Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей и современного состояния рынка ценных бумаг в России.
В процессе работы над темой были использованы современные учебники по курсу Рынок ценных бумаг, статьи в периодической литературе и на экономических сайтах.
Для более наглядного отображения информации материалы представлены в виде таблиц, схем и диаграмм.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Рынок ценных бумаг: особенности, структура, эволюция
1.1 Рынок ценных бумаг: история возникновения рынка ценных бумаг,развитие,особенности на современном этапе
1.2 Структура современного рынка ценных бумаг
Глава 2. Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы
2.1 Специфика российского рынка ценных бумаг
2.2 Основные направления развития.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 344.02 Кб (Скачать файл)

Эмитентом облигаций выступает  Министерство финансов РФ, валюта займа  – доллары США. Основным платежным  агентом по выплате основного  долга по облигациям и процентов  по купонам является Центральный  банк РФ. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций  – 1, 10 и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

К каждой облигации прилагается  комплект из купонов, количество которых  определяется сроком погашения облигации. Последний купон предоставляется  вместе с облигацией, подлежащей погашению.

ОВВЗ – первые валютные облигации  на российском рынке ценных бумаг. Их выпуск был нацелен главным образом на иностранных инвесторов. У российских же покупателей эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом, что вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг.

Иностранные инвесторы были настроены  более оптимистично, поскольку ОВВЗ имеют ряд положительных для  них факторов:

-         валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска;

-         ОВВЗ обладают высокой доходностью. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках.

Однако существовали и отрицательные  факторы:

-         отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость;

-         неустойчивое положение российской экономики.

Если изначально основными участниками  торгов по ОВВЗ были отечественные  компании, то к 1996 г. более половины участников составляли иностранные финансовые учреждения, привлеченные высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина РФ. Поскольку рынок ОВВЗ является международным, то на него влияют любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств.

Е. Золотые сертификаты выпускаются Министерством финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались  номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую  заявку в Министерство финансов, перечислить  необходимые средства.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки перепродавали  золотые сертификаты юридическим  и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за большой номинальной  стоимости, недоступной многим юридическим  лицам. Реализовать находящиеся  в руках сертификаты было практически  невозможно, и поэтому банкам разрешалось  дробить их и продавать частями. Дробление сертификатов не могло  быть менее чем на одну сотую его  номинала, т. е. 100 г золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска  собственных облигаций, но они в  отличие от золотого сертификата  не являлись государственными ценными  бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г. было продано только 10% всей суммы эмиссии.

Основными покупателями золотых сертификатов являлись крупные финансовые учреждения, такие как банки «Менатеп», «Российский  кредит», «Промстройбанк», а также  «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного  дохода и погашение золотого сертификата  производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка  или золотом.

По желанию владельца сертификаты  могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения  облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами.

В отличие от других видов государственных  ценных бумаг вторичный рынок  золотых сертификатов практически  отсутствовал.

 

2.2 Частные ценные бумаги  и их виды

 

Корпоративные облигации – это документируемые инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями с целью получения от эмитентов оговоренных форм и размеров доходов, а также погашения авансированной ранее суммы к определенному сроку. Корпоративная облигация является долговой, эмиссионной, котируемой, фондовой, биржевой, рыночной, срочной ценной бумагой, обладающей особой инвестиционной стоимостью.

Облигации бывают нескольких видов:

1.     Купонные облигации, или, как их еще называют, облигации на предъявителя. К таким облигациям прилагаются своеобразные купоны, которые необходимо откалывать два раза в год и представлять платежному агенту для осуществления выплаты процентов.

2.     Именные облигации. Практически все облигации различных корпораций регистрируются на имена их владельца. Такому владельцу выдается именной сертификат.

3.     Балансовые облигации. В настоящее время такие облигации приобретают все большее распространение, поскольку их выпуск практически не связан с выдачей сертификатов и т. п.

4.     Гарантированные облигации. Они гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями-поручителями.

Облигации обладают следующими особенностями:

а)     выражают заемные, долговые отношения между держателем облигаций и эмитентом;

б)    самостоятельно обращаются на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеют собственный курс;

в)     обладают свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами.

Корпоративные облигации  выпускаются компаниями в том  случае, если акционерного капитала уже  недостаточно для обслуживания процесса расширенного воспроизводства основных фондов. На российском рынке ценных бумаг корпоративные облигации  получают все большее распространение.

На российском рынке существует несколько моделей облигации, характеризуемых  особыми условиями размещения, обращения  и погашения облигаций. Корпоративные  облигационные займы характеризуются  небольшими объемами эмиссии.

Необходимо отметить, что  на стадии развития отечественного рынка  ценных бумаг компаниям-должникам  по налогам и сборам разрешен выпуск облигаций в погашение задолженности  по налоговым платежам в бюджет. Так, Постановлением Правительства  РФ «О реструктуризации задолженности  акционерных обществ “Юганскнефтегаз” и “Самаранефтегз” по платежам в федеральный бюджет» данным компаниям было разрешено выпускать  и облигации с целью погашения  этой задолженности. Выпуск облигаций  должен быть обеспечен залогом имущества  эмитента или обязательствами третьих  лиц на сумму эмиссии. Регистрация  проспекта эмиссии осуществляется при условии единовременного  внесения в федеральный бюджет не менее 5% суммы основного долга. Облигации  выпускаются траншами, эквивалентными долям задолженности, со сроком обращения  от 6 месяцев до 2 лет. В случаях  неисполнения эмитентом обязательств по выпущенным им облигациям по основному  долгу, невыплаты купонного дохода или неисполнения обязательств по договору, заключенному с налоговым органом, право требования по этим облигациям переходит к Федеральному управлению о несостоятельности (банкротстве).

На финансовом рынке большое  распространение получили товарные облигации, погашение которых осуществляется не в денежной, а в товарной форме – квартирами (жилищные сертификаты), нефтью, автомобилями и т. д.

Конвертируемые  облигации – ценные бумаги с фиксированной доходностью, которые могут быть обменены на акции эмитента на условиях, указанных в проспекте эмиссии. Конвертируемые облигации могут быть размещены на западных рынках. В России первой стала использовать этот инструмент нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».

При этом на внешнем рынке  российские эмитенты более активны, чем на внутреннем.

Конвертируемые облигации  имеют ряд особенностей:

1)    выпуск конвертируемых облигаций имеет более низкую стоимость обслуживания по сравнению с выпуском обыкновенных облигаций. Это связано с тем, что инвестор имеет возможность получить доход от конвертации облигаций в акции, если рыночная цена последних существенно возрастет;

2)    условия, предъявляемые эмитенту, менее жесткие, чем в случае проведения прямого заимствования;

3)    миссия конвертируемых облигаций является способом размещения дополнительной эмиссии акций эмитента при условии реализации права конвертации по более высокой цене, чем при проведении эмиссии непосредственно акций.

Акция – это ценная бумага с нефиксированным, изменяющимся, плавающим доходом, удостоверяющая владение долей (паем) в капитале акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.

Акция является предметом  купли-продажи, поэтому она имеет  цену или курс, который находится  в прямой зависимости от размера  выплачиваемого дивиденда и в  обратной зависимости – от уровня ссудного процента. Денежная сумма, обозначенная на акции, называется номинальной стоимостью акции. Цена, по которой акция продается  и покупается на рынке, называется рыночной, или курсовой, ценой, которая устанавливается  в соответствии со спросом и предложением на акции на фондовой бирже.

Курс акций определяется как капитализированный дивиденд, т. е. равняется сумме денежного капитала, которая, будучи отдана в ссуду или положена в банк, даст доход, равный дивиденду.

                (1.5)

Например, если акция номинальной  стоимостью в 1000 руб. дает дивиденд, равный 10 руб., а норма ссудного процента равна 12%, то курсовая цена будет равна (10 х 1000 : 12) =833 долл

На курсовую цену акций  влияют наряду с размерами дивиденда  и ссудного процента спрос и предложение  на них, зависящие как от действительного  или ожидаемого положения дел  в том или ином акционерном  обществе, так и от общей конъюнктуры. Рост прибылей акционерного общества приводит к значительному повышению  курса акций. Акционерное общество – это форма централизации  капитала и вместе с тем основная организационная форма компании. Существуют три варианта эмиссии  акций: публичное (открытое) размещение; закрытое размещение (продажа акций  по оговоренному списку); аукционная продажа  пакетами (лотами).

В настоящее время в  РФ акции выпускаются как в  наличной, так и в безналичной  форме. В первом случае акционер получает специальный документ с подписью и печатью, на котором написано, что  это акция. При безналичной форме  акций или сертификатов просто производится запись на счете, открываемом на имя  акционера. Наличная форма выпуска  акций постепенно уходит в прошлое.

Акция как титул собственности  обладает такой ключевой особенностью, как право голоса. В нем реализуется  возможность каждого акционера  как совладельца капитала акционерного общества – участвовать в управлении делами акционерного общества. Второй ключевой особенностью акции как  титула собственности является то, что акционер не имеет права потребовать  у акционерного общества вернуть  ему внесенную сумму. Именно это  позволяет акционерному обществу свободно распоряжаться своим капиталом, не опасаясь, что часть его придется вернуть акционерам.

Еще одна особенность акции  заключается в том, что акционерное  общество не берет на себя никаких  безусловных обязательств производить  регулярные выплаты держателям его  акций. Если компания не выплачивает  дивиденды, акционеры не имеют возможности  взыскать их по суду или объявить компанию банкротом. Они совладельцы капитала и как таковые добровольно  берут на себя риски, связанные с  возможностью убытков или разорения  компании. Это дает возможность колебания  дивиденда в зависимости от результатов  деятельности акционерного общества в  тот или иной период, так как  акционерное общество может решить распределить между акционерами  полученную ими прибыль полностью  или только ее часть. В последнем  случае другая часть составит нераспределенную прибыль, оставшуюся в распоряжении общества.

Таким образом акция –  это бессрочная бумага, она не выпускается  на какой-то заранее оговоренный  срок, период. Жизнь акции обрывается лишь с прекращением существования  самого акционерного общества. Это  происходит при добровольной ликвидации, поглощении другой компанией или при слиянии с ней, или банкротстве.

Одной из общепринятых схем классификации является разбиение  обыкновенных акций по секторам экономики. В России, например, существует следующая  градация:

а)     акции банков;

б)    акции компаний нефтяной, газовой и химической промышленности;

в)     акции фирм металлургической отрасли;

г)     акции компаний, занятых в сфере энергетики;

д)    акции компаний телекоммуникации и связи;

е)     акции транспортных компаний;

Информация о работе Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы