Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".
1.1 Объект, предмет и задачи дисциплины
Рыночная
экономика в отличие от административно-командной,
предполагает принципиально новые
подходы к мотивации и оплате
труда, организации трудовых отношений,
системе планирования и использования
трудового потенциала каждого конкретного
работника и всего общества. В
рыночной экономике складываются совершенно
иные социально-трудовые отношения
между работодателем и
В современных условиях под экономикой понимается хозяйственная система, характеризующая создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и жизнедеятельности всего общества.
Благо представляет собой совокупность предметов, услуг, условий, удовлетворяющих потребности человека и коллектива.
Центральной
фигурой экономики был и
Человек в экономике играет три основные роли: производителя, потребителя, управляющего.
Дисциплина
«Экономика труда» раскрывает вопросы
экономики трудовых отношений, формирования
и использования трудового
Экономика труда - это отрасль экономической науки, которая изучает закономерности и способы рационального формирования, использования, воспроизводства и развития главной производительной силы общества - человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности работающих с целью максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
Экономика труда - это целенаправленное исследование процесса функционирования рынка труда.
Целью дисциплины «Экономика труда» является: формирование системы теоретических и прикладных знаний о категориях, понятиях, механизмах обеспечения производительности труда и развития социально-трудовых отношений в Украине.
Объектом экономики труда служит: человек на производстве, его труд на предприятии и социально-трудовые отношения.
Предметом дисциплины «Экономика труда» являются: закономерности и способы формирования и производительного использования ресурсов труда.
Задачами дисциплины «Экономика труда» являются: научить будущего специалиста и руководителя производства эффективно организовывать и использовать труд работников; обеспечить приобретение умений и навыков проведения мониторинга социально-трудовых отношений,
1.2. Основные понятия
о трудовых ресурсах и
Главной производительной силой общества
является человеческий ресурс. Поэтому
процветает то общество, которое создало
условия для лучшего
Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве.
Чтобы понять суть термина «трудовые ресурсы», необходимо знать, что все население страны в зависимости от возраста подразделяется на: лиц моложе трудоспособного возраста (от рождения до 16 лет включительно); лиц трудоспособного (рабочего) возраста (в Украине: женщины - от 16 до 54 лет, мужчины - от 16 до 59 лет включительно); лиц старше трудоспособного возраста, по достижение которого устанавливается пенсия по возрасту (в Украине: женщины - с 60 лет, мужчины - с 62 лет).
В зависимости от способности трудится, различают лиц трудоспособных и нетрудоспособных. Нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте — это инвалиды 1-й и 2-й группы, а трудоспособные лица в нетрудоспособном возрасте - это подростки и работающие пенсионеры.
К трудовым ресурсам относятся: -население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й группы и неработающих лиц, которые получают пенсию на льготных условиях (женщины, родившие 5 и более детей и воспитывают их до восьми лет, а также лица, которые вышли на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда); -работающие лица пенсионного возраста;
-работающие лица в возрасте до 1б лет.
Экономически активное
К экономически активному населению относятся лица в возрасте от 15 до 70 лет. Оки выполняют работу за вознаграждение по найму на условиях полного или неполного рабочего времени, трудятся индивидуально (самостоятельно) или у отдельных граждан-работодателей, на собственном семейном предприятии. К данной категории населения относятся также бесплатно работающие члены домашнего хозяйства, занятые в личном подсобном сельском хозяйстве, а также временно отсутствующие на работе. Экономически неактивное население — это та часть населения, которая не входит в состав ресурсов труда. К ним относится: ученики, студенты, курсанты, которые учатся в дневных учебных заведениях; лица, которые получают пенсию по возрасту или на льготных условиях; лица, которые получают пенсию в связи с инвалидностью; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, больными родственниками; лица, которые не могут найти работу, прекратили ее поиск, исчерпав все возможности, хотя они могут и готовы трудиться; прочие лица, которые не имеют необходимости трудиться независимо от источников дохода.
Фаза формирования характеризуется: -природным воспроизводством, т.е. рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста; -возобновлением способности к труду у существующих работников; - получение людьми образования, специальности и квалификации.
Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов характеризуется распределением их по видам работ, роду деятельности, а также по организациям, предприятиям, районам, регионам страны. Распределение трудовых ресурсов осуществляется также по полу, возрасту, уровню образования, здоровья и т.п.
Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на предприятиях, в организациях и в экономике в целом. На этой фазе основная проблема состоит в обеспечении занятости населения и в эффективном использовании работников.
Большое значение имеет формирование и использование трудовых ресурсов по территории страны с учетом региональных особенностей, связанных с действием демографических и социально-экономических факторов.
Различают экстенсивный и интенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов.
1.3. Формирование трудовых ресурсов и трудового потенциала.
Важное значение для рационального формирования и распределения трудовых ресурсов имеет разработка системы балансов. В систему балансов трудовых ресурсов входят: •сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов (плановый и отчетный); баланс расчета дополнительной потребности в работниках, профессионалах, специалистах и технических служащих и источники их обеспечения; балансовый расчет потребности в подготовке квалифицированных работниках; балансовый расчет привлечения молодежи к обучению и распределение ее после завершения обучения; балансовые расчеты потребности в профессионалах, специалистах; межотраслевой баланс затрат труда; • баланс рабочего времени.
Система балансов и балансовых расчетов разрабатывается по отдельным регионам и в целом по стране.
Баланс трудовых ресурсов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют формирование и распределение трудовых ресурсов.
Таким образом, трудовой потенциал - это совокупность количественных и качественных характеристик, способностей и возможностей трудоактивного населения, которые реализуются в границах и под влиянием существующей системы отношений. Природной основой этих характеристик трудового потенциала является население, которое оценивается в зависимости от демографического воспроизводства, жизненного потенциала, здоровья, различных категорий и возрастных групп, миграционных перемещений.
В общем виде трудовой потенциал
характеризует определенные возможности,
которые могут быть использованы
для достижения конкретной цели. В
рыночных условиях трудовой потенциал
как экономическая форма
Трудовой потенциал
работника - это его возможная трудовая дееспособность,
его ресурсные возможности в сфере труда.
На отдельном предприятии трудовой потенциал
представляет собой совокупную трудовую
дееспособность его коллектива, ресурсные
возможности в сфере труда всех работников
предприятия, исходя из их возраста, физических
возможностей, знаний и профессионально-
3.1. Понятие и мотивы трудовой деятельности человека
Труд — совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, используемых им на целесообразную деятельность по удовлетворению своих потребностей, т.е. рабочей силы, которую он использует при производстве товаров и услуг.
Желание и готовность человека делать нужное, важное и, может быть, любимое дело является ключевым фактором успеха в жизни. Желание и готовность понимаются как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Совокупность внутренних и внешних сил человека, которые создают предпосылки к действиям по удовлетворению определенных потребностей, называется мотивом. Потребность является важнейшим внутренним аспектом мотива. Мотивы деятельности основываются на необходимости удовлетворения потребностей.
Под потребностью понимается нужда, принявшая специфическую форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах для поддержания жизнедеятельности и развития человека или производства. Потребности различают биологические, интеллектуальные, психологические, экономические, социальные и другие.
Широко известна классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу в 1940 году. Она включает пять групп:
1. Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воздухе, жилье, отдыхе, сексе и др., т.е. те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить и поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Эти потребности порождены физиологией человека. Люди концентрируют внимание на оплате труда, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости. 2 .Потребности безопасности связаны со стремлением человека находится в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые могут принести ему обстоятельства. Люди стремятся иметь гарантии работы, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, избегают риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. 3.. Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, участия в общественных мероприятиях, быть членом каких-то клубов, объединений людей. Эти потребности находят свое отражение как принадлежность к коллективу и возможность установить нормальные или дружеские отношения. 4.Потребность признания и самоутверждения отражают желания человека быть компетентным, сильным, способным, уверенным в себе, а также желание, чтобы окружающие признавали его таковым и уважали его за это. Такой человек стремится к титулам, лидерству, званиям, наградам, известности. 5.Потребности самовыражения объединяют стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений, навыков, в творчестве, науке, созидательном, независимом труде.