Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Файлы: 1 файл

Ответы ГРЭ.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)

             * Совместное создание   ОЭЗ,  наукоградов, технопарков;

             * Размещение предприятий и др.  федеральных объектов, в том числе  в составе государственных корпораций, холдингов, а также государственных  заказов (стройобъектов, оборонзаказа и др.) в целях развития  регионов);

              * Совместное формирование привлекательного  инвестиционного имиджа региона,  использование форм  частно-государственного  партнерства (совместного финансирования важных объектов).

              Иные меры………………………………………

               Бюджетное  финансирование объектов и  программ             

   регионального  развития:

             Бюджетный  федерализм - это форма бюджетного  устройства ,   которая  учитывает  и согласовывает финансовые  интересы  всех  субъектов федеративного государства на основе выстраивания  системы  межбюджетных   отношений  и   самостоятельного  функционирования  бюджетов  всех уровней  власти в государстве.

            1. Собственные бюджетные  средства  регионов  и муниципальных  образований.

          2. Традиционные общие формы и источники федерального бюджетного финансирования регионов:

               -  дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности  субъектов  РФ,  образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ст. 131 Бюджетного Кодекса РФ);              

- субсидии бюджетам  субъектов РФ, образующие Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132);              

- субвенции  бюджетам субъектов РФ, образующие Федеральный фонд  компенсаций (ст.133).    

Термины:  субвенция - безвозвратное выделение средств бюджета  на  строго  целевой  основе;    

Субсидия - безвозвратное целевое выделение   средств бюджета на  условиях  долевого   финансирования  расходов;   

Дотация - выделение средств бюджета на  общее  покрытие  недостающих  средств  в региональном  бюджете.

   

    3. Особые  бюджетные  источники: согласно ст. 179 Бюджетного  Кодекса РФ предусмотрено бюджетное финансирование:

- «долгосрочных целевых программ»,

- «ведомственных  целевых программ», 

- «федеральной  адресной инвестиционной программы» (инвестиции в объекты капитального строительства по утвержденному  реестру).

-  средства «Инвестиционного фонда Российской Федерации». Под ним понимается - «часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства», то есть совместного  финансирования из средств госбюджета и средств частных компаний.

 

** В 2009-2011 годах  продолжается  финансирование 15 из 21  федеральных  инвестпроектов  (в 2010 г. на  общую сумму 35  млрд. руб. из  этого Фонда).  Общая их   стоимость - более 1 трлн. руб.,  в том числе за  счет  средств госбюджета- 290 млрд. рублей. 

В 2009-2011 годах финансируется 23 утвержденных Правительством РФ региональных   инвестпроектов  (только в 2010 г. на  сумму в 33,94 млрд.  рублей). При этом  на  1 рубль бюджетных средств привлекается  3-5  руб.  частных   инвестиций.

 

           *Набирает  силу  и  масштабы  взаимодействия всех уровней власти и частного бизнеса при принятии решений и создании  таких инновационно ориентированных  структур, как:

        - особые экономические зоны, наукограды, технопарки, бизнесинкубаторы, венчурные компании и фонды, технопромзоны, промышленные зоны и округа и т.п. (теперь и  программы  развития   моногородов).

 

 *Примечание: в настоящее время главными по объемам являются: отбор, принятие и  реальное финансирование федеральных целевых программ (ФЦП), отраслевых (ведомственных) целевых программ и региональных программ (проектов). Достаточно сказать, что только в 2008 г. в различные инвестиционно-инновационные программы вложено около 1,3 трлн. рублей, включая 950 млрд. руб. из государственного бюджета.

          В  2010 году  на  ФЦП  по  комплексному  соц.-эк. Развитию   регионов  выделено  118,8  млрд. руб. против  120,6  в 2009 году.

          На   все  ФЦП  в 2011 году  выделяется  922 млрд. руб.  только  из  федерального  бюджета.

           -------------------       

* В  организационно-управленческом  плане важное  значение  имеет -  прямое взаимодействие регионов с государственными холдингами и государственными корпорациями при разработке,  принятии и реализации ими производственных, инновационных, инфраструктурных и социально-экономических программ. Ведь их предприятия находятся в конкретных регионах и зачастую являются градообразующими и, более того, - системообразующими звеньями  социально-экономического развития регионов.

 

            Информация: в регионах также реализуются 3 «нацпроекта» - здравоохранение, образование, доступное жилье.

     За 2006-2009 годы на эти нацпроекты  израсходовано около 800 млрд. руб.  бюджетных средств.

*На 2010-2012 годы  планируется на  все три программы выделить 1,4 трлн. руб.

 По нацпроекту  "Здоровье"  на 2011 год выделяется 156,8 млрд. руб.,   на 2012  год - 166,3 млрд. руб.,  на  2013 год - 176,3 млрд.руб.

К  2013  году  будет   создано  около  1 тыс. центров  здоровья,  а  также  330  травмоцентров  вдоль  федеральных  дорог.

*По  нацпроекту  и ФЦП  "Жилье"  за  счет   государства   в стране    финансируется  30%  строящегося  жилья.  При этом   за  4   года  прирост  строительства  жилья  составил 37%.

 Новое   направление нацпроекта - ресурсо  и энергосбережение (в том числе   в части   стройматериалов,  оборудования). 

*На  нацпроект  "Образование" в 2009  г. выделено из  Федерального бюджета  33,197 млрд. руб., на 2011 г. предусмотрено 39 млрд. рублей.

 

          *В 2010  году  в  рамках начавшегося  внедрения стратегического  планирования  по  федеральным  округам  (Сибирском,  Приволжском,  Дальневосточном) Минрегионразвития РФ  были  отработаны  и утверждены  Правительством  РФ  первые  104 приоритетных   инвестпроекта  на  общую   сумму 3,184 трлн. руб., в том  числе 550  млрд.  руб. (17%)  за  счет  госбюджетных   средств.

 

 

    1. Деньги. Необходимость государственного регулирования бумажноденежного обращения.

 

15. Количество  денег необходимых в обращении.  Формулы К.Маркса и  М. Фридмена.

 

           Вводная часть: а) Что такое деньги?  (К.Маркс = товар - всеобщий                                               эквивалент),  выполняют пять функций денег.

 

           В современной «Экономикс»  названы лишь три функции денег - средство обращения, мера стоимости, средство сбережений.

 

                б) История вопроса: денежное обращение в условиях «золотого   стандарта» (в 19 веке) не  нуждалось во  внутреннем  регулировании. Однако с начала  ХХв. и особенно  1-й мировой войны каналы обращения  все  более  наводнялись  бумажными  деньгами,  не  разменными  на  золотые  монеты. Постепенно эпоха  золотого  стандарта  полностью ушла  в прошлое  и  утвердилось (20-е - 30-е годы ) бумажно-денежное обращение.

            Историческая практика, особенно со времен великого финансового краха 1907 г. в США, затем «великой депрессии 1929-1933 годов» и современного финансового кризиса  убедительно доказывают: рыночная система не имеет механизма саморегулирования бумажно-денежного обращения («фиаско рынка») и потому его государственное регулирование обязательно.

            Последствия  излишка и/или недостатка денег  очень болезненно  сказывались  для экономики фактически  всех  стран,  пока  не  были  отработаны  рецепты  регулирования  денежного  обращения вообще.

           В 1913 году формируется ФРС (федеральная резервная система) США - форма центрального банка.

           Рекомендация международной финансовой конференции 1920 года:

          «В странах, где нет центрального эмиссионного банка, его следует создать», при этом освободить…  от политического давления".

           -----------------------

              Исходный  вопрос  в  регулировании   денежного  обращения - это   количество  денег,  необходимое   в обращении.

             *Формула К.Маркса, как первое определение количества денег,                необходимых в обращении:

 

                                           ЦТ -  (Кр  + Пл  - ВП)

                                К д  = -----------------------------;

                                                          V

 

   то  есть,  сумма цен товаров (ВВП),   деленная  на скорость обращения денег (v).

                                            

            - "Монетарное уравнение" Ирвинга Фишера (1911 год), по  сути, - плагиат:

 

                  MV  =  PУ, где М - масса денег,  V - скорость обращения денег,

                                               Р - уровень цен,   У - физич. нац-й продукт.

 

              Очевидно, что М=Кд.  =  РУ (номин. ВВП)

                                                                   V

        

 

    1. Причины инфляции и методы ее урегулирования (аналитический взгляд на реальную ситуацию).

 

 

 

16. Понятие, цели и порядок принятия денежно-кредитной политики    государства.

            Регулирование денежной массы  и денежного обращения (безналичного и наличного) в целях обеспечения нормального и устойчивого функционирования экономики - ключевая задача денежно-кредитной политики  (ДКП)  государства.

           «ДКП» - комплекс мер государства, направленных на регулирование массы денег и денежного обращения как важнейшего условия нормального функционирования  рыночного механизма экономики.

           ДКП включает: определение параметров денежной массы в обращении,  факторов  и инструментов  их поддержания на практике; регулирование инфляционных процессов, политику валютных курсов, валютных операций и поддержания международных резервов (ЗВР); прогнозирование состояния платежного баланса; мероприятия по совершенствованию работы банковской   системы, финансовых рынков   и расчетно-платежных систем   в безналичном и наличноденежном  виде.

          За ДКП в РФ ответственны  «ЦБР» (Банк России) совместно с Правительством РФ.

          ЦБР обязан ежегодно не позднее 26 августа направлять в ГосДуму проект «Основных направлений единой государственной ДКП» и не позднее 1 декабря  документ должен быть утвержден.

          ДКП осуществляется через два канала - а) косвенные регулятивные механизмы ЦБР; б) регулирование и контроль им деятельности системы коммерческих банков и иных финансовых институтов.

          *примечание: бесконтрольность (чрезмерный либерализм) деятельности частных коммерческих, инвестиционных, ипотечных, страховых  банков - главная причина современного финансового кризиса в США а через доллар - и во всем мире.

            ЦБР, с одной стороны - орган  госрегулирования, с другой -коммерческая организация (деятельность регулируется ФЗ «О центральном банке РФ» от 10.07.2002г. №86 и др. актами). 

           *Информация о деловой структуре ЦБР: - центральный аппарат; теруправления в каждом субъекте федерации и городах федерального подчинения; расчетно-кассовые центры (около 1,3 тыс. по всей стране), обслуживающие корсчета ком/банков, проводящие межбанковские расчеты и обеспечивающие их наличными дензнаками; вычислительные центры и система электронной связи; полевые учреждения банка для обслуживания воинских частей.

           Органы управления: правление; совет директоров (13 членов, назначаемых ГосДумой, ст. 8 ФЗ о Банке России); национальный банковский совет (12 чл.).  Включает представителей от Президента РФ - 3 чл., Правительства РФ - 3 чл., от  ГосДумы - 3 чл., от Совета Федерации - 2 члена, плюс председатель ЦБР). Подотчетен  только  ГосДуме  ФС.  РФ.

          Основные функции Банка России  как органа госрегулирования:

               -формирование ДКП совместно с  правительством РФ,

               - эмиссия денег и организация  денежного обращения,

               -кредитор в последней инстанции,

               -регулирование порядка расчетов и банковских операций,

               - обслуживание через РКЦ бесплатно  бюджетных счетов   всех                   уровней власти,

               - управление ЗВР (международными  резервами),

               - направляет, регулирует и контролирует деятельность                  коммерческих банков,

               - осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль                  (см, соответствующий федеральный закон).

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию экономики"