Шпаргалка по "Экономика труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".

Файлы: 1 файл

Шпора по Экономике труда.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

1.1 Объект, предмет и задачи  дисциплины

Рыночная  экономика в отличие от административно-командной, предполагает принципиально новые  подходы к мотивации и оплате труда, организации трудовых отношений, системе планирования и использования  трудового потенциала каждого конкретного  работника и всего общества. В  рыночной экономике складываются совершенно иные социально-трудовые отношения  между работодателем и работником.

В современных  условиях под экономикой понимается хозяйственная система, характеризующая создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и жизнедеятельности всего общества.

Благо представляет собой совокупность предметов, услуг, условий, удовлетворяющих потребности человека и коллектива.

Центральной фигурой экономики был и остается человек. Вне человека нет и не может быть никакой экономики. Поэтому можем сказать, что экономика - это взаимодействие человека с природой, с окружающей средой с целью обеспечения его существования и развития.

Человек в экономике играет три основные роли: производителя, потребителя, управляющего.

Дисциплина  «Экономика труда» раскрывает вопросы  экономики трудовых отношений, формирования и использования трудового потенциала предприятия и общества в тесной связи с социальными процессами, которые являются неотъемлемой частью труда человека.

Экономика труда - это отрасль экономической науки, которая изучает закономерности и способы рационального формирования, использования, воспроизводства и развития главной производительной силы общества - человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности работающих с целью максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Экономика труда - это целенаправленное исследование процесса функционирования рынка труда.

Целью дисциплины «Экономика труда» является: формирование системы теоретических  и прикладных знаний о категориях, понятиях, механизмах обеспечения производительности труда и развития социально-трудовых отношений в Украине.

Объектом экономики  труда служит: человек на производстве, его труд на предприятии и социально-трудовые отношения.

Предметом дисциплины «Экономика труда» являются: закономерности и способы формирования и производительного использования ресурсов труда.

Задачами дисциплины «Экономика труда» являются: научить будущего специалиста  и руководителя производства эффективно организовывать и использовать труд работников; обеспечить приобретение умений и навыков проведения мониторинга социально-трудовых отношений,

 

1.2. Основные понятия  о трудовых ресурсах и трудовом  потенциале

Главной производительной силой общества является человеческий ресурс. Поэтому  процветает то общество, которое создало  условия для лучшего использования, воспроизводства и обогащения данного  ресурса.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве.

Чтобы понять суть термина «трудовые  ресурсы», необходимо знать, что все  население страны в зависимости  от возраста подразделяется на: лиц  моложе трудоспособного возраста (от рождения до 16 лет включительно); лиц трудоспособного (рабочего) возраста (в Украине: женщины - от 16 до 54 лет, мужчины - от 16 до 59 лет включительно); лиц старше трудоспособного возраста, по достижение которого устанавливается пенсия по возрасту (в Украине: женщины - с 60 лет, мужчины - с 62 лет).

        В зависимости от способности трудится, различают лиц трудоспособных и нетрудоспособных. Нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте — это инвалиды 1-й и 2-й группы, а трудоспособные лица в нетрудоспособном возрасте - это подростки и работающие пенсионеры.

К трудовым ресурсам относятся:   -население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й группы и неработающих лиц, которые получают пенсию на льготных условиях (женщины, родившие 5 и более детей и воспитывают их до восьми лет, а также лица, которые вышли на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда);     -работающие лица пенсионного возраста;

-работающие  лица в возрасте до 1б лет.

         Экономически активное население — это часть населения, которая предлагает свой труд дня производства товаров и предоставления разнообразных услуг. Количественно эта группа населения состоит из занятых и безработных, которые на данный момент не имеют работу, но желают ее получить.

К экономически активному населению  относятся лица в возрасте от 15 до 70 лет. Оки выполняют работу за вознаграждение по найму на условиях полного или неполного рабочего времени, трудятся индивидуально (самостоятельно) или у отдельных граждан-работодателей, на собственном семейном предприятии. К данной категории населения относятся также бесплатно работающие члены домашнего хозяйства, занятые в личном подсобном сельском хозяйстве, а также временно отсутствующие на работе. Экономически неактивное населениеэто та часть населения, которая не входит в состав ресурсов труда. К ним относится:   ученики, студенты, курсанты, которые учатся в дневных учебных заведениях; лица, которые получают пенсию по возрасту или на льготных условиях; лица, которые получают пенсию в связи с инвалидностью; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, больными родственниками; лица, которые не могут найти работу, прекратили ее поиск, исчерпав все возможности, хотя они могут и готовы трудиться; прочие лица, которые не имеют необходимости трудиться независимо от источников дохода.

Фаза формирования характеризуется: -природным воспроизводством, т.е. рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста; -возобновлением способности к труду у существующих работников; - получение людьми образования, специальности и квалификации.

Фаза распределения  и перераспределения трудовых ресурсов характеризуется распределением их по видам работ, роду деятельности, а также по организациям, предприятиям, районам, регионам страны. Распределение трудовых ресурсов осуществляется также по полу, возрасту, уровню образования, здоровья и т.п.

Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на предприятиях, в организациях и в экономике в целом. На этой фазе основная проблема состоит в обеспечении занятости населения и в эффективном использовании работников.

          Большое значение имеет формирование и использование трудовых ресурсов по территории страны с учетом региональных особенностей, связанных с действием демографических и социально-экономических факторов.

Различают экстенсивный и интенсивный тип  воспроизводства трудовых ресурсов.

 

 

1.3. Формирование  трудовых ресурсов и трудового  потенциала.

 Важное значение для рационального формирования и распределения трудовых ресурсов имеет разработка системы балансов. В систему балансов трудовых ресурсов входят: •сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов (плановый и отчетный);  баланс расчета дополнительной потребности в работниках, профессионалах, специалистах и технических служащих и источники их обеспечения; балансовый расчет потребности в подготовке квалифицированных работниках; балансовый расчет привлечения молодежи к обучению и распределение ее после завершения обучения;  балансовые расчеты потребности в профессионалах, специалистах; межотраслевой баланс затрат труда; • баланс рабочего времени.

Система балансов и балансовых расчетов разрабатывается по отдельным регионам и в целом по стране.

Баланс трудовых ресурсов представляет собой систему взаимосвязанных  показателей, которые характеризуют  формирование и распределение трудовых ресурсов.

Таким образом, трудовой потенциал - это совокупность количественных и качественных характеристик, способностей и возможностей трудоактивного населения, которые реализуются в границах и под влиянием существующей системы отношений. Природной основой этих характеристик трудового потенциала является население, которое оценивается в зависимости от демографического воспроизводства, жизненного потенциала, здоровья, различных категорий и возрастных групп, миграционных перемещений.

В общем виде трудовой потенциал  характеризует определенные возможности, которые могут быть использованы для достижения конкретной цели. В  рыночных условиях трудовой потенциал  как экономическая форма воплощения человеческого фактора производства, реализуется в различных формах собственности. Если соединение рабочей  силы со средствами производства осуществляется на государственных предприятиях, то трудовой потенциал является собственностью государства. Если это соединение осуществляется на частном предприятии - реализуется частная форма собственности.

Трудовой потенциал  работника - это его возможная трудовая дееспособность, его ресурсные возможности в сфере труда. На отдельном предприятии трудовой потенциал представляет собой совокупную трудовую дееспособность его коллектива, ресурсные возможности в сфере труда всех работников предприятия, исходя из их возраста, физических возможностей, знаний и профессионально-квалификационных навыков.

 

 

3.1. Понятие и мотивы трудовой деятельности человека

Труд — совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, используемых им на целесообразную деятельность по удовлетворению своих потребностей, т.е. рабочей силы, которую он использует при производстве товаров и услуг.

Желание и готовность человека делать нужное, важное и, может быть, любимое  дело является ключевым фактором успеха в жизни. Желание и готовность понимаются как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Совокупность внутренних и внешних сил человека, которые создают предпосылки к действиям по удовлетворению определенных потребностей, называется мотивом. Потребность является важнейшим внутренним аспектом мотива. Мотивы деятельности основываются на необходимости удовлетворения потребностей.

Под потребностью понимается нужда, принявшая специфическую форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах для поддержания жизнедеятельности и развития человека или производства. Потребности различают биологические, интеллектуальные, психологические, экономические, социальные и другие.

Широко известна классификация  потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу в 1940 году. Она включает пять групп:

1. Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воздухе, жилье, отдыхе, сексе и др., т.е. те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить и поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Эти потребности порождены физиологией человека. Люди концентрируют внимание на оплате труда, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости. 2 .Потребности безопасности связаны со стремлением человека находится в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые могут принести ему обстоятельства. Люди стремятся иметь гарантии работы, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, избегают риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям.             3.. Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, участия в общественных мероприятиях, быть членом каких-то клубов, объединений людей. Эти потребности находят свое отражение как принадлежность к коллективу и возможность установить нормальные или дружеские отношения. 4.Потребность признания и самоутверждения отражают желания человека быть компетентным, сильным, способным, уверенным в себе, а также желание, чтобы окружающие признавали его таковым и уважали его за это. Такой человек стремится к титулам, лидерству, званиям, наградам, известности. 5.Потребности самовыражения объединяют стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений, навыков, в творчестве, науке, созидательном, независимом труде.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда"