Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Описание работы
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории. Региональные рынки могут быть: 1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
В целом для промышленности
страны характерны высокая степень износа
основных фондов, достигающая
В разных отраслях 60-70 и более
процентов; мощные, хотя и растущие
коэффициенты обновления и
выбытия. В силу этого постоянно растет
средний возраст используемого оборудования
и увеличивается доля | возрастного
оборудования в основных фондах промышленности.
Основная причина ухудшения
— отсутствие четко сформулированной,
последовательно проводимой промышленной
политики. Уже в первые годы реформ сменилось
несколько концепт I и политики в промышленной
сфере. Сначала это было дерегулирование.
Затем — общая (фронтальная) поддержка
промышленности путем взаимозачетов задолженностей
и льготного кредитования, приведшая к
всплеску инфляции. Далее последовала
селективная поддержка отдельных производств,
а с 1994 г. — отдельных проектов. Однако
промышленный бум так и не наступил, хотя
темпы инфляции удалось уменьшить.
Российским союзом промышленников
и предпринимателей (РСПП) была предложена
концепция повышения конкурентоспособности и российской
промышленности, содержащая в себе ряд
системно-стратегических, структурно-тактических
и оперативно-конъюнктурных мер оздоровления
и повышения конкурентоспособности промышленного
производства. Ведущими учеными экономистами
и экспертами Торгово-промышленной палаты
РФ была предложена стратегия социально-экономического
развития, в которой в жесткой форме были
сформулированы меры по поддержке отраслей
машиностроения.
За последние годы . ситуация
резко изменилась. Темпы роста значительно
снизились и составили 2,1%. В экономике
наблюдался резкий спад промышленного
производства: 2010 год показал уже положительную
динамику: 8,2%. Однако большая часть инвестиций
осуществляемая за счет бюджетных средств
характеризуется низкой эффективностью.
В 2011 г. рост 5,4%. В высококонкурентных отраслях
спад уже компенсирован, загрузка там
почти максимальная. Соответственно такой
резерв роста в них уже исчерпан. Это свидетельствует
по-прежнему о сложном состоянии промышленности,
несмотря на активную поддержку государством
от дельных отраслей экономики. Последние
тенденции по снижению участия государства
в собственности промышленных корпораций
могут говорить о желании усилить уровень
конкурентной борьбы на рынке, чтобы создать
стимулы у предприятий к эффективной работе,
наращиванию объемов производства и прибыли.
Инновационный, научный
и кадровый потенциал.
В силу многих причин построение
экономики знаний и обеспечение инновационного
развития жизненно необходимо для России.
Главными из них являются постепенное
исчерпание сырьевых (прежде всего углеводородных)
ресурсов, добыча и экспорт которых были
основой экономического роста на протяжении
последних 30 лет; высокие издержки производства
и низкая производительность труда.
Сегодня все субъекты Российской
Федерации нацелены на инновационный
путь развития, однако не все
из них имеют достаточный научно-технический
задел и прочие условия для
активной инновационной деятельности.
Демографический
(трудовой) потенциал.
Начавшаяся в довоенные годы
прошлого века естественная убыль населения
России приобрела устойчивый характер.
По данным Всероссийской переписи
населения 2010 г. численность населения
составила 142,9 млн человек, что на 2,3 млн
человек меньше по сравнению с последней
переписью 2002 г. По прогнозам к 2015 г. число
россиян может сократиться до 138 млн человек,
к 2025 г. — до 118-130 млн, к 2050 г. — до 86-111 млн
человек. Однако эти темпы могут снизиться
за счет миграционного прироста населения.
В стране рождается больше мальчиков,
чем девочек, но в старшем возрасте число
женщин существенно превышает число мужчин,
поскольку продолжительность жизни мужчин
(58,9 года) меньше, чем женщин (72,4 года). Разрыв
составляет 13,5 лет, тогда как в развитых
странах — 4-7 лет. Продолжительность жизни
населения России на 12 лет меньше, чем
в США; на 8, чем в Польше, и на 5 лет меньше,
чем в Китае.
Население России крайне неравномерно
размещается по территории страны. В Сибири
плотность населения составляет 3,7 человека
на квадратный километр, в европейской
части страны — 26,7 человека. Более
того, продолжается отток населения
из регионов Сибири и Дальнего Востока.
В последние годы Дальний Восток покинуло
более 1 млн человек, вследствие того что
эти районы существенно уступают по социально-экономическому
уровню жизни европейской части страны.
В настоящее время в России
не менее 5 млн мигрантов (легальных и нелегальных):
40% их заняты в строительстве, 20 — в торговле
и общественном питании, в промышленности
— 14, в сельском хозяйстве — 6, в коммерческой
деятельности и транспорте — по 5%.
Практически во всех регионах
России существует недостаток квалифицированных
специалистов рабочих профессий из-за
сокращения начально-профессионального
образования в 90-е годы прошлого века.
В то же время имеет место перепроизводство
специалистов ряда гуманитарных профессий.
Решение демографических и
трудовых проблем возможно путем стимулирования
рождаемости и сокращения смертности,
оптимизации миграционных потоков, эффективного
содействия общественно-полезному труду
людей старших возрастов. В немалой степени
этому способствует реализация национальных
проектов «Здоровье», «Доступное жилье»
и ряда других мероприятий.
Вопрос 39: Система,
элементы, объект и субъект муниципального
управления
Система управления представляет
совокупность всех элементов, подсистем
и коммуникаций между ними, а также процессов,
обеспечивающих заданное функционирование
организации.
Для муниципального управления
системное представление его компонентов,
элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное
теоретическое и методологическое значение,
от того, что понимается под системой муниципального
управления, какие и в каком порядке включаются
в нее управленческие проявления, как
они соотносятся между собой и реально
взаимодействуют, следует, что является
муниципальным управлением.
Прежде всего, имеется в виду,
взаимосвязь субъекта муниципального
управления (органов муниципального управления)
с управляемой подсистемой (муниципальным
образованием). Однозначно можно сказать,
что определенный субъект муниципального
управления не может существовать без
соответствующих управляемых объектов
(просто теряется смысл их существования
вообще) и только в совокупности они образуют
систему муниципального управления. Она
охватывает:
а) организацию и функционирование
субъекта управления – органов муниципального
управления (управляющую подсистему);
б) структуру взаимосвязей управляющей
системы с управляемым объектом – муниципальным
образованием (прямые и обратные связи);
в) компоненты управляемой подсистемы
и их отдельные элементы, которые создают
во взаимосвязи структуру управляемой
подсистемы и непосредственно воспринимают
управленческие воздействия.
Структура субъекта
муниципального управления
Субъект муниципального управления
имеет сложную организационную структуру,
представляет собой совокупность организационно
оформленных групп людей (муниципальных
служащих), соединенных соответствующими
связями и управленческими отношениями.
Субъект муниципального
управления:
- Органы муниципального
управления (местного самоуправления);
- Представительный орган;
- Исполнительный орган;
- Главное должностное
лицо.
Представительные
органы являются ведущими в системе
всех органов местного самоуправления,
ими являются думы, муниципальные собрания,
муниципальные комитеты и советы и т.п.
Они избираются населением на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании в соответствии
с законодательством и выражают волю всего
населения муниципального образования,
придавая ей, общеобязательный характер
и, осуществляя, таким образом, муниципальную
власть (которую реализуют в пределах
своих полномочий и другие органы местного
самоуправления).
Структурно, представительный
орган состоит из:
- председателя,
- заместителя (ей) председателя,
- комитетов и комиссий
(постоянных и временных).
Представительный орган принимает
решения коллегиально, в соответствии
со своим регламентом.
Главное должностное
лицо муниципального образования может избираться населением,
на основе равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании, либо избираться
представительным органом из своего состава,
либо наниматься представительным органом
на контрактной основе.
Главное должностное
лицо муниципального образования:
- наделяется собственной
компетенцией по решению вопросов
местного значения в соответствии
с уставом муниципального образования;
- осуществляет оперативно-распорядительные
функции, представляет муниципальное
образование, руководит исполнительным
органом;
- подотчетно как населению,
так и представительному органу,
свою деятельность осуществляет
на принципах единоначалия, ответственности
и законности.
Исполнительный орган
местного самоуправления является неотъемлемой частью
системы органов муниципального управления.
Именно на эти органы возлагаются
функции оперативно-распорядительного
характера, по выполнению законов и
решений представительных органов местного
самоуправления. В системе местного самоуправления,
как и в государстве, одни органы должны
принимать решения, другие организовывать
их исполнение. Исполнительные органы
являются звеном цепи, обеспечивающим
выполнение принятых решений.
Исполнительные органы местного
самоуправления в основном именуются
администрацией.
Исполнительный орган состоит
из главы администрации, его заместителей,
отраслевых и других структурных подразделений,
осуществляющих управление в пределах
своей компетенции. Это могут быть комитеты,
департаменты, управления, отделы, другие
структурные подразделения, в зависимости
от размеров муниципального образования.
Деятельность создаваемых структурных
подразделений регламентируется положениями.
Исполнительный орган, в отличие
от представительного, является постоянно
действующим органом. Решения, принимаемые
исполнительным органом в пределах его
компетенции, обязательны для всех юридических
и физических лиц в границах этого муниципального
образования.
Структура
объекта муниципального управления
Объектом муниципального
управления является муниципальное образование.
Муниципальное образование, согласно законодательства,
- это городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения или иная населенная территория,
в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеется муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления.
Муниципальное образование является сложной социально-экономической
системой, состоящей из нескольких тесно
взаимодействующих и взаимосвязанных
элементов: населения, природно-географической
среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей
системы, обслуживающей функционирование,
сохранение и развитие всего муниципального
образования.
Муниципальное образование
имеют некоторые общие свойства и отличительные
особенности:
1) наличие большого числа
взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, причем изменение в
характере функционирования какого-либо
из элементов отражается на
характере функционирования других
и всей системы в целом;
2) система, а также входящие
в нее разнообразные элементы
в подавляющем большинстве являются
многофункциональными;
3) взаимодействие элементов
в системе может происходить
по каналам обмена информацией,
энергией, материалами и др. (ресурсами);
4) наличие у всей системы
общей цели, общего назначения, определяющего
единство сложности и организованности,
несмотря на разнообразие входящих
в нее элементов;
5) изменчивостью структуры
(связей и состава системы), обеспечивающей
многорежимный характер функционирования,
возможность адаптации, как в
структуре, так и в алгоритме
функционирования;
6) взаимодействие элементов
в системе и с внешней средой
в большинстве случаев носит
стохастический характер;
7) система является эрготической,
ибо часть функций всегда выполняется
автоматически, а другая часть
– человеком;
8) управление в подавляющем
большинстве систем носит иерархический
характер, предусматривающий сочетание
централизованного управления или
контроля с автономностью ее
частей.
Население муниципального
образования образует территориальный
коллектив (местное сообщество), членом
которого является гражданин России, проживающий
на данной территории.
Природно-географическая
среда – это земля и другие природные
ресурсы – основа жизни и деятельности
населения, проживающего на соответствующей
территории. Земля и другие природные
ресурсы могут находиться в муниципальной
собственности. Законодательство относит
к территории муниципального образования
все земли в его границах независимо от
формы собственности и целевого назначения
и другие земли, необходимые для развития
поселений.
Градообразующая
база может быть нескольких типов:
промышленной, состоящей из крупных промышленных
предприятий находящихся на территории
муниципального образования; сельскохозяйственной,
состоящей из предприятий производящих
и перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию; научно-образовательной, состоящей
из научно-производственных и учебных
заведений; транспортной, где основой
являются транспортные узлы; рекреационной,
где главным являются природно-климатические
условия; и другие, в соответствии с отраслевой
направленностью базы.
Жизнеобеспечивающая
система является, в сущности, муниципальным
хозяйством. Под ним понимается комплекс,
расположенных на территории муниципального
образования предприятий, учреждений
и организаций, призванных удовлетворять
различные потребности населения, а также
потребности промышленных предприятий.
Она включает в свой состав жилищно-коммунальное
хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового
обслуживания, строительную промышленность,
предприятия торговли и общественного
питания, здравоохранения, культуры и
т.д.