Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:27, дипломная работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;
- проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;
- выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России, а также найти пути решения этих проблем.
В последние годы для рынка труда в России с одной стороны, характерна устойчивая тенденция к росту спроса на молодых специалистов, с другой стороны, наблюдается прогрессирующее сокращение числа выпускников.
В западных странах рынки труда являются национальными и частично интегрированными, у нас же пока формируются локальные и региональные, которые в последнее время приобрели характер некоторой самостоятельности и самодостаточности. Однако под влиянием общемировой тенденции - увеличения мобильности и миграции трудовых ресурсов – можно сделать вывод, что в ближайшее время будем наблюдать формирование национального рынка рабочей силы. Процесс национализации рынка труда, как отмечают многие кадровые агентства, уже начался.
Вопрос о малом количестве инженерно-технических сотрудников и специалистов на промышленных предприятиях стоит довольно остро. На рынке труда ощущается нехватка технических специалистов: инженеров, техников, технологов и т.д. Вызвано это, с одной стороны, ростом компаний, работающих в технической сфере, а с другой стороны - тем, что выпускники технических вузов в последние годы не имеют серьезного практического опыта. Это приводит к удорожанию профессионалов в данной сфере. Старые сотрудники уходят, а замены им нет. Через шесть - семь лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Эта ситуация связана с демографическим кризисом в стране, с постоянным уменьшением доли трудоспособного населения и снижением доступности высшего образования. Уже сейчас консультанты некоторых кадровых агентств отмечают, что критерий «опыт работы» уже не всегда занимает главную роль в требованиях, и очень вероятно что в будущем он совсем отойдет на задний план.
Имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда также во многом определяется произошедшей за последнее время деформацией системы профессионального образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи. Изменилась и система распределения, сейчас большинство ВУЗов не ставят перед собой задачи обеспечить рабочими местами своих выпускников. В связи с этим молодые специалисты занимаются самостоятельным поиском работы.
Решение проблем на рынке труда, требует значительной политической воли. В условиях низкой безработицы и сдерживания высвобождения рабочей силы на крупных и средних предприятиях спрос на услуги системы социальной зашиты ограничен. Он сдерживается и низким пособием по безработице. Лишь каждый третий безработный обращается в службы занятости за пособием и содействием в трудоустройстве. Спрос на активные программы также незначителен и слабо структурирован, поскольку предложение вакансий мало, а они вакансии связаны с низкоквалифицированным трудом или низкооплачиваемой занятостью. Активные программы нацелены на решение текущих задач, не связанных со стратегическими целями развития экономики необходимостью перехода к непрерывному профессиональному образованию.
Пассивная политика на рынке труда постепенно должна переходить на страховые принципы, постепенно увеличивая коэффициент замещения. И тем самым облегчить процесс реаплокации рабочей силы. Изменение принципов проведения активной и пассивной политики на рынке потребует увеличения спектра и диверсификации посреднических услуг, расширения целевой аудитории государственной службы занятости. Активные программы, реализуемые ею, должны быть сфокусированы на повышении эффективности соединения работников (а не только зарегистрированных безработных) и рабочих мест на рынке труда. Службы занятости должны заниматься опережающим консультированием, ведя базу данных не безработных, а работников.
При становлении рыночных отношений всегда затрагивается важнейшая сфера экономики – занятость трудовых ресурсов. При проведении правильной экономической политики уровень безработицы не должен быть выше 5%, это является идеальным соотношением. На сегодняшний день возможно достичь такой ситуации и у нас в стране. Однако существует ряд факторов, которые преграждают дорогу к достижению этой цели: ограничения уменьшающие реальные возможности мобильности населения, отсутствует возможность обеспечения доступным жильем, что снижает мобильность хороших специалистов в другие регионы, монополизированная экономика - удачно и продолжительное время позволяет работодателям диктовать свои условия труда и уровень оплаты за работу, а сотруднику ничего не остается, как принимать явно невыгодные условия.
Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается, или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.
Устранив все существующие проблемы, можно добиться хороших показателей и на рынке труда, и в экономике и в рыночных отношениях. Как уже стало видно, от рынка труда очень зависят рыночные отношения и экономика в целом. И остается надеяться, что совсем недолго осталось до времени, когда рынок труда будет абсолютно объективным и позволит работодателям и работникам на равных бороться за удовлетворение своих потребностей в трудоустройстве.
3.2. Перспективы развития рынка труда в России
Стабилизация политической ситуации и структурная перестройка экономики привели к устойчивому росту и развитию производства. Это обусловило увеличение количества рабочих мест и рост спроса на труд. Также модернизация производства и переход к новым технологиям привели к возрастанию требований работодателей к качеству рабочей силы. В то же время система образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих не может быть полностью удовлетворен. Возникает рассогласованность между спросом и предложением. Но макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и росту потребности работодателей в рабочей силе.
Рынок труда в зависимости от институциональных факторов, представляется сложным структурированным образованием, состоящим из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от вида которого работники реагируют на разные стимулы при поиске работы. То есть квазирынок — результат искусственного введения рыночных отношений в сфере, в которой естественное развитие рынка по тем или иным причинам невозможно, с целью повышения общей эффективности производства, распределения товаров и услуг за счет конкуренции между участниками рыночных отношений. Поэтому каждый работник вынужден делать выбор между теневым рынком труда и легальным с невысокой заработной платой и социальными гарантиями. Именно, выбор работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет в дальнейшем показывать, направление развития рынка труда в будущем.
Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями трудящихся, а были встроены в общую систему государственного управления.
В России кризис системы государственных профсоюзов обозначился еще в дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, и широкий размах приняло забастовочное движение. В ходе последующих реформ российский рынок труда приобрел все важнейшие атрибуты, присущие современной системе трудовых отношений: независимые от государства объединения трудящихся; право на проведение забастовок; свобода заключения коллективных договоров; механизм трехсторонних соглашений с участием профсоюзов, работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в законе «О коллективных договорах и соглашениях», положениях Правительства РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых соглашений».
В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и, скорее всего в ближайшем будущем они все еще не будут оказывать достаточного влияния, а следовательно развитие эффективности рынка труда в России в данном направлении наблюдаться не будет.
Приватизация и остро вставшая перед российскими предприятиями необходимость ориентироваться на рыночный спрос неизбежно должны были отразиться на структуре производства товаров и услуг и, следовательно, на структуре и величине занятости. Как ни парадоксально, ни того, ни другого не произошло.
При планировании реформ особый акцент делался на изменение структуры прав собственности в стране. Но результаты этого процесса неоднозначны и, по оценкам большинства экономистов, неудовлетворительны из-за слабой развитости институциональных механизмов, которые способствуют эффективному перераспределению и контролю за собственностью.
Для того чтобы профсоюзы, как объединения по защите прав наемных работников, стали значимым социально-экономическим институтом на рынке труда, необходимо, чтобы солидарное поведение в представлении рабочих обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения, в частности, индивидуалистическими.
Не все меры государственной политики разных стран на рынке труда могут быть применены в условиях российской экономики. Политика государства в нашей экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, институциональной структуры. Институционализация рынка труда в экономике страны является частью более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих экономистов, не имеет однозначного решения, - проблемы институциональных изменений.
Институционализация представляет собой закрепление вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций обеспечивающих систему экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов.
Институты с убывающей предельной отдачей способствуют атомизации общества. На российском рынке труда это проявляется в возрождении семейственности на престижных и высокооплачиваемых рабочих местах, связанных с государственным управлением и осуществлением властных полномочий. Семья, как узкая группа, отражает господство институтов, присущих традиционному обществу, в том случае, если такие институты не дополняются правилами, необходимыми для существования расширенного порядка. Необходимость использования принципа солидарного поведения относительно больших групп возникает на определенном этапе институционализации капиталистического общества. Этот этап характеризуется процессом трансформации рынков, на которых выступают индивидуализированные агенты, в рынки, базирующиеся преимущественно на одностороннем или двустороннем взаимодействии организованных групп. Необходимость коллективизации (т.е. объединения в группы большинства экономических субъектов) кроется в процессах прогрессирующей неконкурентности отдельных рынков, которая становится значимой вначале XXI века.
Информация о работе Рынок труда и его характерные особенности