Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей и современного состояния рынка ценных бумаг в России.
В процессе работы над темой были использованы современные учебники по курсу Рынок ценных бумаг, статьи в периодической литературе и на экономических сайтах.
Для более наглядного отображения информации материалы представлены в виде таблиц, схем и диаграмм.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Рынок ценных бумаг: особенности, структура, эволюция
1.1 Рынок ценных бумаг: история возникновения рынка ценных бумаг,развитие,особенности на современном этапе
1.2 Структура современного рынка ценных бумаг
Глава 2. Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы
2.1 Специфика российского рынка ценных бумаг
2.2 Основные направления развития.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 344.02 Кб (Скачать файл)

Наиболее важным фактором ценообразования на фондовом рынке  является соотношение спроса и предложения. Для развития рынка ценных бумаг  необходимо наличие предложения  разнообразных ценных бумаг, с одной  стороны, и реального спроса на них  – с другой стороны.

Взаимодействие спроса и  предложения приводит к равновесию рыночных цен биржевой и внебиржевой  торговли ценными бумагами. Равновесие спроса и предложения характеризуется  таким уровнем рыночных цен на ценные бумаги, при котором полностью  удовлетворяется спрос и реализуется  предложение. 
Неудовлетворенный спрос ведет к повышению, а избыточное предложение – к снижению цен на ценные бумаги.

Особое значение в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг имеет конкуренция, которая  влияет на уровень цен понижательно (при монопольном развитии рынка) или повышательно (при наличии  монопсонии на рынке). 
 Монополия при этом характеризуется преобладанием на рынке ценных бумаг отдельных эмитентов. Монопсония означает господство на фондовом рынке определенных инвесторов. В настоящее время рынок ценных бумаг России характеризуется одновременным наличием и монополии эмитентов и монопсонии инвесторов.

Уровень цен на рынке ценных бумаг также зависит от того, какие  затраты 
(издержки), связаны с выпуском, обращением и другими фондовыми операциями.

Специфические факторы оказывают  разнонаправленное влияние на различные  виды цен. Например, тип, вид, разновидность  ценной бумаги и срок обращения в  основном учитываются при определении  ее номинальной цены. Инвестиционные качества ценной бумаги имеют определяющее значение при установлении ее эмиссионной  цены.

Рейтинг, деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное  местонахождение эмитента во многом определяют уровень биржевой цены. 
 Инвестиционный климат и инвестиционная емкость рынка влияют на определение рыночной цены. Вид фондовой операции влияет на уровень цен посредством отражения различного уровня дополнительных затрат. Место и время ценообразования отражается на уровне биржевых цен.

Критериальные признаки ценообразования на различные  виды ценных бумаг

Выделяют следующие критериальные  признаки ценообразования на различные  виды ценных бумаг:

1) форма ценообразования – на законодательной основе (государственные ценные бумаги), по определенному регламенту (цены на фьючерсные контракты на бирже), произвольно (цены на акции на вторичном рынке);

2) органы ценообразования – Государственная дума (определение уровня цен в законах о выпуске государственных ценных бумаг), органы законодательной власти субъектов Федерации (определение уровня цен на ценные бумаги субъектов Федерации при принятии законов об их выпуске), органы местного самоуправления (при утверждении нормативно- правовых актов о выпуске в обращение муниципальных ценных бумаг), общее собрание акционеров акционерных обществ (при эмиссии акций);

3) процедура ценообразования –строго регламентированная (по корпоративным и государственным ценным бумагам) и произвольная (по опционам,. варрантам);

4) общий методический подход – ориентация на рыночное соотношение спроса и предложения, на конкуренцию или издержки;

  • информационная открытость («прозрачность») – процесс ценообразования может быть как открытым (государственные и корпоративные эмиссионные ценные бумаги), так и закрытым, конфеденциальным (неэмиссионные ценные бумаги).

 

 

Регулирование рынка ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.

Различают также следующие  виды регулирования:

  • государственное регулирование;
  • общественное регулирование;
  • рыночный надзор;
  • саморегулирование.

Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:

  • регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирования и саморегулируемые организации;
  • регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензионные, контрольные и т.д.) функции и действия;
  • правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;
  • этика рынка ценных бумаг.

Роль государства в  регулировании рынка ценных бумаг  сводится к следующим функциям:

  • Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
  • Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
  • Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
  • Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
  • Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним  из основных регуляторов фондового  рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство  выступает также в качестве участники рынка ценных бумаг, т.е.:

  • является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;
  • является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
  • выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником в размещении государственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.

Существуют следующие  модели регулирования государством рынка ценных бумаг: 

Первый вариант - регулирование  фондового рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример - Франция.

Второй вариант - максимально  возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется  масштабной приватизацией, в ходе которой  значительная часть государственных  предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Высшие органы власти - Государственная Дума, Президент, Правительство;

Государственные органы министерского  уровня - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственный страховой надзор.

ФКЦБ имеет следующие  основные полномочия:

1.Идеология и координация

  • разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
  • координирует деятельность других государственных органов нарынке ценных бумаг.

2.Установление правил

  • устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бумаг, требования к его участникам, включая технические функции:учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.

3.Лицензирование, аттестация и регистрация

  • лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг испециализированные организации на нем;
  • регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.

4.Контроль и надзор

  • контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов;по вопросам выпуска ценных бумаг;
  • направляет им обязательные предписания.

5.Информационное раскрытие,;

  • обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынкеценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).

6.Образование и исследования

  • устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущихпрофессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • содействует развитию образования и организует исследованияв этой области.

Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государственным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных - на федеральном уровне ценных бумаг. В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает не и п и условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их пер-иичпое размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и со дании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос 1м них, определяет цены вторичного размещения и т.п.

Центральный банк России также  является государственным органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой - профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, ргулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в общебанковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие функции  и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, - осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры косвенного воздействия  государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Под общественным регулированием понимают воздействие общества на участников рынка ценных бумаг посредством  механизма общественного мнения. Причиной некоторых регулирующих действий со сторон м государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.

Рыночное регулирование - настройка процесса движения фондового  капитала под влиянием действия закона стоимости и цен.

Рыночное регулирование  тесно связано с рыночным надзором, основным смыслом организации которого является поддержание справедливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка. Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимости общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъявляются требования по разработке мер для предотвращения манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Информация о работе Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы