Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рынок и его основные элементы
1.2 Рыночный спрос
1.2.1 Кривая, функция спроса
1.2.2 Эластичность спроса по цене
1.3 Рыночное предложение
1.3.1 Кривая, функция предложения
1.3.2 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1. Понятие рыночного равновесия
2.2. Товарный дефицит и его следствия
2.3. Товарный избыток и его следствия
2.4. Равновесная цена и равновесный объем
Глава 3. Существование и единственность рыночного равновесия
3.1. Устойчивость равновесия
3.2. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
3.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
3.4. Паутинообразная модель
3.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
3.6. Частые случаи равновесия
Глава 4. Эволюция неравновесного анализа
4.1. Теория равновесия и элементы неравновесного анализа у Маршалла
4.2. Хикс о неравновесных ценах
4.3. Элементы неравновесного анализа у Патинкина
4.4. Неравновесный анализ Клауэра и Лейонхуфвуда
4.5. Барроу и Гроссман: Модель общего неравновесия
4.6. Обзор моделей неравновесного анализа
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Готовый реферат1.docx

— 834.74 Кб (Скачать файл)

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени. Проще говоря, под предложением товара экономисты понимают чье-либо желание продать товар.

Объем предложения – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена  предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество  товара или услуги.

Продавцы всегда находятся  в противоречивости. С одной стороны, стремятся продать товар по более  высокой цене, с другой - увеличить  объем продаж. С повышением цен  соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается  также и предложение. Эта специфическая  связь называется законом предложения. Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.[5]

Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость  между ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением  производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них  стимулов для производства и продажи  своего товара.[7]

Основным, ведущим фактором в законе предложения выступает  цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

 По каждому из великого  множества товаров цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения  его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых  товаров выручка, доход, прибыль.  Чем они выше, тем оперативнее  растет рыночное предложение  товаров, и наоборот. В этом  смысле предложение товаров на  рынке – это сложный процесс,  требующий соответствующего вознаграждения  организации, собственно выпуска  или, при необходимости, переориентации  производства товаров в соответствии  с потребностями. Рыночное предложение  товаров имеет смысл только  тогда, когда это подтверждают  удовлетворяющие его цены. При  неудовлетворительных ценах или  тенденции к их снижению потребуется  сложная предпринимательская деятельность  по переориентации ресурсов, изменению  технологий, объемов выпуска и  продажи товаров.[10]

Предложение товаров имеет  вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между  двумя переменными – ценой  товара и его количеством, или  объемом для продажи на рынке  (рис.1.5).

Рис.1.5. Кривая предложения

 

Количество и объем  товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся  предложение товаров» подразумевает  смещение кривой в ту или иную сторону. Смещение кривых (рис.1.6.) , означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

- изменение цен на факторы  производства;

- технический прогресс;

- сезонные изменения;

- налоги и субсидии;

- увеличение спроса на  другие товары;

- цены на товары,

- которые производятся совместно с рассматриваемым товаром;

- ожидания производителей;

- реклама, маркетинг.

 

Рис.1.6. Смещение кривой предложения

 

Все перечисленные факторы  влияют на издержки производства данного  товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке.[6]

Можно пойти чуть дальше и сделать предположение о  том, что производитель, принимая решение  об объеме производства для предложения  на рынке будет всякий раз выбирать такой объем производства, который  обеспечивает ему наибольшую прибыль. Выпуск дополнительной единицы продукции  при данном значении цены товара вызывает увеличение общей выручки на некоторую  величину, которая называется предельной величиной, и одновременно увеличение общих издержек на величину, которую называют предельными издержками.

Если выпуск дополнительной единицы продукции прибавляет к  общей выручке величину большую, чем величина, добавляющаяся за счет выпуска этой единицы продукции  к общим издержкам (то есть предельная выручка больше предельных издержек), то прибыль производителя увеличивается. В противном случае, когда предельная выручка меньше предельных издержек, прибыль уменьшается. Наибольшую прибыль  производителю обеспечит такой  объем выпуска, при котором предельные издержки будут равны предельной выручке, то есть цене товара.

Для ясности обратимся  к простому примеру. Многие фермеры  комплектуют стадо коров с  таким расчетом, чтобы надой молока от каждой буренки в год был  максимально приближен к 6 тыс.кг. Меньшая величина говорит о недостаточной  продуктивности животного, что ведет  к росту затрат на каждый литр молока. За пределами 6 тыс. возрастает себестоимость  каждого последующего литра в  результате меньшей прибавки молока на единицу корма и затрат в  целом. Это явление экономисты называют предельной производительностью факторов производства. Убывание предельной производительности означает не что иное, как возрастание предельных издержек. Закон убывающей производительности гласит: если один из факторов производства является переменным, а другие - постоянными, то начиная с некоторого момента предельная производительность каждой следующей единицы переменного фактора уменьшается. Закон убывающей производительности объясняет поведение производителя, максимизирующего прибыль и определяющий характер зависимости предложения от цены.

Кривая предложения любого товара основывается на издержках производства. Они зависят от цены на ресурсы, технологии производства, величины налогов, цен  на другие товары, числа продавцов  на рынке. Изменение любого из компонентов  издержек приведет к смещению предложения  продукта либо вправо, либо влево.

Цены  на ресурсы. Повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. В нашей экономике непрерывное повышение цен на энергоносители затронуло все отрасли хозяйства и сделало производство многих видов продукции невыгодным. Высокие цены на готовую продукцию резко уменьшили спрос на нее, в результате чего производство продолжает сокращаться. Снижение ресурсных цен снижает издержки производства и увеличивает предложение.

Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие и внедрение новых знаний позволяет производить продукцию с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на них снижаются издержки производства и увеличивается предложение. В настоящее время при передаче электрической энергии по проводам потери составляют около 30 процентов. Недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи ее почти или вовсе без потерь. Переход к ресурсосберегающим технологиям стал центральной проблемой фирм, отраслей, государств.

Цены  на другие товары. Изменение цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Объем предложения данного товара зависит от цен всех других товаров. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Снижение цены на один товар может побудить производителя производить и предлагать к продаже больше другого товара по каждой из возможных цен.

Налоги. Предприятия рассматривают налоги как издержки производства. Поэтому увеличение налогов на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает тем самым правила поведения экономических агентов. Налоговая политика должна разрабатываться не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказания того или иного влияния на производство товаров.

Число продавцов. При данном объеме производства каждого предприятия чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо.

Ожидания. Ожидания изменений цен продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время: попридержать его или выбросить как можно больше. Это известно каждому нашему человеку.

Таким образом, предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Объем предлагаемого к  продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем  выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом  предложения. 

Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения  i – того продавца:    


QS = ∑ QSi

 

 

      1. Кривая, функция предложения

 

Между ценой товара и тем  его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.

Количество товара, которое  производители готовы продать при  каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.1.7. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.


 

 

 

 

 

Рис.1.7. Рынок продавца; Кривая предложения.

 

Функцией  предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:


QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z),

 

где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

Q = f (P)                                            


По более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения  увеличивается, когда увеличивается  цена.

На рис.1.8 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.8. Кривая предложения.

Реакция предложения на изменение  цены также характеризуется эластичностью.

 

      1. Эластичность предложения по цене

 

Эластичность  предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакции предложения (∆QS) на изменение цены товара (∆p). Она рассчитывается по формуле:                       


E = ∆QS%/∆p%

 

Различают следующие формы эластичности предложения:

  • эластичное предложение (ES>1) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена (рис.1.9.а).
  • неэластичное предложение (ES<1) – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена (рис.1.9.б).
  • Совершенно эластичное предложение (ES = ∞) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (рис.1.9.в).
  • Совершенно не эластичное предложение (ES = 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены (рис.1.9.г).

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.9. Формы эластичности предложения по цене.

 

На эластичность предложения  оказывают влияние различные  факторы: цены на сырье и уровень  заработной платы, ставка процента, наличие  резервных производственных мощностей, характер продукции. Важнейшее значение для эластичности предложения имеет  фактор времени, то есть период, в течение  которого производители имеют возможность  приспосабливать объем предложения  к изменению цены.

Различают три временных интервала:

  • кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объем предложения фиксирован;
  • краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования, то есть переменными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила и другие;
  • долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производстваю.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие