Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
* Методы ГРЭ - сочетание административного, нормативно-правового и экономического регулирования.
*Следует учесть: имеются объекты обязательного
административного регулирования:
-Монополии всех типов,
-Загрязнение окружающей среды,
-Нормативные требования к технике и технологиям,
-Выработка и контроль гос.
- Авиационные и прочие
технические регламенты;
-Нетаможенное регулирование
Денежная масса и денежное
обращение, валютное
Осуществляется переход от стихийно- рыночного беспредела к государственному регулированию по французской модели Франсуа Перу - ставка на доминирующие единицы = крупные «холдингкомпани», госкорпорации типа «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», «Банк развития»…, иные государственные структуры, а также на государственное финансирование инвестиций в инфраструктуру, ОПК, АПК, Транспорт, управление инновационными процессами и др.
Осуществляется переход от стихийно- рыночного беспредела к государственному регулированию по французской модели Франсуа Перу - ставка на доминирующие единицы = крупные «холдингкомпани», госкорпорации типа «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», «Банк развития»…, иные государственные структуры, а также на государственное финансирование инвестиций в инфраструктуру, ОПК, АПК, Транспорт, управление инновационными процессами и др.
Понятие «регион» - это часть территории страны, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных условий проживания населения.
Примечание: регион может не совпадать
с административно-
* Региональные различия в РФ колоссальны, при этом в 90-е годы они катастрофически усугублялись, формировался эффект «мины замедленного действия».
В 2010 г. наиболее бедные регионы (Ингушетия, Дагестан, Тыва) имеют ВВП на душу населения в 44-46 раз меньше, чем наиболее богатые (Москва, ЯНАО, ХМАО, Тюменская область).
Среднемесячная начисленная зарплата у этих субъектов разнится до 5,6 раз (данные на осень 2011г.).
*Рыночная экономика не имеет достаточных, тем более быстрых, механизмов социально-экономического выравнивания регионов (это- одно из («фиаско» рынка). Без активного ГРРР проблемы только углубляются.
Взгляды по данному вопросу: классическая школа - рынок постепенно все выровняет, государственное вмешательство должно быть минимальным;
-теория кумулятивного роста регионов: требуется активная государственная политика: а) адаптивный = мягкий приспособительный
б) радикальный курс = комплексное регулируемое лечение.
-----------------
Понятие «сущность региональной политики» - это система целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим, правовым и культурным развитием, включая выравнивание, регионов страны на основе выработанного механизма их достижения.
Основные цели (соответственно, направления) ГРРР:
- обеспечение
действия единой нормативно-
- выравнивание условий для стабильного экономического роста;
- обеспечение самодостаточного уровня и качества социально-экономического развития каждого региона страны;
- ускоренное
развитие депрессивных
- постепенное
достижение бюджетной
- правовая
и методическая
……………………………………..
Подцели и задачи диктуются конкретной ситуацией в регионе. Так, ими могут быть: обеспечение трудовой занятости населения, достижение минимальных, или же нормальных стандартов благосостояния, обеспечение инвестиционной деятельности, решение острых экологических проблем и. т.д.
Примечание: с этой целью формируется и контролируется «типологизация регионов»= по общности их главных проблем.
Механизм ГРРР - система правового порядка выработки региональной политики ответственными органами власти (управления) и принятого комплекса мер, способов, методов, инструментов ее осуществления.
*Условия и субъекты механизма ГРРР:
Нормативно-правовое
*Субъекты = все три уровня власти и управления при ведущей роли федерального центра. Непосредственно рабочий орган - Минрегионразвития РФ и администрации Субъектов РФ и МО.
------------------------------
Преамбула: Опыт Евросоюза
В Евросоюзе принят документ (в окончательной редакции 10-11 мая 1999 г. в г. Потсдаме) под названием "Европейская перспектива пространственного развития" (ESDP).
Главной целью этого документа, а также принятых позднее "Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития европейского континента" (Ганновер, 7-8 сентября 2000г.) является совместное достижение сбалансированного и устойчивого развития. При этом “устойчивое развитие охватывает не только экологически сообразное экономическое развитие, сохраняющее существующие ресурсы для использования будущими поколениями, но также включает и сбалансированное пространственное развитие”.
Это подразумевает,
в частности, урегулирование со
Евросоюз сформировал (институциировал) специальный орган под названием Комитет министров пространственного развития стран-членов Евросоюза.
Этот Комитет рекомендовал "Основополагающие принципы…” национальным и региональным властям в качестве политического и методического основания для национального регионального планирования и мер пространственного развития. В этих целях предложено создавать органы планирования в составе местных властей отдельных городов и сообществ для координации по властной вертикали и горизонтали, а также с местным населением, принимаемых мер и порядка их выполнения.
------------------------
С учетом Европейского опыта постепенно выстраиваются и механизмы государственного регионального управления в России.
*Правовой и организационный порядок взаимодействия субъектов всех уровней власти при инициировании, разработке и реализации региональной политики:
Основа механизма - Концептуальная схема организации стратегического планирования и управления экономикой региона в РФ выглядит следующим образом:
Содержание этой схемы очень созвучно пункту 77 указанного выше документа Евросоюза - "Европейская перспектива пространственного развития: "Сотрудничество между различными административными уровнями должно быть организовано таким способом, который позволяет местным и региональным властям приспособить свои решения планирования к мерам более высокого уровня, в то время как национальные власти, в свою очередь, приспосабливают свои решения к местному масштабу и проводимым на местах планам и проектам (принцип взаимности)".
В настоящее время фактически все субъекты федерации и федеральные округа имеют свои утвержденные Стратегии развития. В некоторых регионах, как например в Липецкой области, такие Стра -тегии имеют даже все Муниципальные образования.
Примечание: 1. Постановлением правительства РФ от 14.11.2007г. №779 утверждено положение «О правительственной комиссии по оценке результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти». На нее возложен весь комплекс вопросов по утверждению ФЦП, анализу процессов их реализации, отчетности, коррекции, текущего контроля. Ее решения обязательны к исполнению федеральными органами и рекомендательны для региональных органов.
2. Указом Президента РФ Д.Медведева "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ" от 28 марта 2011 г. №352 предписано: всем руководителям федеральных органов власти, а также высшим должностным лицам субъектов РФ отчитываться об исполнении поручений и указаний в письменном виде в форме доклада.
--------------------------
Практикуемые в РФ Методы, Способы, формы, инструменты постановки и решения задач ГРРР:
*Нормативно-правовое
* Скользящее прогнозирование и мониторинг регионов;
* Планирование и принятие концепций, стратегий и программ (ФЦП, РЦП, иных проектов (с 2010 года вводится система стратегического планирования по федеральным округам с отбором соответствующих инвестпроектов под управлением Минрегионразвития РФ;
* Принятие отдельных административно-экономических
мер по
*Система межбюджетных
* Оперативные Договорные решения и меры;
*Отбор и финансирование
*Использование средств Инвести
* Совместное создание ОЭЗ, наукоградов, технопарков;
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"