Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рынок и его основные элементы
1.2 Рыночный спрос
1.2.1 Кривая, функция спроса
1.2.2 Эластичность спроса по цене
1.3 Рыночное предложение
1.3.1 Кривая, функция предложения
1.3.2 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1. Понятие рыночного равновесия
2.2. Товарный дефицит и его следствия
2.3. Товарный избыток и его следствия
2.4. Равновесная цена и равновесный объем
Глава 3. Существование и единственность рыночного равновесия
3.1. Устойчивость равновесия
3.2. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
3.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
3.4. Паутинообразная модель
3.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
3.6. Частые случаи равновесия
Глава 4. Эволюция неравновесного анализа
4.1. Теория равновесия и элементы неравновесного анализа у Маршалла
4.2. Хикс о неравновесных ценах
4.3. Элементы неравновесного анализа у Патинкина
4.4. Неравновесный анализ Клауэра и Лейонхуфвуда
4.5. Барроу и Гроссман: Модель общего неравновесия
4.6. Обзор моделей неравновесного анализа
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Готовый реферат1.docx

— 834.74 Кб (Скачать файл)

Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно  рассмотреть его свойства.

 

ГЛАВА 3. Существование  и единственность равновесия

 

Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:

  • на рынке отдельного товара равновесие существует;
  • равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.

Однако можно привести примеры, в которых эти допущения  нарушаются:

  • Объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;
  • Существует более чем одно сочетание цена-объем, при котором достигается равновесие на рынке.

Рассмотрим существование  равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или более неотрицательных  цен, при которых объемы спроса и  предложения равны и неотрицательны. При графическом изображении  это означает, что равновесие будет  существовать, если линия спроса и  предложения имеют, по крайней мере, одну общую точку.

На рис.3.1 изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек.

На рис.3.1 а) объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене.

На рис.3.1 б) цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска; сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене а); цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном объеме б).

 

Перейдем к рассмотрению вопроса о единственности равновесия.

На рис.3.2 а) линия спроса  имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия – в точках E1 и E2.

На рис.3.2 б) представлен случай, когда кривые спроса и предложения совпадают в отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей – изменение объема предложения.

На рис.3.2 в) кривые спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене PE. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.3.2.  Неединственность равновесия. а) линия спроса и предложения имеют две общие точки; б) линия спроса и предложения имеют общий отрезок; в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2.

 

Определив свойства равновесия необходимо установить, является ли равновесие устойчивым или подвержено изменениям.

 

3.1. Устойчивость  равновесия

 

Устойчивое равновесие достигается  тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены рис.3.3 а), относительное – при небольших отклонениях от нее рис.3.3 б).

Если равновесие достигается  лишь в определенных пределах колебания  цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом рис. а) устойчивость достигается  лишь в интервале от P2 до P3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены  рис.3.3 б), то устойчивость носит глобальный характер.


 

 

 

 

 

 

Рис.3.3 Локальная а) и глобальная б) устойчивость равновесия

 

Анализ рыночного равновесия с точки зрения его устойчивости требует определенного представления  о том механизме, посредством  которого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действие этого механизма два крупнейших экономиста – Л.Вальрас и А.Маршалл.

 

3.2. Модели  равновесия по Л.Вальрасу и  по А.Маршаллу

 

Существует два подхода  к исследованию установления равновесной  цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.

Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения рис. 3.4. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

 

 


 

 

 

 

Рис.3.4. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу.

 

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 3.5. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.5. Рыночное равновесие по А.Маршаллу.

 

Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями  цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар  выше равновесной цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене рис.3.6.

Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь  фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой  PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя – это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.6. Излишек производителя и потребителя.

 

 

3.3. Причины и  механизмы сдвигов рыночного  равновесия

 

Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых  факторов.

  • Реакция рынка на изменение спроса D рис.3.7. а) ;

Предположим, что объем  предложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар. Дефицит  QE1QE2 продукта Q при цене PE 1 повысит цену до PE 2 в результате установится новое равновесие в точке E2 .

  • Реакция рынка на изменение предложения рис.3.7. б):

Предположим, что в результате применения новых технологий сократились  издержки производства у производителей и как следствие, возросло предложение  товара Q на рынке. Излишек E1B предложение товара при Q при цене PE1 вызовет падение цены до PE2. в результате установится новое равновесие в точке E2. размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии D (S) и наклона графиков D и S.

  • При одновременном движении спроса и предложения. (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия  PE  и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится рис. 3.7. в).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.7. Рыночное равновесие а) при росте спроса; б) при росте предложения; в) при одновременном и однонаправленном изменении спроса и предложения.

 

3.4. Паутинообразная  модель

 

Паутинообразная модель –  модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда  реакция предложения или спроса запаздывает (рис.3.8). Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием. 

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, тогда как  объем предложения – от уровня цен предыдущего периода:

QiD = QiD (Pt),       (13)


                                                   QiS = QiS (Pt-1),       (14)

где  t – определенный период времени (t = 0,1,2,…,T). Это значит, что производители определяют в период t-1 объем предложения следующего периода, предполагая, что цены периода t-1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

В этом случае график спроса и предложения будет иметь  вид паутинообразной модели.

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса  (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.8. Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него.

 

Возможен, наконец, и такой  вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения  равновесия. Это возможно в том  случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель наводит  на мысль о том, что углы наклона  кривых спроса и предложения имеют  существенное значение для понимания  механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения  на рынке покупателей и продавцов.    

 

3.5. Равновесие  в мгновенном, коротком и длительном  периодах

 

Рассмотрим статистические модели рыночного равновесия, в которых  фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можно проиллюстрировать  динамические процессы методом сравнительной  статики, при котором сдвиг показан  соответственным перемещением линии  спроса или предложения.

Такой сдвиг показан на рис. 3.9., где линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный наклон) на рис. 3.9. а), сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На  рис. 3.9. б) сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.9.   Сдвиг  равновесия.

 

Хотя метод сравнительной  статики не учитывает в явном  виде фактор времени, косвенное его  включение становится возможным  посредством учета различий в  скорости приспособления предложения  к изменениям в спросе.

Для этого при использовании  метода сравнительной статики принято  различать три периода. Первый, в  котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом. Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования  заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством  товара, не означает, что все это  количество должно быть обязательно  продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного  товара. Если товар скоропортящийся  и не подлежит хранению, линия предложения  будет строго вертикальна. Как видно  из рис.3.10 а), в этом случае  равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие