Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:27, дипломная работа
Описание работы
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются: - дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России; - проанализировать правовое регулирование рынка труда в России; - выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России, а также найти пути решения этих проблем.
Можно выделить два основных
направления деятельности государства
на рынке труда, а именно: социальное и
экономическое. К первому относятся меры,
регулирующие количественные соотношения
между спросом и предложением труда, содержащие
рост безработицы, направленные на изучение
конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство
отдельных категорий работников. Ко второму
- комплекс мер воздействия на качество
трудовых ресурсов, их пропорции, повышение
квалификации и производительное потребление.
При этом следует подчеркнуть динамизм
государственного регулирования на рынке
труда, когда каждому этапу развития российского
общества или экономического цикла соответствует
специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование
рынка труда должно развиваться как экстенсивно,
так и интенсивно. Под экстенсивными методами
подразумеваются занятость в государственном
секторе экономики и влияние на занятость
на негосударственных предприятиях путем
предоставления государственного заказа.
Интенсивное развитие предполагает рост
влияния государства непосредственно
на рынок труда, а также воспроизводство
трудовых ресурсов, условия найма и производственную
мобильность. При этом непосредственная
государственная политика на рынке труда
должна быть составляющим элементом общеэкономической
политики государства, направленной на
ускорение роста экономии, ее структурной
перестройки, стимулирование инвестиционного
и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного
регулирования рынка труда можно выделить
два основных типа воздействия: прямое
и косвенное. Прямое воздействие носит
регулирующий и корректирующий характер
и заключается в организации общественных
работ, в стимулировании создания новых
рабочих мест в негосударственном секторе,
в развитии системы производственного
обучения и переподготовки, в стимулировании
или, наоборот, в сдерживании развития
производства в тех или иных регионах,
в регламентации продолжительности рабочего
дня, недели, месяца, международной миграции
трудовых ресурсов, в организации сезонных
работ.
Можно указать на следующие
основные инструменты государственного
регулирования, так или иначе применяемого
во многих странах с развитой рыночной
экономикой.
Во-первых, широкое распространение
общего государственного планирования
с применением целевых установок и ориентированных
показателей. При этом общее государственное
планирование охватывает такие важные
показатели, как национальный доход, динамика
цен, внешняя экономическая деятельность
и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной
экономической политики. Все это способствует
более динамичному и поступательному
развитию рыночного хозяйства. Следует
отметить, что современная система национальных
счетов, на которую переходит Россия, основываются
полностью на теоретических выводах.
Во-вторых, среднесрочное финансовое
планирование, которое представляет собой
механизм использования государственного
бюджета в качестве основного инструмента
всей системы государственного регулирования
рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования
действий», сутью которой является достижение
согласованности интересов работодателей,
работников и государства. При этом происходит
согласование размеров прибылей и заработной
платы с учетом общих потребностей рыночной
экономики той или иной страны.
В-четвертых, активное применение
такого инструмента, как государственная
кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского
правительства, направленная на уменьшение
дефицита госбюджета путем сокращения
государственных расходов, усиливает
нестабильность положения многих российских
граждан, работающих на предприятиях и
организациях, деятельность которых долгое
время была связана с государством как
крупнейшим заказчиком и работодателем.
Целенаправленное воздействие
на организационной аспект функционирования
рынка труда требует гораздо меньше бюджетных
средств, чем непосредственное поддержание
спроса на труд или связанные с большими
расходами подготовка трудовых ресурсов
и обучение кадров. Безработица и занятость, в
первую очередь, зависят от состояния
экономической конъюнктуры, определяющей
инвестиционную активность и загрузку
производственных мощностей. В России государство выступало
и будет выступать крупнейшим работодателем.
Хотя во многом отраслевая структура государственного
сектора дублирует частный, она не заменяет,
а дополняет деятельность частного капитала,
выполняя те функции, которые общественно
необходимы, но по тем или иным причинам
не являются объектами приложения частного
капитала. Занятость в государственном
секторе не служит гарантией от безработицы.
Регулирующая функция государства
состоит в том, чтобы максимально сблизить
спрос на наемную рабочую силу и предложения
трудоспособного населения. Причем сближение
и сбалансированность необходимо обеспечить
не только по количеству и качественной
структуре, но и во времени и пространстве,
на макроуровне и на микроуровне. В силу
регулирования занятости объектом микроуровня
является предприятие, как первичное звено
экономики, и город как первичное звено
территории, жители которого характеризуются
общностью интересов в реализации права
каждого из них на трудовую деятельность.
Общая закономерность, действие
которой в условиях перехода экономики
к рыночным отношениям не вызывает сомнения,
состоит в зависимости от уровня и динамики
инвестиций. И основная проблема при этом
заключается не в необходимости резкого
снижения гипертрофированно раздутого
объема капитальных вложений, а в изменении
источников финансирования, главным из
которых был государственный бюджет, в
сторону повышения роли негосударственного
капитала. Другая закономерность, обусловленная
научно-техническим прогрессом и его влиянием
на факты высвобождения работников, характерная
для индустриальных стран, пока что не
угрожает обществу снижением уровня занятости
и увеличением безработицы. Такое состояние
может продолжаться до тех пор, пока в
России не наступит финансово-кредитная
и ценовая стабилизация и хозяйственные
субъекты в поиске путей увеличения эффективности
производства не обратятся к резервам
производительности труда. Функция регулирования занятости,
будучи частью формирующейся системы
регулирования социально-экономическими
процессами в обществе, объективно требует
комплексного подхода при разработке
и реализации мер по созданию условий,
обеспечивающих согласованное движение
рабочей силы и рабочих мест как на уровне
основного звена экономики и первичного
звена территорий, так и на общероссийском
уровне. Комплексный подход может быть
обеспечен на основе взаимодействия органов
исполнительной власти, в той или иной
степени участвующих в выработке и реализации
государственной политики занятости.
Основная тяжесть в реализации
политики занятости ложится на республики
и регионы, значит, и соответствующие финансовые
ресурсы должны быть в их руках. Государственная
политика в области занятости населения
должна быть реально направлена на:
- обеспечение равных возможностей
всем гражданам в реализации
права на труд и свободный выбор
формы занятости;
- поддержку трудовой и
предпринимательской инициативы граждан.
- содействие развитию
их способностей к производительному
труду путем координации деятельности
в области занятости с другими
направлениями экономики и социальной
политики;
- обеспечение социальной
защиты населения в области
занятости на основе координации
деятельности государственных органов,
профсоюзов, предпринимателей в
разработке и реализации мер
по обеспечению занятости населения.
Государственное регулирование
рынка труда частично может осуществляться
через его государственные органы, так
называемые биржи по проведению трудоустройства
населения, нуждающегося в этом.
Государственные биржи помогают
проводить населению не только лишь фактическое
трудоустройство. Они также осуществляют
перепрофилирование граждан уже имеющих
соответствующие профессии на профессии,
которые позволяют добиться больших успехов
в трудоустройстве. Кроме того, службы
занятости осуществляют сбор информации
по поводу реально существующего населения,
которое не может по различным причинам
трудоустроиться. Кроме того, биржи выявляют
спектр наиболее востребованных профессий
и направлений, по которым можно проводить
трудоустройство. С помощью бирж происходит
проведение денежной поддержки нетрудоустроенного
населения в период активного поиска работы,
то есть выплата пособий.
Также с помощью бирж выявляется
население, которое обладает мобильной
спецификой – способное вместе с семьями
изменять место постоянного проживания
для получения желаемого места работы.
В последнее время такая особенность,
как мобильная специфика потенциального
соискателя, играет очень большую роль.
Это связано с тем, что зачастую регион
не способен обеспечить полный спектр
возможных соискателей из данного региона.
Таким образом, имеющаяся свобода перемещения
потенциальных работников способна создавать
не только благоприятные условия для самого
работника, но и положительно сказываться
на всем состояние рынка безработицы.
К сожалению, созданные биржи
не могут выполнять в полном объеме роль
регулятора рынка труда. Вопрос устройства
на работу продолжает находиться на критическом
уровне. В условия нестабильной экономики
многие учреждения и организации либо
перестают работать на время, либо становятся
банкротами. Соответственно, все сотрудники,
которые работали на таких предприятиях,
остаются без работы. Естественно, что
не все они могут устроиться на работу
с помощью бирж, многие так и останутся
находиться на учете. Также приток безработных
приходится на период окончания учебного
года, поскольку ВУЗов и профильных училищ
много, а обеспечить всех выпускников
работой не представляется возможным,
по крайней мере, сразу.
Потерявший работу человек,
придя на биржу и получив предложение
приобрести новую специальность, естественно,
соглашается. Но на рынке труда будут отдавать
предпочтение потенциальным сотрудникам,
возраст которых – до 45, есть определенный
стаж работы по необходимой профессии.
А реальные соискатели, которые ищут работу
через биржу, не имеют опыта в новой профессии,
да и возраст зачастую около граничного
либо же выше. То же происходит и с молодежью,
которая на период поведения перепрофилирования,
может утратить реальную возможность
трудоустроиться, в связи с занятием вакантной
должности другим специалистом. То есть
вопрос переобучения не может решить проблему
трудоустройства.
Поскольку еще очень много времени
пройдет до момента, когда проблема будет
полностью устранена, можно предпринимать
эффективные промежуточные решения. Они
хоть и не решают в целом проблему, однако
лишними совершенно не будут:
увеличение минимального и
максимального размера пособия, получаемого
безработными;
направление усилий на проведение
трудоустройства молодого населения страны;
приложение усилий для реального
поиска рабочих мест безработному населению.
В условиях сегодняшнего дня
огромную роль в стабилизации и улучшении
экономики в стране, а также экономических
процессов, играет мобильность потенциальных
соискателей. То есть способность работника,
а также членов его семьи, по надобности
изменять место своего проживания с региона
на регион. Именно это особенность может
привести к увеличению производительности
и эффективности экономики в целом.
Кроме государственных органов
по вопросам трудоустройства граждан,
существуют еще и частные агентства по
трудоустройству. Такие организации в
своей деятельности также направлены
на проведение трудоустройства. Однако
делают это они не столько по своей инициативе,
сколько по просьбе обратившейся к ним
стороны. Этой стороной может выступать
как потенциальный работодатель, так и
реальный соискатель на определенное
место работы.
Потенциал таких организаций
весьма велик, что делает их сильными сторонниками
борьбы с безработицей. Особенностью таких
организаций является то, что они направлены
на удовлетворение конкретных запросов,
к ним поступивших. И так как это частные
организации, они способны прикладывать
массу усилий, потому что получают за каждый
отдельный случай трудоустройства конкретное
вознаграждение.
Мобильность рабочей силы из
региона в регион, из области в область,
а также из одной сферы другую очень позитивно
влияет на уровень трудоустройства всего
неработающего населения. Однако есть
моменты, которые не дают спокойно и беспрепятственно
пользоваться предоставляемой возможностью.
Например, это определенные институты
на уровне государства, которые не могут
позволить переезды не только всей семье
потенциального работника, но и конкретно
ему одному. Это институт прописки, то
есть регистрации на месте постоянного
жительства для граждан нашей страны,
а также институт проведения регистрации
для граждан иностранных государств, которые
желают работать на нашей родине. Также
к негативным факторам можно отнести и
отсутствие доступного жилья для мобильного
населения, а также условий получения
хорошего кредитования под реальные проценты.
Формирование международного рынка трудоустройства
на уровне государства позволит:
значительно уменьшить уровень
безработицы в нашей стране;
обеспечить местами работы
трудоспособное население;
позволит получать дополнительные
притоки налогов от полученной заработ-ной платы
а также уменьшить затраты денежных
средств из местного и госу-дарственного бюджетов, которые тратятся на выплату различного рода пособий по безработице.
Основными направлениями по
регулированию рынка в сфере безработицы
в нашей стране должны становиться такие:
категорическое недопущение
становления массовой безработицы; осуществление
борьбы с «пассивной» безработицей;
принятие активных мер, направленных
на улучшение социальной жизни всего населения
страны;
активная мотивация потенциальных
работодателей;
выход на мировую арену для
проведения мероприятий, направленных
на становление мирового рынка труда;
борьба за сохранение и стабилизацию
уровня производства в стране в целом.
Основная цель регулирования рынка труда
состоит в содействии расширению спроса
на рабочие руки и поддержке эффективного
предложения рабочей силы. Меры государственного
регулирования рынка труда могут быть
дифференцированы следующим образом:
по объектам воздействия (население и
его отдельные группы, работники и группы
работников, предприниматели, элементы
организации труда: оплата труда, продолжительность,
условия труда и т.д.);
по направленности воздействия (меры,
воздействующие на спрос на труд и предложение труда);
по форме воздействия (прямые и косвенные);
по характеру воздействия на рынок труда
(поощрительные, ограничи-тельные, запретительные, защитные);
по содержанию (меры экономического,
административного характера или их сочетание);
по уровню воздействия (общегосударственные,
региональные, отраслевые, внутрифирменные);
по источникам финансирования (госбюджет,
внебюджетные средства).