Рынок труда и его характерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:27, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;
- проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;
- выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России, а также найти пути решения этих проблем.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Рынок труда (2).docx

— 873.76 Кб (Скачать файл)

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

  • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
  • создание государственной службы занятости населения.

С позиции регулирования общих правил и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства государство должно:

  • контролировать соблюдение Госстандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
  • поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии с затратами на воспроизводство рабочей силы и рекомендациями международной организации труда;
  • обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим политику государства и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития РФ.

В странах с развитой рыночной экономикой существует система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений - социальное партнерство. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение, социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли, региона, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое участвует в них непосредственно или опосредованно. Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.

Еще одной силой, оказывающей влияние на рынок труда, являются профсоюзы. Функции, выполняемые профсоюзами, могут быть подразделены на следующие группы:

  • обеспечение социальной защиты экономических и социальных интересов наемных работников в процессе труда, т.е. возможности участия работников в производственном процессе на максимально выгодных условиях.
  • социальная защита интересов наемных работников вне производства.

На международном уровне вопросами регулирования трудовых отношений занимается МОТ (Международная организация труда). Она была создана в1919 году. Целью МОТ является установление и сохранение социального мира и регулирование социально-трудовых отношений, защита прав человека. Каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей.

Основными программными задачами МОТ являются:

  • обеспечение для наемных работников полной занятости и повышение жизненного уровня;
  • занятости трудящихся на работах, где они могут получить удовлетворение и проявить свое мастерство;
  • гарантии обучения и перемещения рабочих, включая миграцию;
  • возможности справедливого распределения и оплаты труда;
  • реализации права на коллективные переговоры;
  • расширения системы соцобеспечения;
  • охраны труда;
  • защиты благосостояния детей и матерей;
  • необходимого питания и жилищ;
  • равных возможностей в области общего и профессионального образования.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Пути решения проблем рынка труда в России

Основная проблема российского рынка труда, по мнению многих специалистов, кроется не в уровне безработицы, а в недостаточном количестве квалифицированных кадров. Причиной такой ситуации является недостаточно эффективная система образования, а также непростая демографическая ситуация, сложившаяся в нашей стране. При достаточно низкой рождаемости наблюдается высокая смертность. Кроме того, число людей пенсионного возраста с каждым годом возрастает: в настоящее время в России насчитывается около 41 млн. пенсионеров. Поэтому, в первую очередь, необходимо проведение ряда мероприятий, которые будут направлены на увеличение производительности труда.

Российский рынок плохо организован. Отсутствует адекватная инфраструктура, призванная:

  • подготовить работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;
  • осуществлять привентивную работу по содействию занятости для  предотвращения "перегрева" свободного рынка труда;
  • координировать деятельность властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей;
  • отсутствует достаточная по степени охвата и качеству показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда.

Рынок труда в России еще до сих пор функционирует в условиях независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

В формировании трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций:

  • существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности;
  • неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения;
  • увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения;
  • нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России;
  • низкий уровень социального развития и уровня жизни населения.

Состоявшаяся трансформация и наблюдаемая интенсификация современных процессов в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.

Развитие рыночных отношений в сфере занятости заметно тормозится атрофированной к восприятию рынка психологией общества, устаревшими мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики. Тем не менее реформирование в системе занятости находится в процессе - формируется российская модель рынка труда, учитывая историко-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики. Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Основная нагрузка работы с населением по поводу занятости выполняется региональными службами занятости. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, воспринимающего на себя функции регулирования. Соответственно и система управления рынком труда формируется и нуждается в укреплении прежде всего на региональном уровне.

Реализация синтезированной модели рынка труда предполагает также включение в число приоритетов политики занятости создание его инфраструктуры, адекватной складывающимся рыночным отношениям. В наиболее общем виде ее можно определить как совокупность учреждений и институтов содействия занятости в единстве с нормативно-правовой средой их деятельности, которые призваны в совокупности обеспечить наиболее эффективным путем эффективность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права на труд и социальную защиту. Создание инфраструктуры рынка труда - необходимое условие формирования новой культуры трудовых отношений, отвечающих специфике рыночной системы хозяйства .

Учитывая сложность ситуации на рынке труда большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся. Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста. Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи. Лица пенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности не хочет идти.

Информация о работе Рынок труда и его характерные особенности