Россия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Италия — наследница великого государства древности Римской империи.
Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у
колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая
страна. Достойна ли она своих предков?
Италия - средиземноморская страна,
Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский
полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен
теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов,
виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное
море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной
Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия
находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому
еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь
международной торговлей.

Содержание работы

ведение 3
Глава 1. Место России в мировой экономике 5
1.1.Внешнеэкономические связи России 5
1.2. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России 13
1.3.Экономика России в январе-феврале 2011 г. 20
Глава 2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле 26
2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле 26
2.2 Модель отношений России и ЕС 28
2.3 Присоединение России к ВТО 31
Глава 3. Перспектива развития России 34
3.1. Прогноз экономического развития России 34
3.2. Варианты экономической политики России на перспективу 35
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Италия в мировой экономике 2011-1.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)


Округ Кусио-Вальсезия в Пьемонте — производитель сантехники: фитинги,
хромированные смесители, вентили. Около 60% экспортируется в другие страны ЕС, в
США, на Ближний Восток. Это вентильно-смесительно-фитинговое королевство
протянулось на много километров по долине речки Сезия (ок. 100 км к
северо-востоку от Турина, в альпийских предгорьях).

Кластер Монтебеллуна в
Венеции сосредоточивает 428 компаний с 9000 занятых. Это мировой лидер в
производстве спортивной обуви для технических видов спорта (мото-, вело-) и
лыжных ботинок. С 90-х годов сюда активно внедряются транснациональные
корпорации. С ними сосуществуют малые и средние предприятия, специализированные
на отдельных стадиях производства или изготовлении отдельных деталей обуви.
Некоторые производственные процессы в последние годы выводятся в развивающиеся
страны, однако Монтебеллуна остается креативным, организационным и мозговым
центром значительного сегмента спортивно-обувной отрасли мира

Промышленный
округ Сассуоло (50 км к западу от Болоньи) специализирован на производстве
керамической плитки. Здесь выпускается около 80% итальянской плитки. 70%
продукции идет на экспорт. Это «керамическое царство» мировой значимости.

В
округах области Эмилия-Романья преобладают механические и механосборочные ателье
и небольшие заводы (в Болонье, Модене, Реджо-нель-Эмилия), производящие малые
сельскохозяйственные машины, мотоциклы, землеройную технику, насосы и др. В
Болонье, в частности, производятся автобусы и спортивные автомобили на небольших
предприятиях с участием фирм «Фиат», «Феррари», БМВ, «Мазерати» и др. Всего в
автомобильной отрасли Эмилии-Романьи действует более 1000 предприятий с 15 000
занятых. В одной Болонье 150 предприятий с 4 000 высококвалифицированных рабочих
заняты производством мотоциклов «Дукати» и «Малагути». В районе Пьяченцы (уже
ближе к Милану) — производство робототехники, автоматических линий с ЧПУ,
электроники.

Округ Кастельгоффредо близ Мантуи в области Ломбардия — столица
итальянских колготок и чулок. Здесь, в радиусе нескольких километров от городка
Кастельгоффредо, 280 компаний и 6600 рабочих обслуживают женские ножки всего
мира. На этой небольшой территории производится 75% чулочно-носочного трикотажа
Италии и 30% — Европейского Союза. 1,3 млрд пар чулок (колготок) ежегодно уходит
потребительницам, причем 600 млн — иностранкам. Нетрудно подсчитать, что
экспортными кастельгоффредскими колготками можно обеспечить каждого десятого
жителя мира. А если учесть, что мужчины колготок почти не носят — то каждую
пятую жительницу. А если изъять из счета детей, которым еще рано носить
итальянские колготки, то почти половина женщин мира может одномоментно натянуть
на ноги продукцию из-под Мантуи. В процессе производства изделий таких
знаменитых марок, как «Голден Леди», «Санпеллегрино», «Филодоро», «Леванте»,
многочисленные малые предприятия обеспечивают отдельные стадии. Промышленный
округ начал формироваться в 30-е годы, после изобретения нейлона.

Глава 2. Роль Италии в мировом хозяйстве

 

2.1. Внешнеэкономические связи
Италии

 

Внешнеторговые связи играют важнейшую роль в экономике Италии. Большая
зависимость от внешней торговли определяется прежде всего тем, что основные
отрасли итальянской промышленности работают, используя импортное сырьё, топливо
и полуфабрикаты. За счет импорта покрывается от 60 до 100% потребностей в рудах
черных и цветных металлов, от 80 до 100% потребностей в сырье для текстильной
промышленности, 85% потребностей в первичных энергоносителях, 50% потребностей в
мясе и молоке, 45% – в древесине, 30% – в зерновых .

После второй мировой
войны внешнеторговый оборот страны увеличивался быстрыми темпами, значительно
опережая рост экономики в целом. В результате внешняя торговля стала одним из
наиболее важных факторов экономического развития страны, необходимым условием
существования итальянского хозяйства. Существенно выросли экспортные и импортные
квоты: доля экспорта товаров и услуг в ВВП повысилась с 3,6% в 1949 г. до 11,5%
в 1970 г. и 26,3% в 2007 г., а импорта – соответственно с 4,6% до 12,9% и
26,3%.

Можно выделить пять основных направлений современной экспортной
специализации страны:

•              неэлектронные машины и оборудование (в более привычной
терминологии – продукция общего машиностроения, прежде всего технологическое
оборудование для различных отраслей), а также электробытовые товары (стиральные
и посудомоечные машины, холодильники, др.);

•              вся гамма изделий легкой
промышленности – текстильные, швейные, трикотажные, изделия из кожи, обувь, др.
Наиболее значимые экспортные позиции в 2007 г. включали предметы одежды и
принадлежности к одежде швейные, обувь, гетры и аналогичные изделия, предметы
одежды и принадлежности к одежде трикотажные, выделанную кожу и изделия из
нее;

•              базовые промышленные изделия и полуфабрикаты, где основные экспортные
статьи в 2007 г. – изделия из черных металлов, алюминия, прочих недрагоценных
металлов, керамические изделия, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, др.
Наиболее прочное положение в рамках рассматриваемой группы Италия занимает на
рынках строительных и отделочных материалов;

•              различные готовые промышленные
изделия преимущественно потребительского назначения, где главные объемы поставок
падают на мебель и мебельные принадлежности, инструменты и аппараты оптические и
др., ювелирные изделия и бижутерию;

•              непереработанные и переработанные
продовольственные товары, но не вся группа, а отдельные позиции, включая
алкогольные напитки, прежде всего продукцию виноделия, готовые продукты из
зерновых, мучные кондитерские изделия, съедобные фрукты и орехи, продукты
переработки овощей, фруктов и орехов, растительные масла.

При рассмотрении
тенденций в сфере экспортной специализации Италии можно подчеркнуть, что ее
основные направления не претерпели серьезных изменений в последние десятилетия.
Вместе с тем под влиянием возросшей конкуренции на мировом рынке, прежде всего
со стороны новых индустриальных стран, позиции Италии в большинстве сфер ее
традиционной специализации ослабли: снизилась доля страны в мировом экспорте
неэлектронных машин и оборудования, изделий из кожи, текстильных
изделий.

Импортная специализация Италии определяется отсутствием в стране
сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых. Соответственно, главная
статья ввоза – минеральные продукты, закупки которых достигли 61 млрд.долл. в
2007 г., что составляло 16% национального и 3,9% мирового импорта. Помимо
топливно-энергетических ресурсов, Италия выделяется как крупный импортер
легковых автомобилей, компьютерной техники, некоторых видов бытовой электроники.
Италия является одним из ведущих импортеров продукции животноводства – на сумму
около 10,5 млрд.долл. в 2007 г., что составляло 8-9% мирового итога, а также в
значительных объемах приобретает сырье для экспортоориентированной легкой
промышленности .

Товарная структура экспорта и импорта страны в значительной
степени определяет географическое распределение ее внешней торговли. Вследствие
активного участия Италии в интеграционном взаимодействии в европейском регионе,
межстрановой кооперации и специализации производства, высокой доли в ее экспорте
потребительских изделий, в том числе дорогостоящих, основная часть
внешнеторгового оборота страны приходилась и приходится на промышленно развитые
государства.

Под влиянием интенсификации интеграционных процессов в европейском
регионе, расширения Евросоюза и торгово-экономического сотрудничества с его
новыми членами ЕС сохранил доминирующее положение в системе внешнеторговых
связей Италии, обеспечив 58% внешнеторгового оборота страны в 2007 г. Вместе с
тем при пересчете на сопоставимой основе (в составе ЕС-25) позиции объединения
во внешней торговле Италии ослабли (доля ЕС снизилась в период 1999-2007 гг. на
5,7 п.п.).

Ведущими торговыми партнерами Италии с ощутимым отрывом от других
стран выступают Германия и Франция. Однако в 1995-2007 гг. их суммарный удельный
вес в экспортно-импортных операциях Италии уменьшился на 6,3 п.п.

В импорте
Италии заметно повысилась доля стран-экспортеров энергоносителей, прежде всего
входящих в ОПЕК, а также России, Казахстана, Азербайджана и некоторых других.
Наиболее значительным является импорт энергоносителей из России, Ливии, Алжира и
Саудовской Аравии. На экспортирующих топливо Россию, Казахстан и Азербайджан в
2007 г. пришлось 86% всего импорта Италии из СНГ.

В первой половине текущего
десятилетия устойчиво рос оборот с ведущими новыми индустриальными странами –
Китаем, Р.Корея, Индией, Бразилией, Мексикой. В 1999 г. на них падало 4,1% всей
итальянской внешней торговли, в 2007 г. – 6,0%. Все более важным фактором
внешнеторговых связей Италии выступает Китай, объем экспортно-импортных операций
с которым превысил в 2007 г. 23 млрд.долл. (3,1% в общем итоге); при этом в
импорте Китай поднялся с 12-го места в 1995 г. до 4-го места в 2007
г.

Положение Италии в мировой торговле услугами несколько более прочное, нежели
в торговле товарами, что в значительной мере объясняется динамичным расширением
экспорта и импорта деловых услуг и традиционно высокой долей страны в мировых
доходах от туризма. В мировом обороте услуг Италия находится на 6-м месте,
товаров – только на 8-м. Наиболее сильные позиции как экспортер услуг Италия
занимает в сфере международного туризма (4-е место и 5,2% мирового итога в 2007
г.), как импортер услуг – в области торговли деловыми услугами (6-е место и 4,6%
мирового импорта).

В структуре итальянского экспорта услуг вплоть до начала
текущего десятилетия преобладали туристические услуги (статья «поездки»),
которые обеспечивали до 50% всех поступлений. Однако с 2003 г., вследствие
быстрого расширения продаж деловых услуг, первенство перешло к статье «прочие
коммерческие услуги» – 45% доходов от экспорта услуг в 2007 г. Состав
итальянского экспорта прочих коммерческих услуг заметно отличается от
общеевропейского, в частности, доля так называемых прочих деловых услуг (в
основном различных профессиональных и технических услуг) у Италии существенно
выше – 66% в 2007 г. против 48% для всей Европы; в то же время удельный вес
компьютерных и информационных услуг, а также поступлений по статье «роялти и
лицензионные платежи» значительно ниже: соответственно 1,5% и 9%, менее 3% и 9%.
Опережающими темпами растет экспорт финансовых услуг.

Итальянский импорт услуг
более чем наполовину состоит из прочих коммерческих услуг, где главные позиции –
прочие деловые услуги, а также финансовые и страховые услуги. Примерно 1/4 всех
расходов по импорту услуг связана с зарубежным туризмом, и свыше 10% уходит в
оплату иностранного морского тоннажа, поскольку Италия не может полностью
обеспечить перевозку собственных внешнеторговых грузов.

Практически все статьи
итальянской торговли услугами имеют отрицательное сальдо, особенно значительное
в случае услуг водного транспорта и прочих деловых услуг. Вместе с тем большое
положительное сальдо по статье «поездки» перевешивает «пассивные» статьи и
формирует общий активный баланс в торговле услугами .

Правящие и деловые круги
Италии рассматривают приток иностранного капитала как средство для ускорения
научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности экономики
страны. Правительство поощряет приток иностранных инвестиций, предоставляя
инвесторам различные льготы. Значительное стимулирующее влияние на международное
инвестиционное сотрудничество в европейском регионе оказали интеграционные
процессы в ЕС.

Ежегодный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику
Италии существенно вырос за последние 20-25 лет. По данным ЮНКТАД, их
среднегодовой приток увеличился с 2,6 млрд.долл. в 1984-1989 гг. (2,2% общего
мирового импорта ПИИ) до 15,7 млрд.долл. в 2001-2004 гг. (2,1%) и 20,0
млрд.долл. в 2007 г. (2,2%). Сумма накопленных в стране ПИИ возросла с 8,9
млрд.долл. на конец 1980 г. (1,4% мирового итога) до 219,9 млрд.долл. на конец
2007 г. (2,2%). Несмотря на указанный рост, Италия по размерам привлеченных ПИИ
значительно уступает своим основным партнерам (и конкурентам) в Западной Европе.
При этом иностранный капитал, согласно формальным критериям, играет меньшую роль
в итальянском хозяйстве, нежели в экономике абсолютного большинства развитых
государств. По отношению к ВВП накопленные в стране ПИИ составляли 12,4% в 2007
г., что было самым низким показателем в ЕС-25 и вторым с конца показателем для
всей группы развитых государств.

Число сделок в форме слияний и поглощений по
приобретению итальянских компаний увеличилось со 111 в 2003 г. и 105 в 2004 г.
до 178 в 2007 г., а их общая стоимость выросла соответственно с 15,3 млрд.долл.
и 11,0 млрд.долл. до 41,1 млрд.долл. (включая две мегасделки стоимостью 13 и 7
млрд. долл.).

Притоку иностранного капитала в Италию способствуют такие
факторы, как наличие емкого рынка, сравнительно высокий уровень жизни в стране,
создающий условия для сбыта продукции внутри Италии, изобилие рабочей силы,
наличие промышленности, способной создавать и с успехом сбывать новые товары,
происходящие процессы приватизации и либерализации экономики, существенные
стимулы для инвестирования в южные районы страны, участие в ЕС, что дает
возможность использовать итальянскую экономику как плацдарм для расширения
деятельности иностранных предприятий в других странах Европы и бассейна
Средиземного моря. В то же время трудности и проблемы в привлечении ПИИ
объясняются целым рядом обстоятельств, в том числе сложностью административных
процедур, слабостью промышленной инфраструктуры, преобладанием в экономике
мелких предприятий, снижением конкурентоспособности на мировом рынке, чрезмерным
налоговым обложением, высокими издержками на рабочую силу, а также на
энергетические, телекоммуникационные и транспортные услуги, ограниченностью
предложения квалифицированных кадров, низким уровнем расходов на НИОКР,
отсталостью в области информатизации, недостаточной гибкостью рынка рабочей
силы, отсутствием специализированных структур по стимулированию инвестиций,
широким распространением коррупции и криминалитета .

Информация о работе Россия в мировой экономике