Российский опыт рыночных реформ на примере деятельности правительства Гайдара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проявляется в том, что Россия, так же как и в 1990-е годы, находится сегодня в состоянии экономического кризиса, вторая волна которого, предсказанная многими экспертами, экономистами и специалистами, обещает быть более разрушительной, чем первая, проявившая себя в 2008 году. Кризис не приобрел еще такие масштабы как в 90-е годы, но неизвестно, что будет дальше. Необходимо понять, какие факторы вызывают кризис. Каким образом, в каком направлении и как скоро можно реформировать общество, где лишь очень малая часть людей имеет ясное представление о возможной альтернативе? На какую социально-экономическую модель и насколько можно ориентироваться России? Какими методами следует осуществлять реформы? И как, наконец, выйти из состояния перманентного реформирования и начать нормальную жизнь? Следует ли сегодня вновь проводить глубокие реформы, и если да, то как заставить людей их поддержать?

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс - идеал.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

Положительная динамика на валютном рынке наметилась в первой половине 1994 года. Курс доллара стал расти медленнее, чем потребительские  цены, и интерес к  приобретению иностранной валюты, в качестве средства накопления, снизился. Одновременно в 1994 году начала работу система валютно-экспортного контроля, которая основана на использовании паспортов сделок, таким образом был уменьшен один из каналов, по которым массово утекала валюта. Но скоро заинтересованные в этом лица отыскали другие пути вывоза капиталов за границу, однако, система контроля, которая была введена, помогла увеличить наши валютные резервы. Такие результаты были достигнуты очень высокой ценой. В первой половине 1994 года валовой внутренний продукт снизился на 17% (в сравнении с первой половиной 1993 года), а промышленное производство упало на 26%. При этом прогнозировалось, что при продолжении проведения такой же финансовой политики, как и раньше, уровень промышленного производства легко мог снизиться к концу 1994 года на 35-38% в сравнении с 1993 годом. Также значительно выросли неплатежи. Факторы, которые привели к этим негативным последствиям, состояли в следующем: уменьшение бюджетного дефицита, а также ограничение кредита Центробанка на его покрытие достигалось не с помощью  увеличения доходов, а, в первую очередь, с помощью снижения расходов. Взимаемость налогов и остальных доходов бюджета снижалась. Например, большой размах приобрело предоставление льгот на уплату импортных и экспортных пошлин. Их в конце 1993 года получили спортивные организации, а также организации инвалидов. Серьезное психологическое воздействие оказал метод разрешения конфликта с законодательной властью, который был избран сенью 1993 года исполнительной властью, посредством расстрела здания Верховного совета. Этот расстрел и нарушение конституции фактически стимулировали развитие криминализации экономики и  ускорили развитие зародившейся до этого системы “крыш”, которые собирали   спад производства, а также большая задолженность Министерства Финансов  перед получателями бюджетных средств привели к увеличению предложения денег, надеясь на то, что из-за положительных процентных ставок и повышения доверия к рублю, увеличение денежной массы все-таки не закончится инфляцией. Однако в июле-августе 1993 года начала рушиться пирамида МММ, что неизбежно привело к тому, что население снова обратило свое внимание  на валюту, как средство накопления, а, следовательно, произошел новый скачок цен и ускорение роста курса доллара.

Такие негативные тенденции  продолжились и в октябре 1994 года. Так, 11 октября 1994 года курс доллара  составлял 3936 рублей, поднявшись за один день на 27,7%. Тот день вошел в историю  под названием “черный вторник”.

это падение рубля вызвало очень сильную реакцию Ельцина, по  его указанию ЦБ принял чрезвычайные меры, которые были призваны снизить курс доллара. 12 октября ставка рефинансирования была увеличена с 130% до 170%, а также ужесточились правила, касающиеся расчетов по торгам на бирже. В итоге, в продолжение двух дней курс упал до  уровня, который был до «черного вторника», и в дальнейшем его рост  соответствовал с темпами инфляции, немного отставая от него. Однако в результате всех этих перетурбаций цены всего за одну неделю (а именно, с 11 по 18 октября) возросли на 5% , а  за месяц на 15%, сохранив при этом такой темп до конца года. Однако значительного  вреда экономике нашей страны “черный вторник” не нанес. Но, несмотря на это, непосредственные руководители денежной политики С. Дубинин, исполнявший обязанности министра финансов,  и  В. Геращенко, председатель Центрального Банка, были сняты со своих постов, также было возбуждено уголовное дело. Дело так и не было доведено до суда, однако, резкая реакция Ельцина все-таки оказала сильнейшее психологическое влияние на дальнейшую политику денежных властей. Они стали опасаться сильно смягчать кредитно-денежную политику даже после сильно заметного снижения инфляции, дабы вновь не произошло резкого скачка курса иностранной валюты со всеми вытекающими последствиями.

Такие события на валютном рынке в октябре 1994 года подтвердили  обоснованность того факта что, решать проблему стабилизации экономики лишь методами денежно-кредитного регулирования  просто невозможно. Также требовались  институциональные изменения, которые были бы призваны изменить действия экономических агентов. Как известно, многие предприятия попросту не могли осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции и работать успешно без эмиссионной подпитки, так как их руководители думали больше о том, как им завершить приватизацию с большей пользой для себя, чем о том, как наладить производство. Нередко с такой целью было очень выгодно ухудшить финансовое положение предприятия, кроме того, в ходе преобразований была нарушена связь между доходом руководителя и состоянием  дела, вверенного ему.

Ухудшение положения  на валютном рынке снова произошло  в декабре, с началом в Чечне. Снова вырос спрос на валюту. В  конце января 1995 года валютные резервы  упали до 1,8 млрд. долларов. С начала года происходило  обсуждение различных мер, призванных сдерживать спрос на валюту. Для начала с 6 января Центральный Банк повысил ставку рефинансирования до 200%, потом с 18 января были на 30% уменьшены лимиты открытой валютной позиции уполномоченных банков, и, наконец, с 1 февраля был пересмотрен порядок, а также нормы обязательного резервирования, кроме того, была  введена норма обязательных резервов по счетам в иностранной валюте. Еще одним способом снижения интереса населения к накоплениям в долларах стало повышение доходности по, так называемым, государственным краткосрочным облигациям. В рыночный оборот они впервые были введены в мае 1993 года, и в течение года они не имели серьезного значения для пополнения бюджета, так же как и  не имели особого значения с точки зрения денежной политики. Однако уже со 2 квартала 1994 года  объем эмиссии ГКО начал резко расти. Из-за того, что облигации в основном были 3-х месячными, значительная часть выручки шла на их погашение, происходившее за счет средств, которые были выручены от продажи следующих выпусков. Денежные власти поддерживали высокую доходность ГКО, с целью отвлечь средства из валютного рынка. В результате удалось сбить огромный спрос на доллар. Наоборот, коммерческие банки начали продавать ЦБ валюту, дабы перевести средства в ГКО.

Действительно важные шаги были намечены в заявлении правительства  и Центрального Банка от 10 марта  об экономической политике 1995 года. В заявлении рассматривался отказ от использования прямых кредитов Центрального Банка для финансирования дефицита бюджета государства. Допускалось лишь приобретение Центробанком на вторичном рынке государственных ценных бумаг. Также запрет на предоставление прямых кредитов Правительству с целью финансирования бюджетного дефицита и на приобретение  ценных бумаг государства при их первичном размещении был поддержан и законом о Центральном Банке России, который был  принят в конце апреля  1995 года. Правда, в законе была сделана следующая оговорка - “за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете”37.

Остановка финансирования бюджета за счет льготных кредитов Центробанка являлось действительно  радикальным и серьезным шагом  для уменьшения инфляции. Но сразу  же встал вопрос о компенсации  связанной с этим потери  бюджетных доходов. Несомненно, некоторые расходы возможно было сократить. Прежде всего, надо было как можно быстрее закончить войну в Чечне. Эта война не только требовала серьезных затрат, но и позволяла  чиновникам наживаться за счет расхищения средств, которые выделялись  на ведение войны, а также и на ликвидацию потерь от нее: на строительство и восстановление разрушенных сооружений и зданий. Непосильной для страны была и численность вооруженных сил. Но об этом речь не шла. Также следовало бы сократить и расходы на управление, ибо, вопреки всякой логике, количество чиновников разного уровня непрерывно росло с момента начала рыночных реформ. Однако и в этом направлении никаких шагов не было сделано. Сокращение же бюджетных расходов  происходило с помощью задолженности по оплате труда, а также других затрат бюджетных учреждений, которые были необходимы, что по существу было  незаконным, а к тому же и  абсолютно экономически нецелесообразным. Главное внимание уделялось  поиску средств замещения кредитов Центрального Банка другими источниками финансирования дефицита бюджета. Эту роль вместе с внешними займами были призваны играть государственные ценные бумаги, в первую очередь, ГКО, а, кроме того, и облигации федерального займа (иначе говоря, ОФЗ), которые выпускались на срок более 1 года, и имели по объему второстепенное значение в сравнении с ГКО.

В силу того, что вложения в твердую валюту стали малоприбыльными, спрос на государственные ценные бумаги возрос. В результате стала  снижаться их доходность. Сильное снижение доходности ГКО было действительно необходимо для финансирования дефицита бюджета, а также для развития реального сектора экономики. Тем не менее, в связи с предвыборной кампанией в первой половине 1996 года потребовалось привлечение огромных средств. Таким образом, выпуск ГКО пришлось увеличить, а, чтобы появился спрос на них, на этот рынок был разрешен допуск нерезидентов. В начале февраля 1996 года было принято также временное положение о том, чтобы провести нерезидентам операции на рынке ГКО с открытием при этом специальных рублевых счетов. Размеры иностранных вложений на рынке ГКО очень быстро увеличивались. За период времени с февраля по 15 августа 1996 года было привлечено в нашу страну около 2 миллиардов долларов.

Но ни законодательная, ни исполнительная власти не стремились к созданию нормальных условий для привлечения в страну иностранных инвестиций. В августе 1995 года Б. Ельцин издал указ о проведении залоговых аукционов38 государственных пакетов акции под денежные ссуды. В нем не были прописаны никакие ограничения для иностранных инвесторов на участие в торгах. Однако в середине октября правительство объявило о своем решении запрете их участие. Суть этого запрета заключался в следующем: не допустить настоящего конкурса и раздать государственные пакеты акций  коммерческим структурам, которые были намечены заранее, тем самым при этом, способствуя возникновению олигархов. А уж эти олигархи в свою очередь имели возможность позднее продать иностранцам часть своих акций данных предприятий на фондовом рынке, но по цене во много раз превышавшей ту, по которой сами эти олигархи их приобрели. Аналогичный по сути способ  денежной приватизации был применен в процессе проведения инвестиционных конкурсов, тогда как государственный пакет акций продавался практически за гроши, однако, с обязательством впоследствии осуществить внушительные инвестиции. Настоящего конкурса не проходило, как не было и жесткого контроля за исполнением условий конкурса победителем. Такой способ проведения конкурсов и аукционов применялся властью для того, чтоб получить поддержку со стороны так называемых олигархов и обеспечить переизбрание Б. Ельцина. Увеличение выпуска государственных ценных бумаг в итоге привело к резкому росту их доходности. Инфляция же продолжала снижаться, ежемесячное увеличение цен приблизилось к 1%. Рост курса доллара также удерживался на уровне темпа инфляции. Этот успех в борьбе с инфляцией был, в первую очередь, достигнут благодаря развитию рынка государственных ценных бумаг, однако, продолжать производить заимствования при такой высокой доходности было невозможно. Правительство решило снизить доходность ГКО в июле 1996 года. Для достижения этого надо было либо уменьшать заимствования, либо увеличивать приток средств на рынок ГКО, например, за счет финансовых средств нерезидентов. В итоге приток этих средств на рынок ГКО сильно вырос и составил более 5 миллиардов долларов за время с августа по декабрь 1996 года. Однако больше внимания нужно было уделить другому способу снижения доходности облигаций, такому как снижение общего объема заимствований путем роста доходов бюджета. Однако положение со взиманием налогов оставалось по прежнему тяжелым . В связи с появлением более жесткой денежной политики в течение года в стране еще сильнее увеличились неплатежи, бартеры, в силу чего уменьшилась база налогооблажения. Многие руководители предприятий смогли извлечь выгоду из такой "безденежной" экономики, они уходили от налогов и не выплачивали своим работникам зарплату полностью. Руководители крупных структур, применяя различные схемы, ухитрялись не платить налоги, и с целю компенсации этого недобора, налоговики сверх всякой меры усилили нажим на малый и средний бизнес. Но власти и в 1997 году продолжили прежний курс, надеясь на то, что финансовая стабилизация будет продолжаться, и денежная экономика постепенно сможет вытеснить бартер. И снова натолкнулись на те же проблемы. В первом квартале продолжилось падение бюджетных доходов, оно достигло огромных размеров. Одновременно возрос и объем выпуска и размещения ГКО-ОФЗ, в основном благодаря иностранным инвестициям. Однако бюджетный кризис продолжался, а государственный долг по ценным бумагам увеличивался. У нерезидентов было примерно 30% облигаций, и  присутствовала опасность их скорого выхода с рынка. Однако руководители экономической политики расценивали положение как достаточно устойчивое и совсем не были готовы к случившемуся в конце октября обвалу на фондовом рынке, который произошел из-за азиатского кризиса. Нерезиденты начали выходить с рынка ГКО-ОФЗ. Тем не менее, в то время все еще действовали ограничения на минимальный срок по выводу средств (1 месяц), позволившие смягчить давление на валютный рынок. Зато наши коммерческие банки начали сбрасывать облигации, меняя полученные рубли на доллары. Центробанк же сделал   заявление, что он не имеет намерений по отказу от ранее принятых решений о либерализации участия нерезидентов на российском рынке финансов, а также дал подтверждение тому, что с 1 января 1998 года последние ограничения будут сняты. Однако за четвертый квартал 1997 года на рынок государственных бумаг фактически не было чистого притока средств нерезидентов. В декабре даже пришлось изъять из федерального бюджета средства, дабы иметь возможность погасить для государственные облигации.

3.2.5. Кризис 17 августа 1998 года и его последствия

К 1998 году рынок государственных  краткосрочных облигаций и облигаций  федерального займа уже утратил  свое значение в качестве источника  покрытия бюджетного дефицита, и, наоборот, для того, чтобы погасить предыдущие выпуски приходилось использовать бюджетные средства. Для того, чтобы выйти из сложившегося положения Правительство решило получить внешние займы и основную надежду полагало на это. В июне получилось разместить 2 выпуска еврооблигаций, общая сумма которых составляла четыре миллиарда долларов, но, на более чем невыгодных условиях, и, кроме того, был получен еще один транш кредита Международного Валютного Фонда, а именно 670 млн долларов США. Также была проведена частичная добровольная конвертация государственных краткосрочных обязательств ближайших выпусков в еврооблигации сроком обращения в 7 лет и 20 лет соответственно. Такое расширение заимствований на рынке еврооблигаций упрощало решение финансовых проблем, которые на тот момент являлись неотложными. Однако новое размещение, увеличивая количество российских еврооблигаций при относительно низком спросе, могло создать угрозу обесценивания этих облигаций при уменьшении спроса из-за падения доверия к стране, например. В июле 1998 года были успешно проведены переговоры о получении займа от мировых финансовых организаций более чем на 22 млрд. долларов и получен первый транш в 4,8 млрд. долларов США, из которых 1 млрд. пошел в бюджет, а остальное на пополнение резервов ЦБ. Эта договоренность была очень кстати, так как в начале июля на рынке государственных краткосрочных обязательств возникла паника, доходность на вторичных торгах поднималась до 160%. Но уже в середине этого же месяца она упала до 60%. Тем не мене, это положительное воздействие было краткосрочным, все сильнее распространялись настроения и мнения о скорой девальвации рубля. Они, кроме того, подогревались и кампанией в пользу нее, которую в то время вела часть прессы, выражавшая интересы крупных экспортеров. Смысл в том, что на самом деле из-за снижения мировых цен на экспортные товары рубль было необходимо девальвировать, этот процесс и так шел, но шел слишком медленно. Его важно было ускорить.  Однако разовая значительная девальвация очевидно должна была вызвать смятение и привести к масштабному изыманию населением вкладов из частных банков и конвертацию этих вкладов в валюту. Вот почему денежные власти очень обоснованно сопротивлялись такому давлению. Кроме того, однако, они не смогли выработать никакой конкретной программы последовательной девальвации и принятия иных мер, которые могли бы быть призваны  ослабить панику, назревающую на валютном и фондовом рынках. Однако, невзирая на усугубляющееся положение, к началу августа все еще казалось, что до абсолютного крушения дело в нашей стране не дойдет. Денежные власти, осознавая размеры необходимых платежей по обслуживанию долга государственных краткосрочных обязательств, были уверены в возможности провести их, ну уж в крайнем случае до окончания квартала. Тем не менее, к проблемам, которые связаны с облигационным долгом, добавились еще и нарастающие, как снежный ком, негативные явления теперь в банковской системе. Некоторые крупные банки получили крупные кредиты в зарубежных банках под залог облигаций внутреннего валютного, еврооблигаций и облигаций, в которых было произведено переоформление задолженности Советского Союза Лондонскому клубу. Однако по мере снижения доверия к нашему государству на мировых финансовых рынках, курс этих облигаций начал падать, и возникла необходимость заплатить достаточно значительные страховые платежи. Таким образом, слухи о проблемах в крупных банках в нашей стране начали распространяться среди населения, в результате чего вкладчики начали забирать свои вклады. Итак, уже к тринадцатому августа стало понятно, что некоторые банки просто не будут способны выплатить свои страховые платежи зарубежным кредиторам и, соответственно, не смогут вернуть полученные кредиты.

Информация о работе Российский опыт рыночных реформ на примере деятельности правительства Гайдара