Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей и современного состояния рынка ценных бумаг в России.
В процессе работы над темой были использованы современные учебники по курсу Рынок ценных бумаг, статьи в периодической литературе и на экономических сайтах.
Для более наглядного отображения информации материалы представлены в виде таблиц, схем и диаграмм.
Введение.
Глава1. Рынок ценных бумаг: особенности, структура, эволюция
1.1 Рынок ценных бумаг: история возникновения рынка ценных бумаг,развитие,особенности на современном этапе
1.2 Структура современного рынка ценных бумаг
Глава 2. Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы
2.1 Специфика российского рынка ценных бумаг
2.2 Основные направления развития.
Заключение.
Список используемой литературы.
Организованный рынок ценных бумаг – система фондовых бирж – обладает неотъемлемыми чертами:
1) сделки совершаются часто;
2) между ценой спроса и ценой предложения почти никогда нет большого разрыва;
3) сделки проводятся за короткое время, как правило, не бывает значительного колебания цен.
Все это обеспечивается комплексом целенаправленных организационных действий.
Необходимо, чтобы круг держателей ценных бумаг каждой компании был как можно более широк. Кроме того, следует всемерно способствовать совершению краткосрочных операций по купле-продаже. Другим важным фактором является наличие большого числа крупных компаний, однако на организованном рынке обязательно должны быть представлены средние и небольшие компании.
Также следует отметить тот факт, что организованный рынок обладает способностью к самоускорению и самозамедлению. Активный рынок создает впечатление легкой ликвидности ценных бумаг, чем стимулирует их покупку. Кроме того, он привлекает многообразием возможностей, что увеличивает число операций на кредитной основе.
Свободный рынок ценных бумаг
можно охарактеризовать как рынок,
не имеющий определенного
Свободный рынок представляет
собой вторую не менее важную сферу
распространения и оборота
К ним относятся следующие:
- выпуски, ориентированные на ограниченный круг потенциальных покупателей, требующие особых методов распространения;
- малые выпуски;
- бумаги с очень высокой ценой;
- бумаги, в которых предложение соответствует спросу, т. е. покупатель широко известен и распространить бумаги легко;
- бумаги, выпущенные под залог недвижимости;
- бумаги, тесно связанные с региональными хозяйственными комплексами или социально-производственной инфраструктурой;
- безбумажная форма выпуска, когда эмитент не хочет себя афишировать.
Также на свободном рынке совершаются сделки с акциями крупных компаний, циркулирующими в биржевой системе.
Основными участниками свободного рынка являются брокерско-дилерские конторы, для которых характерна сравнительно узкая специализация по видам бумаг и сделок, а также банки и инвестиционные компании. В свою очередь банки подразделяются на инвестиционные, главным предметом деятельности которых является подписка на распространение акций и облигаций различных корпораций, и коммерческие, занимающиеся на свободном рынке главным образом распродажей федеральных и местных облигаций. Значительное число сделок на свободном рынке осуществляется не на комиссионной, а на чистой (или дилерской) основе. Это означает, что услуги клиентам оказываются ради дохода от разницы цен - от последующей перепродажи дилером бумаг по более высокой цене либо от их покупки для клиентов по более низкой цене.
Свободный рынок всегда находится
не только под государственным контролем,
но и под контролем со стороны
ассоциации, объединяющей данных рыночных
субъектов. Во всех развитых капиталистических
странах участники свободного рынка,
как и участники фондовых бирж,
подлежат не только юридическому, но и
профессионально-
Комиссионные вознаграждения на свободном рынке никак не нормируются общими правилами. Фактически же комиссионные колеблются от минимальных значений на организованном рынке до 5% (а иногда и выше) от суммы сделки на свободном рынке.
Вторичный рынок состоит
из двух частей. Одна из этих частей может
быть описана как рынок для «подержа
Ниже приводятся методы, которые используются для получения листинга по новым выпускам уже существующих ценных бумаг, которые уже имеют этот листинг:
1) листинг через исполнение или конверсию. Новые ценные бумаги или новые выпуски уже обращающихся ценных бумаг могут получить листинг через исполнение опциона на новые акции (схемы премирования сотрудников или руководителей компании) или через конверсию котируемой ценной бумаги в другую форму ценной бумаги, или же через подписку на варранты для конверсии в другой вид ценных бумаг;
2) выпуск прав. Компания хочет привлечь дополнительные средства через выпуск и листинг нового выпуска обыкновенных акций при соблюдении привилегированных условий по фиксированной цене (обычно несколько ниже текущей рыночной цены). Если кто-то из акционеров не захочет приобрести эти права, то они могут быть проданы за пределами компании, а премия, т. е. сумма превышения цены выпуска, будет кредитована на счет отказавшегося акционера;
3) открытое предложение. Предложение выносится на рассмотрение акционеров, приглашая их подписаться на покупку дополнительных акций по фиксированной цене, но (в отличие от выпуска прав) число приобретаемых акций необязательно будет зависеть от количества акций, которыми акционер уже владеет. Этот процесс приводит к более высокой цене, так как акционеры, готовые заплатить больше, получат и больше акций. С точки зрения регулирования существует компромисс между принципом преимущественного права и фактом привлечения компанией дополнительных средств;
4) бонусные или капитализационные выпуски. Акции создаются в результате капитализации резервов и бесплатно раздаются существующие акционерам пропорционально числу акций, которыми они уже владеют.
Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных (электронных) рынках.
На электронном рынке торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютерный рынок, который характеризуется:
- отсутствием физического места, где встречаются продавцы и покупатели;
- полной автоматизацией процесса торговли к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.
Электронные рынки ценных бумаг возникли позже бирж – с появлением современных средств связи и информатики. В настоящее время обороты на них сравнимы с биржевыми. В России существовало несколько такого рода систем, но сегодня реально работает только Российская торговая система.
Торговлю в ней осуществляют профессиональные брокеры и дилеры, объединившиеся в ассоциации ПАУФОР (Профессиональная ассоциация участников фондового рынка России) и НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка России). В этих торговых системах происходят торги акциями «голубых фишек» (РТС) и акциями второго эшелона (РТС-2). Отличие от биржевой торговли заключается в основном в механизме исполнения сделок: установив в электронной системе котировки на интересующую его бумагу, трейдер-маркет-тейкер связывается непосредственно с маркет-мейкером, выставившим котировку, и заключает стандартизованную сделку.
Рынки производных ценных бумаг. Отдельно стоит остановиться на роли организатора торгов на рынках производных ценных бумаг. Поскольку фьючерс представляет собой взаимное обязательство купить (соответственно продать) базовую ценную бумагу в определенный момент и по оговоренной заранее цене, роль организатора торгов заключается, в первую очередь, в том, чтобы обеспечить исполнение этого обязательства. Это достигается путем внесения обеими сторонами сделки специального залога - маржи. В случае, если одна из сторон не выполняет своих обязательств, маржа используется для компенсации убытка другой стороне.
1.2 Ценообразование на рынке ценных бумаг
Ценообразование как процесс
определения цен на рынке ценных
бумаг осуществляется по определенным
правилам, с использованием конкретных
методов, на основе общепринятых принципов
и с учетом отдельных факторов.
Постановка целей ценообразования зависит
от избранной стратегии. Можно выделить
следующие стратегии ценообразования
на рынке ценных бумаг:
- захват рынка путем установления низкого уровня цен;
- получение значительного дохода на основе установления высоких цен размещения ценных бумаг;
- постоянное присутствие на рынке при установлении цены на конкурентном уровне.
Целями ценообразования на фондовом рынке могут быть:
- сбалансированность спроса и предложения,
- захват рынка и устранение конкурентов, привлечение инвестиций,
- передел собственности.
Задачами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:
- отражение реального спроса и предложения;
- реализация конкретных целей ценообразования, учет разнообразных факторов.
К основным принципам ценообразования относятся следующие:
- научный подход,
- целевая направленность,
- сопоставимость по разным периодам времени,
- учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты,
- отражение реального уровня затрат на фондовые операции.
Методы, использующиеся в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг
Ценообразование на рынке ценных бумаг осуществляется экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического моделирования.
Экспертный метод состоит в обобщении ряда экспертных оценок специалистов по имеющимся тенденциям и возможным направлениям изменения цен. Метод требует тщательного подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.
Аналитический метод основан на анализе большого числа разнообразных источников информации. Сущность данного метода заключается в системном анализе составных элементов цены и факторов, повышающих или понижающих ее уровень. Факторный анализ при этом позволяет учесть одновременное влияние на объект ценообразования различного рода факторов и оценку степени их положительного и отрицательного воздействия.
Статистический метод
основан на использовании ряда статистических
приемов в ценообразовании на
рынке ценных бумаг. Метод базируется
на статистическом анализе с применением
средних величин, индексов, дисперсии
(абсолютного отклонения от
средних величин), а также на корреляционно-
регрессионном анализе.
В настоящее время наиболее активно в ценообразовании на рынке ценных бумаг используются фондовые индексы, которые позволяют определить общую тенденцию изменения конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.
Нормативно-параметрический
(балльный) метод на практике реализуется
следующим образом. Ценная бумага или
фондовая операция характеризуется
рядом параметров. Каждая инвестиционная
характеристика ценной бумаги или фондовой
операции (параметр) имеет определенный
диапазон нормативных значений. Выбранная
нормативная единица
Балансовый метод основан
на том, что движение стоимости ценных
бумаг отражается в балансе любого
хозяйствующего субъекта. Номинальная
стоимость облигаций
Экономико-математическое моделирование
основано на построении различных моделей
ценообразования. Под моделью ценообразования
понимается математическая или иная
схема, отображающая процесс формирования
цены. На рынке ценных бумаг могут
использоваться концептуальные, математические,
структурные, статистические, факторные,
матричные, графические, логические, иммитационные
модели ценообразования. Концептуальные
модели учитывают определенные подходы,
концепции (систему взглядов на процесс
формирования цен на рынке ценных
ценных бумаг). Например, по стоимостной
концепции цена на рынке ценных бумаг
моделируется как денежное выражение
действительной рыночной стоимости. Концепция
равновесия исходит из того, что
цена на фондовом рынке отражает равновесие
спроса и предложения на определенную
ценную бумагу в момент совершения
фондовой операции. Математические модели
исходят из строго определенных математических
зависимостей, характеризующих процесс
ценообразования. Трендовые модели
строятся на основе зависимости цены
от ряда величин, характеризующих устойчивые
тенденции и колебания на фондовом рынке.
Модели компонентного анализа определяют
зависимость уровня цены от определенных
компанент (составных частей) рынка ценных
бумаг.
Структурные модели включают
анализ составных элементов определенной
цены, взаимосвязей между ними и их влияние
на изменение уровня цен.
Статистические модели основаны
на отражении статистических закономерностей
и отклонений от них. При этом в начале
теоретически обосновывают выбор вида
зависимости и оценивают параметры модели
на основе построения динамических рядов
статистических наблюдений, проверки
соответствия выбранного типа модели
конкретным условиям ценообразования.
Модели могут иметь статистический, динамический
характер; могут быть линейными, многомерными;
разрабатываться с использованием компьютерных
технологий или вручную; применятся повсеместно
или в отдельных частных случаях.
Факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг.
На ценообразование на
рынке ценных бумаг оказывают
влияние традиционные факторы (уровень
предложения, конкуренция, затраты
или издержки), так и специфические
(тип, вид, разновидность, срок обращения,
инвестиционные качества ценных бумаг;
рейтинг и деловая репутация,
отраслевая принадлежность и территориальное
местонахождения эмитента; инвестиционный
климат и инвестиционная емкость
сегмента рынка; вид фондовых операций;
место и время ценообразования)
Информация о работе Российский рынок ценнфх бумаг:специфика рынка, направление развития, перспективы