулирования общей  ликвидности банковской системы  и уровня денежной массы в обращении, тем самым он служит антиинфляционным средством.

Обязанность банка депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке, отражена в ч. 1 ст. 110 Банковского кодекса. Причем ч.3 этой же статьи право Национального банка взыскать недовнесенные в фонд обязательных резервов средства путем их бесспорного списания с корреспондентского счета того или иного банка.

Филиалы банков Республики Беларусь, открытые за пределами республики, депонируют обязательные резервы в  национальном (центральном) банке государства, на территории которого они расположены, в случаях и порядке, установленных  законодательством данного государства.

Политика открытого рынка  заключается в том, что, в частности, Национальный банк Республики Беларусь, осуществляет операции по покупке и  продаже твердопроцентных ценных бумаг на открытом рынке за свой счет.

Банковский кодекс (ст.55) предусматривает, что Национальный банк Республики Беларусь выпускает  ценные бумаги, определяет технические  требования по их изготовлению, а также  совершает операции с ценными  бумагами.

В целях оживления экономики  Национальный банк может увеличивать  спрос на ценные бумаги, например, путем  установления фиксированного курса  этих ценных бумаг, при котором гарантируется  реализация любого  предлагаемого  их объема. В результате этого увеличивается объем денежной массы. Если же Национальный банк  преследует цель уменьшить резервы банков, то он выступает на стороне предложения, проводя контрактивную политику.

Влияние государства на ситуацию на денежном рынке оказывается путем  изменения условий рефинансирования банков, а именно путем определения  условий, на которых Национальный банк Республики Беларусь предоставляет  банкам второго уровня кредиты и  переучитывает векселя, тем самым  осуществляя регулирование ликвидности  банков. Переучет векселя – это  покупка Национальным банком векселя, векселедателем которого является юридическое  лицо, не являющееся банком, до наступления  срока платежа.

Реализация самостоятельной  денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре — в1994 г.

1990-е годы были периодом  перехода от командно-административной  системы к рыночным принципам  ведения хозяйства, либерализации  ценообразования и внешнеторговой  деятельности, периодом становления  и формирования национальной  монетарной системы, создания  ее организационного, технического  и кадрового потенциалов. За  эти годы были решены многие  сложные проблемы: преодоление гиперинфляции,  неконтролируемой девальвации, административного  определения обменного курса  и др. Постепенно отлаживалась  структура монетарных институтов, повышался профессиональный уровень  кадров, деятельность монетарного  регулирования переводилась-на научную  основу и рыночные принципы. Была  создана современная система  монетарного регулирования.

С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую  денежно-кредитную политику. Используя  инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил  ограничения в денежной сфере, ориентировал субъектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Национального  банка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной денежной массы) были поставлены под более жесткий  контроль. В результате этих мер  изменилась экономическая среда  для банков, фирм и граждан, что  изменило приоритеты их поведения в  денежно-кредитной сфере.

Фактически современный  этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная  цель — обеспечение стабильного  и предсказуемого обменного курса  белорусского рубля. При этом в тактическом  плане политика направлена на постепенное  и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую  фиксацию [3, c. 43 - 45].

Но современный международный  финансово-экономический кризис немного  изменил направленность денежно-кредитной политики. В условиях кризиса продолжается использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования, к которым относятся, во-первых, минимальные резервные требования, применяемые не столько для текущего, сколько для долговременного регулирования денежного обращения; во-вторых, политика учетного процента (ставка рефинансирования), связанная с текущим стимулированием наиболее эффективного использования денежного капитала; в-третьих, операции Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке для регулирования денежной массы и цивилизованного воздействия на покрытие дефицита государственного бюджета; в-четвертых, механизм валютного регулирования, связанный, прежде всего, с поддержанием стабильного обменного курса национальной денежной единицы [9, c. 10] .

Динамику ставки рефинансирования мы можем проследить в таблице 2 [16].

 

Таблица 2 - Изменение ставки рефинансирования в период с 2008 по 2012 гг.

 

Дата начала действия

Размер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки), %

1

2

2008 г.

17.12.2008

12

12.11.2008

11

15.10.2008

10.75

13.08.2008

10.5

01.07.2008

10.25

2009 г.

01.12.2009

13.5

08.01.2009

14

2010 г.

15.09.2010

10.5

18.08.2010

11

14.07.2010

11.5

12.05.2010

12

Продолжение таблицы 2

1

2

19.04.2010

12.5

17.02.2010

13

2011 г.

12.12.2011

45

11.11.2011

40

14.10.2011

35

14.09.2011

30

01.09.2011

27

17.08.2011

22

13.07.2011

20

22.06.2011

18

01.06.2011

26

18.05.2011

14

20.04.2011

13

16.03.2011

12

2012 г.

02.04.2012

36

01.03.2012

38

15.02.2012

43


 

Из  данных таблицы 2 видно, что учетная ставка была максимальной в конце 2011 года. Наиболее динамично она изменялась также в 2011, начав с 12 процентов и закончив максимальными 45 процентами. В 2012 году ставка постепенно падает, достигая в апреле 36 процентов.

Официальная учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования) влияет, во-первых, на общий объем  кредитов в банковской системе, а  ее увеличение уменьшает объем кредитования реального сектора, и наоборот; во-вторых, уровень ставки рефинансирования является ориентиром для других процентных ставок денежного рынка.

Изменение официальной учетной  ставки центрального банка (ставки рефинансирования) не только непосредственно зависит  от инфляции, но и влияет на нее и, соответственно, на экономическую активность реального сектора экономики. При  этом количественный эффект изменения  официальной учетной ставки зависит от того, в какой мере данное изменение было предусмотрено (прогнозируемым) экономическими агентами и насколько данные ожидания повлияют на будущую монетарную политику центрального банка. Помимо всего прочего, это означает, что влияние фактической динамики официальной учетной ставки центрального банка на величину других процентных ставок связано с ожиданиями относительно ее предполагаемого изменения [20, c. 43].

Тем не менее, стратегическим направлением процентной политики Национального  банка Республики Беларусь должно быть поддержание положительного значения базовой ставки рефинансирования (в  реальном выражении). Практика показала, что реализация этого принципа является действенным методом усиления склонности к сбережениям населения и  субъектов реального сектора  экономики и воздействия на предпочтения делать эти сбережения в белорусских  рублях, а не в иностранной валюте. Это станет реальным шагом к тому, чтобы остановить бегство от белорусского рубля, превратить его в средство накопления и сдержать рост инфляции в той части, которая зависит  от параметров роста рублевой составляющей совокупной денежной массы. Поддержание  положительных реальных процентных ставок является важным антиинфляционным и антидевальвационным инструментом денежно-кредитной политики, применение которого обеспечивает необходимые предпосылки макроэкономической стабилизации [21, c. 22].

Также важную роль играет изменение  Национальным банком  резервных  требований для коммерческих банков. Изменение нормы обязательных резервов представлено в таблице 3[16].

 

Таблица 3 - Нормативы обязательных резервов

 

Дата начала действия норм

 

По привлеченным средствам  в национальной валюте

По привлеченным средствам  в иностранной валюте

по средствам физических лиц

по средствам юридических  лиц

1

2

3

4

01.03.2002

14

16

12

01.04.2002

13

16

12

01.05.2002

12

16

12

01.01.2003

10

10

10

01.04.2004

8

10

10

01.08.2004

7

10

10

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

01.11.2004

6

10

10

01.02.2005

5

10

10

01.04.2005

5

9

9

01.06.2006

5

8

8

01.11.2006

4.5

8

8

01.04.2007

4.5

8

8

01.12.2008

1.5

7

7

01.02.2009

1

6

6

01.03.2009

0

6

6

01.03.2011

0

9

9

01.11.2011

0

7.5

7.5

01.05.2012

0

10

10


 

Нормы обязательных резервов постепенно снижались, достигнув своего минимума в 2009 году. Ставка по привлеченным средствам в национальной валюте для физических лиц так и осталась на уровне 0 процентов, а ставки по привлеченным средствам в национальной валюте для юридических лиц и ставки по привлеченным средствам в иностранной валюте начали постепенно увеличиваться и к 1 мая 2012 года достигли 10 процентов.

Проблема валютного (обменного) курса была и остается весьма актуальной для экономики Беларуси. В первую очередь она связана с необходимостью поддержания устойчивости национальной денежной единицы. Однако финансово-экономический  кризис с января 2009 г. изменил ситуацию на валютном рынке Республики Беларусь. В частности, он проявился прежде всего через девальвацию национальной денежной единицы в начале января 2009 г.

Устойчивость валютного  курса национальной денежной единицы  зависит от соблюдения двух важнейших  условий, к которым относятся  сбалансированность платежей между  государствами, обусловленная состоянием платежного, и прежде всего торгового  баланса, а также достаточность  валютных резервов для поддержания  обменного курса при нарушении  платежного равновесия.

Следует отметить, что феноменом  обменного курса белорусского рубля  в прошлые годы была его стабильность при постоянном увеличении дефицита платежного и торгового балансов. На рисунке 7 видно, как стремительно увеличивалось в последние годы отрицательное сальдо счета текущих операций.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 - Динамика счетов платежного баланса

 

            Резервные активы состоят из внешних активов страны, которые находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы этими органами для прямого финансирования дефицита платежного баланса. Можно наблюдать сначала их плавное (в период 2000 – 2005 гг.), а затем резкое колебание (в период 2005 – 2010 гг.).

 В 2008 г. и 2010 г.  увеличение отрицательного сальдо  счета текущих операций было  наиболее заметным — более  чем на 2 млрд. долл. США по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2010 г. сальдо счета текущих операций составило порядка минус 8,5 млрд. долл. США.

С макроэкономических позиций (с позиций платежного баланса) приемлемое значение сальдо счета текущих операций для Республики Беларусь составляет от минус 3,6 до минус 4,7 процентов ВВП, а рассчитанный базовый дефицит равен минус 9,1 процента ВВП, что на 4,4—4,5 процентного пункта выше нормы [9, c.15].

Информация о работе Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны