Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:33, реферат
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рынок и его основные элементы
1.2 Рыночный спрос
1.2.1 Кривая, функция спроса
1.2.2 Эластичность спроса по цене
1.3 Рыночное предложение
1.3.1 Кривая, функция предложения
1.3.2 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1. Понятие рыночного равновесия
2.2. Товарный дефицит и его следствия
2.3. Товарный избыток и его следствия
2.4. Равновесная цена и равновесный объем
Глава 3. Существование и единственность рыночного равновесия
3.1. Устойчивость равновесия
3.2. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
3.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
3.4. Паутинообразная модель
3.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
3.6. Частые случаи равновесия
Глава 4. Эволюция неравновесного анализа
4.1. Теория равновесия и элементы неравновесного анализа у Маршалла
4.2. Хикс о неравновесных ценах
4.3. Элементы неравновесного анализа у Патинкина
4.4. Неравновесный анализ Клауэра и Лейонхуфвуда
4.5. Барроу и Гроссман: Модель общего неравновесия
4.6. Обзор моделей неравновесного анализа
Вывод
Список используемой литературы
Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то кривая предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком, рис.3.10 б). При цене P0 продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK. Точно так же поступит и в том случае, если цена превысит уровень P0, например P1. однако при цене ниже P0, например P2, объем предложения составит Q2, тогда как количество товара в размере QK - Q2, может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам.
Рис.3.10. Равновесие в мгновенном периоде, а) – товары, не подлежащие хранению; б) – товары, подлежащие хранению.
В течение короткого периода
неизменными считаются
В коротком периоде кривая предложения также состоит из двух сегментов, рис.3.11 первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем, и цена определяются пересечением кривых спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения – размером производственных мощностей.
Рис.3.11. Равновесие в коротком периоде.
Наконец, в длительном периоде
производитель может не только варьировать
интенсивность использования
Рис.3.12. Равновесие в длительном периоде. а) при неизменных затратах; б) при возрастающих затратах; в) при снижающихся затратах.
На рис.3.13 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0 – кривая предложения, а D0 – кривая спроса в коротком периоде. Как видно, спрос и предложение сбалансированы при цене P0 на уровне полного использования производственной мощности QK.
Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь кривой D1, лежащей правее кривой D0. поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и кривая предложения смещается в положение S1. новое равновесие достигается при цене P2, более высокой, чем P0, но ниже, чем P1, и объеме производства Q2, большем, чем QK.
Различие ситуаций равновесия, представленных на рис.3.13 важно при оценке уровней цен на различных рынках.
Рис.3.13. Переход от короткого к длительному периоду.
Вывод состоит в том, что для анализа устойчивости рыночного равновесия могут применяться различные динамические модели, причем эти модели приводят к различным условиям устойчивости.
3.6. Частные случаи равновесия
Рассмотрим основные случаи равновесия, которые могут сложиться на различных рынках.
Цена больше дохода
Рис. 3.14 Динамика равновесия
Рис. 3.15. Равновесие на рынке труда
Из-за вида кривой предложения труда на рынке возможны два равновесия
1 E и 2 E , но не одновременно. Точка 1 E более предпочтительна для домохозяйства, т.е. продавца труда, а точка 2 E – для предприятия, т.е. покупателя труда.
Хотя условия попадания рынка в каждую из точек лежат вне модели равновесия, более вероятно равновесие 1 E . Дело в том, что равновесие 1 E устойчивое (как по Вальрасу, так и по Маршаллу) – при колебаниях рынок возвращается в эту точку. Равновесие 2 E – неустойчиво по Вальрасу, т.к. при колебаниях, рынок не возвращается в эту точку – либо попадает в 1 E , либо уходит на бесконечность. По Маршаллу равновесие 2 E – устойчиво.
Товар продается без цены
Рис. 3.16. Равновесие нулевой цены
Номинально, на этом рынке при любой цене наблюдается излишек. Таким образом, спрос обеспечен при любой цене, причем и по нулевой. Но, фактически, это товар, продажи которого начинаются не с нулевого объема, а с некоторого минимального min x . Это может быть связано с технологией производства. При этом спрос не готов купить даже минимальный объем. Решением производителя является либо уход с рынка, либо инвестирование в рекламу для увеличения спроса.
Товар на рынке отсутствует
Рис.3.17 Равновесие при отсутствии товара
Ситуация похожа на предыдущую. Технология такова, что до производства товара производитель уже понес затраты, поэтому минимальная цена продажи – min p. Спрос опять не готов. Решения производителя – либо уйти с рынка, либо вложиться в рекламу.
Совпадение кривых спроса и предложения на некотором отрезке
Рис. 3.18.Равновесие при совпадении кривых
Равновесием в данном случае будет являться отрезок.
Глава 4. Эволюция неравновесного анализа
Традиционная экономическая
теория развивалась в рамках постулата
общего равновесия. Автоматическое достижение
общего равновесия в экономике предполагают
современные доктрины «новых классиков»,
монетаристов, «теории предложения».
Не порывает с теорией общего равновесия
также ортодоксальное кейнсианство,
которое допускает достижение равновесия
на рынке товаров в условиях вынужденной
безработицы, т.е. неравновесия на рынке
труда. Однако циклические спады
производства и массовая безработица,
особенно во времена Великой депрессии
30-х годов на Западе или события
в российской экономике 90-х годов
ХХ века не могут быть объяснены
с позиций рыночного
Однако нужно иметь
в виду, что предпринимавшиеся
в западной экономической литературе
попытки построить
4.1. Теория равновесия и элементы неравновесного анализа у Маршалла
Теорию рыночного равновесия обычно связывают с именами Вальраса и Маршалла. Вальрас пытался дать картину общего равновесия на всех товарных рынках, Маршалл разработал строгую микроэкономическую теорию равновесия на рынке отдельного товара.
Маршалл дает следующее определение
рыночного равновесия: «Когда цена
спроса превышает цену предложения,
у продавцов есть стимул расширять
производство и предложение, когда
цена спроса ниже цены предложения, продавцы
не получают возмещения своих издержек
и склонны сократить
Модель рынка товаров у Маршалла включает функции (кривые), устанавливающие соответствие между двумя переменными: ценой и количеством товара, покупаемого и продаваемого на рынке. Каждому данному количеству товара, которое готовы предложить продавцы (производители), соответствует определенная цена предложения. Каждому данному количеству товара, которые готовы купить покупатели соответствует определенная цена спроса. В общем случае, большее количество товара может быть продано по более низким ценам. Другими словами, по мере снижения цены, спрос увеличивается. На графике Маршалла эта зависимость отражается кривой цен спроса, имеющей понижающий наклон по мере роста количества товара, покупаемого и продаваемого на рынке.
Цена предложения, т. е. цена,
по которой продавцы предлагают то
или иное количество товара, в условиях
совершенной конкуренции
Если удельные издержки по мере роста выпуска остаются постоянными, кривая цен предложения приобретает форму горизонтальной линии. (рис. 4.1, 4.2 и 4.3).
Маршалл исследует зависимость между ценой и количеством товара при прочих неизменных условиях. Другими словами, прочие факторы, влияющие на уровень цен, спроса и предложения, на первой стадии анализа принимаются им как постоянные. На стороне спроса важнейшим из этих условий, первоначально принимаемых в качестве постоянных, является уровень дохода покупателей. На стороне предложения такими условиями являются цены факторов производства: цены отдельных видов сырья, материалов, оборудования, заработная плата, краткосрочная ставка процента - цена денег, необходимых для текущих платежей, долгосрочная ставка процента - цена дополнительно привлекаемого капитала и т.д. Цена, которую покупатели готовы уплатить за каждое данное количество товара определяется при данном уровне дохода покупателей и данной системе его распределения. Цена, по которой продавцы готовы предложить каждое данное количество товара, определяется при данном уровне цен факторов производства. Другими словами, кривая цен предложения при прочих данных условиях описывает динамику удельных затрат на единицу продукции в зависимости исключительно от объема выпуска, а не от цен факторов производства, которые также могут изменяться.
Введение в анализ дополнительных факторов (помимо цены и количества товара) графически отображается как сдвиг кривой спроса или кривой предложения на плоскости. Если возрастает или снижается доход покупателей, кривая цен спроса P сдвигается, соответственно, вверх или вниз. Это означает, что при каждой данной цене товара, покупатели готовы купить большее или, соответственно, меньшее количество товара.
Изменения цен факторов производства графически отображаются сдвигами на плоскости кривой цен предложения P . Повышение цены одного или нескольких значимых факторов производства отражается сдвигом кривой PS вверх, снижение цен факторов производства - сдвигом кривой P вниз. Это означает, что каждому данному объему выпуска соответствует более высокая или более низкая цена предложения соответственно.
Рис.4.1. Рис.4.2. Рис.4.3.
На рис. 4.1 показан сдвиг кривой цен предложения вверх, отображающий повышение цен факторов производства, на Рис. 4.2 - сдвиг кривой цен спроса вниз, отображающий снижение доходов покупателей. Читатель может самостоятельно сделать аналогичные изображения для других возможных сдвигов кривых цен спроса и предложения в условиях возрастающих, убывающих и постоянных издержек или обратиться непосредственно к сочинению Маршалла.
Маршалл, верный реалистической
традиции, отнюдь не утверждал, что
данное им определение равновесия действительно
описывает функционирование рынка
и процесс установления цен. Понятие
«равновесие», согласно Маршаллу, является
весьма условным и относительным, его
введение в анализ основано на ряде
предпосылок, в реальной экономической
жизни состояние равновесия спроса
и предложения практически