Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
В действующей практике государство законодательно определило:
- детальный правовой порядок функционирования фондового рынка и его непосредственный орган регулирования - ФСФР, а в отношении порядка участия в нем кредитных организаций - Банк России;
- правовой порядок функционирования кредитного рынка и его регулятора от имени государства - ЦБ РФ;
- правовой порядок функционирования валютного рынка и орган валютного регулирования и валютного контроля в лице ЦБ РФ.
Очевидно, что ЦБ РФ, являясь главным
органом проведения денежно-
Заключение: финансовый рынок - многоплановая структура- представляет собой эффективный механизм («кровеносную систему») функционирования рыночной экономики и многоцелевой инструмент - сбалансирования товарного и денежного совокупного спроса и предложения; мобилизации свободных финансовых ресурсов разных субъектов и оптимального перераспределения их в качестве инвестиционных ресурсов экономики; повышения экономической активности граждан и юридических лиц; обеспечения устойчивого и сбалансированного роста национальной экономики.
*Пояснение: операции ЦБР по «РЕПО» - покупка ценных бумаг Банком России у коммерческих банков с обязательством обратного выкупа через определенное время по оговоренной цене. Очевидно, что это форма кредитования под залог ценных бумаг, используемая ЦБР в качестве инструмента регулирования денежной массы в обращении.
30.Понятие, структура и эволюция форм собственности.
По вопросу №1:
Вопреки расхожим утверждениям, собственность по своей природе - не вещь, не факт принадлежности вещи человеку, не биологическое присвоение, данное самой природой. Собственность - генетически есть социально-экономическая категория, продукт общественного производства, постоянно воссоздающийся в нем.
Изолированный индивид точно так же не мог бы иметь собственность, как и не мог бы говорить (К. Маркс. - "Из экономических рукописей")!
Генетически собственность
возникает как необходимая
При
этом, сам характер средств производства
диктует, кто (субъект) и как может
их накапливать. Этот же субъект становится
и собственником продуктов
Сущность собственности - это специфическое содержание (в отличие от техно-организационного содержания) экономических отношений людей, конституируемое в процессе хозяйственного и правового оборота объектов в общественном воспроизводстве как объектов присвоения.
Любая экономическая категория - товар, капитал, деньги, зарплата, кооперация труда и др.- имеет двуединое содержание. С одной стороны, - это технико-организационная форма взаимоотношения людей (товар - форма обмена продуктами, зарплата - форма денежной оплаты труда и т.д.) в системе воспроизводства, а с другой, - форма процесса присвоения благ.
Исторически господствовали разные формы собственности (сегодня - капитал), при второстепенной роли иных форм собственности.
Форма собственности - конкретный способ соединения средств производства и непосредственных производителей (К.Маркс).
Замечание: подумайте, чем отличаются друг от друга частные формы собственности на средства производства - трудовая, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая?
**Собственность - сложное по структуре явление. Еще в древнеримском праве была зафиксирована триада категорий = правомочий собственности = пользование, владение, распоряжение. Собственник = тот, кто обладает всеми этими правомочиями одновременно.
*Пользование - это процесс извлечения полезных свойств объекта в целях присвоения их субъектом.
*Владение - фактическое и правовое обладание вещью, позволяющее пользоваться ее на определенных условиях.
*Распоряжение - это монопольное обладание вещью субъектом, позволяющее «определять ее судьбу», то есть отчуждать (продать, подарить …) или использовать до полного износа.
----------------------
Замечание: генетически право всегда вторично, оно лишь фиксирует реальный экономический факт происхождения и собственности и отдельных ее правомочий. Разумеется, существует и механизм обратного воздействия, когда право на обладание вещью возникло и зафиксировано в актах.
В частности, на основе триады правомочий возникли и иные вещные права (разновидности) - хозяйственное ведение, оперативное управление, право бессрочного пользовании землей, сервитуты и др. (см ст. 216 ГК РФ).
31.Виды государственной собственности в Российской федерации и правовой порядок их формирования.
По вопросу №2. Государственная собственность - принадлежность не аппарата, а всего общества, то есть должна управляться в интересах всего общества. Но на практике бюрократия попирает это право, управляя собственностью, прежде всего, в своих интересах.
Государственная собственность объективно необходима, она восполняет пробелы частной собственности и предпринимательства, то есть действует там, где частное предпринимательство по разным причинам недееспособно (см. Фиаско рынка). Отсюда- наличие во всех государствах в среднем не менее 1/3 объектов в госсобственности.
Законодательство РФ
Федеральная государственная собственность находится в ведении РФ (ст.71 Конституции РФ) и управление ею осуществляет Правительство РФ (ст.114). О правомочиях распоряжения ничего не сказано, хотя «распоряжение» и «управление» - очень разные понятия.
*Правительство РФ имеет право делегировать управления объектами собственности на уровень министерств, ведомств, служб (ст. 214 ГК. РФ.).
При этом
значительная часть
Средства госбюджета и иное не закрепленное за указанными юрлицами госимущество составляет имущество государственной казны (ст.214, п.4 ГК РФ).
Правовой порядок разграничения объектов собственности на федеральную и на государственную собственность субъектов Федерации.
1-й акт о разграничении собственности по трем уровням власти:
Постановление ВС РСФСР от 27 дек. 1991г. №3020-1 определило основные принципы раздела собственности бывшего СССР.
*В дальнейшем эти принципы утверждались и развивались в Конституции РФ (статьи 71-73, 132), в договорах РФ с субъектами федерации, в правовых актах Президента РФ (особенно значимо в этой связи Распоряжение от 18 марта 1992г. №114 «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности») и в государственных программах приватизации.
В частности, к объектам федеральной собственности этими правовыми актами были отнесены: федеральный бюджет; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; федеральные связь, транспорт и инфраструктура, включая железные дороги, гидротехнические и портовые сооружения, системы аэронавигации и диспетчерского управления, аэродромные сооружения в федеральных аэропортах; атомные ледоколы; атомные электростанции; имущество Центрального банка РФ и почты; военное имущество; ракетно-космический комплекс; федеральные памятники исторического и культурного наследия; природные ресурсы, федеральная земля, лесные ресурсы и многое др.
Соответствующие
уровни государственной и
В связи с этим наиболее конкретный перечень объектов собственности,
отнесенных к разным властным уровням,
можно найти в государственных программах
приватизации. Всего их было три
редакции, но в части разграничения
объектов приватизации они мало чем разнятся.
Последний вариант такой программы приватизации
был утвержден Указом Президента РФ от
22 июля 1994г. №1535 и действовал до конца
марта 2003 года с незначительными изменениями
и дополнениями. ------------------------------
32.Современные трансформации в государственном секторе экономики (аналитическое мнение студента).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.
Реальная доля государственного сектора России в выпуске ВВП неизвестна.Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. В числе негосударственных предприятий все компании с государственным участием, если размер участия не превышает 50% активов, в том числе, например, «Газпром». К ним также относятся предприятия, в которых государству принадлежит «золотая акция». Кроме того, надо учитывать «дочек» и «внучек» кампаний с участием государства, таких, например, как «СИБУР», где формально оно не присутствует.
По примерной оценке, под контролем государства находится не менее 50% активов и, соответственно, около 50% выпуска ВВП. Если это так, то нельзя утверждать, что в России после приватизации преобладает частный сектор. Кроме того, учитывая иные каналы влияния государства, о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.
Монопольная
прибыль, а зачастую и прибыль
вообще, не является первостепенной целью
деятельности государственного сектора в инфраструктуре,
энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР,
в подготовке и переподготовке кадров,
в областиохраны окружающей среды, так
как высоких прибылей от этих сфер никто
нетребует, а убытки покрываются из бюджета.
Поэтому государственный сектор сталпоставщиком
дешевых услуг (в частности, транспортных,
почтово-телеграфных),
В России
в течение всего периода
За последние 9 лет удельный вес государственной собственности в российской экономике сильно уменьшился и продолжает сокращаться.По данным Госкомстата РФ, исходя из Единого государственного регистра предприятий и организацийвсех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), количество государственныхпредприятий и организаций уменьшилось с 325 тыс. единиц на 1 января 1995 г.до 150 тыс. на 1 января 2000 г. Вместе с тем был отмечен некоторый ростколичества муниципальных предприятий с 171 тыс. единиц на 1 января 1995 г. допримерно 198 тыс. на 1 января 2000 г. Тем не менее, совокупная долягосударственных и муниципальных предприятий и организаций в общем числепредприятий и организаций сократилась примерно в 2,5 раза: с 25,5% в конце1994 г. до 11,2% в конце 1999 г. Причем с 1998 г. число государственныхпредприятий и организаций и, соответственно, их доля в общем числепредприятий и организаций стало уступать вкладу муниципальных предприятий иорганизаций. К прочим формам собственности относятся смешанная российская,собственность иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц безгражданства.
“Смешанная
российская собственность” определяется
Госкомстатом РФ, какимущество, принадлежащее
на праве собственности
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"