Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:04, дипломная работа
Требования маркетинга касаются не только качества производимого товара, соответствия его запросам потребителей и правильного установления цены на него. Необходимо еще определенным образом довести этот товар до конечных потребителей и обеспечить его доступность целевому рынку. Для эффективной реализации произведенных товаров предприятие должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, доведение товаров до потребителей, их продажу и организацию эффективного потребления .
Важность формирования сбытовой политики определяется следующими обстоятельствами:
♦ в сфере сбыта окончательно определяется результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства, удовлетворение требований потребителей и получение прибыли;
♦ именно во время сбыта наиболее эффективно происходит выявление вкусов и предпочтений потребителей.
♦ принятие риска
(несение ответственности —
Важнейшими характеристиками каналов сбыта являются их длина и ширина. Длина канала сбыта определяется числом его уровней (промежуточных звеньев между производителем и потребителем). При этом как уровень канала сбыта рассматривается любой посредник, выполняющий ту или иную функцию по «приближению» товара и права собственности на него от производителя к конечному потребителю. Выделяется несколько вариантов каналов сбыта с разной длиной:
- канал нулевого уровня (прямой сбыт) имеет место в случаях, когда производитель товаров сам вступает в непосредственные отношения с покупателями, не прибегая к услугам посредников;
- одноуровневый канал предполагает наличие одного посредника, в качестве которого чаще всего выступает розничный торговец, реализующий товар непосредственному потребителю;
- двухуровневый канал характеризуется наличием двух независимых посредников: оптового и розничного торговцев;
- трехуровневый канал допускает наличие между производителем и потребителем трех посредников, чаще всего двух оптовых и одного розничного торговцев.
Каналы сбыта с большим числом уровней используются значительно реже, так как они не позволяют производителю осуществлять эффективное управление ими и контролировать свой комплекс маркетинга.
1.2 Организационные формы оптовой и розничной торговли
Эффективное функционирование каналов сбыта во многих случаях не может быть обеспечено без участия оптовой торговли — деятельности по продаже товаров для их дальнейшей перепродажи или производственного использования. Функции оптовой торговли может выполнять как сам производитель, так и оптовый посредник. По отношению к розничным торговцам их функции таковы:
♦ оценка потребностей и спроса;
♦ преобразование производственного ассортимента в торговый;
♦ накопление и хранение товарных запасов;
♦ доставка товаров;
♦ кредитование;
♦ информационное и консалтинговое обслуживание. Функции оптовых посредников по отношению к производителям товаров состоят:
♦ в концентрации коммерческой деятельности;
♦ поддержке процесса перехода прав собственности на товар;
♦ инвестиционном обеспечении процесса товародвижения;
♦ минимизации коммерческого риска;
♦ маркетинговом обслуживании.
Содержание, объем и характер выполняемых оптовыми посредниками функций в значительной мере определяются их типом. В соответствии с данным критерием выделяют:
♦ предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле и осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с приобретением права собственности на товар (независимые оптовые торговцы или оптовики с полным циклом обслуживания);
♦ посреднические оптовые структуры, не приобретающие права собственности на товар (дистрибьюторы или оптовики с ограниченным циклом обслуживания);
♦ организаторы оптового оборота (товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки), являющиеся важным элементом инфраструктуры оптовой торговли, но не выступающие в качестве ее субъектов. Их основной задачей является создание условий для организации оптовой торговли.
Экономическая целесообразность функционирования того или иного вида предприятия, осуществляющего оптовую торговую деятельность, определяется, в первую очередь, организационно-функциональной структурой оптовой торговли. В соответствии с ней оптовые предприятия можно разделить:
♦ по товарной специализации — на универсальные с неограниченным ассортиментом товаров и специализированные, имеющие ассортимент определенной товарной группы (одежда, обувь, товары культурно-бытового назначения, хозяйственные товары, бакалея, мясомолочные товары, рыбопродукты, плодоовощная продукция и т.д.);
♦ по принадлежности — на предприятия, находящиеся в ведении министерств, объединений, концернов, отдельных производителей; предприятия потребительской кооперации; независимые оптовые предприятия и объединения;
♦ по территориальному охвату обслуживаемых рынков — на общенациональные и региональные (в том числе внутрирегиональные);
♦ по форме собственности — на государственные и частные;
♦ по функциональной направленности (месту и роли в процессе товародвижения) — на оптово-сбытовые (выходные) базы производителей, торгово-закупочные базы, оптово-розничные объединения, торговые дома, магазины-склады по оптовой торговле.
Процесс обращения
товаров завершается в рознично
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, таковы:
♦ изучение спроса на товары и их рыночного предложения;
♦ формирование торгового ассортимента;
♦ организация товародвижения;
♦ формирование товарных запасов и поддержание их на необходимом уровне;
♦ осуществление
торгово-технологических
♦ формирование спроса и стимулирование сбыта на реализуемые товары;
♦ продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
♦ оказание покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара.
Ведущая роль в обслуживании покупателей принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. Магазины составляют примерно 90 % предприятий розничной торговли.
2. АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП ВКК «ВИТЬБА»
Коммунальное унитарное производственное предприятие Витебский кондитерский комбинат "Витьба" относится к ПО "Витебскпищепром" Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь. Форма собственности - государственная коммунальная. Основным профилем хозяйственной деятельности является производство. Производственно-экономическую деятельность комбинат начал в августе 1991 года. Сегодня КУПВКК «Витьба» одно из лучших, предприятий Беларуси по механизации и автоматизации рабочих процессов, качестве продукции, производительности труда и культуре производства – Коммунальное унитарное производственное предприятие Витебский кондитерский комбинат "Витьба".
КУПВКК «Витьба» основан в ноябре 1989 года, когда на территории в 10,5 га было начато строительство первого корпуса – цеха сухих завтраков. В июне 1991 года был закончен монтаж линии по выпуску сухих завтраков английской фирмы АРV «Baker».
Одновременно с возведением корпуса цеха первой линии строились и другие объекты: склады для сырья и комплектующих, готовой продукции и тары, здания трансформаторной подстанции, газораспределительного и центрального теплопунктов, бурили и обустраивали артезианскую скважину, прокладывали подземные коммуникации.
Вторая очередь комбината была введена в строй 22 сентября 1995 года. Она была оснащена линией по производству вафельных батончиков в шоколадной глазури, мощностью 750 тонн в год, приобретенной в 1995 году у фирмы "ФРАНЦ ХААС ВАФФЕЛЬМАШИНЕН" за счет кредита, предоставленного Белвнешэкономбанком. Основой цеха стали три технологические линии по производству вафельных батончиков "Витьба", "Вита", "Витоша", тортов и вафельных трубочек.
Кроме кондитерского цеха на предприятии построили склады для сырья, административно-бытовой корпус, пробурили вторую артезианскую скважину.
С целью снижения себестоимости продукции в 1996 году на комбинате организованно собственное производство шоколадной глазури, для чего было приобретено технологическое оборудование у английской фирмы "ЛАДКО" (раньше приходилось доставлять глазурь из России), а также была построена и введена в эксплуатацию котельная на природном газе.
В течении всего 1994 года прорабатывался проект оснащения оборудованием 3-ей очереди комбината по производству вафель улучшенного качества, комплектной технологической линии по производству вафельной продукции улучшенного качества, мощностью 2500 тонн в год, не имеющий аналогов в республике.
В 1998 году внедрен программный комплекс «Галактика», позволивший автоматизировать бухгалтерский учёт, управление снабжением и сбытом готовой продукции, обеспечить оперативный анализ производственно-хозяйственной деятельности комбината.
В марте 2006 года в вафельном цехе введена в эксплуатацию линия по выпуску вафельных рулетиков производства австрийской фирмы. Производительность линии составляет 100 кг/час.
Комбинат является самостоятельным хозяйственным субъектом, состоящим на полном хозрасчете, имеет основные и оборотные средства, закрепленные за ним собственником на правах полного хозяйственного ведения.
Стоимость основных фондов составляет 53 524 030 500 руб. ( по состоянию на 01.10.09 г.), годовой оборот на 10 млн. долларов США. Перечень стран, в которые поставляется продукция комбината: Республика Беларусь, страны Балтии (Эстония, Литва), Польша, в том числе продукция поставляется на экспорт в страны ближнего зарубежья: Россия, Молдова.
Конкурентами на рынке кондитерских изделий КУП ВКК “Витьба” являются ОАО ”Спартак” (Гомель), ОАО “Коммунарка” (Минск), ОАО “Конфа” (Молодечно).
Контроль качества поступающего сырья и готовой продукции обеспечивается производственной лабораторией комбината в соответствии со схемой лабораторного контроля, согласованной по показателям безопасности с главным государственным врачом г. Витебска и Витебского района. Лабораторией комбината, оснащённой современными средствами измерения и испытательным оборудованием, проводятся испытания продукции по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям, а также по показателям радиационной безопасности.
В 2001 году КУПВКК «Витьба» сертифицировалось по системе ИСО – 9001. Стандарты ИСО серии 9001 находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика. В настоящее время система менеджмента качества комбината сертифицирована на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001 в Национальной системе подтверждения соответствия РБ и DIN EN ISO 9001: 2000 в Немецкой системе аккредитации.
Численность работников комбината (по состоянию на 01.10.08 года) составляет 1025 человек, в том числе инженерно-технический персонал – 191 человек. На предприятии действует линейно-функциональная структура управления, которая представлена на схеме (Приложение А). Возглавляет предприятие директор, которому непосредственно подчиняются главный инженер, зам. директора по коммерческим вопросам, зам. директора по общим вопросам, зам. директора по идеологическим вопросам, главный бухгалтер. Главный инженер руководит третьим уровнем структуры, который включает: отделы главного технолога, энергетика, механика, бюро управления качеством, производственную лабораторию, отдел автоматизированных систем управления и метрологии, цех сухих завтраков, вафельный цех, кондитерский цех, ведущий инженер по охране труда. Отделы сбыта, материально-технического снабжения, маркетинга, по организации региональных представительств возглавляет зам. директора по коммерческим вопросам. Зам. директора по общим вопросам организует работу службы безопасности, буфета, транспортного цеха, ремонтно-строительного участка. На предприятии функционируют отдел бухучета и отчетности, экономический отдел, отдел кадров, юридическая группа.Производство на предприятии – это три цеха: вафельный, кондитерский и цех сухих завтраков. Во главе каждого цеха стоит начальник. У него в подчинении находится мастер смены.
На КУП ВКК «Витьба» используется высокотехнологичное оборудование английских фирм для производства сухих завтраков и "ЛАДКО" для производства шоколадной глазури, австрийской "ФРАНЦ ХААС ВАФЕЛЬМАШИНЕН" для производства вафель и чешской фирмы "ОЛМОС" для производства печенья. Эти поточно-механизированные линии не имеют аналогов в Республике Беларусь, что позволяет выпускать изделия высокого качества. Все линии компьютеризированы и производится автоматический контроль качества продукции.
Предприятие работает в три смены. Это связано с непрерывным процессом производства и спросом на продукцию. Оборудование часто работает на пределе своих возможностей, в связи с этим можно отметить ускоренный износ оборудования. Особенно это характерно для цеха сухих завтраков. Технологическая структура производства (цеха) представлена в (Приложении Б).