Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Файлы: 1 файл

Ответы ГРЭ.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)

В  действующей практике государство законодательно определило:

- детальный правовой порядок функционирования фондового рынка и его непосредственный орган регулирования - ФСФР, а в отношении порядка участия  в нем кредитных  организаций  - Банк России;

          - правовой порядок функционирования кредитного рынка и его регулятора от имени государства - ЦБ РФ;

          - правовой порядок функционирования валютного рынка и орган валютного регулирования и валютного контроля в лице ЦБ РФ.

             Очевидно, что ЦБ РФ, являясь главным  органом проведения денежно-кредитной политики в стране, агентом и представителем  государства  в части  проведения в его интересах  многообразных  финансовых,  валютных  и фондовых  операций, не может не быть активным участником кредитного, валютного и фондового рынков, а также  регулятором  от имени государства - кредитного и валютного рынка, а в  узком сегменте - и фондового рынка.

            Заключение: финансовый рынок - многоплановая структура- представляет собой эффективный механизм («кровеносную систему») функционирования рыночной экономики и многоцелевой инструмент - сбалансирования товарного и денежного совокупного спроса и  предложения; мобилизации свободных финансовых ресурсов разных субъектов и оптимального перераспределения их в качестве инвестиционных ресурсов экономики; повышения экономической  активности  граждан и юридических  лиц;  обеспечения устойчивого и сбалансированного роста  национальной экономики.

           *Пояснение: операции ЦБР  по  «РЕПО» - покупка ценных бумаг Банком России  у коммерческих банков с обязательством обратного выкупа через определенное время по оговоренной цене. Очевидно, что это форма кредитования под залог ценных бумаг, используемая ЦБР в качестве инструмента регулирования денежной массы  в обращении.

 

 

 30.Понятие, структура и эволюция форм собственности.

 

   По вопросу №1:

  Вопреки  расхожим  утверждениям,  собственность по своей природе - не вещь, не факт принадлежности вещи человеку, не биологическое присвоение, данное самой природой. Собственность - генетически есть социально-экономическая категория, продукт общественного производства, постоянно воссоздающийся  в нем.

Изолированный индивид  точно так же не мог  бы иметь собственность, как и не мог  бы  говорить (К. Маркс. -  "Из  экономических  рукописей")!

Генетически собственность  возникает как необходимая форма (способ) осуществления  объективного производственно необходимого процесса накопления средств производства   в широком  смысле  слова.

При  этом, сам характер средств производства диктует, кто (субъект) и как может  их накапливать. Этот же субъект становится и собственником продуктов производства. Если это частное лицо - будет и частная собственность, если коллектив - коллективная, если государство - государственная собственность. Именно в этой последовательности  происходила и происходит эволюция форм собственности.  

Сущность собственности - это специфическое  содержание (в  отличие  от  техно-организационного содержания) экономических отношений людей, конституируемое в процессе хозяйственного и правового оборота  объектов в общественном воспроизводстве   как  объектов  присвоения.

Любая  экономическая  категория -  товар,  капитал,  деньги,  зарплата,  кооперация  труда и др.- имеет двуединое содержание. С одной стороны, - это технико-организационная  форма  взаимоотношения  людей (товар -  форма  обмена  продуктами,  зарплата -  форма  денежной  оплаты  труда  и т.д.)  в системе  воспроизводства,  а   с другой, -  форма  процесса  присвоения  благ. 

    Исторически   господствовали  разные  формы   собственности (сегодня -  капитал),  при  второстепенной  роли  иных  форм   собственности.

  Форма собственности - конкретный способ соединения средств производства и непосредственных производителей (К.Маркс).

Замечание: подумайте, чем отличаются друг от друга частные формы собственности на средства производства - трудовая, рабовладельческая,  феодальная,  капиталистическая?

**Собственность  - сложное по структуре явление.  Еще в древнеримском праве была зафиксирована триада категорий = правомочий собственности = пользование, владение, распоряжение. Собственник = тот, кто обладает всеми этими правомочиями одновременно.

 

*Пользование - это процесс извлечения полезных свойств объекта в целях присвоения их субъектом.

*Владение - фактическое и правовое обладание вещью, позволяющее пользоваться ее на определенных условиях.

*Распоряжение - это монопольное обладание вещью субъектом, позволяющее «определять ее судьбу», то есть отчуждать (продать, подарить …) или использовать до полного износа. 

----------------------

  Замечание: генетически право всегда вторично, оно лишь фиксирует реальный экономический факт происхождения и собственности и отдельных ее правомочий. Разумеется, существует и механизм обратного воздействия, когда право на обладание вещью возникло  и зафиксировано в актах.

В частности, на основе триады правомочий возникли и  иные вещные права (разновидности) - хозяйственное ведение, оперативное управление, право бессрочного пользовании землей, сервитуты и др. (см ст. 216 ГК РФ).

 

 

 31.Виды государственной собственности в Российской федерации    и правовой порядок их формирования.

По вопросу  №2.  Государственная собственность - принадлежность не  аппарата, а всего общества, то есть должна управляться в интересах всего общества.  Но на практике бюрократия попирает это право, управляя собственностью, прежде всего, в своих интересах.  

Государственная собственность объективно необходима, она восполняет пробелы частной собственности и предпринимательства, то есть действует там, где частное предпринимательство по разным причинам недееспособно (см. Фиаско рынка). Отсюда- наличие во всех государствах в среднем не менее 1/3 объектов в госсобственности.

  Законодательство РФ предусматривает  два вида государственной собственности  - федеральная и субъектов федерации (ст. 214 ГК РФ), а также муниципальную собственность ( ст.215 ГК РФ).

  Федеральная государственная собственность находится в ведении РФ (ст.71 Конституции РФ) и управление ею осуществляет Правительство РФ (ст.114).  О правомочиях распоряжения ничего не сказано, хотя «распоряжение» и «управление» -  очень разные понятия.

*Правительство  РФ имеет право  делегировать управления объектами собственности на уровень министерств, ведомств, служб (ст. 214 ГК. РФ.).

  При этом  значительная часть производительного  имущества была закреплена за ФГУПами (на октябрь 2008г их оставалось около 3200ед.)  на «праве хозяйственного управления» (ст.295 ГК РФ) и иного имущества - за госучреждениями «на праве оперативного управления» (ст. 296-298 ГК РФ). 

Средства госбюджета и иное не закрепленное за указанными юрлицами  госимущество составляет имущество государственной казны (ст.214, п.4 ГК РФ).  

Правовой  порядок разграничения объектов собственности на федеральную и на государственную собственность субъектов Федерации.

1-й  акт   о разграничении собственности  по трем уровням власти:

 Постановление ВС РСФСР  от 27 дек. 1991г. №3020-1 определило основные принципы раздела собственности бывшего СССР.

            *В дальнейшем эти принципы утверждались и развивались  в Конституции РФ (статьи 71-73, 132), в договорах РФ  с субъектами федерации,  в правовых актах Президента РФ (особенно  значимо в этой связи Распоряжение от 18 марта 1992г. №114 «Об утверждении Положения  об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности») и  в государственных программах приватизации.

           В частности, к объектам  федеральной  собственности этими правовыми актами были отнесены: федеральный бюджет; федеральные энергетические системы;  ядерная энергетика; федеральные  связь, транспорт и инфраструктура, включая железные дороги,  гидротехнические и портовые сооружения, системы аэронавигации и диспетчерского управления,  аэродромные сооружения в федеральных аэропортах; атомные ледоколы; атомные электростанции; имущество Центрального банка РФ и почты;  военное имущество; ракетно-космический комплекс; федеральные памятники  исторического и культурного наследия; природные  ресурсы, федеральная земля, лесные ресурсы и многое др.             

Соответствующие уровни государственной и муниципальной  власти получили право осуществлять приватизацию объектов собственности. 

            В связи с этим наиболее конкретный перечень объектов   собственности, отнесенных к разным властным уровням, можно найти в государственных программах приватизации.  Всего их было  три редакции, но в  части разграничения объектов приватизации они мало чем разнятся.  Последний вариант такой программы приватизации был утвержден Указом Президента РФ от 22 июля  1994г. №1535 и действовал до конца марта 2003 года  с незначительными изменениями и дополнениями. -------------------------------                 

 

 

32.Современные трансформации  в государственном секторе  экономики  (аналитическое мнение студента).

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Реальная доля государственного сектора России в выпуске ВВП неизвестна.Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. В числе негосударственных предприятий все компании с государственным участием, если размер участия не превышает 50% активов, в том числе, например, «Газпром». К ним также относятся предприятия, в которых государству принадлежит «золотая акция». Кроме того, надо учитывать «дочек» и «внучек» кампаний с участием государства, таких, например, как «СИБУР», где формально оно не присутствует.

По  примерной оценке, под контролем  государства находится не менее 50% активов и, соответственно, около 50% выпуска ВВП. Если это так, то нельзя утверждать, что в России после  приватизации преобладает частный  сектор. Кроме того, учитывая иные каналы влияния государства, о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль  вообще, не является первостепенной целью  деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в областиохраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто нетребует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор сталпоставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных),электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.Активно используется государственный сектор как средство государственногорегулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии иликризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции вгосударственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственныеорганы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

В России в течение всего периода перестройки  на рыночную основу шел сложный и  трудный процесс: отход от полностью  огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и  выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось - во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.

За  последние 9 лет удельный вес государственной собственности в российской экономике сильно уменьшился и продолжает сокращаться.По данным Госкомстата РФ, исходя из Единого государственного регистра предприятий и организацийвсех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), количество государственныхпредприятий и организаций уменьшилось с 325 тыс. единиц на 1 января 1995 г.до 150 тыс. на 1 января  2000 г. Вместе с тем был отмечен некоторый ростколичества муниципальных предприятий с 171 тыс. единиц на 1 января 1995 г. допримерно 198 тыс. на 1 января  2000 г. Тем не менее, совокупная долягосударственных и муниципальных предприятий и организаций в общем числепредприятий и организаций сократилась примерно в 2,5 раза: с 25,5% в конце1994 г. до 11,2% в конце 1999 г. Причем с 1998 г. число государственныхпредприятий и организаций и, соответственно, их доля в общем числепредприятий и организаций стало уступать вкладу муниципальных предприятий иорганизаций. К прочим формам собственности относятся смешанная российская,собственность иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц безгражданства.

“Смешанная  российская собственность” определяется Госкомстатом РФ, какимущество, принадлежащее  на праве собственности российскому  юридическому лицуи основанное на объединении  имущества различных форм российскойсобственности. Разумеется, при такой дефиниции довольно трудно выделить вобщей массе хозяйствующих субъектов предприятия и организации с долейгосударства в капитале, хотя соображения элементарной логики подсказывают,что именно они составляют костяк массива “смешанной российскойсобственности”. Несмотря на осуществлениеширокомасштабной программы приватизации и бурное развитие частного капитала в90-е гг. государство продолжало сохранять серьезные имущественные позиции вэкономике. Однако основной формой их реализации в настоящее время являются непредприятия государственной и муниципальной собственности, как таковые, аучастие государства в капитале ранее приватизированных предприятий, которые восновном и составляют смешанную российскую собственность.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"