Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Описание работы
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории. Региональные рынки могут быть: 1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Ведущая отрасль муниципального
хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство
(ЖКХ). Жилищно-коммунальное хозяйство
состоит из следующих отраслей:
а) жилищного хозяйства;
б) энергетических предприятий;
в) муниципального транспорта;
г) внешнего благоустройства;
д) гостиничного хозяйства.
Вопрос 40: Цели и задачи
муниципального управления
Центральное место в системе
муниципального управления занимает формирование
комплекса целей и задач, обеспечивающих
их достижение.
Цели и задачи муниципального
управления определяются научно обоснованными
перспективами социально-экономического
развития муниципального образования
на основе главной цели муниципального
управления.
Главная цель муниципального
управления
Главная цель муниципального
управления – является причиной возникновения
и деятельности органов муниципального
управления..
Следовательно, можно утверждать,
что главной целью муниципального управления
является повышение уровня и качества
жизни населения муниципального образования.
Под уровнем жизни
населения понимается уровень потребления
материальных благ (обеспеченность промышленными
товарами, продуктами питания, жилищем
и т.п.).
Для оценки уровня жизни используют
такие показатели, как потребление основных
продуктов на душу населения, обеспеченность
этими продуктами в расчете на семью. Важное
значение для оценки уровня жизни имеют
показатели структуры потребления (например,
доля в структуре потребляемых продуктов
питания биологически ценных продуктов).
Качество жизни – понятие, выделяющее и
характеризующее посредством сопоставления
с уровнем или стандартом жизни качественную
сторону удовлетворения материальных
и культурных потребностей людей. В современной
социологии с его помощью принято обозначать
те стороны общественной и индивидуальной
жизни, которые не поддаются чисто количественным
характеристикам.
Цели муниципального
управления
Следует отличать цели науки
муниципального управления от целей муниципального
управления. Цель теории муниципального
управления – исследование и выявление
объективных законов, объясняющих процессы
муниципального управления и позволяющих
предвидеть их развитие и более эффективно
управлять муниципальным образованием.
Формирование “древа”
целей муниципального управления
Цель в управлении вообще, а
в муниципальном управлении в частности,
принадлежит к числу важных элементов
теории и практики муниципального управления.
Выдвижение целей перед муниципальным
управлением, с одной стороны, касающихся
всего муниципального образования, а с
другой – опирающихся на муниципальную
власть, – это определенный интеллектуальный
процесс. В нем важны следующие моменты.
Во-первых, источники возникновения
и фиксирования целей муниципального
управления. Можно твердо утверждать,
что в отличие от сложившихся стереотипов,
по которым считается, что сверху виднее,
объективно цели муниципального управления
рождаются внизу – идут от потребностей
и интересов населения, объединенных в
территориальный коллектив - муниципальное
образование.
Смысл и цель деятельности органов
местного самоуправления состоят только
в том, чтобы благоприятствовать материальному
и духовному развитию населения муниципального
образования. Именно внутреннее состояние
населения и волнующие его проблемы являются
подлинным и актуальным источником формирования
целей муниципального управления. Необходимо
изучение объективных условий, которые
складываются вокруг муниципального образования
и внутри его, реальное определение возможностей
и силы субъективного фактора, четкое
знание потребностей и интересов конкретных
управляемых объектов в управляющих воздействиях,
достоверная оценка потенциала муниципального
управления для управленческих действий,
способных привести в итоге к объективной
практической целенаправленности муниципального
управления. Целеполагание в муниципальном
управлении должно быть четко связанным
с объектом.
Во-вторых, субъективная сторона
целеполагания и открытость сформулированных
целей муниципального управления. Сама
сущность управления состоит из определенной
последовательности (механизма) целеполагания,
от прогнозирования к программированию,
а далее к планированию – принятию решения
о том, что делать, когда делать и кто будет
делать.
Планирование – это мост между
нынешним и желаемым будущим положением.
Игнорирование планирования
означает отказ от целеполагания в муниципальном
управлении, а следовательно, и от самого
управления как такового, тогда начинают
проявлять себя стихийные процессы с непредсказуемостью
их последствий.
В-третьих, иерархия целей муниципального
управления строится на приоритете потребностей
и интересов населения. Основные виды
целей муниципального управления образуют
следующую структуру (рис. 15):
- социальные, отражающие
взаимоотношения элементов социальных
структур сообщества, к примеру,
уровень и качество жизни населения
муниципального образования;
- культурные, связанные как
с восприятием культурных ценностей,
которыми руководствуется сообщество,
так и с влиянием духовного
потенциала сообщества на реализацию
социальных целей, к примеру, уровень
образования;
- экономические, характеризующие
и утверждающие систему экономических
отношений, обеспечивающих материальную
основу реализации социальных
и культурных целей муниципального
управления, к примеру, размер бюджета
муниципального образования;
- производственные, состоящие
в создании и поддержании активности
тех экономических объектов, которые
соответствуют перечисленным целям
и способствуют их реализации,
к примеру, предприятий и организаций
оказывающих различные услуги;
- организационные, направленные
на решение организационных проблем
в субъекте и объекте муниципального
управления и построение функциональных
и организационных структур для
реализации вышеперечисленных целей.
В-четвертых, построение, самого
“древа” целей муниципального управления.
Основой “древа” целей муниципального
управления являются стратегические цели,
связанные с сохранением или повышением
уровня и качества жизни населения муниципального
образования. Стратегические цели развертываются
в тактические, определяющие направления
действий по достижению первых, а тактические
– в оперативные, определяющие каждодневные
и конкретные действия по достижению первых
и вторых целей. Стратегические цели являются
– главными, а цели, способствующие их
достижению – обеспечивающими (цели-средства).
Цели муниципального управления также
подразделяются на: общие (для всего муниципального
управления) и частные (для отдельных сфер,
органов и структурных подразделений),
конечные (по результатам) и промежуточные,
по времени – долгосрочные, среднесрочные
и краткосрочные, официальные (цели-декларации
о намерениях или направлениях деятельности)
и побочные (могущие носить негативный,
противоположный смысл) и производные
(могущие увести систему и ее отдельные
элементы в сторону).
Построение “древа” целей
муниципального управления на базе и с
учетом их иерархии является непростой
процедурой, причем применительно как
муниципальному управлению в целом, так
и к его отдельным частям. Необходимо четкое
выделение главной (стратегической) цели,
ради достижения которой и создаются органы
местного самоуправления, а затем произвести
“разветвление” этих целей по всем другим
их видам (рис. 16.). Важное значение имеет
согласование целей так, чтобы они поддерживали
и взаимообусловливали друг друга. Необходима
обоснованная субординация целей, чтобы
они работали друг на друга и, реализация
одной цели становилась источником для
другой. Субординация целей усиливает
механизм целеполагания в муниципальном
управлении.
К целям муниципального
управления, как и ко всем прочим, предъявляются
определенные требования:
- достижимость и реалистичность;
- понятность исполнителям;
- качественную и (возможно)
количественную описанность;
- мотивирующую силу;
- взаимную совместимость;
- возможность проверки
достижения и корректировки”[19]
- объективную обусловленность
и обоснованность;
- социальную мотивированность;
- обеспеченность в ресурсном
отношении;
- системную организованность.
Задачи муниципального
управления
Цель предопределяет задачи
муниципального управления в реализации
интересов муниципального образования.
Задача управления – желаемый результат
деятельности, достигаемый за намеченный
период времени и характеризующийся набором
количественных и качественных данных
или параметров этого результата. Достижение
целей управления обеспечивается решением
соответствующих комплексов задач
В муниципальном
управлении можно выделить три уровня
задач:
1 – стабилизация управляющих
параметров и поддержание их
на заданном уровне, контроль
состояния муниципальных объектов;
2 – управление сферами
жизнедеятельности муниципального
образования с целью обеспечения
населения услугами;
3 – оптимизация функционирования
всего муниципального образования,
исходя из заданного критерия
качества функционирования с
выдачей соответствующих данных
о деятельности органов местного
самоуправления в органы государственной
власти и населению.
К основным задачам,
способствующим достижению главной цели
муниципального управления, относятся:
- удовлетворение потребностей
населения в различного рода
услугах (в социально-культурных
и иных сферах местной жизни);
- реализация социально-экономического
потенциала муниципального образования;
- оптимальное сочетание
местных и государственных интересов;
- распределение социальных
благ гарантированных государством
(минимальный государственный социальный
стандарт, обеспечивают их доступность,
всеобщность, адресность и т.д.);
- поддержание систем, обеспечивающих
жизнедеятельность муниципального
образования (пожарная и общественная
безопасность, водоснабжение и канализация,
и др.);
- обеспечение условий
для производства благ в видовом,
количественном и качественном
отношении превосходящих минимальный
государственный социальный стандарт
(МГСС).
Следует отметить, что возможности
решения тех или иных задач муниципального
управления определяются ресурсами, которые
можно направить на их решение. В свою
очередь, ресурсная база зависит от уровня
экономического развития муниципального
образования.
Вопрос 41: Законы,
закономерности и принципы муниципального
управления
Законы, используемые и учитываемые в
муниципальном управлении
Муниципальное управление успешно
лишь в том случае, когда оно основано
на сознательном использовании объективных
законов.
Муниципальное образование
функционирует и развивается на основе
комплекса законов общественного развития:
экономики, социологии, психологии, физиологии,
кибернетики, теории организаций и принятии
решений и др.
Центральное место в управлении
муниципальным образованием занимают
объективные, экономические законы. Они
выражают устойчивые причинно-следственные
связи в экономических отношениях, позволяющие
раскрывать зависимости между отдельными
процессами и явлениями в местной экономике.
Отношения управления реализуют эти связи
и зависимости в различных сферах жизнедеятельности
муниципального образования. Система
управления, с одной стороны, строится
и функционирует в соответствии с экономическими
законами, а с другой – она является средством
реализации требований этих законов.
Более полное познание экономических
законов позволяют научно обосновать
принципы, методы и формы управления муниципальным
образованием, оборотом материальных
благ в соответствии с интересами сообщества,
существующих коллективов и отдельных
людей.
Каждый экономический закон
имеет свои конкретные формы проявления.
Но он находится в сложном взаимодействии
с другими, в т.ч. и неэкономическими, законами.
Поэтому в процессе управления их требования
также должны учитываться.
Игнорирование требований объективных
законов снижает эффективность муниципального
управления.
Муниципальное управление невозможно
без учета требований законов кибернетики.
Законы и закономерности кибернетики
проявляются главным образом в информационном
обеспечении – в процессах создания, хранения,
передачи и обработки информации, связанной
с управлением муниципальным образованием.
Они не раскрывают и не объясняют сущности
социально-экономических процессов и
явлений в управлении, но помогают их понять
и отразить.
Из этого следует, что чем полнее
и последовательнее учитываются объективные
законы в управлении муниципальным образованием,
тем эффективнее муниципальное управление.
В противном случае неизбежно возникают
отрицательные последствия: диспропорции
в муниципальном хозяйстве, нерациональное
использование ресурсов, негативное отношение
населения к органам местного самоуправления.
Закономерности муниципального
управления
Существенные связи, составляющие
группу закономерностей муниципального
управления, вытекают из характера воздействия
субъекта на объект.
Закономерности, определяющие
общие отношения между объектом и субъектом
(управленческие отношения в широком смысле),
их диалектика играют важную роль в теории
муниципального управления. Эти закономерности
формируют характер взаимодействия субъекта
и объекта управления, связи между ними,
способность этих связей обеспечить эффективное
достижение целей развития муниципального
образования. К ним относятся: