Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:27, дипломная работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;
- проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;
- выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России, а также найти пути решения этих проблем.
Четвертая - формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения:
- развитие правовой базы
- обеспечение соблюдения
- координации политики на рынке труда, включая такие сферы как заработная плата и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства.
Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда, а также является препятствием для полного выравнивания уровней заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики. В 2015-2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5 % при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5 %.
Подводя итог, можно сказать, что в условиях сохраняющегося разрыва между рынками труда и образовательных услуг абитуриентам еще не один год придется проявлять недюжинные аналитические способности, умение правильно оценить перспективы российской экономики в целом и рынка труда, в частности. В то же время, нельзя не сказать о том, что всегда во всех отраслях и компаниях требуются талантливые и добросовестные люди, пришедшие не только заработать, но и поработать. Хорошие люди, как говорят рекрутеры, нужны всем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе я попытался дать анализ как теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Важную группу объектов государственного регулирования составляет рынок труда, а также занятости населения. Основным показателем оценки рынка труда является соотношение между имеющимися свободными рабочими местами и количеством лиц, ищущих работу. Объектом купли-продажи на рынке труда является способность человека к труду. При этом предметом торговли является не только определенный вид труда, но и время его использования. Рынок труда формируется как система общественных отношений, отражает уровень развития и достижения на данный период баланс интересов между силами, которые принимают участие в рынке. Состояние рынка труда характеризуется, с одной стороны, уровнем занятости населения, а с другой - уровнем безработицы.
Рынок труда должен регулироваться государством в сочетании с рыночным механизмом саморегулирования. Государственное регулирование занятости населения теоретически обосновывается положением кейнсианской теории, согласно которой уменьшение безработицы и, соответственно, увеличение занятости должно достигаться за счет государственной стимулирующей политики. Негативными последствиями такого регулирования является повышение цен, т.е. инфляция. Итак, инфляция цене, которую экономика должна оплатить снижение безработицы. Формирование рыночного механизма хозяйствования неизбежно ведет и к необходимости формирования рыночно обоснованной системы распределения рабочей силы. Предложение на рынке труда напрямую зависит от квалификации претендентов на те или иные рабочие места.
Следует сказать о том, что, в то время как существует огромное множество мер, которые государство может предпринимать для смягчения влияния безработицы и облегчения безработным поисков работы, все они требуют больших затрат. В ситуации, когда ресурсы ограничены, активная политика на рынке труда вынуждено будет выборочной, а чтобы ее мероприятия проводились в тех районах, где они действительно более всего необходимы, и для самых нуждающихся групп населения, к планированию этих мероприятий надо привлекать организации работников и работодателей.
При этом, определяя эффективность той или иной меры на рынке труда, то есть сравнивая затраты и выгоды от ее проведения, мы должны учитывать, что последние включают много составляющих, с трудом поддающихся точной оценке. Ведь издержки безработицы это не только потерянный выпуск и расходы на выплату пособий безработным, но и тяжелое психическое состояние потерявшего рабочее место и его семьи, в конечном итоге ведущее к обострению политической и социальной напряженности. Иными словами, безработица наносит ущерб как с точки зрения экономики, так и с точки зрения политики. Если мы хотим успешно завершить переход к рыночной экономике, то этот ущерб следует минимизировать, чему способствует, в первую очередь, активная политика на рынке труда.
Можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений. Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.
Современный рынок труда все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно, снижению спроса на рабочую силу. Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов, выпускников учебных заведений. В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы. Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по регионам.
Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно
связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
Также нужно изменить политику оплаты труда. Заработная плата должна стать инструментом экономической политики. Необходимо чтобы она стимулировала движении работников между отраслями и регионами в соответствии со сформулированными экономическими приоритетами. Оплата труда должна определяться не только текущим спросом на рынке труда, но и интересами государства. С этой целью возможно широкое использование тарификации оплаты труда на предприятиях и в организациях независимо от формы их собственности.
Необходимо правовыми и экономическими методами стимулировать заинтересованность предприятий в регулярном обучении и повышении квалификации своего персонала, восстановить их уверенность в качестве обучения, которое обеспечивается местными образовательными учреждениями. В связи с этим целесообразно поставить вопрос о введении соответствующей системы налогов и субсидий. В рамках этой системы налоги с заработной платы могут собираться с предприятий в фонд профессионального обучения. Из этого фонда возможно финансирование профессионального обучения и предоставление субсидий предприятиям, имеющим собственные учреждения для профессиональной подготовки. Также возможно введение дополнительных налогов на предприятия, не гарантирующие периодическую профессиональную подготовку своих работников.
Если выполнить все эти предложения, то можно достичь в России эффективной занятости, существенно снизить уровень безработицы, обеспечить слабо защищенным гражданам законодательную защиту их прав и интересов, повысить образовательный потенциал работников и других показателей и факторов, которые в России ещё не совершенны.
В завершении вышесказанного отмечу, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
1. Адамчук В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук – М: ИНФРА – М, 2009.- 415 с.
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 480 с.
3. Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев – М.:ИНФРА-М, 2011. – 672 с.
4. Биксина, Н.А. Реализация основных направлений государственного регулирования рынка труда на макро-, микро- и региональном уровнях / Н.А. Биксина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2013. - № 5 (17). - С. 44-49.
5. В.А. Гневашева. Управление занятостью-М; КИОРУС, - 2011, - 168с.
6. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2011. – №1.- С. 68-71
7. З.К. Океанова. Экономическая теория- М; Дашков и Ко, 2012. - 652 c.
8. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 584 с.
9. Коровкин, А. Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030 г. / А. Г. Коровкин // Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 04. – С. 79-96.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
11. Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости /И. Маслова // Человек и труд. – 2010. – № 6. – С. 29-31.
12. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010. – 340 с.
13. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. – М.:ИНФРА-М, 2010.- 400 с.
14. Старовойтова Л.И Золотарева Т.Ф Занятость населения и его регулирование: Учебное пособие для студентов вузов-М: Издательство «Академия», 20011-210с.
15. С.С. Сулакшин: Кашепов А.В. А.С. Молчинов. Рынок труда: проблемы и решения: -2013-233с.
16. Толгинская М.Н. Преодоление депрессивности в отсталом регионе на основе активизации инвестиционного процесса (на примере РД) Моногр./М.Н. Толгинская: Министерство образования и науки РФ. ДГУ; Махачкала -2010-76с.
17. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов – М: Проспект. 2011-496с.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. – 186 с.
19. Цуканов М.П. Рынок труда в России // Экономические знания; - 2010-423с.
20. Черкасов В.Е., Ваховский Е.В. Нестандартные формы занятости в условиях постиндустриальной экономики // Вестник ПАГС, 2012 №2 с 205.
21. Шадрина Т.Б. Регионы и их место в экономике России/ Т.Б. Шадрина // Вопр.статистики -2010-№3, с 60-64.
22. Экономика труда: учебно-методическое пособие для госслужащих / Под ред. А.Ф. Зубова. – М.: Финсатинформ, 2011. – 268 с.
23. Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2011. – 592 с.
24. Ю.Г. Оделов. Г.Г.Руденко. Экономика труда – М; ЮРайт, 2012-423с.
25. Ю.В. Карпова, А.Г. Схиртладзе, В.П.Борискин. Экономика и социология труда. Социально-трудовые процессы в системе рыночного хозяйства – М; 2012-368с.
26. Республиканское информационное агентство в Дагестане / http://www.riadagestan.ru/
27. Рынок труда в современной России: проблемы и пути решения /http://www.rconsult.ru/
28. Международная организация труда/http://www.unrussia.ru/
29. Федеральная служба государственной статистики/http://www.gks.ru/
30. Федеральная служба по труду и занятости /http://www.rostrud.ru/
Информация о работе Рынок труда и его характерные особенности