Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа
Италия — наследница великого государства древности Римской империи.
Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у
колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая
страна. Достойна ли она своих предков?
Италия - средиземноморская страна,
Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский
полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен
теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов,
виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное
море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной
Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия
находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому
еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь
международной торговлей.
ведение 3
Глава 1. Место России в мировой экономике 5
1.1.Внешнеэкономические связи России 5
1.2. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России 13
1.3.Экономика России в январе-феврале 2011 г. 20
Глава 2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле 26
2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле 26
2.2 Модель отношений России и ЕС 28
2.3 Присоединение России к ВТО 31
Глава 3. Перспектива развития России 34
3.1. Прогноз экономического развития России 34
3.2. Варианты экономической политики России на перспективу 35
Заключение 40
Список литературы 42
В последние десятилетия
высокими темпами рос импорт капитала из ЕС, чему способствовали расширение
группировки, специальное законодательство о миграции капиталов внутри Евросоюза,
различного рода финансовые и налоговые льготы. Доля ЕС в накопленных в Италии
ПИИ увеличилась с 20% в 1975 г. до 72% в 2007 г., тогда как удельный вес США
сократился соответственно с 18% до 11%. По величине накопленных ПИИ лидируют
Нидерланды, Франция, Великобритания, Люксембург, США, Швейцария,
Германия.
Глубокие сдвиги происходят в отраслевой структуре импорта капитала в
страну. Параллельно с ростом значения в экономике и в мировом движении капитала
сферы услуг ее роль увеличивается и в структуре привлекаемых в Италию ПИИ. В
общем объеме накопленных ПИИ в период с 1976 г. по 2007 г. доля услуг выросла с
30,5% до 49,3%, сельского хозяйства – с 0,4% до 0,6%, а удельный вес
промышленности сократился с 57,3% до 39,9%, энергетики – с 11,8% до 10,2%. За
это время в сфере услуг повысилась доля кредитной системы и страхования,
транспорта и связи при существенном уменьшением роли торговли. В промышленности
заметно вырос удельный вес транспортного машиностроения, металлургии, пищевой
промышленности, тогда как снизилась доля машиностроения (исключая транспортное),
химической и текстильной промышленности.
Иностранные инвесторы, как правило,
налаживают на своих предприятиях в Италии современное, высокотехнологичное
производство с применением передового управленческого и сбытового опыта, что
позволяет им добиваться более высоких, чем в среднем по экономике, показателей
производительности и эффективности. В основном иностранные предприятия в Италии
имеют экспортную направленность, что объясняется, в частности, сохранением
крепких внутрифирменных связей и, следовательно, значительных
внутрикорпорационных поставок между филиалами зарубежных ТНК, действующими на
Апеннинах, их материнскими, а также прочими дочерними компаниями, расположенными
в других странах.
Правительство страны должно проводить более активную политику
по привлечению в страну иностранных инвесторов, особенно тех, капиталовложения
которых сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии, расширением
экспорта, созданием новых рабочих мест и ускоренным развитием экономически
отсталых районов Апеннин. По данным исследования, проведенного по заказу
итальянского Института внешней торговли, Италия могла бы привлекать в год
дополнительно около 13 млрд.евро иностранных инвестиций, если бы на ее
территории действовали региональные агентства по их стимулированию.
Быстрый
рост итальянской экономики в период «экономического чуда» 50-х и 60-х годов дал
возможность значительно увеличить вывоз капитала за границу, чему способствовали
также следующие обстоятельства. Во-первых, неустойчивость политической
обстановки в стране, где всегда были сильны демократические традиции, а левые
пользовались большим влиянием среди населения, делала для итальянских финансовых
кругов более предпочтительным вложение капиталов за границей. Во-вторых,
постепенная утрата вследствие борьбы трудящихся с итальянскими предпринимателями
их былого преимущества перед иностранными конкурентами в области издержек на
рабочую силу и стремление итальянских компаний искать более прибыльные страны
для капиталовложений. В-третьих, повышение возможностей итальянской
экономической системы осуществлять все более значительные накопления денежного
капитала. В-четвёртых, участие Италии в европейской интеграции стимулировало
вывоз капиталов из страны в государства – члены ЕС .
В то же время после Второй
мировой войны действовали и в большинстве случаев продолжают действовать
факторы, которые сдерживают экспансию итальянского капитала за рубежом.
Во-первых, по сравнению с другими крупными западноевропейскими странами, такими
как Франция, Великобритания и ФРГ, в итальянской экономике относительно большее
значение имеют мелкие и средние предприятия, которые часто не обладают
финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для масштабных инвестиций за
границей. Во-вторых, в отличие от других крупных западноевропейских стран,
итальянская промышленность в значительной мере специализируется на отраслях,
которые слабо участвуют в процессах международной производственной кооперации.
Это в основном традиционные отрасли. В-третьих, скромные расходы Италии в
области НИОКР имеют своим следствием относительно низкий технологический уровень
массы национальных предприятий, что уменьшает их конкурентоспособность в борьбе
на мировом рынке за сферы приложения капиталов. В-четвертых, дуализм итальянской
экономики, проявляющийся в отсталости южных регионов страны, вынуждает
правительство предоставлять значительные льготы на их развитие, что используют
многие отечественные предприятия, вкладывая средства на юге, вместо того, чтобы
инвестировать их в другие страны. В-пятых, частые девальвации лиры после Второй
мировой войны благоприятствовали товарному экспорту, но затрудняли экспорт
капиталов, поскольку иностранные активы в государствах с твердой валютой,
выраженные в итальянских лирах, становились все дороже. С образованием
Экономического и валютного союза ЕС этот фактор перестал действовать. В-шестых,
итальянская система государственного стимулирования экспорта капитала, как
справедливо подчеркивают отечественные эксперты, значительно слабее аналогичных
систем стран-конкурентов .
Определенные сдвиги в последние десятилетия
произошли в географии экспорта капитала из Италии. В эти годы усилилась
тенденция к сосредоточению зарубежной деятельности итальянских компаний на
государствах Евросоюза (где к 2007 г. локализовалось 73% всех вывезенных ПИИ)
при одновременной активизации отношений с некоторыми развивающимися странами.
Расширению экспорта итальянского капитала в развитые страны Европы
способствовали интеграционные процессы, сопровождавшиеся мероприятиями по
либерализации рынка ценных бумаг в рамках объединения, устранением валютных и
административных ограничений.
Изменения в отраслевой структуре экспорта прямых
инвестиций из Италии в основном аналогичны тенденциям в импорте ПИИ. В период
1976-2007 гг. доля услуг возросла с 32,6% до 53,2% (в значительной мере
благодаря экспансии итальянских финансовых ТНК, две из которых вошли в десятку
крупнейших финансовых ТНК мира), а промышленности – сократилась с 42% до 31,3%,
энергетики – с 25,1% до 15,3%, сельского хозяйства – 0,3% до 0,2%. В сфере услуг
заметно повысился удельный вес кредитной системы и страхования, и снизилась
доля торговли. Наибольшие вложения в зарубежную промышленность приходились на
машиностроение, химическую промышленность, металлургию и пищевую
промышленность.
Вывоз капитала из Италии осуществляется нe только в форме
прямых инвестиций. Расширяется экспорт капитала в виде портфельных вложений,
концессий, денежных и товарных кредитов, инженерно-экономических консультаций и
связанных с ними подрядных работ, технической помощи. С вывозом капитала тесно
связан процесс международной промышленной специализации и кооперирования,
участие в котором итальянских компаний непрерывно расширяется.
Несмотря на пока
еще скоромные показатели вовлечения Италии в международный инвестиционный обмен,
динамика и направленность процессов с этой сфере свидетельствуют о том, что
страна всё активнее включается в процессы глобализации.
2.2. Международный
туризм в экономике Италии
Италия – один из основных туристских регионов мира.
Этому способствуют достоинства географического положения и природных условий
страны. Она расположена в центре основных международных туристских потоков с
двумя боковыми ветвями (на западе – французско-испанской, на востоке –
югославо-греческой), по соседству со Швейцарией и Австрией. Кроме того, Италия –
живописная страна с благоприятными природно-климатическими условиями, наличием
широкого фронта морского побережья, богатая огромным количеством
историко-архитектурных и культурных достопримечательностей. Это привлекает в
страну огромное количество туристов практически из всех регионов и стран мира .
Итальянская Ривьера давно пользуется заслуженным успехом у зарубежных
туристов. Основной ее центр – Сан-Ремо находится в нескольких километрах от
границы с Францией. Здесь множество всевозможных мест для развлечения и отдыха.
Алассио привлекает чистыми песчаными пляжами, протянувшимися вдоль побережья
Средиземного моря. Этот старинный город стал современным международным
туристским центром. Отсюда регулярно организуются морские экскурсии в Геную,
соседние Рапалло и Портофино, а также Монте-Карло (Монако) и Ниццу (Франция). Из
других наиболее известных туристских центров Ривьеры выделяется Лоано. К
наиболее посещаемым местам относятся также Венеция, Рим, Комо, Капри, Неаполь,
Кортина, Тренто, Сорренто, Тоармина и др. Большое внимание уделяется зимнему
туризму. Наиболее известным центром является Трентино-Альто-Адидже, а также
Пьемонт, Валле-д'Аоста, Ломбардия, Венето .
Туризм в стране наиболее
интенсивно начал развиваться после Второй мировой войны, а обслуживание туристов
превратилось в организованную отрасль экономики. В экономике Италии туризм
занимает одно из ведущих мест. В некоторых провинциях, особенно в горных
местностях Юга, туризм и связанное с ним возрождение старых ремесел дополняют, а
иногда и заменяют сельское хозяйство как традиционный источник доходов для
местных жителей. Туризм служит также доходной статьей в бюджете страны и одним
из основных источников поступления иностранной валюты. В течение ряда лет
послевоенного периода, когда торговый баланс Италии сводился с большим
отрицательным сальдо, актив ее баланса по международному туризму существенно
помогал покрывать дефицит внешней торговли. В последние годы положительное
сальдо баланса по международному туризму вместе с активом внешнеторгового
баланса значительно перекрывают отрицательное сальдо по другим статьям торговли
.
Статистические данные за 2007 г. подтверждают наметившуюся в последние годы
тенденцию к возрастанию роли туризма в экономике Италии. Становясь все более
важным сектором, он активно вовлекает в свою орбиту другие отрасли, выступая в
качестве связующего звена многих видов экономической деятельности. Туризм –
единственная отрасль экономики страны, в которой отмечается динамичный рост, тем
самым повышается его инвестиционная привлекательность.
В Италии туристами
считаются все иностранцы, которые провели в стране хотя бы одну ночь, остальные
относятся к экскурсантам. В 2008 г. в Италии побывало 35,8 млн. иностранных
туристов (в 2002 г. –21 млн. человек). Подавляющая их часть – немцы и французы.
Они вместе составляют 32% всех иностранных туристов, прибывающих в Италию. При
этом на граждан ЕС приходится почти 45%, а на граждан всех европейских
государств – 92% прибывших в страну. На туристов из США и Японии приходится
всего 2,5% и 1,5% соответственно .
В 2007 г. несколько изменился и
национальный состав туристов, приезжающих в Италию. Несмотря на то, что приток
туристов из Германии остается основным (свыше 15 млн. человек), в прошлом году
он уменьшился на 4,3%, а количество японцев, посетивших Италию, сократилось на
13,5%. Вместе с тем отмечалось увеличение потока туристов из Великобритании (на
11,2%), Австрии (3,9%), Франции (3%), Швейцарии и Нидерландов (по 1,5%).
Относительно стабильным остается интерес американцев (падение на 0,4%). В целом,
по мнению экспертов, перспективы роста туризма в Италии следует связывать,
прежде всего, с европейскими странами, не входящими в Европейский союз. В 2007
году из этих стран в Италию приезжали 6,7 млн. человек (на 3,5% больше, чем в
2006 г.). Из стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки в
2007 г. в Италию приехало 3,6 млн. туристов – на 2,6% больше, чем в предыдущем
году .
Италия располагает широкой сетью гостиничных и негостиничных
предприятий. К негостиничным предприятиям, предоставляющим дополнительные места
размещения, относятся кемпинги, частные квартиры, туристские деревни, альпийские
приюты, дома отдыха и др. При этом доля гостиниц составляет 67%, частных квартир
– 21%, кемпингов и туристских деревень – 5%, прочих учреждений – 7%.
Среди
негостиничных предприятий на первом месте по числупринимаемых туристов свыше 2000 кемпингов и туристских деревень. В общем
количестве туродней, проводимых туристами в дополнительных средствах размещения,
на кемпинги и туристские деревни приходится более 70%. Наиболее динамичными
подразделениями в сфере туристского размещения являются «прочие предприятия». Их
количество постоянно увеличивается, но в то же время уменьшается количество
частных квартир, используемых для приема туристов. Эксперты считают, что
необходимо повысить категорию многих предприятий гостиничного типа и
соответственно – качество обслуживания. В качественном отношении гостиничная
структура Италии делится следующим образом: на гостиницы категории «5 звезд»
приходится 4,3%, «4 звезды» – 39,7%, «3 звезды» (самая многочисленная) – 41,6%,
«2 звезды» – 9,2%, «1 звезда» – 5,2% гостиничного рынка. Таким образом, более
50% гостиниц являются трех - или двухзвездочными, а уровень обслуживания во
многих из них значительно ниже мировых стандартов. В этом секторе насчитывается
400 тыс. занятых, из которых 75% являются наемными работниками и 25%
независимыми предпринимателями .
Доля гостиничного обслуживания и питания в
общей стоимости туристского обслуживания составляет 60–65%. Оба эти элемента
являются переменными величинами и зависят от изменения цен на данные виды услуг,
а также от сезонной градации, географической зоны, вида и класса обслуживания и
многих других факторов. На их величину, кроме того, влияют договорные
коммерческие условия между турагентством и администрацией гостиничного
предприятия.
В настоящее время основную часть потоков туристов составляет
групповой туризм. Это означает, что туристская организация определяет оптовую
цену поездки для всей группы. Стоимость туристских услуг в Италии гораздо выше,
чем в странах Центральной и Северной Европы, что свидетельствует о низкой
конкурентоспособности национальной туристской индустрии. Кроме того, в стране
очень много мелких турагентств (около 4,6 тыс.), многие из которых отличает
низкий профессиональный уровень. Известно, чем крупнее туристская организация,
тем легче ей добиваться снижения издержек и повышения прибыли .
Правительство
Италии активно регулирует туристскую деятельность. В 1959 г. было создано
министерство по вопросам туризма и зрелищных предприятий, а в его рамках –
генеральная дирекция по вопросам туризма. Она разрабатывает основные и наиболее
перспективные направления развития данной сферы. Большую роль играет
Национальное управление по туризму (ЭНИТ), задачей которого является проведение
рекламных мероприятий с целью увеличения туристского потока из-за границы. Для
этого учреждены информационные представительства за границей в большинстве стран
мира; проводятся рекламные кампании, исследуется международный туристский рынок.
На местах работают областные и провинциальные управления по туризму.
В 1972 г.
был издан декрет президента «О передаче областям административных функций
государства в сфере туризма и гостиничной индустрии, а также штата работников».
В соответствии с ним в компетенцию областей передавались следующие функции:
• создание программ развития областного туризма и его стимулирования;
• организация туристских выставок;
• контроль за деятельностью
провинциальных управлений по туризму и автономных предприятий в местах лечения,
пребывания и туризма, назначение и смещение с должности членов административных
советов данных учреждений;
• контроль за деятельностью других местных
организаций, занимающихся вопросами туризма;
• признание и упразднение
курортных, гостиничных и туристских предприятий, разграничение сфер деятельности
между ними и их классификация;