Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.

Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;

Файлы: 1 файл

госс.docx

— 400.25 Кб (Скачать файл)

Ведущая отрасль муниципального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Жилищно-коммунальное хозяйство состоит из следующих отраслей:

а) жилищного хозяйства;

б) энергетических предприятий;

в) муниципального транспорта;

г) внешнего благоустройства;

д) гостиничного хозяйства.

Вопрос 40: Цели и задачи муниципального управления

Центральное место в системе муниципального управления занимает формирование комплекса целей и задач, обеспечивающих их достижение.

Цели и задачи муниципального управления определяются научно обоснованными перспективами социально-экономического развития муниципального образования на основе главной цели муниципального управления.

Главная цель муниципального управления

Главная цель муниципального управления – является причиной возникновения и деятельности органов муниципального управления..

Следовательно, можно утверждать, что главной целью муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.).

Для оценки уровня жизни используют такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, доля в структуре потребляемых продуктов питания биологически ценных продуктов).

Качество жизни – понятие, выделяющее  и характеризующее посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. В современной социологии с его помощью принято обозначать те стороны общественной и индивидуальной жизни, которые не поддаются чисто количественным характеристикам.

Цели муниципального управления

Следует отличать цели науки муниципального управления от целей муниципального управления. Цель теории муниципального управления – исследование и выявление объективных законов, объясняющих процессы муниципального управления и позволяющих предвидеть их развитие и более эффективно управлять муниципальным образованием.

Формирование “древа” целей муниципального управления

Цель в управлении вообще, а в муниципальном управлении в частности, принадлежит к числу  важных элементов теории и практики муниципального управления.

Выдвижение целей перед муниципальным управлением, с одной стороны, касающихся всего муниципального образования, а с другой – опирающихся на муниципальную власть, – это определенный интеллектуальный процесс. В нем важны следующие моменты.

Во-первых, источники возникновения и фиксирования целей муниципального управления. Можно твердо утверждать, что в отличие от сложившихся стереотипов, по которым считается, что сверху виднее, объективно цели муниципального управления рождаются внизу – идут от потребностей и интересов населения, объединенных в территориальный коллектив - муниципальное образование.

Смысл и цель деятельности органов местного самоуправления состоят только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию населения муниципального образования. Именно внутреннее состояние населения и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей муниципального управления. Необходимо изучение объективных условий, которые складываются вокруг муниципального образования и внутри его, реальное определение возможностей и силы субъективного фактора, четкое знание потребностей и интересов конкретных управляемых объектов в управляющих воздействиях, достоверная оценка потенциала муниципального управления для управленческих действий, способных привести в итоге к объективной практической целенаправленности муниципального управления. Целеполагание в муниципальном управлении должно быть четко связанным с объектом.

Во-вторых, субъективная сторона целеполагания и открытость сформулированных целей муниципального управления. Сама сущность управления состоит из определенной последовательности (механизма) целеполагания, от прогнозирования к программированию, а далее к планированию – принятию решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать.

Планирование – это мост между нынешним и желаемым будущим положением.

Игнорирование планирования означает отказ от целеполагания в муниципальном управлении, а следовательно, и от самого управления как такового, тогда начинают проявлять себя стихийные процессы с непредсказуемостью их последствий.

В-третьих, иерархия целей муниципального управления строится на приоритете потребностей и интересов населения. Основные виды  целей муниципального управления образуют следующую структуру (рис. 15):

- социальные, отражающие  взаимоотношения элементов социальных  структур сообщества, к примеру, уровень и качество жизни населения  муниципального образования;

- культурные, связанные как  с восприятием культурных ценностей, которыми руководствуется сообщество, так и с влиянием духовного  потенциала сообщества на реализацию  социальных целей, к примеру, уровень  образования;

- экономические, характеризующие  и утверждающие систему экономических  отношений, обеспечивающих материальную  основу реализации социальных  и культурных  целей муниципального  управления, к примеру, размер бюджета  муниципального образования;

- производственные, состоящие  в создании и поддержании активности  тех экономических объектов, которые  соответствуют перечисленным целям  и способствуют их реализации, к примеру, предприятий и организаций  оказывающих различные услуги;

- организационные, направленные  на решение организационных проблем  в субъекте и объекте муниципального  управления и построение функциональных  и организационных структур для  реализации вышеперечисленных целей.

В-четвертых, построение, самого “древа” целей муниципального управления. Основой “древа” целей муниципального управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Стратегические цели развертываются  в тактические, определяющие направления действий по достижению первых, а тактические – в оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Стратегические цели являются – главными, а цели, способствующие их достижению – обеспечивающими (цели-средства). Цели муниципального управления также подразделяются на: общие (для всего муниципального управления) и частные (для отдельных сфер, органов и  структурных подразделений), конечные (по результатам) и промежуточные, по времени – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, официальные (цели-декларации о намерениях или направлениях деятельности) и побочные (могущие носить негативный, противоположный смысл) и производные (могущие увести систему и ее отдельные элементы в сторону).

Построение “древа” целей муниципального управления на базе и с учетом их иерархии является непростой процедурой, причем применительно как муниципальному управлению в целом, так и к его отдельным частям. Необходимо четкое выделение главной (стратегической) цели, ради достижения которой и создаются органы местного самоуправления, а затем произвести “разветвление” этих целей по всем другим их видам (рис. 16.). Важное значение имеет согласование целей так, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга. Необходима обоснованная субординация целей, чтобы они работали друг на друга и, реализация одной цели становилась источником для другой. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в муниципальном управлении.

К целям муниципального управления, как и ко всем прочим, предъявляются определенные требования:

- достижимость и реалистичность;

- понятность исполнителям;

- качественную и (возможно) количественную описанность;

- мотивирующую силу;

- взаимную совместимость;

- возможность проверки  достижения и корректировки”[19]

- объективную обусловленность  и обоснованность;

- социальную мотивированность;

- обеспеченность в ресурсном  отношении;

- системную организованность.

Задачи муниципального управления

Цель предопределяет задачи муниципального управления в реализации интересов муниципального образования. Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных данных или параметров этого результата. Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач

В муниципальном управлении можно выделить три уровня задач:

1 – стабилизация управляющих  параметров и поддержание их  на заданном уровне, контроль  состояния муниципальных объектов;

2 – управление сферами  жизнедеятельности  муниципального  образования с целью обеспечения  населения услугами;

3 – оптимизация функционирования  всего муниципального образования, исходя из заданного критерия  качества функционирования с  выдачей соответствующих данных  о деятельности органов местного  самоуправления в органы государственной  власти и населению.

К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся:

- удовлетворение потребностей  населения в различного рода  услугах (в социально-культурных  и иных сферах местной жизни);

- реализация социально-экономического  потенциала муниципального образования;

- оптимальное сочетание  местных и государственных интересов;

- распределение социальных  благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный  стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);

- поддержание систем, обеспечивающих  жизнедеятельность муниципального  образования (пожарная и общественная  безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);

- обеспечение условий  для производства благ в видовом, количественном и качественном  отношении превосходящих минимальный  государственный социальный стандарт (МГСС).

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования.

Вопрос 41: Законы, закономерности и принципы муниципального управления

Законы, используемые и учитываемые в муниципальном управлении

Муниципальное управление успешно лишь в том случае, когда оно основано на сознательном использовании объективных законов.

Муниципальное образование функционирует и развивается на основе комплекса законов общественного развития: экономики, социологии, психологии, физиологии, кибернетики, теории организаций и принятии решений и др.

Центральное место в управлении муниципальным образованием занимают объективные, экономические законы. Они выражают устойчивые причинно-следственные связи в экономических отношениях, позволяющие раскрывать зависимости между отдельными процессами и явлениями в местной экономике. Отношения управления реализуют эти связи и зависимости в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования. Система управления, с одной стороны, строится и функционирует в соответствии с экономическими законами, а с другой – она является средством реализации требований этих законов.

Более полное познание экономических законов позволяют научно обосновать принципы, методы и формы управления муниципальным образованием, оборотом материальных благ в соответствии с интересами сообщества, существующих коллективов и отдельных людей.

Каждый экономический закон имеет свои конкретные формы проявления. Но он находится в сложном взаимодействии с другими, в т.ч. и неэкономическими, законами. Поэтому в процессе управления их требования также должны учитываться.

Игнорирование требований объективных законов снижает эффективность муниципального управления.

Муниципальное управление невозможно без учета требований законов кибернетики. Законы и закономерности кибернетики проявляются главным образом в информационном обеспечении – в процессах создания, хранения, передачи и обработки информации, связанной с управлением муниципальным образованием. Они не раскрывают и не объясняют сущности социально-экономических процессов и явлений в управлении, но помогают их понять и отразить.

Из этого следует, что чем полнее и последовательнее учитываются  объективные законы в управлении муниципальным образованием, тем эффективнее муниципальное управление. В противном случае неизбежно возникают отрицательные последствия: диспропорции в муниципальном хозяйстве, нерациональное использование ресурсов, негативное отношение населения к органам местного самоуправления.

 

Закономерности муниципального управления

Существенные связи, составляющие группу закономерностей муниципального управления, вытекают из характера воздействия субъекта на объект.

Закономерности, определяющие общие отношения между объектом и субъектом (управленческие отношения в широком смысле), их диалектика играют важную роль в теории муниципального управления. Эти закономерности формируют характер взаимодействия субъекта и объекта управления, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей развития муниципального образования. К ним относятся:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"