Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
Центральный банк и выполняемые им функции………………........
Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
Функции, выполняемые центральными банками…………….....
Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
Национальный банк Республики Беларусь.........................................
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
Структура Национального банка Республики Беларусь…………
Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

центр б.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка  от имущества государства. Хотя формально  это имущество находится, как  правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Правовой статус центральных  банков развитых стран закреплен  в правовых актах: законах о центральных  банках и их уставах, законах о  банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как  правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в  котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения  с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает  полномочия центрального банка как  эмиссионного института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого  банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными  полномочиями в сфере регулирования  кредитной системы [1, c. 289].

Содержание и форма  взаимосвязей центральных банков с  органами государственной власти существенно  различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

- центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

-  центральный банк  независим от правительства, что  обеспечивает ему самостоятельность  в проведении денежно-кредитной  политики без давления со стороны  правительственных органов. 

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует  промежуточная модель, в рамках которой  используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным  банком при определенной степени  его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и  Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В  большинстве государств центральные  банки подотчетны казначейству или  министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В  странах, в которых центральные  банки непосредственно подчинены  парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным  банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран  предусмотрена отчетность центральных  банков перед парламентами. Так, федеральная  резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей  деятельности 2 раза в год, а центральные  банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран  ежегодно.

Основное назначение центральных  банков – обеспечение устойчивости национальной валюты, а также регулирование  и координация деятельности денежно-кредитной  сферы.

Назначение центрального банка обусловливает его функции (основные направления деятельности). Одни из них постепенно были делегированы другими банками, а другие он сам  взял на себя, учитывая свое специфическое  положение в банковской системе [3, c. 40].

 Главная задача ЦБ страны - обеспечение устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем и внешнем рынках, исключение инфляции и девальвации национальных денег из-за отрицательного воздействия монетарных факторов. ЦБ должен выступать в стране гарантом стабильности денежно-кредитной и финансовой системы, проводить для этого сбалансированную денежно-кредитную политику.

 

 

 

 

1.2 Функции, выполняемые центральными банками

 

Функции центрального банка  отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает  системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в  стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним  из участников национальной экономической  политики, на финансовом рынке он выполняет  функцию агента государства, отстаивая  его интересы и цели развития. Данный статус проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся [5, с. 351].

В большинстве промышленно  развитых стран центральный банк выполняет пять основных функций: проведения денежно-кредитной политики (денежно-кредитного регулирования), монопольной эмиссии  банкнот, банка банков, банка правительства  и внешнеэкономическую функцию.

1. Функция проведения  денежно-кредитной политики, или  денежно-кредитного регулирования. Совокупность мер воздействия государства на состояние денежно-кредитной сферы (прежде всего на динамику таких денежно-кредитных показателей, как уровень банковской ликвидности, процентных ставок, объем кредитов, уровень валютного курса) называется денежно-кредитной политикой. Проводником денежно-кредитной политики является центральный банк [1, с. 287].

Денежно-кредитная политика — важный составной элемент экономической  политики правительства (макроэкономической политики), главными целями которой  являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы  и инфляции.

Цели макроэкономической политики определяют в конечном счете цели денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика направлена, прежде всего, на обеспечение долгосрочного экономического роста и стабильности цен. Во многих странах законодательно закреплена как цель денежно-кредитной политики ценовая стабильность или стабильность национальной валюты. С конца 1970-х гг. в качестве главного условия экономического развития в большинстве стран считается стабильность уровня цен и соответственно конечной целью денежно-кредитной политики — достижение определенного уровня инфляции. Центральные банки многих стран проводят политику инфляционного таргетирования (от англ. target - цель). Инфляционное таргетирование — это система, при которой устанавливается целевой ориентир по инфляции и набор механизмов, корректирующих возможные отклонения от этого ориентира.

Центральный банк не в состоянии  достичь конечной цели напрямую и  выбирает промежуточную цель, достижение которой непосредственно влияет на выполнение конечной. Такой целью  может быть уровень процентной ставки, объем денежной массы, уровень валютного  курса.

Общее состояние экономики  во многом зависит от состояния денежно-кредитной  сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы  составляют коммерческие банки и  другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90 процентов всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10 процентов — банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков [6, с. 644].

Для воздействия на денежно-кредитную  сферу центральный банк использует прежде всего механизм банковского мультипликатора, под которым понимается процесс многократного увеличения средств на депозитных счетах коммерческих банков в результате расширения их кредитов. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать цепную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов [1, с. 288].

2. Функция монопольной  эмиссии банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами [3, с. 20].

Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно  развитых стран, однако банкнотная эмиссия  по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также  для обеспечения ликвидности  кредитной системы. Эмиссионная  монополия превратила центральный  банк в эмиссионно-кассовый центр  банковской системы, поскольку обязательства  центрального банка (как в форме  банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

3. Функция «банка банков». В отличие от коммерческих банков центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки. Последние выступают как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В XX в. в большинстве стран коммерческие банки в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам (норму обязательных резервов).

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный  банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай [1, с. 291].

Являясь «банком банков», центральный банк выполняет функции  главного регулирующего органа платежной  системы страны. Он организует межбанковские  расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том  числе клиринговых) систем, служит расчетным  центром банковской системы.

В большинстве стран центральный  банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания  стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) надзорная и контрольная деятельность осуществляется исключительно центральным банком; в других (Германия, США, Швейцария, Франция) — центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.); а в некоторых государствах (Австрия, Великобритания, Дания, Канада, Норвегия) — не центральным банком, а иными органами.

К основным направлениям надзора  и контроля центрального банка над  коммерческими относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с  драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление системы  экономических нормативов, контроль за их соблюдением [4, с. 67].

4. Функция банка правительства. Независимо от принадлежности капитала центральные банки тесно связаны с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант и агент.

В центральном банке открыты  счета правительства и правительственных  ведомств. В большинстве стран  центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие  от налогов и займов, зачисляются  на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном  банке, все правительственные расходы  покрываются с этого счета.

Центральный банк кредитует  государство, консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и  погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения  доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации.

От имени правительства  центральный банк осуществляет размещение и погашение государственных  займов, организует выплату доходов  по ним. Центральный банк покупает или  продает государственные обязательства  с целью воздействия на их курсы  и доходность; изменяет условия продажи; различными способами повышает привлекательность  государственных обязательств для частных инвесторов.

4. Внешнеэкономическая функция  центрального банка. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях [1, с. 293]

Информация о работе Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны