Шпаргалка по "Экономика труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".

Файлы: 1 файл

Шпора по Экономике труда.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

На рынке труда  выделяют застойную и хроническую  безработицу.

Застойная безработица - охватывает наиболее стойкий контингент безработных - бедных, бродяг, бомжей и т.п.

Хроническая безработица - постоянное отставание числа рабочих мест от потребности в них.

В соответствии с требованиями МОТ безработными признают людей  в возрасте от 15 до 70 лет.

Не могут быть признанными безработными лица: в возрасте до 16 лет, кроме тех, что работали и были уволены в связи с изменениями в организации производства и труда; впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности), в т.ч. выпускники общеобразовательных школ; отказавшиеся от двух предложений подходящей работы с момента регистрации их в службе занятости как лиц, которые ищут работу.; имеющие право на пенсию по законодательству Украины.

Показателями, характеризующими уровень безработицы, являются:

По определению МОТ:

 

Уровень зарегистрированной безработицы:

 

УРБ - уровень безработицы, %;

Б - число безработных в возрасте от 15 до 70 лет:

Кдкт. - количество экономически активного населения;

Ь'зар. — количество зарегистрированных безработных;

ЧТр Н — количество работоспособного населения в трудоспособном возрасте.

 

8.4. Регулирование  занятости населения»

Государственная политика занятости  населения зависит от темпов и  характера рыночных преобразований. Государственное регулирование занятости населения должно базироваться на: обеспечение социального партнерства субъектов рынка труда, т.е. создание равных условий для всех граждан страны; обеспечение эффективной занятости, недопущение безработицы, создание новых рабочих мост и условии для развития предпринимательства; добровольности и отсутствия принуждения граждан к выбору сферы деятельности и рабочего места; гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных мест; основе комплексности мероприятий по регулированию занятости населения; поддержке работоспособного населения у трудоспособном возрасте, которые требуют социальной защиты; ) определенной гарантии занятости, т.е. гарантии сохранения рабочих мест и профессии, гарантии получения доходов.

Существуют активные и пассивные меры регулирования  занятости.

К активным мерам  относятся: 1) создание дополнительных и новых рабочих мест путем реструктуризации экономики, развития частного бизнеса, создание условий для иностранного инвестирования, а также для самозанятости населения. 2)профориентация, подготовка и переподготовка кадров; 3) организация общественных работ:4)повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы; 5) развитие службы занятости и т.п.

К пассивным мероприятиям относится* выплата помощи в связи с безработицей и предоставление помощи членам- семьи, находящимся на содержании безработных.

На сегодняшний момент можно выделить три основные модели государственной политики занятости.

Европейская модель - это сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие рост доходов. Такая политика предусматривает дорогую систему помощи для большой численности безработных. Скандинавская модель это обеспечение занятости практически всех граждан путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что порождает значительные увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, которые не требуют высокой производительности, для значительной части экокомически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но возрастает количество людей с низкими доходами.

 

8.5, Программы содействия  занятости.

Государственная активная политика занятости предусматривает разработку программ содействия занятости.

Различают долгосрочные и краткосрочные программы. Они разрабатываются как на государственном, так и на региональном уровне.

Целью государственных  и региональных программ занятости является содействие занятости населения, удовлетворение потребностей граждан в труде.

Такие программы  направлены: 1)содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождающихся работников на новые предприятия; 2)предупреждение развития безработицы и его сокращения через повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест; 3)совершенствование системы воспроизводства рабочей силы одновременно с увеличением числа рабочих мест, улучшением профессиональной ориентации, повышением квалификации работников и эффективности использования трудовых ресурсов; 4)защиту безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечения занятости граждан, которые требуют социальной защиты и не способны конкурировать на рынке труда; 5)формирование кадровой, материальной, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости; 6)мероприятия, направленные на содействие занятости населения, которое проживает в сельской местности.

           Помощь безработным по рекомендациям  МОТ должна составлять около  60% от средней заработной платы. 

В Украине в связи с  не очень высокой средней заработной платой считается целесообразным устанавливаем помощь по безработице не менее 50 % от средней заработной платы.

Для обеспечения эффективному содействию занятости населения  целесообразно всемерно способствовать развитию службы занятости.

Главными функциями  службы занятости являются: анализ рынка труда и информирование о его состоянии; трудовое посредничество и содействие работодателям в обеспечении предприятий рабочей силой, а граждан - в получении работы;  регулирование рынка труда, которое осуществляется как. через трудовое посредничество, так и через реализацию программ профориентации, а также содействия занятости;  помощь безработным, которая включает как вышеназванные функции, так и материальную поддержку на период безработицы;

 

9.1. Методика планирования  труда.

 Планирование трудовых показателей - это: 1) неуклонное обеспечение производительности труда и повышение темпов ее увеличения над темпами повышения заработной платы;  2)достижение экономии труда и фонда заработной платы;  3)обеспечение правильных пропорций в заработной плате отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда при установленном размере общего фонда заработной платы; 

4)усиление материальной  заинтересованности каждого работника  и коллектива в целом в улучшении технико-экономических показателей производственно-хозяйетвенной деятельности предприятия;  

5)обеспечение потребности  в кадрах необходимой квалификации, а также повышение квалификации работников предприятия; 

6)установление оптимальных  пропорций в численности персонала  по функциям производства, обслуживания  и управления.

Основой для разработки плана по труду является: производственная программа; план повышения эффективности производства; нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.

План по труду  включает два основных раздела: а) промышленно- производственная деятельность; б) непромышленная деятельность.

В первом разделе  плана должны быть такие показатели:    1) рост производительности труда (планируется в денежных единицах и в процентах к предшествующему периоду); 2)численность промышленно-производственного персонала; 3)нормативы затрат зарплаты на единицу продукции, которая используется при планировании производительности труда; 4)фонд заработной платы;

5)фонд материального поощрения; 

6)средняя заработная плата  с учетом выплат из фонда  материального поощрения;

7)фонд заработной платы  внештатного состава персонала.

Численность, фонд и средняя  заработная плата планируются по категориям работников.

В разделе непромышленная группа планируется три показателя: а) численность работников; б) фонд заработной платы и средняя заработная плата

Приложением к  плану по труду являются:

-- расчеты планового баланса  рабочего времени одного работника;   ---расчеты производительность труда по факторам;   ---расчеты численности и фонда заработной платы вспомогательных работников; ---  расчеты трудоемкости выпускаемой продукции;  ---план подготовки и повышения квалификации кадров предприятия;    ----разбивка показателей непромышленной группы по направлениям: ЖКХ; детские сады; капитальный ремонт зданий и сооружений хозяйственным способом и т.п.

Составление планов, как правило, осуществляется по такой схеме:  анализ показателей за прошлый период, оценка ожидаемого выполнения плана и выявление возможных резервов;  определение главных задач и разработка основных показателей плана;  взаимоувязка и сбалансированность всех разделов и элементов плана.

 

9.2. Планирование  роста производительности труда.

      Основной целью планирования производительности груда является поиск резервов, использования которых позволит выйти предприятию на более низкий уровень затрат на персонал, чем у конкурентов, и обеспечить тем самым возможность выживания в условиях рынка.

Темп роста производительности труда на плановый год определяется отношением планового уровня производительности труда к базовому или ожидаемому в процентах.

Расчет возможного роста  производительности труда осуществляется на основе экономической оценки влияния  отдельных факторов на уровень производства продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда"