Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа
Италия — наследница великого государства древности Римской империи.
Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у
колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая
страна. Достойна ли она своих предков?
Италия - средиземноморская страна,
Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский
полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен
теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов,
виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное
море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной
Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия
находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому
еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь
международной торговлей.
ведение 3
Глава 1. Место России в мировой экономике 5
1.1.Внешнеэкономические связи России 5
1.2. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России 13
1.3.Экономика России в январе-феврале 2011 г. 20
Глава 2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле 26
2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле 26
2.2 Модель отношений России и ЕС 28
2.3 Присоединение России к ВТО 31
Глава 3. Перспектива развития России 34
3.1. Прогноз экономического развития России 34
3.2. Варианты экономической политики России на перспективу 35
Заключение 40
Список литературы 42
• контроль за деятельностью агентств по
туризму;
• распределение и размещение недвижимой собственности;
• подготовка
гидов, проводников, переводчиков.
В 1983 г. для дальнейшего улучшения работы
был принят закон, согласно которому все международные аспекты туризма и
рекламная деятельность за рубежом, если они затрагивают интересы Италии в целом
или нескольких ее областей, находятся в компетенции государства. Закон
предусматривал создание комитета по координации политики в области туризма, в
который вошли представители всех областей и руководители ряда министерств.
Комитет определяет цели и направления вмешательства в отрасль, координирует
действия областей, разрабатывает трехлетние планы развития туризма, распределяет
финансовые средства и т. д.
Учитывая возрастающую значимость туризма,
итальянское правительство намеревается реализовать целенаправленную программу
его развития, согласно которой предусматривается израсходовать около 300 млн.
дол. на создание перспективных туристических комплексов, а также на решение
проблемы безработицы. В 1998 г. оно вплотную подошло к разработке механизмов
законодательного характера, поощряющего развитие туризма. В частности, была
принята межрегиональная оперативная программа по реализации примерно 500
проектов, которая может быть осуществлена на средства из европейских фондов в
размере 250 млн. дол., а также двух законов, благодаря которым удалось привлечь
к 2009 г. около 4 млрд. дол. на реализацию 1096 проектов. Туризм также является
одной из наиболее важных составных частей правительственной программы по
развитию Юга Италии. Один из первых крупных проектов связан с созданием
туристической инфраструктуры в заливе Ангелов в южной части острова Сардиния.
В 2007 г. по линии организованного туризма Италию посетили 32,4 млн.
иностранных туристов (в том числе 171 тыс. – из России), а с учетом
индивидуальных посещений с туристическими целями – 62,1 млн. По сравнению с
предыдущим годом приток туристов увеличился на 3,8%. По оценке экспертов,
подобные темпы развития туризма гарантированы Италии как минимум в ближайшие 10
лет. Доходы от туризма в прошлом году выросли на 2,7% и оцениваются в 30,4 млрд.
долларов. По этому показателю Италия занимает второе место в мире после США
(74,2 млрд. долл.). В то же время число итальянцев, выезжавших в 2007 г. за
рубеж, достигло 15,5 млн. (прирост – 7,3%), а их расходы составили 17,7 млрд.
дол., что на 8,3% превысило показатель предыдущего года.
В 2006–2007 гг. в
создание новых и модернизацию существующих объектов туристической
инфраструктуры, в частности, туристических деревень, портов, деловой туризм,
было инвестировано около 900 млн. дол. По областям эти инвестиции распределились
следующим образом: Сицилия – 244 млн. долларов, Эмилия-Романья – 71, Калабрия –
69, Лигурия – 15, Пьемонт – 10, Умбрия – 5. С сентября 2007 г. по апрель 2008 г.
общие капиталовложения в этот сектор увеличились на 10% и их объем составил 5,6
млрд. дол. В целом в туризме и связанных с ним областях за указанный период было
создано 57 тыс. новых рабочих мест, в том числе в области Лацио – 18 тыс .
Достаточно оптимистические прогнозы делаются экспертами преимущественно на
основе анализа развития традиционных для Италии видов международного туризма, к
которым относится посещение известных историко-культурных центров, морских
курортов, религиозный туризм. Поток туристов в города, связанные с историей
искусства, в 2007 г. был самым значительным и увеличился на 2,5%. По групповому
иностранному туризму Италия вышла на четвертое место в мире (35,8 млн. человек)
после Франции (70 млн.), Испании (47,7 млн.) и США (47,1 млн.). В настоящее
время Италия испытывает конкуренцию со стороны Франции, Испании, Греции, Турции
и США. Самое привлекательное для иностранных туристов – исторические места,
памятники архитектуры (замковой в том числе), а также морские пляжи. Так, из
всех туродней, проведенных иностранцами в Италии, 32% приходится на посещение
исторических мест, памятников архитектуры и культуры, знакомство с
художественными сокровищами, 27% – на отдых у моря, 10% – на отдых у озер, 7,5%
– на отдых в горах. Самый большой приток туристов отмечается в июле и августе
(30–40% иностранных туристов) .
Развиваются новые формы туризма, направленные
на увеличение потока туристов. Широко применяются относительно недорогие
индивидуальные и групповые «Инклюзив-туры». Другой принципиально новой формой
туризма является агротуризм – туризм в сельской местности, доступный широким
слоям населения.
Отличительной чертой туристического бизнеса в Италии остается
его ярко выраженный сезонный характер, что является существенным недостатком. По
сравнению с Францией, Испанией и Великобританией Италия значительно отстает в
организации научного туризма, конгрессов и симпозиумов, т. е. в той области,
которая в последние годы становится все более перспективной, поскольку не
зависит от традиционного сезона отпусков. Эксперты считают необходимым
разработать единую национальную политику, способствующую интеграции Италии в
мировые научные процессы.
По мнению специалистов, большой потенциал имеет и
разработка новых маршрутов по тем городам Италии, которые пока не входят в
список традиционных историко-культурных центров. Вместе с тем в прошлом году
наиболее динамично развивались новые виды туризма, например, круизы (прирост
20%) и агротуризм (5%). Стабильностью отличается посещаемость в летний период
горных (2%), морских и озерных (1%), горнолыжных курортов (0,5%) и термальных
источников (0,5%). Около 75% всех туристов приезжает на север страны, хотя в
2007 г. их число в этих районах сократилось на 1,2%. Наметился также стабильный
интерес туристов к центральным районам, куда их приток в прошлом году вырос на
6,3%, а в Тоскане – даже на 20,2%. Вместе с тем в 2007 г. наблюдался
значительный спад туристических потоков на Юг Италии (на 16,5%).
В 2007 г.
туристические фирмы Италии предложили абсолютно новые виды туризма, в частности,
туризм «национальных блюд и вин», предполагающий знакомство с региональными
особенностями итальянской кухни и виноделия.
Сезонность туризма отражается и
на наиболее тесно связанном с ним гостиничном бизнесе. В Италии насчитывается
32,6 тыс. гостиничных структур, что составляет 10,2% общего числа существующих в
мире гостиниц. В среднем в год гостиничные номера в Италии используются всего на
34%, что значительно ниже среднемирового показателя (47%). Среди областей,
наиболее эффективно использующих гостиничные структуры, на первом месте стоит
Лацио, где каждое гостиничное место используется в среднем 153 раза в год, за
ним следуют Венето (145), Кампания (144), Лигурия (137) и Тоскана (133). Среди
городов по этому показателю лидируют Флоренция (197), Падуя (190), Рим (179),
Прато (176), Тревизо (170).
Если рассмотреть величину прибытий иностранных
туристов по областям Италии в 2006 г., то можно увидеть, что наиболее
посещаемыми регионами страны являются Венето (5,7 млн. человек), Тоскана (4,0),
Лацио (3,8), Ломбардия (3,1), Трентино-Альто-Адидже (3,1), Эмилия-Романья (1,6),
Кампания (1,3), Сицилия (1,0). Наименьший интерес для туристов представляют
Молизе (0,01 млн. человек), Базиликата (0,02), Калабрия (0,05), Абруцци (0,1),
Апулия (0,2), Валле-д’Аоста (0,2).
В 2009 г. Италию по прогнозам должны были
посетить 168 млн. человек. Наибольшее число заявок было сделано на посещение
следующих областей: Тосканы (25 млн. человек или 15% общего числа ожидаемых
туристов), Ломбардии (24 млн., 14%), Лацио (18 млн., 11%), Венето (17 млн.,
10%), Эмилии-Романьи (15 млн., 9%), Кампании (12 млн., 7%) .
Итак, можно
сделать вывод, что Италия имеет огромный потенциал для развития новых и
модернизации существующих видов туризма и становится вполне возможным ее
превращение в мирового лидера по предоставлению туристских услуг и количеству
прибывающих туристов.
2.3. Участие Италии в международных
организациях
По состоянию на 2007 год Италия является участницей 74
международных организаций, из которых в одной страна имеет статус гостя, в трех
– наблюдателя, а в остальных является полноправным членом. Большинство из них
являются дочерними организация таких крупнейших международных институтов как
ООН, МВФ, ОЭСР. Поэтому имеет смысл рассмотреть только основные международные
организации, играющие ключевую роль в политике и экономике Италии.
Италия была
одной из стран-основателей Европейского Экономического Сообщества – теперь
Европейского Союза (ЕС). В 2003 году Италия председательствовала в Евросоюзе.
В
целом, интеграция в европейское сообщество сказывается положительно на экономике
Италии. Маастрихтские требования вынудили правительство страны провести ряд
серьезных реформ, в результате чего наблюдается значительное снижение инфляции.
Также низкие процентные ставки и сильная единая валюта не позволяют разразиться
валютно-экономическому кризису, как это зачастую случалось во время хождения
лиры. Если раньше Итальянское правительство зачастую использовало девальвацию
для вывода экономики из кризиса, а потом страдала от непомерного внешнего долга
и инфляции, то теперь экономическое положение страны зависит от
макроэкономической ситуации в Еврозоне в целом.
Степень интеграции Италии в
Евросоюз можно оценить как высокую. Италия, и особенно ее внешняя торговля,
напрямую зависти от экономической конъюнктуры стран-лидеров ЕС: Германии,
Франции, Великобритании. Также безусловным преимуществом для туристов и самих
итальянцев является введение единого визового режима в большинстве стран ЕС в
рамках Шенгенского соглашения .
Также в 1995 году Италия стала членом
Организации Объединенных Наций, а после – членом и активным участником
Североатлантического Альянса (НАТО).
Италия является страной-членом Организации
Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Общего Соглашения по Тарифам и
Торговле и Мировой Торговой Организации (ГАТТ/ВТО), Организации безопасности и
сотрудничества в Европе (ОБСЕ).
Вступление в ВТО имеет двойственное значение
для экономики Италии. С одной стороны это позволяет итальянским экспортерам
расширить свои рынки сбыта, но объективная ситуация показывает, что
конкурентоспособность итальянских товаров невелика. Сферы высоких технологий
занимают товары из других стран Европы и США, а традиционная промышленность
испытывает серьезную конкуренцию со стороны дешевых товаров из стран Азии. В
связи с этим, возможным благом для Италии может являться усиление протекционизма
и антидемпинговых мер. Но со вступлением в ВТО Италия частично утратила
самостоятельность принятия решений в этой отрасли. Становится очевидным, что
другие страны-члены ВТО будут выражать явный протест против введения Италией
дополнительных ограничений на импорт, так как не захотят потерять достаточно
богатый итальянский рынок .
2.4. Италия в Европейском Союзе
Определим
ряд вопросов, касающихся взаимодействия Италии и Европейского Союза.
1.
Конституция. Среди таких проблем, которые достаются в наследство Риму по прихоти
европейского календаря, - завершение работы над Конституционным договором ЕС.
Без этого текста невозможно дальнейшее существование Союза, особенно после его
расширения в будущем году. Работа над ним задевает множество интересов, что
порождает споры и столкновения. Но деваться некуда: сроки подпирают. Более года
над проектом Конституционного договора работал Конвент во главе с бывшим
французским президентом Валери Жискар д’Эстеном. Сделать и утрясти удалось
много, основные параметры согласованы, вчерне текст написан. Главы государств и
правительств "пятнадцати" на встрече в Салониках приняли его за основу. Теперь
осталось составить окончательный вариант, для чего, видимо, в Риме откроется
межправительственная конференция. Ее работу будет организовывать Италия, которая
надеется завершить этот этап до конца декабря.
Затем документ должен быть
рассмотрен и одобрен на национальном уровне, после чего торжественно
подписан.
Сознавая всю важность Конституционного договора, в Риме не случайно
ставят эту задачу на первое место на предстоящее полугодие, хотя понимают: не
все здесь зависит от страны-председателя.
Хотя итальянская сторона дует на воду
и призывает не торопиться с выводами относительно перспектив завершения работы
над европейской конституцией, основное уже сделано. Что можно занести в
плюсы?
Конституционный договор будет совершенно новым текстом, а не
переписыванием прежних документов с поправками и уточнениями. Это сделает его
легче для восприятия. Документ вводит принципиальное новшество - ЕС становится
юридическим лицом. Хартия прав человека включается в текст договора. Уточняется
сфера компетенции различных уровней - исключительная компетенция ЕС,
исключительная компетенция стран и совместная компетенция ЕС и стран-участниц.
Подключаются к европейской работе национальные парламенты. Вводится новая
терминология, упрощаются документы, весь ЕС становится прозрачнее.
Но остаются
еще несогласованные проблемы. Они касаются прежде всего конкретных институтов
ЕС: предлагаемого поста президента Европейского Совета, объединяющего глав
государств и правительств, состава исполнительного органа ЕС - Европейской
Комиссии и порядка избрания ее председателя, установления необходимого
большинства для принятия решений, определение сроков введения этих новшеств
(поговаривают о 2012 годе для некоторых из них) и многое другое.
2. Развитие в
условиях застоя. Еще одно магистральное направление Италии у руля ЕС -
экономическое. Здесь картина объективно далека от идеала. Несколько стран Союза,
прежде всего Германия, вступили в фазу экономического спада, целый ряд
государств не соответствует критериям, определенным для зоны евро. У
специалистов навертываются слезы от ожидаемых в среднем по ЕС темпов роста
экономики на текущий год. Тем не менее в Риме уверены: стратегические задачи в
области экономики нельзя забывать, хотя конъюнктура и не слишком благоприятна.