Российский опыт рыночных реформ на примере деятельности правительства Гайдара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проявляется в том, что Россия, так же как и в 1990-е годы, находится сегодня в состоянии экономического кризиса, вторая волна которого, предсказанная многими экспертами, экономистами и специалистами, обещает быть более разрушительной, чем первая, проявившая себя в 2008 году. Кризис не приобрел еще такие масштабы как в 90-е годы, но неизвестно, что будет дальше. Необходимо понять, какие факторы вызывают кризис. Каким образом, в каком направлении и как скоро можно реформировать общество, где лишь очень малая часть людей имеет ясное представление о возможной альтернативе? На какую социально-экономическую модель и насколько можно ориентироваться России? Какими методами следует осуществлять реформы? И как, наконец, выйти из состояния перманентного реформирования и начать нормальную жизнь? Следует ли сегодня вновь проводить глубокие реформы, и если да, то как заставить людей их поддержать?

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс - идеал.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

Соответственно государственному докладу «О состоянии здоровья населения  РФ в 1992 году», в 1992 году произошло существенное ухудшение качества питания, и при этом, сравнивая ситуацию с 1987 годом, «Отмечается вынужденная ломка сложившегося в прежние годы рациона питания, уменьшается потребление белковых продуктов и ценных углеводов, неизбежно сказывающегося на здоровье населения России и в первую очередь беременных, кормящих матерей и детей»28. Согласно данным издания «Веста, статистика. 1993» в 1992 году (по сравнению с 1991 годом) потребление мяса и мясопродуктов сократилось на 14 %, молочной продукции — на 15 %, рыбы и рыбопродуктов — на 20 %, сахара и кондитерских изделий — на 13 %. Но увеличилось потребление хлеба и хлебопродуктов — на 4 %, картофеля — на 6 %. По данным Госкомстата калорийность дневного рациона в 1992 году снизилась всего на 3,5 % с 2526,88 килокалорий до 2438,17. Как отмечает политик Владимир Милов «2438 килокалории в сутки в среднем на одного россиянина — это уровень, например, 2003—2004 гг»29. Согласно социологу Сергею Кара-Мурзе: «Уже в 1992 г. произошло резкое и глубокое ухудшение питания большинства населения»15, а Николай Петраков, директор Института проблем рынка РАН считает, что «именно при Гайдаре как раз и появились голодные люди»30 . Согласно Госкомстату ухудшение уровня жизни и питания началось до 1992 года. В 1991 же году сократилась реализация основных продуктов питания: «мясо и птица — на 21 %, молоко — на 13 %, масло животное — 18 %, масло растительное — 17 %, сахар — 20 %, картофель — 17 %, овощи — 22 %»31.

За 1992 год численность безработных  людей увеличилась фактически в 10 раз, составив к началу следующего 1993 года 577 тысяч человек, согласно докладу «О состоянии здоровья населения РФ в 1992 году. Доктор экономических наук, профессор Валентин Кудров в учебнике «Мировая экономика» говорит о том, что «в 1991 году уже существовала скрытая безработица, достигавшая 35 % трудоспособного населения»32.

Таким образом, из-за либерализации  цен к середине 1992 года почти все  российские предприятия оказались  фактически без доступа к оборотным средствам.

Либерализация цен привела к  тому факту, что рост цен очень  сильно обогнал рост денежной массы, и следствием этого стало её реальное сжатие. Таким образом, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП, а также индекс потребительских цен выросли фактически в 2400 раз, тогда как агрегат денежной массы М2 вырос практически в 280 раз. В итоге «реальная» денежная масса сократилась более чем в 8 раз. А скорость оборачиваемости денег не увеличилась так же, поэтому сжатие не могло быть компенсировано. 

Руководство России, пытаясь добиться финансовой стабилизации, решило осуществить  сдерживание инфляции через контроль денежной массы. Было решено остановить работу печатного станка, что, естественно, начало влиять на другие республики, так как существовала единая рублевая зона. Соответственно, денежная масса перестала поступать в новые независимые государства.

Руководства этих стран стали приезжать  в Москву с просьбой о выделении  для них денег (что, кстати, еще  больше усилило центробежные тенденции на постсоветском пространстве, ведь вновь стала актуальной проблемы «центр-окраины», уже независимые государства все равно были вынуждены ехать в Москву «с протянутой рукой»). В итоге, все эти выделенные для других республик деньги непременно возвращались в Россию, поэтому правительством было решено ввести новый рубль в нашей стране, дабы защитить нашу экономику.

Таким образом, хозяйственные связи  начали рваться. Новые независимые  государства почувствовали себя брошенными. Возникало ощущение, будто их выталкивают из общего рынка, хотя это неправда, Россия не хотела этого, все решения диктовал рынок. Произошел полный демонтаж экономической системы. Независимые республики были вынуждены печатать заменители, а именно купоны, потому как денег им не хватало. Заменители было решено выпускать, потому как для создания своей собственной купюры требовалось огромное количество денег и времени (заказы оборудования в Европе и Америке). К таким купонам со стороны остальных стран присутствовало большое недоверие, поэтому вместо денежных операций популярность стали обретать бартерные.

3.2.2. Либерализация внешней торговли

В 1992 году произошла либерализация  внутренних цен, одновременно с этим состоялась либерализация внешней  торговли. Это было осуществлено задолго до того, как внутренние цен пришли к равновесию. Сверхприбыльной стала продажа сырья, такого как  топливо, нефть, цветные металлы, из-за того, что  разница мировых и внутренних цен была огромна, экспортные тарифы низкими, а таможенный контроль слабым. В связи с этим инвестиции в развитие производства больше не имели смысла, и  предприниматели стремились заниматься только внешнеторговыми операциями. Все это привело к «коррупции, росту преступности,  социальной поляризации, повышению внутренних цен и спаду производства»33.

По словам академика РАН В. М. Полтеровича, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа  к внешнеторговым операциям»34. Он утверждал, что на российские реформы, вызвавшие «полное обесценение сбережений в 1992 г., резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе» население «ответило взрывной интенсификацией неуправляемых перераспределительных процессов — ростом теневой экономики, коррупции, преступности». По его словам, «правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы»35. Кроме того, Полтерович утверждает, что рост преступности, в частности, был вызван недостаточной компенсацией ущерба от реформ проигравшим группам экономических агентов. В противовес российским реформам Полтерович указывает на успешный опыт преобразований в Восточной Европе.

При анализе итогов реформ, социолог Ренальд Симонян делает вывод о том, что правительство Е. Гайдара «простимулировало создание коррумпированного государства»36.

Еще одно следствие  либерализации  торговли это появление огромного  количества дешёвых импортных потребительских  товаров на российском рынке. Это привело   к спаду и в конечном итоге полному разрушению отечественной лёгкой промышленности, к 1998 году производство в этом сегменте упало до уровня  менее 10 % по сравнению с уровнем до начала реформ.

 3.2.3. Приватизация

Приватизация в России как этап рыночных реформ заслуживает отдельной главы. Первым событием, с которого началась приватизация, явилось утверждение в 1989 году Съездом КПСС  закона “О приватизации и денационализации государственной собственности”. Однако помешал очень сильно разросшийся  бюрократический аппарат, «благодаря» ему в частную собственность перешло слишком маленькое число государственных предприятий. Однако в 1991 году все резко изменилось, благодаря известным событиям. Россия встала на рельсы демократии и  реформ, а, как известно,  демократическое государство зиждется на частной собственности. Переход от собственности государственной к собственности частной должно возложить на себя правительство, выполняя программу приватизации. Но с завершением правительственной программы приватизации реформа частной собственности не заканчивается, а, наоборот, получает мощнейший толчок, так как лишь после первичной приватизации начинает формироваться система прав собственности, и также начинают открываться возможности для экономической реализации этой системы. 

Российская приватизационная модель  имеет  три этапа.

1. Этап внеэкономического закрепления  появившихся прав собственности. 

Крупномасштабная реформа экономической  системы на основе разработанного приватизационного законодательства стартовала в  1992 году. 1993-1994 годы стали первым этапом приватизации, этапом количественных преобразований, 1995-1996 - вторым этапом, ознаменовавшимся переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных изменениях.

Разработанная в 1992 году Программа приватизации стала главным  документом, направленным на осуществление  масштабной приватизации в 1992, 1993, 1994 годах. Эта программа была компромиссом между платной приватизацией  и безвозмездной, так как ваучеры  выдавались всем. Этот компромисс явился причиной многих недостатков нашей приватизационной модели, которые привели к многим противоречиям на рубеже между первым и вторым этапом приватизации, таких как: противоречие между диспропорцией разных типов собственности (которая формально была устранена), но при этом реально сохранявшемся доминировании государства; расхождение между необходимостью немедленного прекращения стихийного процесса приватизации и действительной ролью этой стихийной приватизации в качестве подготовительного этапа с целью осуществления приватизационных программ; кроме того, это и противоречия между предпосылками, причинами и последствиями приватизации для переходной экономики; более того противоречивым был и тот факт, что одни и те же органы выступали и как законодатели операций, являвшихся легальными, и как основоположники стихийного процесса с наличием в этом процессе нелегальных отношений. Тем не менее, и сторонники, и критики чековой модели (ее срок действия истек в 194 году 30 июня), соглашаются с тем, что у программы массовой приватизации действительно был количественный успех. Но итоги чековой модели, выходящие за рамки количественных оценок,  до наших дней являются причиной споров аналитиков. Бесспорно лишь одно: на то, чтобы начать эту массовую приватизацию реформаторов побудили три причины: низкая платежеспособность российского населения, отсутствие интереса иностранных инвесторов, необходимость осуществления легального процесса для предотвращения спонтанного процесса. Чтобы понять, каким является главное последствие массовой приватизации в нашей стране, нужно знать, что когда в России закончилась массовая приватизация, закончился также и первый этап программы приватизации. Что касается перспектив новой системы, касающейся прав собственности, то здесь главным последствие стало создание новых экономических и правовых механизмов. Это, например, биржевые, а также внебиржевые рынки ценных бумаг, кроме того, формирование корпоративного сектора экономики; и, наконец,  формирование нового социального слоя собственников. Массовая приватизация не смогла решить задачи привлечения инвестиций и структурного изменения предприятий.

2. Этап денежной приватизации.

Приватизацию второй половины 1994 года - начала 1996 годов следует  назвать фактически абсолютно заторможенной и неопределенной, когда началось активизация спонтанных процессов и бесконечное декларирование, не имевшее под собой фактически никакой экономической основы, базы. За первые два года этапа денежной приватизации приватизационного бума не произошло. Предприятия не могли использовать приватизацию в качестве источника крупных инвестиций. Этот факт можно объяснить  тем, что главной целью приватизации 1995 года являлось финансирование бюджетного дефицита. А компромисс между поступлениями в бюджет и инвестиционными капиталовложениями  невозможен. Изначально доход федерального бюджета от приватизации планировался  в сумме 8,7 триллионов рублей, однако позднее, опираясь на реальные показатели, эта сумма финансов была уменьшена до 5 триллионов рублей законом от 27 декабря 1995 года. Чтобы оценить эффективность модели приватизации в течение почти всего 1995 года, можно привести следующий пример: в 1995г. От приватизации в России в федеральный бюджет страны поступило 7,3 триллиона рублей, причем 80% этой суммы получено было за два последних месяца, в момент, когда на начал использоваться метод залоговых аукционов. Годовой же доход, составивший 1,1 триллион рублей, и полученный  от стандартных методов продаж, составляет  15% всего дохода, что говорит о крайне низкой эффективности конкурсов и массовых аукционов. Также в  1995 году началось применение  новых методов приватизации. Указом Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года правительству поручено создание процедуры по передаче в залог, а также доверительное управление юридическим лицам акций Акционерных Обществ, которые находятся в государственной собственности. Таким образом, на практике был использован опыт передачи пакетов акций, которые находятся в ведении федеральных властей, частным учреждениям в траст.

3. Окончательный  этап  приватизации.  

Данный этап берет  свое начало в 1996 году и идет до сих  пор. Это самый длительный этап приватизации, ведь итогом этого этапа должно стать  формирование совершенно устойчивой системы  прав собственности. Кроме того, на этом этапе проходят последние изменения во всем, что связано с системой частной собственности.

3.2.4. Рыночные реформы в России с 1993 по 1997 годы

VII Съезд народных депутатов  открылся  1 декабря 1992 года. 2 декабря  на нём выступил Е. Гайдар как и. о. Председателя Правительства Российской Федерации с докладом о протекании экономической реформы. Он подвел основные итоги работы правительства:

Главной неудачей и ошибкой  своего правительства Егор Гайдар считает  так и не осуществленную финансовую стабилизацию и  сохраняющийся высокий уровень инфляции. Также он говорит о  просчетах  в реформе внешнеэкономического регулирования и разрешении кризиса неплатежей. Основной задачей на данный момент Гайдар  называет сильное снижение инфляции, осуществить которое невозможно, если согласиться с планируемым Съездом очередным повышением  расходов.

Президент Б. Ельцин 9 декабря 1992 года выдвинул кандидатуру Е.Т. Гайдара  на должность председателя Совета Министров. Перед этим Ельцин предложил законопроект, который Съезд полностью поддержал. Согласно этому проекту назначение министров внутренних и иностранных дел и министров обороны может происходить только при согласии Верховного совета. Как считает Е. Гайдар, это такое предложение было согласовано с оппозицией, обещавшей в ответ поддержать кандидатуру Егора Тимуровича на пост премьер-министра. Однако 9 декабря лишь 467 депутатов проголосовали за Гайдара при требуемом 521 голосе для утверждения чьей-либо кандидатуры. Против Е.Гайдара проголосовали 486 человек.

10 декабря 1992 года Б.Н.  Ельцин резко раскритиковал Съезд.  В своей речи Президент пообещал, что Е.Т. Гайдар останется и.  о. премьера, а также выступил  с инициативой проведения референдума  о доверии Президенту и Съезду. После  его выступления с представителями Съезда начались переговоры. Итогом этих переговоров  стало утверждение съездом нового постановления. Согласно этому постановлению на начало 1993 года наметили референдум о новой Конституции России, а Б. Ельцин внес также на рассмотрение Съезда несколько кандидатур на пост премьера и, кроме того, он предложил для окончательного решения выбрать одного из трёх кандидатов, которые набрали больше всех голосов

14 декабря Ельцин внёс  пять кандидатур на пост председателя  Совета Министров. Гайдар оказался на третьем месте (согласно рейтинговому голосованию) с 400 голосами. Первым стал Юрий Скоков, который набрал   637 голосов, а вторым - Виктор Черномырдин, набравший 621 голос. Для окончательного решения Ельцин предложил единственную кандидатуру - Черномырдина, которого в итоге и поддержал Съезд. После того, как кандидатура Черномырдина была утверждена, Е. Гайдар со всех постов в правительстве был отправлен в отставку.

Однако, несмотря на отставку Гайдара, все-таки дальнейшие реформы 1990-х годов осуществлялись по его плану и  личностями, имеющими с ним тесные связи, такими как, например: Кириенко, Дубинин и Чубайс. Таким образом, Гайдар из правительства ушел, но идеи продолжали действовать и развиваться. Следовательно, надо  и реформы осуществленные в нашей стране после отставки Гайдара в   декабре 1992 года.

Итак, в стране упала  собираемость налогов, продолжилась утечка капитала за границу, а цены все также  росли сумасшедшими темпами.

В 1993 году в первом полугодии  курс доллара возрос с 415 рублей (начало года) до 1116 рублей (середина июня). В итоге процесс долларизации  экономики достиг невиданных масштабов. В июне 1993 года иностранные депозиты занимали 46% от  денежной массы, по сравнению с  19%, которые они занимали в январе. В стране наличных долларов оказалось в несколько раз больше, чем рублей, тогда как в 1990 г. наличная валюта составляла 10% от наличных рублей. Дабы снизить привлекательность доллара, а также остановить рост его курса, Центральный Банк в мае ввел лимиты ведения банками открытой валютной позиции, с помощью которых планировалось снизить возможности проведения на валютном рынке спекулятивных операций. В это же время ЦБ при помощи валютного вмешательства начал сдерживать курс рубля. Эту возможность он получил благодаря накоплению валютных резервов, сократив  импорт в 1 полугодии 1993 года. Эти действия привели к стабилизации курса рубля  с середины июня. Практически около 3 месяцев курс оставался стабильным, невзирая на то, что за этот период времени цены потребителей выросли на 80%, а  денежная масса выросла почти на 60%. Дабы удержать курс рубля в августе и сентябре Центробанк пошел на очень сильные валютные интервенции, которые он был вынужден снова усилить после заявления Ельцина о решении распустить Верховный Совет 21 сентября 1993 года. Возникший после данного заявления острейший политический конфликт вновь привел к резкому увеличению спроса на доллары. Поэтому в октябре продолжать и далее валютные вмешательства в таких же размерах Центральный Банк уже не мог. Стало понятно, что из-за быстрого роста денежной массы механизм валютных вмешательств с целью стабилизации курса не подойдет, это слишком неудобно для государства, они работают лишь для сглаживания его колебаний. Также данный опыт показал, что стабилизация курса и при этом сохранение не достаточно жесткой денежной политики действенного влияния на снижение инфляции не оказывает. Но, тем не менее, замедление роста курса доллара, отставание этого роста от темпов роста инфляции было в то время оправдано, как мера, тормозившая засилье долларов в экономике и облегчавшая необходимый стране импорт.

Информация о работе Российский опыт рыночных реформ на примере деятельности правительства Гайдара