Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
Центральный банк и выполняемые им функции………………........
Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
Функции, выполняемые центральными банками…………….....
Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
Национальный банк Республики Беларусь.........................................
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
Структура Национального банка Республики Беларусь…………
Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

центр б.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство  и банки, он одновременно создает  кредитные орудия обращения; осуществляя  выпуск и погашение правительственных  обязательств, воздействует на уровень  ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки  для выполнения им своей важнейшей  функции — функции денежно-кредитного регулирования [4, с. 69].

Все рассмотренные функции  в той или иной степени осуществляют центральные банки каждой страны. По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных  функций и их значения в деятельности центрального банка. Так, с отменой  размена кредитных денег на золото уменьшилось значение функции эмиссионной  монополии, которая в эпоху золотого стандарт а играла ведущую роль в обеспечении стабильности денежного обращения. В настоящее время она все больше принимает характер технической функции - снабжение экономики наличными банкнотами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей ведет к снижению роли центрального банка как расчетного центра. Одновременно расширяется и усложняется функция банковского надзора, но при этом прослеживается тенденция передачи ее выполнения специальным надзорным органам. В настоящее время основной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.

 

 

 

 

         1.3 Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками

 

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения  стабильности цен, полной занятости  населения и роста реального  объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Цели денежно-кредитной  политики можно разделить на первичные, промежуточные и тактические (рис. 2) [7, c. 230, рисунок 4.2.].

Рисунок 2 – Цели денежно-кредитной политики

 

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический  рост, безработицу) осуществляется посредством  денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная  политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса  национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование  — это совокупность конкретных мероприятий  центрального банка, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной  экономической политики. Государственная  экономическая политика должна предусматривать  меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет  свою часть — денежно-кредитную  политику, он отвечает за её проведение.

Жесткая денежно-кредитная политика направлена на поддержание определенного размера денежной массы. Гибкая денежно-кредитная политика направлена на регулирование процентной ставки.

Различают следующие виды монетарной политики:

      - Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

      -  Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным  банком мер по увеличению предложения  денег. Ее инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований;
  • снижение учетной ставки процента;
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании  центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований;
  • повышение учетной ставки процента;
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг [7, c. 235].

Методы денежно-кредитной  политики — совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с  точки зрения центрального банка  за максимальным объёмом или ценой  депозитов и кредитов, за количественными  и качественными переменными  денежно-кредитной политики. При  использовании прямых методов временные  лаги сокращаются. Временные лаги —  это определенный период времени  между моментом возникновения потребности  в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих  субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее  предсказуемы, чем при использовании  прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных  методов непосредственно связано  со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам  характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени  независимости центральных банков.

Центральный банк использует разнообразные методы денежно-кредитной  политики, но чаще всего:

  • операции на открытом рынке, т.е. по купле-продаже ценных бумаг;
  • изменение норм обязательных резервов;
  • изменение процентных ставок по операциям центрального банка [8, c. 28].

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной  нормы.

Увеличение резервной  нормы центральным банком уменьшает  избыточные резервы (которые можно  отдать в ссуду), тем самым способность  банка расширять денежную массу  путем кредитования снижается. Это  средство регулирования денежной массы  обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменяя норму обязательных резервов, Национальный банк может  косвенно воздействовать на денежное предложение в экономике следующим  образом [8, c. 29, рисунок 2.2]:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Воздействие нормы обязательных резервов на денежное предложение

 

Снижая резервную норму, центральный банк тем самым уменьшает резервы коммерческих банков. Это значит, что избыточные резервы увеличатся, тем самым повысится потенциальная возможность кредитования экономики, т.е. увеличится денежное предложение.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос  коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы  коммерческих банков и их способность  давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент  за кредит. Предложение денежной массы  в стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых  денег (денежно-кредитная экспансия)

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает  предложение денег путём покупки  государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной  нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Воздействие денежно-кредитной  экспансии на экономику проявляется  в следующем: в общественном секторе  наблюдается рост деловой активности, а в частном секторе – рост спроса на товары и услуги (рисунок 4).

 

 

 

Рисунок 4 - Влияние на экономику экспансионистской денежно-кредитной политики

 

Политика дорогих  денег (денежно-кредитная рестрикция)

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить  денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа  государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная  резервная норма, увеличивается учётная ставка [9, c. 11].

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести  меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение  величины пошлины во внешней торговле [10, c. 37].

Денежно- кредитная рестрикция влияет на экономику следующим образом: в общественном секторе наблюдается  сокращение деловой активности в экономике, в частном секторе – снижение спроса на товары и услуги (рисунок 5).

 

 Рисунок 5 - Влияние на экономику рестрикционной денежно-кредитной политики

 

Таким образом, центральный банк – это главный регулирующий орган кредитной системы страны. Деятельность центральных банков разных стран мира подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, обеспечению эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами. Отсюда вытекают его основные функции: функция проведения денежно-кредитной политики, или денежно-кредитного регулирования, функция монопольной эмиссии банкнот, функция «банка банков», функция банка правительства, внешнеэкономическая функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2 Национальный банк Республики Беларусь

 

          2.1 Правовой статус Национального банка Республики Беларусь

 

 Становление Национального  банка Республики Беларусь как  центрального банка — первого  уровня отечественной банковской  системы - связано с принятием в декабре 1990 г. законов «О Национальном банке Республики Беларусь», «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и постановления Верховного Совета «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.

Процессы, происходящие в  экономике и банковской сфере, потребовали  совершенствования нормативно-правовой базы банковской деятельности. В 1990-е  гг. был принят ряд дополнений и  изменений в действующие законы, что потребовало пересмотра ведомственных  нормативных актов. Поэтому одним  из важнейших этапов законотворческой деятельности, регулирующей банковскую систему республики, стало принятие Палатой представителей одобренного  Советом Республики и подписанного Президентом страны Банковского  кодекса Республики Беларусь (2000 г.). Одновременно с этим утратили силу ранее действовавшие законы, регулирующие банковскую деятельность. В новой  редакции Банковский кодекс принят 17.07.2006 г. [11, c. 293].

В Кодексе четко и подробно описаны задачи главного банка страны, оговорены его права и особенности  функционирования; определено участие  в деятельности международных организаций; проведено разграничение ответственности  НБ, банков и не банковских кредитно-финансовых организаций. Все это привело  к усилению самостоятельности денежно-кредитной  власти.

Национальный банк - центральный  банк Республики Беларусь действует  исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей  деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального  банка Президенту Республики Беларусь означает:

Информация о работе Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны