Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:27, дипломная работа
Описание работы
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются: - дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России; - проанализировать правовое регулирование рынка труда в России; - выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России, а также найти пути решения этих проблем.
Формирование спроса на рабочую
силу подчинено потребностям и интересам
работодателя, владельца средств производства,
который руководствуется основным мотивом
- обеспечить конкурентоспособность возглавляемого
им предприятия (организации) для получения
прибыли. Политика формирования спроса
на рабочую силу должна включать в себя
следующие направления:
- сохранение и модернизация
существующих рабочих мет, создание
новых и ликвидация излишних
или же неэффективных;
- создание новых рабочих
мест на основе предпринимательства;
- организация оплачиваемых
общественных работ;
- создание рабочих мест
для социально слабозащищенных
категорий населения. Формирование
предложения рабочей силы отражает интересы
и потребности работника, который руководствуется
основным мотивом - получить работу, устраивающую
его по содержанию, условиям труда и оплате.
На рынке труда, интересы ищущего работу
человека, представляют государственные
службы занятости. Политика формирования
предложения на рабочую силу должна включать
в себя следующие основные направления:
- повышение качества рабочей
силы с точки зрения профессионально-квалификационного,
уровня развития, совершенствования
и использования индивидуальных
способностей лиц, ищущих работу;
- регулирование миграционных
процессов в целях обеспечения
максимального сочетания интересов
и потребностей работников и
работодателей.
Реализация отмеченных выше
направлений политики спроса и предложения
рабочей силы требует непрерывной взаимоувязанной
активной деятельности местных органов
власти в лице служб занятости и предприятий
расположенных в данном регионе. Поиск
путей решения проблем занятости привел
к образованию нестандартных ее форм,
которые выходят за рамки нормативной
продолжительности рабочего времени и
круглогодичной занятости. Их использование
позволяет сократить общую численность
незанятого населения, ищущего работу,
и в первую очередь из числа слабо защищенных
категорий граждан.
Государственная служба занятости
населения.
Для реализации государственной
политики в области занятости населения
и обеспечения гражданам соответствующих
гарантий в Российской Федерации на базе
действующих центров по трудоустройству,
переобучению и профориентации населения
создана Государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения
потребовало понятие занятости. С одной
стороны, признается законной добровольная
незанятость граждан. Она не может, как
раньше, осуждаться обществом или служить
основанием для привлечения человека
к административной или уголовной ответственности
. С другой стороны - незанятость человека,
который ищет работу. Именно эта категория
населения должна находиться в поле зрения
государства, призванного обеспечить
каждому гражданину его конституционное
право на труд. Соответственно нужно решать
проблему организации учета незанятого
населения, необходимо из миллионов незанятых
выделить тех, кто оказался в такой ситуации
вынуждено.
Законодательство предусматривает
обязанность вынуждено незанятого гражданина
заявить об этом. Это один из новых принципов,
определяющих правила поведения гражданина
и государства на рынке труда: не государство
выявляет неработающих, а незанятый гражданин
сам обращается за помощью к государству,
а именно в Государственную службу занятости.
Человека регистрируют как лицо, ищущее
работу. И с этого момента у государства
наступает обязанность в течение 10 календарных
дней предоставить ему подходящую работу.
Если по истечении этого периода предложений
о подходящей работе нет, то он приобретает
статус безработного и начинает получать
государственное пособие.
Государственная служба занятости
является структурой специальных государственных
органов, призванных обеспечить координацию,
решение вопросов занятости населения,
регулировать спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации их профессиональной
подготовки, оказании социальной поддержки
безработным. Услуги предоставляются
службой занятости бесплатно.
Понятие нестандартной (новой)
занятости и безработицы.
Последние десятилетия характеризовались
- повсюду в мире - изменением форм занятости
в пользу увеличения доли ее неформальной
составляющей. Существует множество подходов
к изучению этого, будоражащего умы исследователей
и политиков явления включая разные способы
его определения, измерения и интерпретации
его природы. Единого определения того,
что же следует понимать под неформальной
экономической деятельностью и неформальной
занятостью не существует, как не выработано
и единого взгляда на причины возникновения
этого явления. Понятно, что неформальная
экономика неразрывно связана со всей
экономической системой и регулированием:
«те же самые экономические и рабочие
типологии, которые в прошлом веке являлись
абсолютно нормальными, в условиях волны
регулирования, типичной для более зрелых
моделей капитализма всеобщего благоденствия,
стали неформальными». И в этом смысле
содержание неформальной занятости будет
различным в разных странах в разные периоды
их развития. Несмотря на многообразие определений,
все современные исследования неформальной
занятости подчеркивают то, что она не
влечет возникновения прав на трудовые
и социальные гарантии, которые установлены
национальными законодательствами и регулирующими
документами МОТ.
На масштабы распространения
неформальной деятельности влияют степень
регулирования, с одной стороны, и контроль
за исполнением установленных норм, с
другой. « В тех обществах, где определенная
модель регулирования оставалась стабильной
на протяжении нескольких поколений, там
общепризнанные объекты регулирования
были нормативно закреплены и соответствовали
социальной договоренности. Но во всех
других случаях (там, где регулирование
не закреплено нормами) регулирование
порождает ответную реакцию в виде «скрытой»
экономической деятельности». В результате,
согласно Б. Робертсу, «неформальный сектор
скорее будет самым большим там, где экономика
уже перешагнула за стадию минимального
регулирования, но нет всеобъемлющего...
Неформальный сектор также, скорее всего,
будет значителен, когда режим всеобъемлющего
регулирования разрушен в связи с движением
к дерегулированию и «свободному» рынку». В широком понимании неформальный
сектор представляет собой совокупность
единиц, занятых производством товаров
и услуг с целью обеспечения работой и
доходами участвовавших в них лиц. Как
правило, эти производственные единицы
имеют низкий уровень организации производства,
совсем или практически не имеют разделения
труда и капитала как факторов производства
и отличаются малым масштабом деятельности.
Виды новых форм занятости.
Нестандартность трудовых отношений
может рассматриваться с двух точек зрения.
Речь идет, во-первых, о нестандартности
трудового договора, то есть отклонении
формальных условий контракта от принятого
стандарта, во-вторых, о нестандартности
фактических условий занятости. В таком
более общем смысле к ”нестандартным”
работникам могут относиться не только
те, кто имеет обычный контракт, но и те,
кто вообще не имеет контракта (например,
самозанятые, занятые у физических лиц
и занятые на основе устных договоренностей)
или при наличии стандартного контракта
трудится в нестандартном режиме.
Набор нестандартных форм занятости
многообразен и может включать:
Неполная занятость.
Неполная занятость трактуется
как занятость в неполное рабочее время
либо по желанию работника, либо по экономическим
причинам, когда сокращается длительность
рабочего времени с согласия или без согласия
работников.
Явная неполная занятость -
обусловлена социальными причинами, в
частности необходимостью получения образования,
профессии, квалификации и т.п. Неполную
занятость можно исчислить непосредственно,
используя данные про зарплату, отработанное
время, или же с помощью специальных выборочных
исследований.
Скрытая неполная занятость
- отражает дисбаланс между рабочей силой
и другими производственными факторами.
Она связана с уменьшением объемов производства,
реконструкцией предприятий и проявляется
в низких доходах населения, неполном
использовании профессиональной компетенции
или низкой производительностью труда.
Сверхурочная занятость - временную
занятость на основе трудовых договоров,
рассчитанных на определенный срок, в
том числе сезонная, поденная работа, работа
по контракту, временные общественные
работы и другие.
- занятость в течение неполного
рабочего дня или неполной рабочей недели;
- чередование на рабочем
месте (распределение рабочего места
в течение рабочей смены нормальной
продолжительности между двумя
и более работниками).
Случайная занятость - подразумевает
выполнение отдельных, разовых работ при
отсутствии постоянного места работы.
Причины, по которым люди выбирают
такую форму занятости, могут быть разные.
Во-первых, выбор разовой занятости может
быть детерминирован личными предпочтениями:
например, желанием располагать большим
свободным временем или приверженностью
к такому образу жизни.
Во-вторых, в случайную занятость
могут идти те, кто не может найти постоянную
работу в силу отсутствия профессионального
опыта, требуемого образования или квалификации.
В этом случае случайная работа приобретает
вынужденный характер. В-третьих, разовые
подработки могут служить хорошим подспорьем
к трудовым доходам от основной работы.
Случайная занятость сопряжена
со многими рисками, как для работника,
так и для заказчика. Непривлекательность
случайной работы для того, кто ее выполняет,
может выражаться в нестабильных и низких
заработках, отсутствии социальных гарантий,
нулевом карьерном росте и т.п. Заказчик
не застрахован от некачественной работы,
издержек обучения, трудностей с правоохранительными
органами и т.д.
Как и любое экономическое явление,
безработица не может рассматриваться
односторонне. Она может быть и злом, и
благом - все зависит от меры данного явления
и конкретных обстоятельств. Рассмотрим
безработицу как благо. В основе такой
оценки может лежать только умеренная
безработица.
Во-первых, с экономической
точки зрения безработица представляет
собой резерв незанятой рабочей силы,
который всегда можно задействовать, например,
при структурной перестройке или сезонном
колебании спроса на рабочую силу. Если
представить себе ситуацию, при которой
существует абсолютно полная занятость,
то тогда возникают проблемы обеспечения
рабочей силой новых рабочих мест. Инвестиционные
процессы начинают тормозиться, что может
даже оказать негативное влияние на общую
эффективность развития экономики страны.
Во-вторых, с психологической
точки зрения умеренная безработица повышает
дисциплину труда. Здесь действует такой
стимул, как риск потери работы. Это заставляет
сотрудника не только вовремя и в надлежащем
виде приходить на свое рабочее место,
но и добровольно трудиться, выдавая высококачественную
продукцию.
В-третьих, с демографической
точки зрения умеренная безработица может
содействовать оптимизации структуры
занятости по половозрастному признаку.
Если, например, в тот или иной период в
структуре занятых преобладает женский
труд, то это может сказаться не только
на воспитании подрастающего поколения,
но и на самой рождаемости. В этом случае
умеренная безработица, вбирая в себя,
прежде всего женщин, может внести коррективы
в структуру занятости и тем самым способствовать
решению демографических проблем о стране.
В-четвертых, с политической
точки зрения умеренная безработица способствует
предпринимательской деятельности, охлаждая
пыл наемных работников и профсоюзов,
которые выдвигают непомерно высокие
требования в области улучшения условий
труда.
Итак, умеренная безработица
(в пределах 3-5% общего количества дееспособного
населения) является благом. Но как только
она начинает переходить за этот уровень,
т.е. 5%-ый предел, начинают все отчетливее
проявляться отрицательные стороны безработицы,
которые прежде были лишь в потенции.
Во-первых, безработица снижает
экономический потенциал общества за
счет его недоиспользования. Это ведет
к следующим потерям:
к снижению объема (по сравнению
с возможным) ВНП;
падению покупательского спроса;
сокращению сбережений;
торможению инвестиционного
процесса:
снижению предложения;
спаду производства.
Безработица также приводит
к потере квалификации высвободившихся
работников и, как следствие, к устойчивому
снижению производительности их труда.
Исследования показали, что даже после
двух - трехмесячного перерыва работник
выходит на прежнюю производительность
труда примерно через 6-7 месяцев.
Во-вторых, с социальной точки
зрения безработица содействует криминализации
общества.
В-третьих, с безработицей связывается
ухудшение психического здоровья нации.
Медики утверждают, что отрицательная
реакция, полученная при извещении об
увольнении, по-своему воздействию на
психику человека.
В-четвертых, безработица может
усиливать политическую нестабильность
общества, способствуя возникновению
социальных катаклизмов.
Характерные черты безработицы
в России.
Общие положения теории занятости,
рынка труда и безработицы вполне применимы
и к анализу современной безработицы в
России. Однако модель безработицы, характерная
для стран с развитой рыночной экономикой,
не может быть механически перенесена
на Россию, осуществляющую переход от
командно-административной системы к
рыночной экономике и демократическому
общественному устройству. До недавнего
времени безработица в России не являлась
объектом научного познания на протяжении
длительного периода в истории СССР, начиная
с 30-х годов, безработица считалась как
бы не существующей. Она признавалась
явлением, присущим лишь «загнивающей»
капиталистической экономике, поэтому
безработица изучалась в курсе политической
экономики и капитализма. Согласно марксистской
доктрине, безработица возникла как результат
действия всеобщего закона капиталистического
накопления и приводила к всеобщему обнищанию
трудящихся – относительному и абсолютному.
В действительности определенные формы
безработицы наблюдались и в советском
обществе в условиях господства общественной
собственности и централизованного управления
экономикой.
Одной из характерных черт регистрации
в России безработицы является тревожный
факт роста ее продолжительности. Самой
безработной категорией в наше время оказалась
молодежь. Массовая безработица среди
молодежи, в силу специфики, не устоявшейся
еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных
специалистов, юношеского максимализма
и реактивности, является глубокой проблемой.