Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Описание работы
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории. Региональные рынки могут быть: 1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
- соответствие интересов
субъекта управления интересам
объекта управления, т.е. действия
первого должны быть адекватными
социальным законам развития
второго;
- целостность воздействия
субъекта на объект;
- реализация общих интересов
через особые взаимодействия; соответствие
между уровнем развития объекта
и субъекта управления, их количественно-качественным
свойствам;
- соответствие носителей
и выразителей интересов объекта
управления.
Муниципальному управлению
присущи свои закономерности, выражающие
наиболее существенные и устойчивые связи
между явлениями и процессами. Эти закономерности
объективны, они характеризуют существенные
особенности отношений управления в процессе
функционирования муниципального образования.
Они пронизывают всю управленческую деятельность
органов муниципального управления, проявляют
себя в самых различных элементах и аспектах
управления: в принципах, механизме и методах
управления, в организационных структурах
органов местного самоуправления и процессах
управления муниципальным образованием,
процессах принятия решения.
Согласно теории управления
и обобщения существующей практики управления
муниципальными образованиями можно сформулировать
некоторые закономерности муниципального
управления. Эти закономерности управления
муниципальным образованием можно разделить
на две группы: общие, характеризующие
процесс управления в целом, и локальные,
проявляющиеся в отдельных элементах
системы муниципального управления (в
процессах принятия управленческих решений,
в порядке построения организационных
структур управления, в отдельных функциях
управления, в правилах выполнения управленческих
работ).
К общим закономерностям
муниципального управления относятся:
1) единство главной цели
управления на всех уровнях. Это
создает во всех звеньях и
органах муниципального управления,
как в отраслевом, так и в
территориальном разрезе единую
целенаправленность, позволяет обеспечивать
планомерную согласованную работу
всех звеньев, их кооперацию в
достижении главной цели;
2) единство системы и
принципов управления на всех
уровнях муниципального хозяйства.
Практическая реализация этой
закономерности означает подчинение
деятельности всех звеньев и
объектов муниципального управления
одним и тем же общим социально-экономическим
принципам, унифицированным правилам,
типовым положениям, единому подходу
к решению организационно-производственных
и социально-экономических задач;
3) достижение и сохранение
пропорциональности во всех частях
и всех уровнях управляемой
и управляющей подсистем, а также
между ними. Это означает: соответствие
численности органов муниципального
управления размеру муниципального образования,
пропорциональность в представительных
и исполнительных органах, между отраслями
муниципального хозяйства. Поддержание
пропорциональности между управляющей
и управляемой подсистемами означает,
что каждая из служб администрации должна
быть способной своевременно и качественно
решать возложенные на ее функции, обеспечивать
достижение управляемым объектом поставленной
цели. Закономерность состоит не только
соответствие этих подсистем друг другу,
но и в тенденции изменения каждой из них;
4) сочетание централизации
и децентрализации на различных
уровнях муниципального управления
(с одной стороны – глава
местного самоуправления, а с
другой – функциональные и
территориальные структуры). Практическая
реализация этой закономерности
определяется не только характером,
масштабами и уровнем развития
объектов и субъектов муниципального
управления, но и целым рядом
социально-экономических условий, многообразием
внешних и внутренних факторов
функционирования муниципального
образования.
Закономерности муниципального
управления можно разделить на две другие
группы. Одна группа – закономерности
функционирования и развития субъекта
управления, другая – существенные связи
между субъектом и объектом управления.
Содержание первой
группы закономерностей определяется
тем, что муниципальное управление – это
специфический вид деятельности полномочных,
ответственных, наделенных властью и правами
органов и должностных лиц местного самоуправления,
субъектов управленческой системы, по
приведению протекающих в муниципальном
образовании процессов посредством управленческих
воздействий в соответствии с законами
его развития, интересами и потребностями
населения, требованиями конкретной обстановки,
своеобразием муниципального образования.
Данные отношения имеются свои
закономерности, проявляющиеся в совместной
деятельности отдельных управленческих
групп по выработке и реализации управленческих
решений. Закономерности определяют характер
и содержание управленческой деятельности,
их соответствие или несоответствие основным
целям. На основе этих закономерностей
формируется организационная структура
субъекта управления, распределение управленческих
функций, прав и обязанностей и ответственности
между управленческими группами и органами.
Принципы муниципального
управления
Принципы муниципального управления
– это важнейшие руководящие правила,
которым должны соответствовать организация,
функционирование и развитие системы
муниципального управления. Они определяют
требования к системе, структуре, организации
и процессу управления, направления и
условия принятия решений; они относятся
и ко всей системе местного самоуправления
в целом. Принципы муниципального управления
– это обусловленные природой местного
самоуправления коренные начала и идеи,
лежащие в основе организации и деятельности
органов местного самоуправления, самостоятельно
осуществляющих управление местными делами.
Исходя из специфики муниципального
управления, ее общие принципы
можно сформулировать следующим образом:
1) самостоятельность решения
вопросов местного значения;
2) организационное обособление
органов местного самоуправления
в системе управления государством
и взаимодействие с органами
государственной власти в осуществлении
общих задач и функций;
3) соответствие материальных
и финансовых ресурсов полномочиям
органов местного самоуправления;
4) ответственность органов
и должностных лиц местного
самоуправления перед населением;
5) многообразие организационных
форм осуществления муниципального
управления;
6) соблюдение прав и
свобод человека и гражданина;
7) законность в организации
и деятельности органов местного
самоуправления;
8) гласность деятельности
органов местного самоуправления;
9) коллегиальность и единоначалие
в деятельности органов местного
самоуправления;
10) государственная гарантия
муниципального управления.
Лишь руководствуясь всей совокупностью
основных принципов в их единстве можно
обеспечить рациональный подход к муниципальному
управлению и достижение высоких конечных
результатов в развитии муниципального
образования.
1. Принцип самостоятельности
решения вопросов местного значения.
Выделяются следующие основные
черты, характеризующие содержание принципа
самостоятельности муниципального управления:
а) реализация данного принципа
предполагает обеспечение финансово-экономической
самостоятельности местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы;
б) органам государственной
власти запрещено вмешиваться в деятельность
органов местного самоуправления по решению
вопросов местного значения.
в) самостоятельность муниципальных
органов в пределах их полномочий обеспечивается
правом на судебную защиту.
2. Принцип организационного
обособления органов местного
самоуправления в системе управления
государством и взаимодействие
с органами государственной власти
в осуществлении общих задач
и функций.
Конституция утверждает, что
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти.
Государство признает местное самоуправление
в качестве самостоятельной формы осуществления
народом принадлежащей ему власти. Народ
осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Рассматриваемый принцип определяет
основы взаимоотношений муниципальных
органов между собой, муниципальных органов
и органов государственной власти, а также
статус муниципальных служащих.
3. Принцип соответствия
материальных и финансовых ресурсов
полномочиям органов местного
самоуправления.
Неотъемлемым атрибутом каждого
муниципального образования является
муниципальная собственность и местный
бюджет. По закону муниципальному образованию
обеспечивается экономическая и финансовая
самостоятельность. Он предусматривает,
что в случае, если в границах территории
муниципального образования имеются другие
муниципальные образования, то предметы
ведения муниципального образования,
объекты муниципальной собственности,
источники доходов местных бюджетов разграничиваются
законом субъекта Российской Федерации,
а в отношении внутригородских муниципальных
образований – уставом города.
4. Принцип ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления перед
населением.
Население решает вопросы местного
значения непосредственно или через органы
местного самоуправления.
Данный принцип призван обеспечить:
а) эффективность осуществления
местных задач, отнесенных к ведению муниципального
образования;
б) учет и защиту интересов населения
в деятельности органов местного самоуправления;
в) тесную связь населения с
органами и должностными лицами местного
самоуправления.
5. Принцип многообразия
организационных форм осуществления
муниципального управления.
Особенности организации муниципального
управления в России также обусловлены
и разнообразием основных типов поселений.
Их насчитывается около 9 основных типов,
а с учетом подвидов, более 80 специальных
типов поселений. Многообразие форм организации
и осуществления муниципального управления
связано также с возможностью самого населения
избрать ту или иную его организационную
модель. Населению представлено право
самостоятельно разрабатывать и принимать
свой устав, в котором закрепляются конкретные
формы организации муниципального управления:
структура и порядок формирования органов
местного самоуправления; формы, порядок
и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного
значения; наименование и полномочия выборных
и иных органов местного самоуправления.
6. Принцип соблюдения
прав и свобод человека и
гражданина.
Значение этого принципа в муниципальной
деятельности обусловлено тем, что Конституция
признает человека, его права и свободы
высшей ценностью и устанавливает, что
права и свободы человека и гражданина
определяют смысл и содержание деятельности
не только органов государственной власти,
но и местного самоуправления.
а) деятельностью органов местного
самоуправления по решению вопросов непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения.
б) осуществляя функцию охраны
общественного порядка, оказывая содействие
в проведении выборов в государственные
органы власти, всероссийских референдумов,
референдумов субъектов Российской Федерации,
проводя муниципальные выборы и местные
референдумы, органы местного самоуправления
участвуют в создании необходимых условий
для реализации личных и политических
прав и свобод гражданина на местном уровне;
в) организация местного самоуправления
на территории дает возможность каждому
жителю непосредственно участвовать в
решении вопросов местного значения. Устав
муниципального образования закрепляет
конкретные формы, порядок и гарантии
такого участия жителей в осуществлении
местного самоуправления посредством
форм прямого волеизъявления, а также
через выборные и другие органы местного
самоуправления
г) нормативные правовые акты
органов и должностных лиц местного
самоуправления, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина,
вступают в силу и применяются только
после их официального опубликования.
7. Принцип законности
в организации и деятельности
органов местного самоуправления.
Этот принцип – один из основных
конституционных принципов российской
государственности: органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию и законы
Российской Федерации
Принцип законности требует,
чтобы организация и деятельность местного
самоуправления осуществлялась на основе
и в рамках закона.
8. Принцип гласности
деятельности органов местного
самоуправления.
Реализация принципа гласности
в работе органов местного самоуправления
означает открытый характер их деятельности,
систематическое информирование населения.
В практике муниципального
управления используются следующие способы
обеспечения гласности:
во-первых, информирование населения
о заседаниях представительного органа
местного самоуправления, о вопросах,
решениях обсуждаемых выборными и другими
органами местного самоуправления;
во-вторых, органы местного
самоуправления должны доводить до сведенья
населения содержание решений, принимаемых
ими.
в-третьих, обязанность органов
местного самоуправления обеспечить получение
жителю полной и достоверной информации
о своей деятельности предполагает использование
традиционных организационно-массовых
форм работы с избирателями: Населению
гарантируется возможность получения
полной и достоверной информации о деятельности
органов местного самоуправления.
Большую роль в осуществлении
принципа гласности в системе муниципального
управления играют средства массовой
информации.