Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
Центральный банк и выполняемые им функции………………........
Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
Функции, выполняемые центральными банками…………….....
Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
Национальный банк Республики Беларусь.........................................
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
Структура Национального банка Республики Беларусь…………
Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

центр б.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 - разработка (совместно с Правительством Республики Беларусь) Основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год;

-  установление (по согласованию с Президентом Республики Беларусь) размера участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;

-  принятие основных решений в сфере денежно-кредитного, валютного регулирования в области надзора за банковской деятельностью, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, лицензирование банковской деятельности и т.д.

Президент Республики Беларусь может освободить любого из членов Правления, уведомив Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, в случаях:

- истечения срока полномочий;

- неспособности исполнения  служебных обязанностей по состоянию  здоровья на основании заключения  медицинской комиссии;

- отставки;

- ухода на пенсию по  собственному желанию; 

- несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь;

- разглашения сведений, составляющих государственную или  служебную тайну; 

- признания виновным  в совершении преступления по  приговору суда и других случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Беларусь. [5, c. 347].

Исполнительным коллегиальным  органом Национального банка  является Совет директоров. Совет  директоров Национального банка  Республики Беларусь руководит деятельностью  центрального аппарата Национального  банка Республики Беларусь, организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления  Национального банка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственных учреждений и организаций банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь. Количественный состав Совета директоров определяется Правлением Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления. Члены Совета директоров назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

Совет директоров также выполняет  широкий круг функций, основные из которых следующие:

- организация выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики;

- определение организационной структуры Национального банка;

- утверждение порядка проведения отдельных операций Национальным банком;

- принятие решений в области процентной и эмиссионной политики, минимальных обязательных резервов;

- выполнение прочих функций, отнесенных Правлением к компетенции Совета директоров.

Заседание Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, при присутствии  на них не менее шести членов. Решения принимаются простым  большинством голосов и оформляются  постановлениями Совета директоров Национального банка.

 Председатель Правления  Национального банка руководит  текущей деятельностью Национального  банка и несет персональную  ответственность за выполнение  функций, возложенных на Национальный  банк. Во время его отсутствия  его функции выполняет один  их первых заместителей Председателя  Правления Национального банка  на основании распоряжения Председателя  Правления Национального банка. [14, c.70]

Национальный банк и правительство  Республики Беларусь взаимодействуют  в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной  политики государства. Со стороны Правительства  деятельность НБ регламентируется протоколами  Президиума Совета Министров, постановлениями  правительства и протоколами  совещаний у премьер-министра, а  также совместными постановлениями  правительства и Национального  банка.

Поскольку Национальный банк подотчетен Президенту страны, он ежеквартально  информирует Президента и Правительство  об объеме эмиссии денег и реализации Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь. Кроме  того, НБ и Правительство информируют  друг друга о предполагаемых действиях  по вопросам единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, проводят регулярные консультации.

При Национальном банке создан Консультационный совет в составе  представителей Президента страны, Палаты представителей Национального собрания, Совета Министров, НБ, банков и экспертов. Председателем Консультационного  совета является председатель Правления  Национального банка.

Имущество Национального  банка находится в собственности  Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования  и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального  банка и банковским законодательством  Республики Беларусь [14, c. 71].

Исходя из вышесказанного, структуру Национального банка  можно представить в виде схемы  [3, c. 67, рисунок 30.1]:

Национальный  банк Республики Беларусь



Президент  Республики Беларусь


  


ПОДОТЧЕТНОСТЬ


ъъъ


 

 

 


 

 

 

Центральный аппарат               (в том числе органы управления):               Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка


Структурные подразделения:  - главные  управления по областям, их отделения  в городах                                            - учебный центр                            - центральное хранилище


              



 

 

Рисунок 6 – Подчиненность Национального банка Республики Беларусь. Органы управления и структура Национального банка

 

Центральный аппарат Национального  банка состоит из Главных управлений, объединенных в шесть блоков, административно  курируемых Первыми заместителями  Правления. Исключение составляет седьмой  блок, управления которого подчиняются  непосредственно Председателю Правления. Это управление секретариата Правления  Национального банка, Управление информации, Главное управление внутреннего  аудита.

 Главные управления  по областям с отделениями  находящимися на их территории  входят в состав одного из  шести блоков. Каждый блок объединяет управления.

 Первый блок объединяет  главные управления бухгалтерского  учета и отчетности, регулирования  банковских операций, финансово-экономическое,  главное управление по г. Минску  и Минской области с Троицким  отделением, отделением в г. Молодечно  и Борисове.

 Второй блок объединяет  главное управление внешнеэкономической  деятельности, монетарной политики  и экономического анализа, платежного  баланса, Главное управление по  Брестской области с отделениями  в городах Пинске, Барановичи, Дрогичине. 

 Третий блок объединяет  Главное управление администрации,  кадровой политики, безопасности  и защиты информации, Главное  управление по Могилевской области  с отделением в г. Бобруйске. 

 Четвертый блок объединяет  Главное управление валютного  регулирования и валютного контроля, банковского надзора, юридическое  управление, Главное управление  по Витебской области с отделениями  в г. Орше, Полоцке. 

 Пятый блок объединяет  Главные управления международных  операций, монетарных операций, Главное  управление по Гомельской области  с отделениями в г. Мозыре, Жлобине. 

 Шестой блок объединяет  Главные управления платежной  системы, эмиссионно-кассовых операций, Главное управление по Гродненской  области с отделением в г.  Лида, Центральное хранилище. 

 В свою очередь в  состав главных управлений входят  несколько управлений и отделов.  Так, Главное управление бухгалтерского  учета и отчетности объединяет  управление организации и методологии  бухгалтерского учета и отчетности, управления бухгалтерского учета  банковских операций, управление  бухгалтерского учета международных  операций, управление бухгалтерского  учета внутрибанковских операций.

 Организационная структура  и штатное расписание управлений  Национального банка утверждаются  Председателем Правления. Начальники  управлений назначаются на должность  Председателем Правления банка  по согласованию с Советом  директоров. Выполняемые структурными  подразделениями операции отражают  функции Национального банка  в целом. [16]

Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь - это единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

 

 

 

 

        2.3 Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь

 

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также  его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь. Основными  целями деятельности Национального  банка являются:

-    защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

-      развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В рамках достижения последней цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в  безналичной и наличной формах и  ответственность за их нарушение.

Национальный банк ведет  ведомственный архив данных и  документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и  иной обработки, а также для подтверждения  операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов.

Межбанковские расчеты в  Республике Беларусь осуществляются в  системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы  межбанковских расчетов Национального  банка (далее – АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Функции оператора АС МБР  выполняет Расчетный центр Национального  банка Республики Беларусь (далее  – Расчетный центр). Расчетный  центр имеет право электронной  цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также  право дополнительного удостоверения  электронной цифровой подписью исполненных  электронных платежных документов.

Режим работы системы BISS определяется графиком приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений (далее  – график системы BISS). С декабря 2009 года в соответствии с графиком системы BISS продолжительность операционного  дня системы BISS установлена с 9.00 до 17.30 часов. При этом продолжительность  операционного времени для приема клиентских платежей составляет период с 09.00 до 16.30. В выходные и праздничные  дни система BISS не работает.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка [15].

Национальный банк выполняет  следующие функции:

разрабатывает Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном  законодательными актами;

Информация о работе Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны