Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей и современного состояния рынка ценных бумаг в России.
В процессе работы над темой были использованы современные учебники по курсу Рынок ценных бумаг, статьи в периодической литературе и на экономических сайтах.
Для более наглядного отображения информации материалы представлены в виде таблиц, схем и диаграмм.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Рынок ценных бумаг: особенности, структура, эволюция
1.1 Рынок ценных бумаг: история возникновения рынка ценных бумаг,развитие,особенности на современном этапе
1.2 Структура современного рынка ценных бумаг
Глава 2. Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы
2.1 Специфика российского рынка ценных бумаг
2.2 Основные направления развития.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 344.02 Кб (Скачать файл)

Под манипулированием ценами понимают действия участников торгов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.

Манипулирование ценами предполагает:

  • осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимойактивности на рынке;
  • сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентамисделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию нарынке в свою пользу;
  • сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данноговида, позволяя им диктовать свои цены;
  • тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • использование «утечки информации» о ценных бумагах;
  • пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
  • вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
  • «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
  • игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
  • продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
  • изменение цен закрытия в свою пользу.

Инсайдерской информацией  является информация, недоступная широкой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.

К основополагающим принципам  ведения бизнеса на фондовом рынке относятся:

  • честность и справедливость;
  • надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
  • обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
  • получение информации о клиентах;
  • предоставление информации клиентам;
  • регулирование конфликта интересов, под которым следует понимать отсутствие независимости профессионального участника рынкак результате объективных и субъективных обстоятельств (например,финансовое участие профессионального участника в делах клиента).

Поддержание стабильности рынка  с помощью рыночного надзора  состоит в следующем:

  • идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;
  • обоснование манипулирования рынком;
  • информирование регулирующих органов с целью расследованиясостоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;
  • контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиентами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;
  • контроль за соблюдением норм раскрытия информации всемиучастниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.

Саморегулирование рынка  ценных бумаг осуществляют саморегулируемые организации.

Саморегулирование представляет собой систему санкций со стороны  саморегулируемых организаций к  нарушениям нормативных требований и стандартов. Саморегулирование является частью системы многоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке.

Саморегулируемые организации  являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим  на основе федеральных законов на принципах некоммерческой организации.

Основными признаками саморегулируемой организации являются:

  • добровольное объединение;
  • членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • функции - саморегулирование, установление формальных правил,
  • ведения бизнеса;
  • отношения с государством - государство передает организации часть своих функций.

Цели саморегулируемых организаций:

  • обеспечение условий профессиональной деятельности;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их соблюдением;
  • разработка программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Саморегулируемая организация регулярно представляет в ФКЦБ отчеты о своей деятельности и другую необходимую информацию. В России к саморегулируемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР- контролирует осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности) и профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД- участвует в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью).

Период становления российского  рынка ценных бумаг продемонстрировал его зависимость от экономической нестабильности, уязвимость со стороны недобросовестных и неквалифицированных участников, обнажил и другие недостатки.

Именно это подчеркивает необходимость организации системы, обеспечивающей взаимодействие государственных регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды Ценных бумаг 
2.1 Государственные ценные бумаги и их виды.

Метод финансирования государственных  расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается  в том, что для покрытия государственных  расходов в замаскированном виде изымается часть национального  дохода, принадлежащего населению. С  целью привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные  выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться  и покупаться на рынке. В ряде случаев  обращение ценных бумаг может  быть ограниченным, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через  обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и  местных займов.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и обращаются государственные ценные бумаги, удостоверяющие о займе, в которых должником  выступают государство, орган государственной  власти и управления.

Виды государственных ценных бумаг:

1)    государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета;

2)    облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

3)    облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемые Правительством РФ с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

4)    казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолженностей предприятий и налоговых выплат;

5)    облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), выпускаемые Правительством РФ для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физических и юридических лиц (первая выплата состоялась в мае 1995 г.);

6)    золотые сертификаты, выпускаемые Министерством финансов с 1993 г.

В зависимости от своих характеристик  ценные бумаги подразделяются на следующие  виды:

1) по способности обращаться  на фондовом рынке:

а) рыночные государственные ценные бумаги. Могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном  рынке (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, КО);

б) нерыночные государственные ценные бумаги. Не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой  кредит государству, но в отличие  от рыночных ценных бумаг не могут  быть проданы их владельцем третьему лицу;

2) по сроку обращения на фондовом  рынке:

а) краткосрочные. Срок обращения до 1 года (ГКО, ОГЗС, золотые сертификаты);

б) среднесрочные. Срок обращения до 5 лет (ОФЗ, ОВВЗ со сроком обращения 1 год  и 3 года);

в) долгосрочные. Срок обращения свыше 5 лет (ОВВЗ со сроком обращения 15 лет);

3) по эмитентам:

а) выпускаемые Правительством РФ;

б) выпускаемые Министерством финансов РФ, агентом которого может выступать  Центральный банк РФ;

4. по способу выплаты доходов.  Известно несколько способов  выплаты доходов по государственным  ценным бумагам:

а) установление фиксированного процентного  платежа. Применяется в условиях стабильной экономики при отсутствии высокой инфляции;

б) применение ступенчатой процентной ставки;

в) использование плавающей ставки процентного дохода;

г) индексирование номинальной стоимости  ценных бумаг;

д) реализация долговых обязательств со скидкой против их нарицательной  цены;

е) проведение выигрышных займов.

Размещение государственных ценных бумаг является одним из источников покрытия бюджетного дефицита. Государственные  расходы практически всегда превышают  государственные доходы, поэтому, кроме  традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние  и внутренние займы. Государство  в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут  быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

Государственные займы использовались для следующих целей:

1)    финансирования текущего бюджетного дефицита;

2)    погашения ранее размещенных займов;

3)    обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

4)    сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

5)    финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

6)    поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Этапы выпуска  в обращение государственных  ценных бумаг

В СССР до 1990 г. использовались государственные  облигации внутреннего выигрышного  займа, которые размещались по подписке среди населения либо свободно распространялись за наличный расчет со сроком до 20 лет.

С 1990 г. среди населения началось распространение государственных  облигаций целевого беспроцентного займа сроком на 3 года. Погашение  их осуществлялось дефицитными в  то время товарами.

Для покрытия бюджетного дефицита в 1990 г. были распространены среди населения  государственные казначейские обязательства  сроком на 16 лет с уровнем дохода 5%. Также была сделана неудачная  попытка распространения казначейских обязательств среди юридических  лиц (предприятий, организаций). Этот опыт не принес желаемого результата, ибо  государство до сих не выполнило  своих обязательств перед кредиторами. Целевой, так называемый товарный, заем принес бюджету значительную прибыль.

В 1990-е годы были выпущены облигации  государственного республиканского займа, которые также в условиях высокой  инфляции не нашли высокого распространения. В этот период получили распространение  и другие виды государственных долговых обязательств:

а) государственные краткосрочные  облигации (ГКО);

б) облигации федерального займа  с переменными купонами (ОФЗ–ПК);

в) облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ);

г) казначейские обязательства (КО).

д) облигации внутреннего валютного  займа;

ж) золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

А. Государственные  краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются Министерством финансов РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

Первый аукцион по первичному размещению ГКО состоялся в 1993 г. Основными  документами, регулирующими рынок  ГКО, являются постановление Совета Министров – Правительства РФ, Постановление Верховного Совета РФ и Приказ Центрального банка РФ, утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных  краткосрочных бескупонных облигаций.

Основными участниками рынка ГКО  являются дилеры и инвесторы.

Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, получившие специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. Дилеры могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а могут выполнять функцию посредника.

Информация о работе Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы