Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Файлы: 1 файл

Ответы ГРЭ.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)

             * Размещение предприятий и др.  федеральных объектов, в том числе в составе государственных корпораций, холдингов, а также государственных заказов (стройобъектов, оборонзаказа и др.) в целях развития  регионов);

              * Совместное формирование привлекательного  инвестиционного имиджа региона, использование форм  частно-государственного партнерства (совместного финансирования важных объектов).

              Иные меры……………………………………… 

 

 

 

    1. Государственные органы, формы и методы государственного регулирования регионального развития. Бюджетный федерализм.

 

               Бюджетное  финансирование объектов и  программ             

   регионального  развития:

            Бюджетный  федерализм - это форма бюджетного  устройства ,   которая  учитывает  и согласовывает финансовые  интересы  всех  субъектов федеративного государства на основе выстраивания  системы  межбюджетных   отношений  и   самостоятельного  функционирования  бюджетов  всех уровней  власти в государстве.

 

            1. Собственные бюджетные средства  регионов  и муниципальных  образований.

          2. Традиционные общие формы и источники федерального бюджетного финансирования регионов:

               -  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов  РФ,  образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ст. 131 Бюджетного Кодекса РФ);              

- субсидии бюджетам субъектов РФ, образующие Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132);              

- субвенции бюджетам субъектов РФ, образующие Федеральный фонд  компенсаций (ст.133).

 

 

    Термины:  субвенция - безвозвратное выделение средств бюджета  на  строго  целевой  основе;    

Субсидия - безвозвратное целевое выделение   средств бюджета на  условиях  долевого   финансирования  расходов;   

Дотация - выделение средств бюджета на  общее  покрытие  недостающих  средств  в региональном  бюджете.

   

    3. Особые  бюджетные  источники: согласно ст. 179 Бюджетного  Кодекса РФ предусмотрено бюджетное финансирование:

- «долгосрочных целевых программ»,

- «ведомственных  целевых программ»,

- «федеральной  адресной инвестиционной программы» (инвестиции в объекты капитального строительства по утвержденному  реестру).

-  средства «Инвестиционного фонда Российской Федерации». Под ним понимается - «часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства», то есть совместного  финансирования из средств госбюджета и средств частных компаний.

 

** В 2009-2011 годах  продолжается  финансирование 15 из 21  федеральных  инвестпроектов  (в 2010 г. на  общую сумму 35  млрд. руб. из  этого Фонда).  Общая их   стоимость - более 1 трлн. руб.,  в том числе за  счет  средств госбюджета- 290 млрд. рублей. 

В 2009-2011 годах финансируется 23 утвержденных Правительством РФ региональных   инвестпроектов  (только в 2010 г. на  сумму в 33,94 млрд.  рублей). При этом  на  1 рубль бюджетных средств привлекается  3-5  руб.  частных   инвестиций.

 

           *Набирает  силу  и  масштабы  взаимодействия  всех уровней власти и частного бизнеса при принятии решений и создании  таких инновационно ориентированных  структур, как:

        - особые экономические зоны, наукограды, технопарки, бизнесинкубаторы, венчурные компании и фонды, технопромзоны, промышленные зоны и округа и т.п. (теперь и программы  развития   моногородов).

 

 *Примечание: в настоящее время главными по объемам являются: отбор, принятие и  реальное финансирование федеральных целевых программ (ФЦП), отраслевых (ведомственных) целевых программ и региональных программ (проектов). Достаточно сказать, что только в 2008 г. в различные инвестиционно-инновационные программы вложено около 1,3 трлн. рублей, включая 950 млрд. руб. из государственного бюджета.

          В  2010 году  на  ФЦП  по  комплексному  соц.-эк. Развитию   регионов  выделено  118,8  млрд. руб. против  120,6  в 2009 году.

          На   все  ФЦП  в 2011 году  выделяется  922 млрд. руб.  только  из  федерального  бюджета.

           -------------------       

* В  организационно-управленческом  плане важное  значение  имеет -  прямое взаимодействие регионов с государственными холдингами и государственными корпорациями при разработке,  принятии и реализации ими производственных, инновационных, инфраструктурных и социально-экономических программ. Ведь их предприятия находятся в конкретных регионах и зачастую являются градообразующими и, более того, - системообразующими звеньями  социально-экономического развития регионов.

 

            Информация: в регионах также реализуются  3 «нацпроекта» - здравоохранение, образование, доступное жилье.

     За 2006-2009 годы на эти нацпроекты  израсходовано около 800 млрд. руб.  бюджетных средств.

*На 2010-2012 годы  планируется на  все три программы выделить 1,4 трлн. руб.

 По нацпроекту  "Здоровье"  на 2011 год выделяется 156,8 млрд. руб.,   на 2012  год - 166,3 млрд. руб.,  на  2013 год - 176,3 млрд.руб.

К  2013  году  будет   создано  около  1 тыс. центров  здоровья,  а  также  330  травмоцентров  вдоль  федеральных  дорог.

*По  нацпроекту и ФЦП  "Жилье"  за  счет   государства   в стране    финансируется  30%  строящегося  жилья.  При этом   за  4   года  прирост  строительства  жилья  составил 37%.

 Новое   направление нацпроекта - ресурсо и энергосбережение (в том числе  в части   стройматериалов,  оборудования). 

*На  нацпроект "Образование" в 2009  г. выделено из  Федерального бюджета  33,197 млрд. руб., на 2011 г. предусмотрено 39 млрд. рублей.

 

          *В 2010  году  в  рамках начавшегося  внедрения стратегического  планирования  по  федеральным  округам  (Сибирском,  Приволжском,  Дальневосточном) Минрегионразвития РФ  были  отработаны  и утверждены  Правительством  РФ  первые  104 приоритетных   инвестпроекта  на  общую   сумму 3,184 трлн. руб., в том  числе 550  млрд.  руб. (17%)  за  счет  госбюджетных   средств.

 

 

 

    1. Способы и методы мобилизации финансовых ресурсов для    выполнения программ регионального  развития.

 

          *Условия и субъекты  механизма ГРРР:

            Нормативно-правовое обеспечение.  В частности, Конституция РФ, федеративные договоры с субъектами РФ, Федеральные  законы «Об основах государственного регулирования  регионального развития в РФ», «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий» и др. правовые акты.

           *Субъекты = все три уровня  власти и управления при ведущей роли федерального центра. Непосредственно  рабочий  орган - Минрегионразвития РФ  и администрации Субъектов  РФ и МО.

               Преамбула:   Опыт  Евросоюза

В Евросоюзе   принят  документ (в  окончательной  редакции  10-11 мая 1999 г. в  г. Потсдаме)  под  названием  "Европейская  перспектива  пространственного  развития" (ESDP). 

Главной  целью  этого  документа,  а  также  принятых  позднее  "Основополагающих  принципов  устойчивого пространственного развития европейского континента" (Ганновер, 7-8 сентября 2000г.) является  совместное  достижение  сбалансированного и устойчивого развития. При этом  “устойчивое развитие охватывает не только экологически сообразное экономическое развитие, сохраняющее существующие ресурсы для использования будущими поколениями, но также включает и сбалансированное пространственное развитие”.

 Это подразумевает,  в частности, урегулирование социальных  и экономических требований по  пространственному развитию с  экологическими и культурными функциями территории.  Под пространственным развитием  здесь  понимается  не  что  иное,  как  комплексное   решение  проблем  территориального  развития   с  учетом   природно-климатических,  культурных,  этнических,   инфраструктурных  и   прочих  особенностей  расположения  и жизнедеятельности   административно-территориальных   образований.

Евросоюз   сформировал  (институциировал)   специальный  орган  под  названием  Комитет  министров  пространственного  развития  стран-членов Евросоюза.

             Этот  Комитет   рекомендовал "Основополагающие принципы…” национальным и региональным властям в качестве  политического  и  методического основания для национального регионального планирования и мер пространственного развития.  В  этих  целях предложено  создавать  органы планирования в составе местных властей отдельных городов и сообществ  для координации по властной  вертикали и горизонтали,  а   также с местным населением,  принимаемых мер и порядка их  выполнения.

              С  учетом  Европейского  опыта постепенно  выстраиваются и механизмы   государственного   регионального   управления  в России.

            *Правовой и организационный порядок взаимодействия субъектов  всех  уровней  власти при инициировании, разработке и реализации региональной политики:

Основа  механизма - Концептуальная  схема организации  стратегического планирования  и  управления  экономикой  региона  в  РФ  выглядит следующим образом:  

                                                                                                             


 


 



 


 

  


 



 



 

     


 


 


     

         


 

Содержание  этой  схемы  очень  созвучно  пункту 77  указанного  выше документа  Евросоюза -  "Европейская  перспектива  пространственного  развития:  "Сотрудничество между различными административными уровнями  должно быть организовано таким способом, который позволяет местным и региональным властям приспособить свои решения планирования к мерам более высокого уровня, в то время как национальные власти, в свою очередь, приспосабливают свои решения к местному масштабу и проводимым на местах планам и проектам (принцип взаимности)".

                    В настоящее   время фактически  все субъекты  федерации и федеральные  округа имеют свои  утвержденные   Стратегии   развития.  В некоторых   регионах,   как например  в Липецкой  области,  такие Стра -тегии имеют   даже  все   Муниципальные образования.

           Примечание: 1. Постановлением правительства РФ от 14.11.2007г. №779 утверждено положение «О правительственной комиссии по оценке результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти». На нее возложен весь комплекс вопросов по утверждению ФЦП, анализу процессов их реализации, отчетности, коррекции, текущего контроля.  Ее решения обязательны к исполнению федеральными органами и рекомендательны для региональных органов.

    2. Указом  Президента  РФ Д.Медведева "О  мерах  по  совершенствованию  организации  исполнения  поручений  и  указаний Президента  РФ" от  28  марта 2011 г.  №352  предписано:  всем  руководителям  федеральных  органов  власти,  а также  высшим  должностным  лицам  субъектов  РФ  отчитываться    об исполнении  поручений  и  указаний   в письменном виде  в  форме  доклада.

 

            Практикуемые в  РФ  Методы,  Способы,  формы,  инструменты постановки    и   решения задач ГРРР:

              *Нормативно-правовое обеспечение;

              * Скользящее прогнозирование и  мониторинг регионов;

              * Планирование и принятие концепций,   стратегий  и программ (ФЦП, РЦП, иных проектов (с 2010 года  вводится  система стратегического планирования  по федеральным округам с отбором соответствующих инвестпроектов под  управлением  Минрегионразвития  РФ;

            * Принятие отдельных административно-экономических мер по                   безотлагательным вопросам;

            *Система межбюджетных отношений,  дотирование, субсидирование,  выделение субвенций  и   иное  софинансирование регионов.

            * Оперативные Договорные решения и меры;

            *Отбор  и   финансирование   объектов инфраструктуры в   регионах (мосты, дороги, плотины, гидроэлектростанции и т.д.) через  механизм   адресных  инвестиционных   программ   РФ;

             *Использование средств Инвестиционного фонда РФ для решения проблем ЖКХ, региональной  инфраструктуры  и др.,  в   том  числе путем софинансирования  региональных  инвестпроектов (ведение Минрегионразвития). Принято  постановление  правительства  РФ   от  27  мая 2011г. № 254  "Об  утверждении примерного положения о   региональном  инвестиционном  фонде",  предусматривающее   выделение им  субсидий  из  Инвестфонда  РФ;

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"