Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей и современного состояния рынка ценных бумаг в России.
В процессе работы над темой были использованы современные учебники по курсу Рынок ценных бумаг, статьи в периодической литературе и на экономических сайтах.
Для более наглядного отображения информации материалы представлены в виде таблиц, схем и диаграмм.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Рынок ценных бумаг: особенности, структура, эволюция
1.1 Рынок ценных бумаг: история возникновения рынка ценных бумаг,развитие,особенности на современном этапе
1.2 Структура современного рынка ценных бумаг
Глава 2. Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы
2.1 Специфика российского рынка ценных бумаг
2.2 Основные направления развития.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 344.02 Кб (Скачать файл)

Рынок ценных бумаг делится  на два вида:

1)  первичный;

2)  вторичный.

Если попытаться дать самые  общие определения, то «первичный рынок» – это термин, который используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен на денежные средства.

Вторичный рынок – это  термин, который используется для  описания случаев, когда вторые и  последующие транши находящихся  в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене; это также  тот рынок, на котором обращаются ценные бумаги, которые раньше появились  на рынке.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для ценных инвестиционных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный  рынок – это рынок первых и  повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное  размещение среди инвесторов.

На первичном рынке  ценных бумаг осуществляется продажа  всех видов существующих ценных бумаг: акций и облигаций предприятий, краткосрочных государственных  ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых  банками, векселей). Реализация на первичном  рынке осуществляется через фондовые магазины, а также действующую  систему посредников: брокеров и  коммерческих банков.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие  информации для инвесторов, позволяющее  сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке  служит для раскрытия информации:

- подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных;

- публикация проспекта и итогов подписки и т. д.

Особенностью отечественной  практики является то, что первичный  рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, финансирование государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через  фондовый рынок валютного долга  государства и т. п.

Первичный рынок включает:

- рынок акций;

- рынок облигаций.

Существует две формы  первичного рынка ценных бумаг:

- частное размещение;

- публичное предложение.

Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

Публичное предложение – это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Соотношение между публичным  предложением и частным размещением  постоянно меняется и зависит  от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и  других факторов.

Очень важно отметить, что  первичный рынок представляет собой  рынок новых эмиссий и метод, который большинство заемщиков  использует для привлечения новых  ресурсов. Для того, чтобы этот рынок  работал успешно, жизненно важно, чтобы  вкладчики и инвесторы обладали уверенностью в том, что они не зря вкладывают свои деньги в этот рынок. Слабый первичный рынок подорвет ликвидность вторичного рынка. Следовательно, существует потребность в предоставлении точной информации с тем, чтобы инвесторы  имели возможность проводить  сравнение с другими формами  инвестиций и принимать решения, следует ли вкладывать деньги в каждый новый выпуск. Другими словами, хороший  первичный рынок должен быть селективным  для того, чтобы можно было судить о стоимости.

С другой стороны, эмитент  нуждается в хорошем первичном  рынке для того, чтобы предложение  на покупку ценных бумаг охватило как можно большую аудиторию  потенциальных инвесторов, что должно позволить ему получить наиболее выгодную цену за предлагаемые ценные бумаги.

Существует несколько  методов листинга ценных бумаг на организованном первичном рынке. В  их число входят:

1) прямое приглашение компанией. Компания приглашает общественность подписаться на ее ценные бумаги по фиксированной цене через опубликование проспекта эмиссии; все необходимые формальности и андеррайтинг (гарантия выпуска) выполняются эмиссионной компанией (обычно инвестиционным банком/компанией по работе с ценными бумагами);

2) предложение к продаже. Этот метод может использоваться в ситуации, когда кто-то из первоначальных или существующих акционеров хочет предложить свои акции населению. Компания может организовать синдикат банков и брокерских фирм, которые приобретают весь выпуск для распространения среди своих клиентов. Старые акционеры могут получить право первыми приобрести предлагаемые акции;

3) тендерное предложение. Инвестору предлагается участвовать в конкурсе на приобретение акций по минимальной цене. После последнего срока подачи заявок финансовые советники компании рассчитывают ¬цену исполнения-, которая позволит компании-эмитенту привлечь максимально требуемое финансирование, цена исполнения может быть занижена, если компания нацеливает эмиссию на особенно широкий круг акционеров (большое число акционеров, владеющих небольшим количеством акций каждый). В результате подачи конкурсных заявок компания может приобрести гораздо больше средств, чем если бы она позволила спекулятивным инвесторам заработать на премии за торги первого дня, а такое может произойти, если цена выпуска была занижена. Если по выпуску кто-то выступает в качестве андеррайтера, то тогда он (выпуск) будет распродан по минимальной цене тендера;

4) частное размещение. Метод, при котором инвестиционный банк подписывается на предлагаемые акции, предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем перепродаст акции. Или же инвестиционный банк может использоваться в качестве агента и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента. Это метод часто бывает дешевле для компании, чем публичное предложение, так как даже несмотря на то, что цена может быть несколько занижена для клиентов (для того, чтобы сделать инвестиции более привлекательными и компенсировать их потенциальную неликвидность), и все-таки это будет меньше, чем стоимость андеррайтинга, который в данном случае не является необходимостью.

Однако следует заметить, что регулирующие органы рынка ценных бумаг обычно настаивают на защите интересов инвесторов, что определяется требованием к минимальному числу  акционеров и определенной долей  акций, которая должна быть продана  населению (обычно 25%). Последнее требование, как правило, выполняется через  использование второго инвестиционного  банка или брокерской фирмы, которые  и занимаются распространением акций. Использование такого метода, как  размещение, может быть не только более  дешевым методом для маленьких  выпусков, но и наиболее быстрым. Здесь  также выше вероятность успешного  проведения эмиссии, особенно когда  уже есть компании, которые стоят  в очереди на подписку или на продажу, что может поглотить все имеющиеся  средства;

5) обратное поглощение путем обусловленного выпуска ценных бумаг. Метод, при котором частная компания может добиться листинга в ситуации, когда открытое акционерное общество предлагает свои акции в обмен на возможность покупки активов частной компании; если контрольный пакет переходит к частной компании, то фактически может считаться, что она имеет привилегии с точки зрения привлечения средств, так как она получила листинг;

6) допуск акций к котировке на бирже. При использовании этого метода нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но акционерный капитал компании должен быть достаточно оплачен для того, чтобы получить доступ к листингу или котировке на бирже. Следует понимать, что при такой форме предложения компания не привлекает никаких новых средств. Компания должна предоставить документ о допуске, но, как правило, от нее не требуется предоставление проспекта эмиссии, за исключением тех случаев, когда вслед за допуском компания планирует дополнительный выпуск акций или действия по привлечению средств.

Хотя одна из основных задач, стоящих перед рынком ценных бумаг, состоит в обеспечении эффективного механизма для привлечения капитала в целях экономического роста, не менее важным является наличие возможностей для получения прибыли за риск, который берут на себя те, кто  предоставляет капитал.

Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта вторичного рынка – это его ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать  значительные объемы ценных бумаг в  короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках  на реализацию.

Вторичный рынок ценных бумаг  подразделяется на организованный (биржевой) рынок и неорганизованный (внебиржевой  или «уличный») рынок.

Классификация рынка ценных бумаг по организации торговли включает:

- биржевой рынок;

- внебиржевой (розничный) рынок;

- электронный рынок.

По видам бумаг, обращающихся, в частности, на российском рынке  сегодня выделяются:

1)  рынок государственных бумаг;

2)  рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): "голубые фишки" (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции "второго эшелона", приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке;

3)  рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве – муниципальных облигаций или облигаций субъекта федерации);

4)  рынки векселей разных эмитентов;

5)  рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).

Наиболее развитым является биржевой рынок. Он характеризуется  большими оборотами, которые позволяют  создать высокоэффективную инфраструктуру, способную принять на себя большую  часть рисков и существенно ускорить сделки и уменьшить удельные накладные  расходы. Платой за это является строгая  стандартизация сделки, жесткие ограничения  на деятельность участников рынка, повышенные обязательства в отношении поддержания  ликвидности и надежности.

Организованный  рынок (биржевой) является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок. Это обращение ценных бумаг на основе твердых устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников рынка.

Биржевой рынок — это  торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок  ценных бумаг, торговля на нем ведется  строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые  отбираются среди всех других участников.

Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором  обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции, на котором  совершают профессиональные участники  рынка ценных бумаг.

Неорганизованный  рынок (свободный, розничный, внебиржевой) это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля проходит стихийно, в контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.

В случае, когда сделки небольшие, до сих пор оказывается невыгодно  исполнять их через крупные специализированные торговые системы. Это связано с  чисто экономическими параметрами. В таком случае покупатель идет непосредственно  к дилеру и покупает бумаги прямо  у него. В качестве примера можно  указать на многие наши банки, торгующие  облигациями сберегательного займа  для населения. Это особый сегмент  рынка ценных бумаг, отличающийся от биржевого рынка по многим параметрам. Он называется розничным (внебиржевым) рынком (ОТС - market от английского Over the Counter – торговля из-за прилавка).

Отметим, что иногда на внебиржевом  рынке совершаются, наоборот, весьма крупные сделки, например, купля-продажа  контрольного пакета. В общем, это  рынок индивидуальных, нестандартизованных  сделок.

Внебиржевой рынок – это  торговля ценными бумагами минуя  фондовую биржу, сфера обращения  ценных бумаг, не допущенных к котировке  на фондовых биржах. На внебиржевом  рынке размещаются также новые  выпуски ценных бумаг. Внебиржевой  рынок организуется дилерами, которые  могут быть или не быть членами  фондовой биржи.

Организованный рынок  требует, чтобы предлагаемые для  продажи акции и облигации  проходили специальную регистрацию  и удовлетворяли набору дополнительных условий, предоставляющих максимум деловой информации о том бизнесе, для финансового обеспечения  которого выпускаются именно эти  бумаги. Их купля-продажа осуществляется путем заявки на фондовой бирже, а  все связанные с этим процедурные  вопросы строго регламентируются правилами  этой биржи и государственным  законодательством.

Свободный рынок в этом смысле не предъявляет жестких требований к продавцам и покупателям. Здесь  действуют законодательные нормы, обеспечивающие полный контроль за предпринимательской  деятельностью. В той же мере, что  и на организованном рынке, компании, выпускающие ценные бумаги, несут  административную и уголовную ответственность  за обман или дезинформацию покупателя. Посредники действуют в соответствии с официальными нормами и правилами  обслуживания клиентов, а сама купля-продажа  ценных бумаг подлежит юридическому оформлению и имеет абсолютно  правовой характер.

Информация о работе Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы