Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
* Размещение предприятий и др. федеральных объектов, в том числе в составе государственных корпораций, холдингов, а также государственных заказов (стройобъектов, оборонзаказа и др.) в целях развития регионов);
* Совместное формирование
Иные меры………………………………………
Бюджетное финансирование объектов и программ
регионального развития:
Бюджетный
федерализм - это форма бюджетного
устройства , которая учитывает
и согласовывает финансовые интересы
всех субъектов федеративного государства
на основе выстраивания системы межбюджетных
1. Собственные бюджетные средства регионов и муниципальных образований.
2. Традиционные общие формы и источники федерального бюджетного финансирования регионов:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ст. 131 Бюджетного Кодекса РФ);
- субсидии бюджетам субъектов РФ, образующие Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132);
- субвенции бюджетам субъектов РФ, образующие Федеральный фонд компенсаций (ст.133).
Термины: субвенция - безвозвратное выделение средств бюджета на строго целевой основе;
Субсидия - безвозвратное целевое выделение средств бюджета на условиях долевого финансирования расходов;
Дотация - выделение средств бюджета на общее покрытие недостающих средств в региональном бюджете.
3. Особые бюджетные источники: согласно ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено бюджетное финансирование:
- «долгосрочных целевых программ»,
- «ведомственных целевых программ»,
- «федеральной
адресной инвестиционной
- средства «Инвестиционного фонда Российской Федерации». Под ним понимается - «часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства», то есть совместного финансирования из средств госбюджета и средств частных компаний.
** В 2009-2011 годах продолжается финансирование 15 из 21 федеральных инвестпроектов (в 2010 г. на общую сумму 35 млрд. руб. из этого Фонда). Общая их стоимость - более 1 трлн. руб., в том числе за счет средств госбюджета- 290 млрд. рублей.
В 2009-2011 годах финансируется 23 утвержденных Правительством РФ региональных инвестпроектов (только в 2010 г. на сумму в 33,94 млрд. рублей). При этом на 1 рубль бюджетных средств привлекается 3-5 руб. частных инвестиций.
*Набирает силу и масштабы взаимодействия всех уровней власти и частного бизнеса при принятии решений и создании таких инновационно ориентированных структур, как:
- особые экономические зоны, наукограды, технопарки, бизнесинкубаторы, венчурные компании и фонды, технопромзоны, промышленные зоны и округа и т.п. (теперь и программы развития моногородов).
*Примечание: в настоящее время главными по объемам являются: отбор, принятие и реальное финансирование федеральных целевых программ (ФЦП), отраслевых (ведомственных) целевых программ и региональных программ (проектов). Достаточно сказать, что только в 2008 г. в различные инвестиционно-инновационные программы вложено около 1,3 трлн. рублей, включая 950 млрд. руб. из государственного бюджета.
В 2010 году на ФЦП по комплексному соц.-эк. Развитию регионов выделено 118,8 млрд. руб. против 120,6 в 2009 году.
На все ФЦП в 2011 году выделяется 922 млрд. руб. только из федерального бюджета.
-------------------
* В организационно-управленческом плане важное значение имеет - прямое взаимодействие регионов с государственными холдингами и государственными корпорациями при разработке, принятии и реализации ими производственных, инновационных, инфраструктурных и социально-экономических программ. Ведь их предприятия находятся в конкретных регионах и зачастую являются градообразующими и, более того, - системообразующими звеньями социально-экономического развития регионов.
Информация: в регионах также реализуются 3 «нацпроекта» - здравоохранение, образование, доступное жилье.
За 2006-2009 годы на эти нацпроекты израсходовано около 800 млрд. руб. бюджетных средств.
*На 2010-2012 годы планируется на все три программы выделить 1,4 трлн. руб.
По нацпроекту "Здоровье" на 2011 год выделяется 156,8 млрд. руб., на 2012 год - 166,3 млрд. руб., на 2013 год - 176,3 млрд.руб.
К 2013 году будет создано около 1 тыс. центров здоровья, а также 330 травмоцентров вдоль федеральных дорог.
*По нацпроекту и ФЦП "Жилье" за счет государства в стране финансируется 30% строящегося жилья. При этом за 4 года прирост строительства жилья составил 37%.
Новое направление нацпроекта - ресурсо и энергосбережение (в том числе в части стройматериалов, оборудования).
*На нацпроект "Образование" в 2009 г. выделено из Федерального бюджета 33,197 млрд. руб., на 2011 г. предусмотрено 39 млрд. рублей.
*В 2010 году в рамках начавшегося внедрения стратегического планирования по федеральным округам (Сибирском, Приволжском, Дальневосточном) Минрегионразвития РФ были отработаны и утверждены Правительством РФ первые 104 приоритетных инвестпроекта на общую сумму 3,184 трлн. руб., в том числе 550 млрд. руб. (17%) за счет госбюджетных средств.
*Условия и субъекты механизма ГРРР:
Нормативно-правовое
*Субъекты = все три уровня власти и управления при ведущей роли федерального центра. Непосредственно рабочий орган - Минрегионразвития РФ и администрации Субъектов РФ и МО.
Преамбула: Опыт Евросоюза
В Евросоюзе принят документ (в окончательной редакции 10-11 мая 1999 г. в г. Потсдаме) под названием "Европейская перспектива пространственного развития" (ESDP).
Главной целью этого документа, а также принятых позднее "Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития европейского континента" (Ганновер, 7-8 сентября 2000г.) является совместное достижение сбалансированного и устойчивого развития. При этом “устойчивое развитие охватывает не только экологически сообразное экономическое развитие, сохраняющее существующие ресурсы для использования будущими поколениями, но также включает и сбалансированное пространственное развитие”.
Это подразумевает,
в частности, урегулирование
Евросоюз сформировал (институциировал) специальный орган под названием Комитет министров пространственного развития стран-членов Евросоюза.
Этот Комитет рекомендовал "Основополагающие принципы…” национальным и региональным властям в качестве политического и методического основания для национального регионального планирования и мер пространственного развития. В этих целях предложено создавать органы планирования в составе местных властей отдельных городов и сообществ для координации по властной вертикали и горизонтали, а также с местным населением, принимаемых мер и порядка их выполнения.
С учетом Европейского опыта постепенно выстраиваются и механизмы государственного регионального управления в России.
*Правовой и организационный порядок взаимодействия субъектов всех уровней власти при инициировании, разработке и реализации региональной политики:
Основа механизма - Концептуальная схема организации стратегического планирования и управления экономикой региона в РФ выглядит следующим образом:
Содержание этой схемы очень созвучно пункту 77 указанного выше документа Евросоюза - "Европейская перспектива пространственного развития: "Сотрудничество между различными административными уровнями должно быть организовано таким способом, который позволяет местным и региональным властям приспособить свои решения планирования к мерам более высокого уровня, в то время как национальные власти, в свою очередь, приспосабливают свои решения к местному масштабу и проводимым на местах планам и проектам (принцип взаимности)".
В настоящее время фактически все субъекты федерации и федеральные округа имеют свои утвержденные Стратегии развития. В некоторых регионах, как например в Липецкой области, такие Стра -тегии имеют даже все Муниципальные образования.
Примечание: 1. Постановлением правительства РФ от 14.11.2007г. №779 утверждено положение «О правительственной комиссии по оценке результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти». На нее возложен весь комплекс вопросов по утверждению ФЦП, анализу процессов их реализации, отчетности, коррекции, текущего контроля. Ее решения обязательны к исполнению федеральными органами и рекомендательны для региональных органов.
2. Указом Президента РФ Д.Медведева "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ" от 28 марта 2011 г. №352 предписано: всем руководителям федеральных органов власти, а также высшим должностным лицам субъектов РФ отчитываться об исполнении поручений и указаний в письменном виде в форме доклада.
Практикуемые в РФ Методы, Способы, формы, инструменты постановки и решения задач ГРРР:
*Нормативно-правовое
* Скользящее прогнозирование и мониторинг регионов;
* Планирование и принятие концепций, стратегий и программ (ФЦП, РЦП, иных проектов (с 2010 года вводится система стратегического планирования по федеральным округам с отбором соответствующих инвестпроектов под управлением Минрегионразвития РФ;
* Принятие отдельных административно-экономических
мер по
*Система межбюджетных
* Оперативные Договорные решения и меры;
*Отбор и финансирование
*Использование средств Инвестиционного фонда РФ для решения проблем ЖКХ, региональной инфраструктуры и др., в том числе путем софинансирования региональных инвестпроектов (ведение Минрегионразвития). Принято постановление правительства РФ от 27 мая 2011г. № 254 "Об утверждении примерного положения о региональном инвестиционном фонде", предусматривающее выделение им субсидий из Инвестфонда РФ;
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"