Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рынок и его основные элементы
1.2 Рыночный спрос
1.2.1 Кривая, функция спроса
1.2.2 Эластичность спроса по цене
1.3 Рыночное предложение
1.3.1 Кривая, функция предложения
1.3.2 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1. Понятие рыночного равновесия
2.2. Товарный дефицит и его следствия
2.3. Товарный избыток и его следствия
2.4. Равновесная цена и равновесный объем
Глава 3. Существование и единственность рыночного равновесия
3.1. Устойчивость равновесия
3.2. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
3.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
3.4. Паутинообразная модель
3.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
3.6. Частые случаи равновесия
Глава 4. Эволюция неравновесного анализа
4.1. Теория равновесия и элементы неравновесного анализа у Маршалла
4.2. Хикс о неравновесных ценах
4.3. Элементы неравновесного анализа у Патинкина
4.4. Неравновесный анализ Клауэра и Лейонхуфвуда
4.5. Барроу и Гроссман: Модель общего неравновесия
4.6. Обзор моделей неравновесного анализа
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Готовый реферат1.docx

— 834.74 Кб (Скачать файл)

Проанализировав рыночные составляющие, можно перейти к их непосредственному  взаимодействию.

 

 

 

Глава 2. Рыночное равновесие

 

2.1. Понятие  рыночного равновесия

 

Выше были рассмотрены  спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти  две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает  равновесную цену и равновесный  объем или рыночное равновесие.

Рыночным процессом ценообразования  управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций  и специфических особенностей как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующих графиках рис.1.1. и 1.3. с помощью кривых. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены.

Совместим линии спроса и  предложения на одном графике  рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке  называется равновесным объемом  рынка (QE).

QE=QS=QD        (9)

Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE).

PE=PS=PD            (10)

Таким образом, рыночное равновесие – это состояние рынка, при  котором объем спроса равен объему предложения.

Точка P - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.


 

 

 

 

 

Рис.2.1. Рыночное    равновесие

 

Различают частичное и  общее равновесие.

Частичное равновесие – равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.

Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его  трактовке, это состояние, при котором  эффективное предложения и эффективный  спрос уравнивается на рынке услуг.

Равновесие всей экономической  системы в целом называется экономическим  равновесием и проявляется в  виде пропорциональности:

- между производством  продукции и его потреблением;

- между вовлеченным в  оборот ресурсами и их использованием;

- между предложением товара  и их спросом;

- между материально-вещественными  и финансовыми потоками.

Согласованность данных пропорциональностей  общественного производства приводит к сбалансированному развитию экономической  системы в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое  по-разному тактируется в разных экономических школах.

На рынке продавцов  и покупателей много. Каждый из них  имеет определенную кривую спроса или  предложения. При совершенной конкуренции  ни один из продавцов или покупателей  не способен оказать существенного  влияния на цену товара. Численность  и состав групп продавцов и  покупателей изменяется при изменении  цены. При высокой относительной  цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при  падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного  блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается  тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом  при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

Способность конкурентных сил  предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом числе  участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования  такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества  производственных возможностей и множества  потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется  только один производитель товара или  услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень  влиять на цены. Сила монополиста тем  больше, чем выше входные барьеры  в отрасль и чем меньше товарозаменителей  у данного товара. В реальной экономике  развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился  в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.

 

2.2. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток

В условиях совершенной конкуренции  рынок быстро справляется с проблемой  излишка и дефицита. Однако в реальной жизни наличие и того и другого  не такое уж редкое явление. Чем же они вызываются?

Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции  кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Этим «кем-то» чаще всего могут  быть государство и монополии.

Рассмотрим последствия  вмешательства государства в  рыночный механизм.

«Потолок» цены и товарный дефицит.

До начала рыночных реформ в странах, которые входили в СССР, государство централизованно устанавливало цены на подавляющую часть производимых в стране товаров, в том числе и на продукцию сельского хозяйства. Поскольку уровень производительности труда в сельском хозяйстве СССР был очень низким, а затраты высокими, постольку равновесная цена, определяемая рыночными силами, устанавливалась бы на довольно высоком уровне. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продукцию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Выше установленного «потолка» цена не могла подняться в государственных магазинах. Скажем, если предположить, что равновесная цена 1 кг говядины установилась бы на рынке в размере 4 р., то государство фиксировало ее на уровне 2 р. и продавать ее дороже в государственных магазинах было нельзя.

К чему это приводило? Обратимся  к графику (рис. 2.2). При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком OQ2, а величина предложения — QQ1, т. е. объем спроса превысит равновесное количество (OQ2 > OQ0), а объем предложения будет ниже его (QQ1 <QQ0). Образуется дефицит в размере Q1Q2.

Рис. 2.2. «Потолок» цен и образование товарного дефицита

 



 

«Потолок» цен и образование дефицита.

 

Установление государственной  цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная  цена равна 2р., то величина дефицита соответствует  длине отрезка Q1Q2.

В этой ситуации государство  вынуждено либо смириться с тем, что мясо исчезло с прилавков  магазинов, за ним постоянно выстраиваются  большие очереди и немалая часть населения отправляется за мясом и колбасой в столичные города, куда оно поступает в первую очередь. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.

Или в этом случае государство  будет вынуждено прибегать к  нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо  по-прежнему у производителей нет  стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.

 

Минимальная цена и излишек товаров.

 

Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют и правительства  большинства стран с развитой рыночной экономикой. Но ситуация здесь  прямо противоположная. Уровень  производства сельскохозяйственной продукции  в США, западноевропейских странах  таков, что ее хватает не только для  того, чтобы накормить население  стран-производителей. Значительная часть  этой продукции экспортируется. Высокое  предложение приводит к установлению довольно низкой равновесной цены. Если бы фермеры продавали свою продукцию  по рыночным ценам, то значительная их часть, имея высокие издержки, была бы обречена на разорение, что

привело бы к росту безработицы, социальным конфликтам.

 



Рис.2.3. «Пол» цены и образование  избытка.

 

«Пол» цены и образование избытка.

Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка  товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем Р1, то возникает излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

Государства развитых стран, не желая допустить разорения  большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют  цену на уровне выше равновесной. К  чему это приводит, можно проследить, обратившись к графику (рис.2.3.).

При цене выше равновесной  величина предложения составит QQ2, а величина спроса — QQ1, т. е. объем предложения превысит объем спроса, и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

При таких обстоятельствах  государство вынуждено скупать  этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем  посевных площадей. И в том и  в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. Поэтому  часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования  цен на сельскохозяйственную продукцию  или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряющихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта  выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание платежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный  спрос на промышленную продукцию  для сельского хозяйства и  услуги для села, а, следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильности в странах.

 

 

2.3. Равновесная цена и равновесный объем

 

Таким образом, равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

P = PD = PS          (11)

При данной цене на рынке  устанавливается и равновесное  количество предлагаемых на рынке товаров:    

                                                 Q = QD = QS          (12)

Равновесная цена выполняет  важнейшие функции:

    • информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
    • нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от  производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
    • стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие