Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

shpory_inv.docx

— 137.88 Кб (Скачать файл)

1.Международное движение капитала: понятие, предпосылки, формы, направления ввоза и вывоза капитала.

Международное движение капитала – встречное движение капиталов между странами, обусловленное расширениями международного сотрудничества, глобализацией мирохозяйственных связей и возможностью возрастания дохода по сравнению со страной происхождения капитала. Предпосылки, обусловливающие международное движение капитала: -интернационализация хозяйственной жизни; появление возможности более выгодного приложения капитала за рубежом; относительный избыток капитала на внутреннем рынке и отсутствие условий его эффективного использования; стремление владельцев капитала применить его там, где существуют низкие цены на сырье; на материалы; на энергию; на транспорт; на полуфабрикаты и т.д.; экономия финансовых ресурсов от применения более низких таможенных тарифов и льготных тарифных мер в странах, куда перемещается капитал; возможность стабильного снабжения национальных предприятий импортным сырьем; стремление обеспечить сохранность и чистоту окружающей среды в странах-экспортерах капитала. Теории, объясняющие м/д движение капитала:- неоклассическая теория, которая объясняет движение капитала действия принципа сравнительных преимуществ, в соответствии с которым капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли, имеющей тенденции к понижению в более развитых странах; - неокенсианская теория, которая объясняет движение капитала неравновесием платежных балансов разных стран; - марксистская теория, которая объясняет вывоз капитала его относительным избытком в стране и необходимостью экспорта; - теория бегства капитала, предусматривает вывоз капитала из-за неблагоприятного инвестиционного климата или нелегальными источниками формирования капитала. Классификация форм международного движения капитала: частного и государственного,  денежной и товарной формах, краткосрочной (обычно на срок до 1 года) и долгосрочной формах (прямые и портфельные инвестиции, долгосрочные займы и кредиты), в ссудной и предпринимательской форме. Ссудный капитал приносит его владельцу доход в основном в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме - преимущественно в виде прибыли. Движение предпринимательского капитала выступает в формах: прямых и портфельных иностранных инвестиций;

 

 

2.Иностранные инвестиции: понятие, виды и влияние на развитие мировой экономики.

 Иностранные инвестиции осуществляются в виде предпринимательской формы движения капитала и представляют собой имущественные и интеллектуальные ценности, вывезенные с территории 1 государства и вложенные на территории другого для ведения в последнем на свой риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или достижения иного значимого эффекта. В зависимости от возможности участия в управлении предприятием иностранные инвестиции делятся: - прямые, которые представляют собой форму движения частного предпринимательского капитала, обеспечивающую условия получения прибыли и дающую право участвовать в управлении капиталом.  В соответствии с рекомендациями МВФ прямые иностранные инвестиции имеют место тогда, когда иностранный собственник владеет не менее чем 25% УФ.- портфельные, вложения иностранных инвесторов, осуществляемые через инструменты фондового рынка, которые не обеспечивают инвестору контроля за компанией, а только дают право на получение прибыли. В качестве иностранных инвесторов м.б.:- иностранные юр лица; - иностранная оргия, не являющаяся юр лицом; - иностранный гражданин постоянно проживающий за границей физ лицо без гражданства - иностранные государства; - м/д оргии. Формы движения международного капитала: ссудная, предпринимательская(- прямые иностранные инвестиции; - портфельные инвестиции).Иностранные инвестиции осуществляются в виде предпринимательской формы движения капитала и представляют собой имущественные и интеллектуальные ценности, вывезенные с территории 1 государства и вложенные на территории другого для ведения в последнем на свой риск предпринимательской в целях получения дохода или достижения иного значимого эффекта. Вывоз прямых инвестиций может осуществляться либо через создание за рубежом новой фирмы, либо через покупку существенной доли в уже действующей за рубежом фирме или полное поглощение этой фирмы. За рубежом все эти фирмы обычно называются зарубежными филиалами родительских компаний. Эти филиалы подразделяют на отделения, дочерние и ассоциированные компании. Отделение регистрируется в зарубежной стране, но имеет собственный баланс в составе баланса своей родительской компании, отвечает по обязательствам родительской компании, полностью принадлежит родительской компании и поэтому не является юридическим лицом. Дочерняя компания регистрируется в зарубежной стране как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет родительская компания, потому что она обладает основной частью акций дочерней компании. Ассоциированная компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем родительской фирмы, которой принадлежит существенная, но не основная часть акций.

 

3. Методические подходы к оценке эффективности иностранных инвестиций на уровне национальной экономики. Cуществует 2 подхода оценки иностранных инвестиций на национальном уровне:1 макроэкономический: - ВВП (мультипликатор = дельта ВВП за счет иностранных инвестиций/дельта инвестиций иностранных, М > 1). Увеличение объемов производства, экспорта, создание рабочих мест, квалификация кадров, использование современных технологий, увеличение налогов, поступающих в бюджет. 2 влияние на состояние платежного баланса. На основании платежного баланса рассчитываются показатели:- международная инвестиционная позиция - отражает накопленные внешние финансовые активы и обязательства страны на определенный момент времени; - чистая международная инвестиционная позиция страны = разнице между накопленными внешними активами и внешними обязательствами. ЧИП показывает: является ли страна чистым должником перед внешним миром или чистым кредитором Чистый должник, когда обязательства выше активов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовые режимы инвестиционной политики принимающих государств, их характеристика и сферы применения.

Международной практикой  выработаны правовые режимы для иностранных  инвесторов: 1 режим наибольшего  благоприятствования. Он означает, что  принимающая сторона относится  к инвесторам одной страны не менее  благоприятно, чем инвесторам любого другого государства. Сфера применения на стадии допуска иностранного капитала в страну и создания предприятий  с иностранными инвестициями. Основные исключения из данного режима: - исключение общего плана, касающегося вопросов национальной безопасности; - ограничение, принимаемое на взаимовыгодной основе; - особые исключения, принимаемые на односторонней основе. 2 национальный режим. В рамках этого режима принимающая  сторона предоставляет иностранным  инвесторам условия деятельности не менее благоприятные, чем условия  деятельности национальных инвесторов. Область использования режима на стадии осуществления деятельности инвесторами. Основные исключения связаны  с вопросами национальной безопасности. 3 справедливый и равноправный режим. Этот режим предполагает наличие  критериев, с помощью которых  м. оценить взаимоотношение м/д иностранным инвестором и правительством принимающей стороны. Причем существует проблема выбора и определения таких критериев. Сфера применения – двухсторонние соглашения об инвестиционном  сотрудничестве м/д договаривающимися странами. 4 режим транспорентности. Требует своевременного уведомления инвесторов об изменениях инвестиционных режимах принимающих стран.

Правовой режим иностранных  инвестиций на территории РБ, условия  деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических  лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для  имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физ лиц РБ, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Система государственных  гарантий иностранным инвесторам  в принимающих странах. 

РБ гарантирует инвестору право  собственности и имущественные  права, приобретенные законным способом, и защищает эти права, равенство  прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при  осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, защиту прав и  законных интересов инвесторов, стабильность прав инвестора по осуществлению  инвестиционной деятельности и ее прекращению. Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с  законодательными актами РБ все действия, вытекающие из владения, пользования  и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться  прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности. Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами РБ. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ. Компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке. Действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, и акты государственных органов РБ или органов административно-территориальных единиц РБ, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Средства государственного регулирования допуска иностранных инвестиций в принимающие страны. 

Исторически многие страны мира применяли различные ограничения  на иностранные инвестиции. Причины  введения ограничений: опасения стран  по поводу установления излишне высокого иностранного контроля над национальной экономикой; опасения потери части  национального достояния; стремление содействовать участию местного населения в руководстве компаний, содействовать росту их занятости; желание контролировать приток технологий и управленческого опыта с  точки зрения их тщательного отбора с учетом качества. Средства государственного регулирования притока иностранных  инвестиций условно делят на две  группы: прямые, или формальные, средства; скрытые, или неформальные, средства. К прямым, или формальным, относятся средства, регулирующие приток иностранных инвестиций на основе законодательных норм и правил. К ним относятся: 1) порядок регистрации и деятельности компаний с иностранными инвестициями; 2) законодательные или иные ограничения на долю зарубежной собственности и контроль в отдельных отраслях;3) требования, связанные с торговыми аспектами инвестиций (установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.);4) требования в отношении условий производственной деятельности компаний (доля местного компонента в стоимости готовой продукции, требование минимального объема внутрифирменных исследований, минимального объема использования местной рабочей силы). Прямые ограничения делят на абсолютные и относительные ограничения. Абсолютные ограничения выдвигают барьеры в отношении иностранных инвестиций и компаний, принадлежащих или контролируемых иностранными инвесторами. По своей сути они эквивалентны квотам на импорт. Относительные ограничения аналогичны тарифам, так как они негативно сказываются на притоке инвестиций за счет увеличения издержек при регистрации и/или функционировании иностранных филиалов в принимающей стране. Скрытые, или неформальные, государственные ограничения на привлечение иностранных инвестиций (вторая группа) представляют собой барьеры, связные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, с деятельностью политических и социально-культурных организаций. Их нельзя игнорировать. Более того, в настоящее время они пользуются приоритетом с учетом значительного влияния на деятельность иностранных компаний.  
7.Основные направления и формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций за рубежом. 

Главная цель политики стимулирования — воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков. В основе стимулирования привлечения  иностранного капитала лежат программы  приватизации, проведенные ранее  и проводимые нынче в разных группах  стран. Между приватизацией и  притоком прямых иностранных инвестиций существует взаимосвязь: приватизация может быть использована иностранным  инвестором как средство расширения рынков сбыта.приватизация — один из макроэкономических факторов, составляющих основу благоприятного инвестиционного климата. Основным направлением стимулирования притока иностранных инвестиций является предоставление разного рода льгот. В силу национального режима иностранный и национальный инвесторы имеют равные права на получение стимулов. При этом льготы предоставляются предпринимателям при выполнении следующих условий: содействие росту занятости населения; содействие мелкому и среднему предпринимательству; содействие проведению региональной политики; содействие расширению экспорта. Можно выделить три направления по привлечению прямых иностранных инвестиций:1. Повышение имиджа принимающей страны на основе распространения рекламных материалов. 2 Предоставление государством комплексного пакета услуг возможным иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятельности. 3. Предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот:

 1. Фискальные стимулы подразделяются на следующие формы: 1) снижение ставки налога на прибыль;2)налоговые каникулы; 3) увеличение сумм амортизационных отчислений,5) инвестиционные и реинвестиционные скидки; 6) сокращение взносов в социальные фонды7) стимулы, связанные со снижением ставки НДС 8) снижение экспортных пошлин;

2. Группа финансовых стимулов включает в себя: 1) прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, производственных или маркетинговых расходов инвестиционного проекта; 2) субсидированные займы; 3) гарантии на предоставляемые займы; 4) гарантированные экспортные кредиты.

3. прочие льготы - подразделяется на: 1) субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфраструктуры инвестиционного проекта; 2) субсидирование услуг; 5) защиту от импортной конкуренции др.

На финансовые льготы более  ориентируются развитые государства. Финансовые субсидии предоставляются  на уровне регионов, городов или  районов с целью стимулирования регионального развития отдельных отраслей экономики принимающей страны. Основное требование субсидирования — «прозрачность» финансовых льгот н возврат средств в случае невыполнения ряда обязательств.  
8.Иностранные инвестиции в экономике РБ: современные тенденции, условия и перспективы привлечения. 

Правовой режим иностранных  инвестиций на территории РБ, условия  деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юр лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юр и физ лиц РБ, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом.РБ гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права, равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов, стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению. Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами РБ все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории РБ в соответствии с законодательными актами РБ. Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами РБ. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу бел рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке Действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов РБ или органов административно-территориальных единиц РБ, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд. Вред, в том числе убытки, причиненные в результате указанных в части первой настоящей статьи подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда. Порядок возмещения вреда, в том числе убытков, определяется актами законодательства РБ. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"