Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:43, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовия на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Также центральный банк, как проводник денежно-кредитной политики, играет важную роль в развитии и эффективном функционировании денежно-кредитной системы страны. Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………...
Центральный банк и выполняемые им функции………………........
Сущность центральных банков, их назначение и характеристика.............................................................................
Функции, выполняемые центральными банками…………….....
Денежно-кредитное регулирование, проводимое центральными банками……...……………………………………………………..
Национальный банк Республики Беларусь.........................................
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь….
Структура Национального банка Республики Беларусь…………
Цели и функции, выполняемые Национальным банком Республики Беларусь……………………………………………..
Роль Национального банка Республики Беларусь в развитии денежно-кредитной системы страны………………………….........
Денежно-кредитное регулирование и роль в нем Национального банка Республики Беларусь……………………...............................
Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………
В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год в январе – ноябре 2011 г. и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году» показатели банковской системы на 2012 год представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Основные прогнозные показатели банковской системы
Республики Беларусь на 2012 год
Для преодоления финансово-
- жесткой монетарной политике, проявляющейся не только в резком сокращении кредитной эмиссии, но и в использовании относительно высоких процентных ставок по кредитам при резком ограничении льготного кредитования (будет способствовать кредитованию высокоэффективных проектов);
- ограничении бюджетного дефицита за счет значительного сокращения расходов на госаппарат, силовые структуры, ненужное строительство и т. п.;
- дальнейшей либерализации цен на основную массу товаров и значительном урегулировании цен на контролируемые государством товары (энергоносители, транспортные тарифы, продукты питания, квартплата и др.);
- широком введении внешней конвертируемости белорусского рубля (в настоящее время значительное распространение получила внутренняя конвертируемость) и либерализации внешнеэкономической деятельности;
- проведении политики доходов, направленной на стимулирование трудовой активности работающего населения и установление размера трудовых и других пенсий в зависимости от трудового вклада в предыдущие годы с устранением привилегий за партийный стаж, государственную службу и т. п [9, 17].
3.2 Взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики Беларусь
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь.
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, касающихся вопросов единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, проводят регулярные консультации.
Правительство Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в согласованном ими порядке статистическую, аналитическую и оперативную информацию, необходимую для надлежащего выполнения ими своих функций.
Национальный банк не отвечает
по обязательствам Правительства Республики
Беларусь. Правительство Республики
Беларусь не отвечает по обязательствам
Национального банка, за исключением
случаев, предусмотренных
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:
- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Взаимоотношения Национального банка с Министерством финансов сводятся к следующим операциям:
- расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка Республики Беларусь;
- управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
- посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;
- учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;
- операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Национальный банк
при осуществлении кредитной
деятельности: предоставляет Правительству
Республики Беларусь кредиты
в соответствии с законом о
бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый (бюджетный)
год. Возможность
Сохранение практики кредитования
Национальным банком Правительства
связано, главным образом, с государственной
политикой льготного
Кроме кредитов под
дефицит бюджета текущего года
и внутренний государственный
долг, который представляет собой
накопленные дефициты бюджета
прошлых лет, Национальный
Национальный банк
выполняет функции агента
- операции Национального банка с ценными бумагами собственной эмиссии;
- операции Национального банка с государственными ценными бумагами в рамках реализации его функций финансового агента Правительства.
В этой связи возможно выделить две основные задачи Национального банка при совершении операций на рынке ценных бумаг:
- обеспечение проведения денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию национальной валюты и придание устойчивости внутреннему валютному рынку. В указанных целях Национальный банк осуществляет эмиссию собственных ценных бумаг;
- обеспечение потребностей Правительства в финансировании дефицита государственного бюджета за счет внутренних заимствований. С этой целью Правительство осуществляет эмиссию государственных ценных бумаг, а Национальный банк выступает в качестве его финансового агента, выполняя функции их размещения и обслуживания. Первичное размещение ГКО и купонных облигаций осуществляется: Национальным банком путем их продажи на закрытом аукционе, а также путем доразмещения банкам - первичным инвесторам.
Отношения Национального банка и Министерства финансов по размещению, обращению и погашению ГКО и купонных облигаций регулируются договорами. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 1673 Национальный банк на рынке государственных ценных бумаг осуществляет следующие функции в качестве агента Правительства:
- выполняет функции центрального депозитария и контроля за общим количеством находящихся в обращении ГКО и купонных облигаций; совместно с Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь осуществляет контроль за совершением операций на вторичном рынке;
- информирует инвесторов о предстоящем аукционе не позднее чем за один рабочий день до даты его проведения;
совместно с Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и по согласованию с Министерством финансов устанавливает правила проведения закрытого аукциона;
- утверждает список участников аукциона;
- хранит глобальные сертификаты о каждом выпуске ГКО и купонных облигаций, содержащие основные его параметры;
- открывает временные счета и зачисляет на них денежные средства, перечисленные инвесторами для приобретения на аукционе государственных ценных бумаг;
- определяет депозитарии для учета государственных ценных бумаг;
- осуществляет по поручению Министерства финансов дополнительную продажу на вторичном рынке не проданных на аукционе ценных бумаг по ценам, установленным Минфином. Кроме того, Национальный банк вправе сам участвовать в первичном размещении государственных ценных бумаг для их последующей продажи на вторичном ринке;
- осуществляет расчеты по погашению ГКО и купонных облигаций с уполномоченными депозитариями по поручению Министерства финансов в день погашения ценных бумаг или день выплаты купонного дохода [16].
Для осуществления возложенных
на него функций Национальный банк
Республики Беларусь совместно с
Министерством финансов и Министерством
экономики проводит макроэкономический
анализ и прогнозирование состояния
экономики страны в целом и
по регионам. Прогнозирование осуществляется
в соответствии с Законом Республики
Беларусь «О государственном
Национальным банком осуществляется:
- подготовка и представление Правительству информационных и аналитических материалов, рекомендаций и предложений по вопросам экономической и денежно-кредитной политики;
- организация и обеспечение работы по систематическому анализу и краткосрочному прогнозированию развития экономики страны на основе конъюнктурных обследований, проводимых самим Национальным банком, а также обобщения статистической, финансовой, банковской, таможенной, налоговой и иной информации;
- руководство работой и осуществление совместно с органами исполнительной власти мониторинга экономических преобразований, представление Правительству и направление органам исполнительной власти информационных и аналитических материалов по проблемам социально-экономического положения в стране и регионах;
- проведение работы по анализу динамики основных социально-экономических индикаторов и степени их соответствия задачам экономических преобразований, подготовка предложений по этим проблемам.
Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь играет очень важную роль в денежно-кредитном регулировании, а также в развитии функционировании денежно-кредитной системы страны. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как неотъемлемая часть общегосударственной социально-экономической политики имеет многофункциональную природу. Она должна способствовать решению различных задач — общих, возникающих в контексте развития страны и макроэкономической ситуации, и специфических, связанных с особенностями банковского сектора, обеспечивающего сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи являются одинаково важными и взаимосвязанными. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре — в1994 г. С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Фактически современный этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная цель — обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь.