Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".
Цивилизованные отношения между партнерами, т.е. работодателями и работниками должны поддерживаться принципами, которые разработаны МОТ. К ним можно отнести следующие: 1: общий и крепкий мир, может быть достигнут лишь на основе социальной справедливости. 2: непредставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, которые стремятся улучшить положения трудящихся. 3: свобода слова и свобода объединения является необходимыми условиями постоянного прогресса. 4: бедность в каком-либо месте является угрозой для общего благополучия. 5: все люди независимо от расы, веры, и пола имеют право на материальное благополучие и духовное развитие в условиях свободы, стабильности в экономике и равных возможностей. 6: полная занятость и повышение уровня жизни. 7: в социально-моральном понимании труд не является товаром.
Следует признать, что социальное
партнерство реализуется через
систему переговоров и
Наряду с общими принципами МОТ, можно выделить и специфические принципы организации работы партнеров, Такими принципами являются: 1) соблюдение норм законодательства; 2)полная ответственность представителей заинтересованных сторон; 3)равноправие и свобода выбора при обсуждении вопросов; 4) добровольность сторон в принятие на себя обязанностей; 5)реальность исполнения обязательств; 6)контроль и ответственность за их выполнением.
Этих принципов должны придерживаться на всех уровнях системы социального партнерства - от государства до конкретной организации.
6.3. Трудовые соглашения и коллективные договора как формы организации социального партнерства в условиях рыночной экономики.
Соглашения и коллективные договора выполняют три функции.
Первая - защитная для наемных работников - сущность этой функции в том, что работодатель не может использовать свою силу. Изменить условия труда за счет - работника.
Вторая - организационная - означает стандартизацию трудовых отношений и наглядность затрат на содержание штатов.
Третья - мирная - направлена на то, чтобы на период действия договора не допустить трудовых конфликтов и выдвижение новых требований по вопросам, что уже включены с соглашение и коллективный договор.
Многоуровневая система
коллективно-договорного
Достижение равновесия в трудовых отношениях между ее субъектами является главным для государства, которая осуществляется через государство и регулируется законодательством. Практически баланс интересов между партнерами в сфере производства и услуг в рыночной экономике находит свое отражение в коллективном договоре (соглашении) разных уровней и в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).
Соглашение определяет согласие и позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики. Она заключается на уровне государства между представителями профсоюзов, работодателей и власти. В ней предусматривается положения относительно принципов регулирования социально-трудовых отношений, в т.ч. в сфере развития рынка труда и занятости населения, в области оплаты труда наемных работников, доход и уровень жизни населения, его социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование.
Для регулирования социально-
Отраслевое тарифное соглашение заключается между отраслевыми профсоюзами и отраслевым союзом работодателей, определяет согласование позиции сторон по основным принципам социально-экономической политики в отрасли, совместные действия участников соглашения по их реализации. В тарифном соглашении устанавливается минимальный размер тарифной ставки для работников первого разряда, ока гарантирует повышение, исходя из законодательства страны, размеров компенсационных выплат по вынужденным простоям не по вине работника.
Специальные соглашения касаются конкретно социально-экономических проблем на региональном уровне. Они заключаются между представителями органов наемных работников (как правило, территориальные союзы профсоюзов, объединения работодателей и т.п.).
Коллективный договор как правовой акт, инструмент коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений между работниками той или иной организации и их работодателями определяет согласование сторон по решению важных вопросов условий и оплаты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспечения и страхования. Этот документ предназначен для фиксирования обязательств и ответственности сторон по выполнению основных их. положений.
Коллективный договор между администрацией предприятия и его профсоюзом или иным представителем интересов работников, как правило, дополняет и развивает нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном договоре, конкретизирует их.
Важным направлением в изучении социального партнерства является рассмотрение роли всех партнеров: профсоюзов, как представителей наемных работников; объединение наемных работников, как представителей работодателей и государства - третьей стороны в системе социального партнерства.
Профессиональные союзы в системе социального партнерства являют собой и защищают интересы наемных работников. Профсоюзам принадлежит инициативная роль при разработке трудового и социального законодательства. Проведение коллективных переговоров, составление коллективных договоров и соглашений. Эта инициатива обусловлена тем, что интересы работника и работодателя не совпадают и их силы неравные.
На современном этапе проходит процесс реформирования профсоюзов. В частности, дробление профсоюзов привело к: разрушению единого профсоюзного движения; усиление соперничества между отраслевыми и региональными, первичными и вторичными профсоюзными структурами; происходит сокращение или потеря материальной и финансовой базы профсоюзного движения; происходит движение профсоюзных кадров, снижается интеллектуальный потенциал профсоюзных организаций, уровень их снизился.
Социальное партнерство практически невозможно без участия государства, которое выступает в лице власти, ее органов и представителей. Таким образом, третья сторона в системе партнерства - это государство. Место государства в социальном партнерстве определяется не только общеэкономическими функциями и регулирующей ролью Государство выступает в трех лицах: основного собственника, законодателя и арбитра (посредника).
Государство было и продолжает оставаться собственником и работодателем. В условиях социального партнерства роль государства состоит, в частности, в разработке трудового и социального законодательства.
В социальном партнерстве
государство выступает в
Решение коллективного трудового спора состоит с нескольких этапов. Сначала он рассматривается согласительной комиссией, если ей не удается достигнуть согласия, то стороны продолжают согласовательные процедуры с участием посредника. Основная цель посредника - добровольное решение сторонами споров своих неурегулированных расхождений. Он создает условия для успешного решения коллективного трудового спора усилиями самих сторон. Если с помощью посредника коллективный трудовой спор так и не удалось урегулировать, то наступает второй этап - рассмотрение коллективных споров в трудовом арбитраже.
Если согласительная процедура
не привила к решению
7.1. Понятие рынка труда, его элементы и функции.
Составными частями рыночной системы являются рынок товаров, рынок капиталов и рынок труда.
Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того3 рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно трактовать как механизм, который обеспечивает согласование цепы и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Особенность рынка труда состоит в том, что он охватывает не только сферу обращения товара «рабочая сила», а и сферу производства, где наемный работник трудится.
В рыночной экономике рынок труда охватывает всех способных трудиться как занятых, так и не занятых наемным трудом. Среди незанятых различают такие группы трудоспособных людей: лица, не работающие, но желающие трудится и занимающиеся поиском работы (безработные, имеющие соответствующий статус; лица, которые должны начать трудовую деятельность; лица, которые заняты поиском работы после определенного перерыва в работе); лица, которые хотя и имеют работу, но не удовлетворены ею и заняты поиском нового места основной работы или дополнительной работы; лица, которые имеют работу, но рискуют ее утратить, а поэтому заняты поиском нового места работы. Указанные категории людей и определяют предложение на рынке труда.
Покупателем товара «рабочая сила» на рынке является предприниматель, который имеет все необходимое для ведения собственного хозяйства. Важным условием формирования и функционирования рынка труда является соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места — интересам работника.
Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, отражающий потребность в рабочей силе, прежде всего, характеризуется количеством вакансий на предприятиях и в организациях.