Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка
В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики
1.Возникновение и основные этапы развития экономической науки
Слово «ЭКОНОМИКА» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Все началось с Сократа (470 -390 до нашей эры). Однако этот философ не оставил после себя никаких письменных работ.
Дело Сократа продолжили два его знаменитых ученика - Ксенофонт и Платон, Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями. Эти произведения являются незаменимым источником по экономической истории Греции.
Кроме того, продолжая научные исследования Сократа, он написал следующие произведения.
«О доходах», в котором попытался найти выход из экономических трудностей Афин;
«О домашнем хозяйстве», в котором дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. Платон (около 428-348 до нашей эры)организовал свою знаменитую и создал большое количество различных произведений. В своих произведениях он тоже пытается осмыслить роль денег и правила мудрого ведения домашнего и государственного хозяйства.
Одним из «выпускников» Академии Платона был Аристотель (около 384-322 до нашей эры), который по праву считается родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах.
Аристотель вплотную подошел к пониманию разницы между натуральным хозяйством, при котором люди производят все необходимые вещи и продукты питания для самого себя, и товарным производством, при котором люди производят вещи для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определенных исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке).
Аристотель заявил о том,что существуют два вида богатства.
Естественный - образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством.
Противоестественный - так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.
В связи с этим, Аристотель
разделил экономическую науку на
две части: экономию и хрематистику.
Экономия должна изучать естественные
процессы (производство потребительных
стоимостей), а хрематистика должна
изучать противоестественные
Аристотель пришел к мысли о том, что существует две стоимости товаров.
1) (производственная) формируется из тех затрат, что понес человек при изготовлении товара (при изготовлении двери человек тратит дерево, краску, гвозди, свой труд, свое время и т.д.)
2) (потребительная) формируется из желаний и способностей людей приобрести этот товар. Предположим, человек затратил на изготовление двери 100 рублей, плюс две недели своего рабочего времени, но люди на рынке эту дверь не покупают до тех пор, пока цена не окажется равной 80 рублям. Или наоборот, люди с радостью покупают эту дверь за триста рублей. Потребительная стоимость возникает не из затрат производителя, а из желаний и денежных возможностей покупателей.
Все эти размышления приводят Аристотеля к мысли о том, что в процессе производства и продажи товаров приходится сравнивать между собой несравнимые вещи:
двухнедельный труд человека сравнивается с пятью килограммами краски, для того, чтобы определить, что из них дороже. Красивое ожерелье сравнивается с полезной сохой и т.д.
В результате Аристотель приходит к выводу о том, что сравнить эти вещи между собой помогут деньги и ничто другое.
Совр эк наука – рез-т экон мысли разных эпох, каждая их к-рых привносила свои наблюдения, понятия, теории. Можно выделить три этапа: экономия, полит экономия и экономикс (ЭТ).
1 этап. Предст идеями древневост об-в и античного мира. Эк-ка возникла в ант об-ве как наука о дом хоз-ве. Термин впервые предл Ксенофонтом. Исход позиции совр науки сформ Платон, Аристотель.
1ый этап представлен также
идеями средневек ученых –
схоластов, к-рым присущ
В России эк мысль Средневек предст Сводом з-нов Киевского гос-ва «Русская правда», связ с именем Влад Мономаха, Даниила Заточника, Ермолая Еразма.
2ой этап. Предст меркантилизмом, физиократией и класс школой политэкономии.
- Меркантелизм (Манн, Стаффорд, Монкретьен, Посошков)
Ист богатства считали внеш торговлю, целью гос-ва – увеличение кол-ва золота в стране.
- Физиократия (Петти, Буагильбер)Ист прироста кап считали земледелие, пытались свести стоимость к труду.
- Класс школа политэкономии (Смит, Маркс, Энгельс)Происх распр мануфактур и становление машинного произв-ва. Ист богатства считают сферу произв-ва. Родоначальником явл Смит. Благодаря иссл Маркса и Энгельса полит экономия стала рассм как наука, изучающая произв отношения последовательно сменяющихся формаций.
3ий этап. Рождение термина «экономикс» связано с им Маршалла, создавшего теорию цены, в основу к-рой был положен маржинализм.
Революцию в ЭТ произвело появление «кейнсианства». Оно поставило в центр проблемы макроанализа.
Явление стагфляции (одновр безработицы и инфл) стало причиной разочарования в кейнсианстве.
Начали появляться другие теории
- Экономика предложения
(акцент на предл товаров и услуг)
- Монетаризм
(рынок – саморег система, выст против вмеш гос-ва в эк-ку)
- Новая классика
(гипотеза о рац ожиданиях)
- Теория общ выбора
(анализ процесса принятия
Развитие ЭТ шло бурно, сущ мн-во подходов. В совр ЭТ нет единственно верной ЭТ. Наиболее верное знание м.быть получено в процессе синтеза подходов.
2.Предмет, функции, методы
исследования экономической
Экономика как научная дисциплина – это об-венная наука, к-рая изучает поведение людей, эк субъектов и отношения м/у ними в процессе произв-ва, распределения, обмена мат благ и услуг в целях удовл своих потр-тей при огр ресурсах. Экономическая теория – это универсальная наука, изучающая экономические явления и процессы, функционирование хозяйства, экономические отношения, основанные на логике, историческом опыте и теоретических концепциях.
Хозяйственные процессы экономическая наука рассматривает на двух уровнях. Это:
микроэкономика – раздел экономической теории, в котором анализируются экономические процессы у отдельных хозяйственных субьектов и вырабатываются рекомендации производителям и потребителям благ.
макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий сферу национального хозяйства в целом и вырабатывающий методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими проблемами.
Предмет эк-ки - совокупность эк и произв отношений хоз-вующих в об-ве субъектов по поводу воспр эк благ при огранич ресурсах.
Воспроизводство – непрерывное возобновление или повторение процесса производства.
Методы: 1.рационализм(изучение скрытых от наблюдения сущностей построение соотв концепций) и эмпиризм (наблюдение и сбор фактов, т.е. восприятие эк-ких процессов реально)
2.метод научных абстракций - отвлечение предмета исследования от всего второстепенного и выявление сущности
3.анализ (рассматривание отдельных частей единого целого) и синтез (объед отдельно исследуемых объектов в единое целое)
4.индук (умозакл, базирующееся на обобщении единичных фактов) и дедукция (применение общ положений к частным случаям)
5.метод сравнения- определение сходства или различия явлений
6.метод аналогий- перенос свойств с извест явл на неизвестное
7.использование гипотез - выдвижение научно-обоснованных предположений о причинно-следственных связях
8.моделирование - формализованное описание с помощью функций, графиков эк процессов или явлений, отражающие главные его характеристики без второстепенных.
9.единство исторического и логического, т.е. логика развития исследуемых явлений с анализом конкретных ист событий.
Функции эк-ки:
1)Познавательная – изучает все многообр эк. процессов и явлений и дает им науч. объяснение
2)Практическая - дает практические рекомендации и советы для выработки экон политики эффективного управления произв-ва на различных уровнях.
3)Прогностическая - делает возм. предвидение краткосрочного и долгосрочного экон. развития.
4)Образовательная - позволяет формировать экон. культуру и владеть ею.
5) Методологическая - является теор и метод основой всей системы эк-ких наук.
3.Возникновение, сущность и функции денег
В глубокой древности возник обмен товаров и носил случайный характер, так как еще не существовало разделение труда. Продукты создавались для удовлетворения собственных потребностей. Лишь в исключительных случаях, когда появлялся некоторый излишек продуктов, повышающий потребности людей, продукты использовались для обмена. Случайным было и то, на какие продукты и в какой пропорции они обменивались. Дальнейшее развитие производства и расширение хозяйственных связей между людьми на основе развивающегося общественного разделения труда выявило ограниченные возможности такой формы обмена. Это привело к тому, что из мира товаров выделился один товар, на который можно было обменять все другие товары. Он и превратился во всеобщий эквивалент. Роль денег постепенно, по мере развития производства, прочно закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром, а со второй половины XIX в. - только за золотом. С натуральной формой золота окончательно срастается эквивалентная форма стоимости. Денежная форма стоимости является законченным выражением развития формы стоимости.
Сущность денег состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т. е. служат воплощением стоимости всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.
Важнейшая функция денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена. Но не деньги делают товары соизмеримыми. Именно потому, что товары есть стоимости, они соизмеримы и каждый из них может измерять свою стоимость одним специфическим товаром, превращая этот последний в меру стоимости, т. е. в деньги.
Второй функцией является выполнение функции средств обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар ( Т - Т) принимает форму товарного обращения ( Т - Д - Т ). По сути дела товар проходит две метаморфозы: Т - Д - продажа товара, его превращение из товарной формы в денежную, и Д - Т - купля товара, превращение его денежной формы в товарную. Поскольку акт продажи товара во времени и пространстве может не совпадать с актом купли его, уже в простом товарном хозяйстве обнаруживается абстрактная возможность экономических кризисов.
Третья функция - деньги служат средством образования сокровищ или средств накопления. С возникновением и развитием товарного производства и обмена деньги становятся воплощением богатства отдельных людей. Деньги - всеобщий эквивалент, они дают возможность приобрести любой товар; в силу этого деньги начинают выполнять функцию образования сокровищ.
Четвертая функция - деньги являются средством платежа. С возникновением кредитных отношений - продажи товаров с отсрочкой их оплаты - деньги стали функционировать как средство платежа. В этой функции они обслуживают возврат денежных ссуд, оплату товаров, купленных в кредит, внесение арендной платы и др. Функция денег как средства платежа заключает в себе непосредственное противоречие. Многие производители покупают друг у друга товары в кредит. Однако нарушение платежей в одном звене вызывает цепную реакцию, нарушение всего механизма связей товаропроизводителей. Функция денег как средств платежа заключает возможность кризисов.
Появление мировых денег - является пятой функцией денег. Выход товарного обмена за пределы национальных рынков и расширение мировых экономических связей привели к появлению мировых денег. Роль мировых денег выполняет золото. Оно функционирует как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютная общественная материализация богатства.
4.Эффективность использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Объективные условия и противоречия эк развития: редкость и ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Разрешение этого противореч обесп развитие об-ва путем решения проблемы эк выбора, суть к-рой:что как для кого – производить?
Производственные возможности – это то макс кол-во благ в опр наборе, к-рое м быть одновр произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях в условиях наиболее эффект их исп.
Возможность годового производства станков и книг.
Вид прод-ии |
Произв альтернативы | ||||
А |
Б |
В |
Г |
Д | |
книги |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
станки |
10 |
9 |
7 |
4 |
0 |
Ограниченность произв возможностей граф изобр ГПВ – графиком, показывающим все мн-во вар-тов исп имеющихся ресурсов для произв альт видов эк благ. На ГПВ выбор явл оптимальным.
М – точка произв потерь, свид о неполном исп ресурсов
N – неосуществима из-за отсутствия ресурсов
ГПВ дает представление о:
1)ограниченности (редкости) ресурсов