Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рынок и его основные элементы
1.2 Рыночный спрос
1.2.1 Кривая, функция спроса
1.2.2 Эластичность спроса по цене
1.3 Рыночное предложение
1.3.1 Кривая, функция предложения
1.3.2 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1. Понятие рыночного равновесия
2.2. Товарный дефицит и его следствия
2.3. Товарный избыток и его следствия
2.4. Равновесная цена и равновесный объем
Глава 3. Существование и единственность рыночного равновесия
3.1. Устойчивость равновесия
3.2. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
3.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
3.4. Паутинообразная модель
3.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
3.6. Частые случаи равновесия
Глава 4. Эволюция неравновесного анализа
4.1. Теория равновесия и элементы неравновесного анализа у Маршалла
4.2. Хикс о неравновесных ценах
4.3. Элементы неравновесного анализа у Патинкина
4.4. Неравновесный анализ Клауэра и Лейонхуфвуда
4.5. Барроу и Гроссман: Модель общего неравновесия
4.6. Обзор моделей неравновесного анализа
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Готовый реферат1.docx

— 834.74 Кб (Скачать файл)

Рыночный спрос  определяется путем суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D (от англ. demand - спрос).

Если обозначить через  qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как

QD = ∑ qij                 (1)

Спрос определяется комбинацией  биологических и психологических  факторов, общественных отношений и  набором экономических переменных (уровень дохода, наличие заменителей).

Между объемом спроса и  ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в  законе спроса.[9]

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.

В частности закон спроса выражает:

- обратную зависимость  между ценой и покупаемым количеством  товаров;

- постепенное убывание  спроса на данный товар или  услугу.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг  зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями.

Рис. 1.1. Закон спроса и предложения

 

По рис.1.1. видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.

Закон спроса отражает и  другой важный процесс: постепенное  убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста  их цены, но и вследствие насыщения  потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая  покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю  сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.[3]

Потому покупатель приобретает  то количество данного товара, которое  ему нужно. За пределами этого  количества "ценность" этого товара для него уменьшается. Полезность, которую  приносит каждая последующая единица  данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два яблока человек может съесть с аппетитом, третье - с меньшим желанием, а четвертое может вызвать у него неприятные ощущения. С увеличением количества яблок предельная полезность убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительное удовлетворение. Предположение об убывающей предельной полезности позволяет нам объяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определить тем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить его другими товарами. Приличная кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многие молодые люди хотели бы иметь такой вид одежды, но ограничиваются покупкой более простой и дешевой куртки. Приобретение кожаной связано с ограничением удовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определенными жертвами.

Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние множество  других факторов. Учесть их всех очень  трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:

- цены на товары-заменители;

- цены на дополняющие  товары;

- доходы покупателей;

- мода, вкусы и предпочтения  покупателей;

- реклама;

- сезонные изменения в  спросе;

- ожидания покупателей.

Таким образом, спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

 

 

1.2.1 Кривая, функция  спроса

 

Каждый может убедиться  в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем  выше цена товара, тем меньше его  покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого  товара. Между ценой товара и тем  его количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса.

Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и  количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в  единицу времени.

На рис. 1.2. показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.2. видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. 

 

 

                                              

                                          


 

 

 

 

 

Рис.1.2. Рынок покупателя; Кривая спроса.

 

Количество и цена находятся  в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает, когда  цена возрастает до небес, покупать копченную  колбасу и сыры в состоянии  лишь богатые люди (дорогую сельскохозяйственную технику лишь очень богатые колхозы).

Изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение  конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных  товаров по той же цене. Спрос  не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса.[9]

Увеличение спроса под  воздействием неценовых факторов – это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене.

При уменьшении спроса кривая смещается влево и вниз. Это  уменьшение спроса также вызвано  неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.

К числу факторов, смещающих  кривую спроса, относятся: изменение  вкусов покупателей, их числа, изменение  доходов и цен на сопряженные  товары.

Например, забота о здоровье привела во многих странах к повышению  спроса на кроссовки и велосипеды. Изменение доходов в европейских  странах привело к повышению  спроса на более ценные и в то же время менее калорийные продукты и снизило спрос на такие товары низшей категории, как картофель, капуста, репа. Перестали пользоваться спросом  ношеная одежда, восстановленные  шины. В нашей стране резкое повышение цен на авиапассажирские перевозки в начале 1993 года вызвало напряжение в работе пассажирского железнодорожного транспорта, а повышение цен на проезд автобусом пригородного сообщения переместило пассажиров на пригородные электропоезда.

В здоровой экономике молоко продается в бутылках и пакетах (предлагается выбор). В пакетах дешевле, так как за бутылку надо платить  залоговую сумму. Что предпочтет домохозяйка? Тут надо взвесить все  затраты: расстояние до дома, до приемного  пункта тары, наличие очереди, мытье  посуды, для дома покупка или для  дачи, близость мусоропровода и т.д. Весь этот набор затрат при совершении самой обыденной покупки молниеносно  просчитывается в нашем сознании, и только тогда принимается решение. Деньги же - это общий знаменатель, и поэтому они удобны как средство для изменения поведения людей. Более высокая цена побуждает людей к нахождению новых решений. Высокая цена на товар А может вести к снижению спроса на товар Б, рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И, наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:


QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W),

 

где  QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.

Если допустить, что все  названные факторы, оказывающие  влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда  каждому значению цены соответствует  определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

Q = f (P)


 

Логично предположить, что  при прочих неизменных условиях с  увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена на рис.1.3.

Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса.

 


 

 

 

 

 

Рис.1.3. Кривая спроса (зависимость объема спроса от цены)

 

К числу факторов, смещающих  кривую спроса, относятся: изменение  вкусов покупателей, их числа, изменение  доходов и цен на сопряженные  товары.

На величину спроса также  оказывают влияние изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево.

На величину спроса оказывают  влияние изменения в ожиданиях  будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения  линии спроса. Если ожидается увеличение цены на соль и спички, то при прочих равных условиях линия спроса сместится  вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево. А поскольку в "перестроечное  время" бывшие советские граждане полностью лишились ожидания уменьшения цен, то величина спроса растет вместе с ростом объема покупок. Из ожидания более высокой цены растут покупки "про запас".

Мы подошли к понятию  интенсивности реакции покупателя на изменение цен. Если небольшое  изменение цены сильно изменяет объем  покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи малый. А в принципе объем покупок и цена всегда будут двигаться в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.

 

 

1.2.2 Эластичность  спроса по цене

 

 Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность  спроса по цене – это степень изменения величины спроса (∆QD) в ответ на изменение рыночной цены (∆p). Рассчитывается она по формуле:


ED = ∆QD%/∆p%

 

Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена, (рис.1.4 а);
  • неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена, (рис. 1.4 б);
  • единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину, (рис.1.4 в);
  • совершенно эластичный спрос (ED= ∞). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, (рис.1.4 г);
  • совершенно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены, (рис.1.4 д).


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.4. а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос.

 

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

  1. незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
  2. значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
  3. удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
  4. временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

 

    1. Рыночное предложение

 

Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны  рыночного предложения этих товаров.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие