Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Файлы: 1 файл

Ответы ГРЭ.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)

 

            * Методы ГРЭ -  сочетание административного, нормативно-правового и экономического регулирования.

 

             *Следует  учесть: имеются объекты обязательного                

административного регулирования:

                       -Монополии всех типов,

                       -Загрязнение окружающей среды,

                       -Нормативные требования к технике и технологиям,

                       -Выработка и контроль гос.стандартов  качества и иных                         параметров продукции,

                       - Авиационные и прочие транспортные  правила,                          

технические регламенты;

                       -Нетаможенное регулирование внешнеэкономической                          деятельности;

                        Денежная масса и денежное  обращение, валютное                         регулирование  и др.

 

 

Осуществляется переход от стихийно- рыночного беспредела к  государственному регулированию по французской модели Франсуа Перу  -  ставка на доминирующие единицы = крупные «холдингкомпани», госкорпорации типа «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», «Банк  развития»…, иные  государственные структуры, а также на государственное финансирование инвестиций в инфраструктуру, ОПК, АПК, Транспорт, управление инновационными процессами и др.

 

    1. Историческая тенденция: усиление, ослабление или           неизменность роли государства в регулировании рыночной      экономики (мнение студента).

 

Осуществляется  переход от стихийно- рыночного беспредела к  государственному регулированию по французской модели Франсуа Перу  -  ставка на доминирующие единицы = крупные «холдингкомпани», госкорпорации типа «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», «Банк  развития»…, иные  государственные структуры, а также на государственное финансирование инвестиций в инфраструктуру, ОПК, АПК, Транспорт, управление инновационными процессами и др.

 

 

 

    1. Регион как объект государственного регулирования:      необходимость и содержание. Направления совершенствования.

 

               Понятие «регион» - это часть территории страны, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных  условий проживания населения.

              Примечание: регион может не совпадать  с административно-территориальным  делением страны.

          * Региональные различия в РФ колоссальны, при этом в 90-е годы они катастрофически усугублялись, формировался эффект «мины замедленного действия».

           В  2010 г.  наиболее  бедные  регионы  (Ингушетия, Дагестан,  Тыва) имеют  ВВП  на  душу  населения   в 44-46  раз   меньше,  чем наиболее  богатые (Москва,  ЯНАО,  ХМАО, Тюменская  область).

            Среднемесячная начисленная  зарплата  у этих  субъектов разнится  до  5,6  раз  (данные на  осень 2011г.).  

 

            *Рыночная экономика не имеет достаточных, тем более быстрых, механизмов социально-экономического выравнивания регионов (это- одно из («фиаско» рынка).  Без активного ГРРР проблемы только углубляются.

              Взгляды по данному вопросу: классическая школа - рынок постепенно все выровняет, государственное вмешательство должно быть минимальным;  

               -теория кумулятивного роста   регионов: требуется активная государственная политика: а) адаптивный = мягкий приспособительный

                б) радикальный курс  = комплексное  регулируемое лечение.

              -----------------

            Понятие «сущность региональной политики» - это система целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим, правовым и культурным развитием, включая выравнивание,  регионов страны на основе выработанного механизма их достижения.

                  Основные цели  (соответственно, направления) ГРРР:     

- обеспечение  действия единой нормативно-правовой  базы, в том числе для формирования единого экономического пространства;

     -  выравнивание  условий для стабильного  экономического роста;

     - обеспечение самодостаточного уровня и качества социально-экономического развития каждого региона страны;

    - ускоренное  развитие депрессивных регионов  и подтягивание к уровню средних;

    - постепенное  достижение бюджетной самодостаточности  (самостоятельности) региона и его муниципальных образований;

    - правовая  и методическая разработанность  единого порядка взаимодействия  всех уровней власти по достижению целей и задач.

                            ……………………………………..

        Подцели и задачи диктуются конкретной ситуацией в регионе. Так, ими могут быть: обеспечение трудовой занятости населения, достижение минимальных, или же нормальных стандартов благосостояния,  обеспечение инвестиционной деятельности, решение острых экологических проблем и. т.д.

          Примечание: с этой целью  формируется и контролируется «типологизация регионов»= по общности их главных проблем.

 

 

 

    1. Правовые основы и содержание механизма государственного    регулирования   регионального развития.

 

Механизм ГРРР - система правового  порядка выработки региональной политики ответственными органами власти  (управления) и принятого комплекса мер, способов, методов, инструментов ее  осуществления.

 

          *Условия и субъекты  механизма ГРРР:

            Нормативно-правовое обеспечение.  В частности, Конституция РФ, федеративные договоры с субъектами РФ, Федеральные  законы «Об основах государственного регулирования  регионального развития в РФ», «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий» и др. правовые акты.

           *Субъекты = все три уровня  власти и управления при ведущей роли федерального центра. Непосредственно рабочий орган - Минрегионразвития РФ  и администрации Субъектов  РФ и МО.

 

                     ---------------------------------------------------------

               Преамбула:   Опыт  Евросоюза

 

В Евросоюзе   принят  документ (в  окончательной  редакции  10-11 мая 1999 г. в  г. Потсдаме)  под  названием  "Европейская  перспектива  пространственного  развития" (ESDP). 

 

Главной  целью  этого  документа,  а  также  принятых  позднее  "Основополагающих  принципов  устойчивого пространственного развития европейского континента" (Ганновер, 7-8 сентября 2000г.) является  совместное  достижение  сбалансированного и устойчивого развития. При этом  “устойчивое развитие охватывает не только экологически сообразное экономическое развитие, сохраняющее существующие ресурсы для использования будущими поколениями, но также включает и сбалансированное пространственное развитие”.

 Это подразумевает,  в частности, урегулирование социальных и экономических требований по пространственному развитию с экологическими и культурными функциями территории.  Под пространственным развитием  здесь  понимается  не  что  иное,  как  комплексное   решение  проблем  территориального  развития   с  учетом   природно-климатических,  культурных,  этнических,   инфраструктурных  и   прочих  особенностей  расположения  и  жизнедеятельности   административно-территориальных   образований.

 

Евросоюз   сформировал  (институциировал)   специальный  орган  под  названием  Комитет  министров  пространственного  развития  стран-членов Евросоюза.

             Этот  Комитет   рекомендовал "Основополагающие принципы…” национальным и региональным властям в качестве  политического  и  методического основания для национального регионального планирования и мер пространственного развития.  В  этих  целях  предложено  создавать  органы планирования в составе местных властей отдельных городов и сообществ  для координации по властной  вертикали и горизонтали,  а   также  с местным  населением,  принимаемых  мер и порядка  их  выполнения.

             ------------------------

              С  учетом  Европейского  опыта   постепенно  выстраиваются  и   механизмы   государственного   регионального   управления  в   России.

 

            *Правовой и организационный порядок взаимодействия субъектов  всех  уровней  власти при инициировании, разработке и реализации региональной политики:

 

 Основа  механизма - Концептуальная  схема организации  стратегического планирования  и  управления  экономикой  региона  в  РФ  выглядит следующим образом:  

                                        

                                                                                                             


 


 



 


 

  


 



 



 

     


 


 


     

         


 

 

Содержание  этой  схемы  очень  созвучно  пункту 77  указанного  выше документа  Евросоюза -  "Европейская  перспектива  пространственного  развития:  "Сотрудничество между различными административными уровнями  должно быть организовано таким способом, который позволяет местным и региональным властям приспособить свои решения планирования к мерам более высокого уровня, в то время как национальные власти, в свою очередь, приспосабливают свои решения к местному масштабу и проводимым на местах планам и проектам (принцип взаимности)".

         

          В  настоящее   время  фактически  все  субъекты  федерации   и федеральные  округа  имеют  свои  утвержденные   Стратегии   развития.  В некоторых   регионах,   как  например  в  Липецкой  области,  такие Стра -тегии  имеют   даже  все   Муниципальные  образования.

 

           Примечание: 1. Постановлением правительства РФ от 14.11.2007г. №779 утверждено положение «О правительственной комиссии по оценке результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти». На нее возложен весь комплекс вопросов по утверждению ФЦП, анализу процессов их реализации, отчетности, коррекции, текущего контроля.  Ее решения обязательны к исполнению федеральными органами и рекомендательны для региональных органов.

 

    2. Указом  Президента  РФ Д.Медведева "О  мерах  по  совершенствованию  организации  исполнения  поручений  и  указаний Президента  РФ" от  28  марта 2011 г.  №352  предписано:  всем  руководителям федеральных  органов  власти,  а также  высшим  должностным  лицам  субъектов  РФ  отчитываться    об исполнении  поручений  и  указаний   в письменном виде  в  форме  доклада.

 

             ---------------------------------------------------------

 

            Практикуемые в  РФ  Методы,  Способы,  формы,  инструменты постановки    и   решения задач ГРРР:

              *Нормативно-правовое обеспечение;

              * Скользящее прогнозирование и  мониторинг регионов;

              * Планирование и принятие концепций,   стратегий  и программ (ФЦП, РЦП, иных проектов (с 2010 года  вводится  система стратегического планирования  по федеральным округам с отбором соответствующих инвестпроектов под  управлением  Минрегионразвития  РФ;

            * Принятие отдельных административно-экономических мер по                   безотлагательным вопросам;

            *Система межбюджетных отношений,  дотирование, субсидирование,  выделение субвенций  и   иное  софинансирование регионов.

            * Оперативные Договорные решения и меры;

            *Отбор  и   финансирование   объектов инфраструктуры в   регионах (мосты, дороги, плотины, гидроэлектростанции и т.д.) через  механизм   адресных  инвестиционных   программ   РФ;

             *Использование средств Инвестиционного фонда РФ для решения проблем ЖКХ, региональной  инфраструктуры  и др.,  в   том  числе путем софинансирования  региональных  инвестпроектов (ведение Минрегионразвития). Принято  постановление  правительства  РФ   от  27  мая 2011г. № 254  "Об утверждении примерного положения о   региональном  инвестиционном  фонде",  предусматривающее   выделение им  субсидий  из  Инвестфонда  РФ;

             * Совместное создание   ОЭЗ,  наукоградов, технопарков;

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"