Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа
Италия — наследница великого государства древности Римской империи.
Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у
колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая
страна. Достойна ли она своих предков?
Италия - средиземноморская страна,
Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский
полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен
теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов,
виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное
море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной
Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия
находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому
еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь
международной торговлей.
ведение 3
Глава 1. Место России в мировой экономике 5
1.1.Внешнеэкономические связи России 5
1.2. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России 13
1.3.Экономика России в январе-феврале 2011 г. 20
Глава 2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле 26
2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле 26
2.2 Модель отношений России и ЕС 28
2.3 Присоединение России к ВТО 31
Глава 3. Перспектива развития России 34
3.1. Прогноз экономического развития России 34
3.2. Варианты экономической политики России на перспективу 35
Заключение 40
Список литературы 42
Речь идет прежде всего о движении в рамках так называемой Лиссабонской
стратегии. В 2000 году в португальской столице были определены цели, которых за
10 лет должен добиться ЕС, чтобы стать самой динамичной и передовой экономикой в
мире.
Италия намерена настаивать на действиях по трем основным направлениям.
Во-первых, необходимо стимулировать экономическое развитие через продвижение
крупных проектов по развитию трансъевропейской инфраструктуры, прежде всего
транспортной. К решению этих задач она предлагает привлечь как государственные,
так и частные капиталовложения. Выполнение таких программ позволит как
стимулировать производство, так и выравнять условия в расширенном
Союзе.
Во-вторых, Италия считает необходимым обсуждение путей реформы
пенсионной системы, что диктуется старением населения. Нынешний демографический
процесс делает невозможным поддержание действующего пенсионного механизма,
основанного на выплате пенсий работающими поколениями. Однако сейчас в ЕС нет
правовой базы для совместных действий в этой области. Поэтому пока можно было бы
ограничиться определением общих целей, к которым затем двигаться через политику,
проводимую на национальном уровне.
В-третьих, ставится задача реорганизации
рынка труда для сокращения безработицы. Здесь, по мнению Италии, направление
представляется таким - больше гибкости, больше возможности приспосабливаться к
новым требованиям, которые диктует глобальная экономика, обострение конкуренции.
3. С 1 мая 2004 г. в ЕС вступили 10 стран - такого большого расширения
организация за свою историю еще не переживала. Но на этом процесс не кончается,
и начало его следующего этапа ложится на Италию.
На первом месте - переговоры
в Болгарией и Румынией, которые теоретически должны стать членами ЕС в 2009
году. Для этого с ними надо завершить переговорный процесс, что итальянцы хотели
бы сделать до конца своего председательства, и обеспечить принятие всех
необходимых решений при нынешнем составе Европейской Комиссии. Этим двум
балканским странами в Риме придают большое значение, поскольку экономическое
сотрудничество с ними важно для Италии.
На втором месте - турецкий вопрос.
Пока Анкаре ЕС не дал никаких гарантий о приеме и тем более о сроках. Турция
должна сначала пройти до конца свою часть пути, затем Европейская Комиссия в
будущем году проанализирует положение, сделает выводы и при позитивной оценке
можно будет начинать переговоры и называть конкретные даты. На долю Италии
выпадает начало этой долгой работы.
Эти два сюжета достались новому
председателю в наследство. А вот следующее направление расширения ЕС становится
своего рода итальянской инициативой. Речь идет о Западных Балканах - это
географическое пространство охватывает государства, образовавшиеся на месте
бывшей Югославии, и Албанию. Разумеется, в их число не входит Словения, которая
вступает в ЕС уже меньше чем через год.
Этот район искалечен многолетними
гражданскими конфликтами, взаимными претензиями, кризисами, экономической
отсталостью. Неустроенность этих территорий непосредственно и негативно
сказывается в том числе и на Италии, хотя бы в виде взлета нелегальной
иммиграции.
Сейчас, подчеркивают в МИД Италии, на Западных Балканах обстановка
постепенно нормализуется, проводятся реформы, модернизация, складываются
добрососедские отношения. Поэтому создаются условия для будущего включения
региона в ЕС. Сейчас может идти речь только о том, чтобы очертить перед этими
странами перспективу вступления, начать оказание помощи. Но при этом, полагает
итальянская сторона, они не должны чувствовать себя отверженными.
Один из
вопросов, который возникает перед лицом бесконечного расширения ЕС, - насколько
организация в состоянии сохранить управляемость, как она сможет интегрировать
столь разные по многим показателям страны и регионы? Не становится ли неизбежным
в таком случае выделение группы лидеров, которые идут на более тесное
сотрудничество, опережая партнеров?
Итальянские собеседники так объясняют свои
представления. Вся история европейского строительства - это история авангардных
групп. Поэтому неизбежно выявление лидеров в определенных сферах интеграции, к
которым при желании смогут присоединиться остальные. Главное - чтобы все
проходило в рамках совместно принимаемых решений. Удачным примером может
считаться Экономический и валютный союз, открывший путь к переходу большинства
стран ЕС на единую валюту - евро. Его создание было утверждено всеми, но не все
в него вошли.
4. Дипломатия, безопасность и другие. Комплекс проблем, где как
раз придется искать европейский авангард, связан с единой европейской
дипломатией, обороной и системой безопасности в целом. Об их желательности в ЕС
много и с удовольствием говорят, но пока дело идет медленно, Ничего
удивительного: ведь эти сферы относятся к числу тех, от которых национальные
государства не торопятся отказываться.
Здесь перед Италией стоят задачи как
прикладные, так и более общие, рассчитанные на далекую перспективу.
К первым
относится необходимость восстановления трансатлантического диалога, нарушенного
спорами вокруг Ирака. В Риме подчеркивают, что нет никакого противоречия между
принадлежностью к ЕС и тем, что называется атлантической солидарностью.
Разногласия по Ираку были, но есть все условия для возобновления
полномасштабного сотрудничества между союзниками по обе стороны Атлантики, в том
числе в деле восстановления того же Ирака. Есть и множество других горячих тем,
где это взаимодействие просто необходимо - борьба с терроризмом, сохранение
режима нераспространения оружия массового уничтожения и, что сейчас приобретает
особую актуальность, урегулирование на Ближнем Востоке.
Имеются и более
камерные задачи, которые уже не касаются отношений с США. Италия как южная
страна называет это средиземноморским измерением ЕС. Пока диалог по обе стороны
этого теплого моря не привел к большим результатам, Рим хотел бы наполнить
процесс более конкретным содержанием, придать ему новую динамику, чтобы
преодолеть складывающееся непонимание между соседними регионами, народами,
религиями и культурами. В этом плане, по мнению итальянцев, следует уделить
особое внимание экономической составляющей отношений между ЕС и странами южной
части Средиземноморья, не ограничиваться чистой торговлей.
Другая точка
приложения усилий для группы лидеров - европейская оборона. Поставленные задачи
постепенно выполняются, создаются силы быстрого реагирования, повышаются
возможности транспортной авиации, разведки, улучшается контроль за
распространением оружия массового уничтожения. ЕС проводит уже скромные
миротворческие операции в Македонии, Конго (преимущественно французский
контингент находится там под флагом ЕС), полицейские силы действуют в Боснии и Герцеговине. Сейчасобсуждается возможность заменить со временем НАТО в операции по поддержанию мира
в этой бывшей югославской республике. В Риме обращают внимание на то, что это
позволяет ЕС на практике проверять механизмы сотрудничества, процедуры, без чего
никакая европейская оборона невозможна.
Наконец, Италия в период своего
председательства собирается продолжать работу в области внутренней безопасности.
Особое значение здесь приобретает борьба с нелегальной иммиграцией. Направления
таковы: борьба с нелегальными миграционными потоками, организованной
преступностью, но открытость для легальных иммигрантов, готовых интегрироваться
в европейское общество.
В этом ключе Рим предлагает строить отношения ЕС с
соседними странами и регионами, особенно теми, откуда исходит волна нелегалов. В
частности, планируется включать урегулирование иммиграционных трений в рамки
общих отношений с такими странами. Может идти речь о финансовой помощи
сотрудничающим в этом плане государствам, создании европейского фонда для
финансирования высылки нелегальных иммигрантов.
5. Курс - на Россию. В
итальянском представлении о мировом сообществе Россия занимает особое место. Еще
с советских времен связи между Москвой и Римом были настолько теплыми, насколько
позволяла "холодная война", а в последнее десятилетие двусторонние отношения
были стабильно великолепными и не омрачались даже небольшими тучками. Если
учесть, что в торговых связях России с западными странами Италия пропускает
вперед только Германию, то понятна объективная основа для итальянского интереса
к России.
К этому надо добавить и личное мнение председателя Совета министров
Италии Сильвио Берлускони. Он считает, что в ЕС следует включить целый ряд
средиземноморских и восточноевропейских стран, в первую очередь Россию, без чего
Союз не сможет претендовать на реальный стратегический вес с мире. С этим далеко
не все его коллеги согласны, да и в Москве не говорят о желании вступить в ЕС.
Тем не менее такую точку зрения итальянский лидер публично высказывал
неоднократно.
Разумеется, такая цель сейчас Италией не рассматривается в
качестве одной из задач полугодового председательства в ЕС. Но это не значит,
что российским направлением Италия будет пренебрегать.
Рим уверен, что ЕС и
России следует расширить и одновременно углубить диалог и все формы
сотрудничества, которые пока остаются поверхностными, не соответствующими
потенциалу и интересам обеих сторон. В частности, ставится вопрос об образовании
особого совета по сотрудничеству ЕС и России, по типу того, который есть у
России и НАТО. Это позволило бы чаще и регулярнее встречаться, распространить
контакты на все министерства и ведомства обеих сторон, обсуждать более широкий
круг вопросов - от технических до внешнеполитических, включая борьбу с
терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, ближневосточное
урегулирование и так далее.
Пока на повестке дня отношений ЕС - России, по
мнению Италии, стоят две главные темы - вступление РФ в ВТО и создание Общего
европейского экономического пространства (ОЕЭП).
Италия и ЕС в целом всемерно
поддерживают прием России в ВТО: этот шаг будет означать признание того, что
российская экономика играет по общим правилам. По ОЕЭП работа, по сути, только
разворачивается. На основе санкт-петербургской декларации будут предприниматься
усилия по наполнению этого понятия конкретным содержанием. Перспективным
представляется продолжение энергетического диалога. Открываются возможности
сотрудничества в области безопасности, в частности между МВД России и Европолом,
по противодействию организованной преступности, терроризму и другим глобальным
угрозам. Обсуждается возможность участия России в миротворческих операциях ЕС,
хотя здесь есть ряд нерешенных технических вопросов.
Особая статья - визы.
Настроения итальянских чиновников достаточно решительны: они откровенно говорят,
что не считают оправданным требовать их от россиян, намеревающихся посетить
Италию. Однако решения здесь принимает не один Рим. Среди его партнеров по ЕС
далеко не все стоят на такой позиции. Поэтому реалистичнее говорить о начале
длительного процесса, чтобы в среднесрочном плане достичь взаимоприемлемого
урегулирования деликатной проблемы. Пока взаимная отмена визового режима не
представляется возможной, отмечают в Риме. Это связано и с отсутствием договора
о реадмиссии между ЕС и Россией, и с режимом пересечения границ внутри СНГ, и с
чисто техническими проблемами. Тем не менее Италия полна решимости добиться
сдвига, хотя бы первого, символического в этом вопросе, имеющем огромное
практическое и гуманитарное значение.
Глава 3. Прогноз развития
экономических связей между Россией и Италией
3.1. Факторы и условия
внешнеэкономического сотрудничества России и Италии
Италия является
традиционным деловым партнером России. Развитие внешней торговли между Россией и
Италией базируется на объективных экономических предпосылках для взаимовыгодного
товарооборота, прежде всего, на взаимодополняемости экономик обеих стран. Италия
не располагает достаточными сырьевыми ресурсами, необходимыми для промышленного
производства, а относительная узость внутреннего рынка ставит итальянскую
экономику в достаточно тесную зависимость от внешнего рынка, где реализуется
значительная доля промышленных и сельскохозяйственных товаров. С другой стороны,
Россия заинтересована в получении таких товаров, произведенных в Италии.
В
начале прошлого столетия, в период 1900-1914 годов, внешняя торговля России с
Италией получила свое заметное развитие, а товарооборот характеризовался резко
активным торговым балансом в пользу России, причем импорт России из Италии
составлял всего 15-35% от российского экспорта в Италию. Так, в 1913 году
экспорт в Италию составил 257 млн. рублей, а импорт - 59 млн. рублей. Удельный
вес российского экспорта в Италию в общем импорте Италии в 1913 году составил
около 6,5%, в то время как доля экспорта в Россию в общем экспорте Италии не
превышала 2,4 процента.
В 1900-1914 гг. Россия вывозила в Италию в основном
зерновые (пшеницу, в частности твердую, рожь, ячмень), которые составляли свыше
90% всего экспорта России в эту страну, а также некоторые количества
лесоматериалов, шелковичных коконов, нефтепродуктов и других товаров.
Импорт
России из Италии состоял из шелка, фруктов (апельсины и лимоны), овощей и
растительного масла, а также небольших количеств химических товаров, серы.
Машины и оборудование в Италии почти не закупались.
Учитывая все большую
значимость внешней торговли для экономики страны, Россия, на уровне
государственных структур, в 1912 году приступила к организации представительства
ее экономических интересов за рубежом. Законом от 28 мая 1912 года были
учреждены должности четырнадцати агентов Министерства торговли и промышленности
за границей, в том числе в Италии, г. Генуя.
На указанных агентов возлагались
обязанности по установлению деловых отношений с правительственными и
общественными учреждениями по торгово-промышленной части в стране пребывания, по
подготовке донесений о ходе торговли, информации о положении на рынке как в
целом, так и в отношении торговли отдельными товарами, по содействию русским
торговцам в их деятельности за рубежом, составлению ежегодных обзоров развития
экономики страны, выполнению отдельных специальных поручений.