Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Описание работы
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории. Региональные рынки могут быть: 1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
9. Принцип коллегиальности
и единоначалия в деятельности
органов местного самоуправления.
Переход от коллегиальной формы
исполнительной власти к принципу единоначалия
произошел в муниципальном управлении
со сменой государственной власти в России.
Глава местной администрации осуществляет
свои полномочия на принципах единоначалия,
утверждая на деле принцип индивидуальной
ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных
органов местного самоуправления. Закон,
закрепляя коллегиальный порядок деятельности
представительного органа местного самоуправления,
оставляет по существу открытым вопрос
о принципах организации и деятельности
иных органов местного самоуправления.
10. Принцип государственной
гарантии муниципального управления.
Реализация этого принципа
означает создание системы правовых гарантий
защиты прав органов местного самоуправления.
Законодательство предусматривает
материально-финансовое обеспечение осуществления
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, а также компенсацию
дополнительных расходов связанных с
решениями, принятыми органами государственной
власти. Конституция признает и защищает
муниципальную собственность наряду с
другими формами собственности.
Вопрос 42: Правовые
основы муниципального управления
Правовую основу муниципального
управления как и всего местного самоуправления
составляют:
1. Конституция РФ и
федеральные законы.
2. Конституции, уставы и
законы субъектов РФ.
3. Уставы муниципальных
образований.
В истории развития федерального
законодательства о местном самоуправлении
можно выделить три этапа.
Первый этап (1990-1993 гг.) – формирование
основ организации местного самоуправления
в РФ. В эти годы были приняты первые законы
о местном самоуправлении: в апреле 1990
г. – Закон СССР “Об общих началах местного
самоуправления и местного хозяйства
в СССР”, а в июле 1991 г. – Закон РСФСР “О
местном самоуправлении РСФСР”.
Второй этап (1993-1995
гг.) - этап реформирования системы
местного самоуправления, сложился на
основе прежде всего Указов Президента
РФ по вопросам местного самоуправления.
Началось с Указа от 21 сентября
1993 г. “О поэтапной конституционной реформе
в РФ”. Далее были Указы “О реформе представительных
органов власти и органов местного самоуправления
в РФ” от 9 октября 1993 г., “О реформе местного
самоуправления в РФ” от 26 октября 1993
г. в результате чего деятельность местных
Советов была прекращена, их полномочия
были возложены на соответствующую местную
администрацию. 29 октября 1993 г. Указом
были утверждены “Основные положения
о выборах в органы местного самоуправления”.
Указами от 9 октября 1993 г. “О некоторых
мерах по оказанию государственной поддержки
местного самоуправления и от 22 декабря
1993 г. “О гарантиях местного самоуправления”.
Третий этап развития правовой основы местного
самоуправления начался с принятием Закона
“Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ” (28 августа 1995 г.)
и продолжается в настоящее время. Данный
закон стал основой для формирования нормативно-правовой
базы о местном самоуправлении на федеральном
уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном
уровне.
В ст.4 закона “Об общих принципах
организации МС в РФ” определяется круг
общественных отношений в области местного
самоуправления, которые регулируются
нормативно-правовыми актами Российского
государства.
В ст. 5 определяется круг тех
вопросов, которые регулируются указанными
нормативно-правовыми актами субъектов
России. Структура и содержание устава
муниципального образования оговариваются
в ст.8 закона.
Вопрос 43: Организационные
основы муниципального управления
Все многообразие организационных
форм муниципального управления основывается
на разделении местной власти на три основных элемента:
представительный, исполнительный органы
и главное должностное лицо.
Организационные
формы муниципального управления определяются
сочетанием:
а) Способа вступления в должность
главного должностного лица:
- в результате выборов
всем населением
- в результате выборов
депутатами представительного органа
- в результате найма
на контрактной основе представительным
органом;
б) Распределением полномочий
между различными органами местного самоуправления
(представительным, исполнительным, распорядительным,
контрольным и другими);
в) методом осуществления взаимодействия
между органами местного самоуправления
(распределение компетенции, прямое руководство,
нормативное регулирование и т.п.)
Практический российский и
мировой опыт позволяет выделить как наиболее
характерные следующие основные формы муниципального
управления.
Форма муниципального
управления – “совет – мэр”.
Данная форма предусматривает
разделение местной власти на представительную
и исполнительную. В зависимости от широты
полномочий мэра различают два варианта
этой формы организации муниципального
управления.
Форма муниципального
управления – “совет – “слабый мэр”
Где мэр избирается из состава
совета и полностью контролируется советом.
Данная форма была характерна до 1917 г.
и использовалась в городском управлении
с 1991 по 1994 гг.
Форма муниципального
управления – “совет – “сильный” мэр”
Где мэр избирается на всеобщих
выборах, независим в своих действиях,
имеет право вето. Данная форма характерна
для нынешних губернских городов.
Форма муниципального
управления – “совет – управляющий”
Где традиционный совет нанимает
управляющего на контрактной основе для
руководства администрацией.
Форма муниципального
управления – “совет”
Где в одном органе одновременно
сосредоточена представительная и исполнительная
власти. Депутат возглавляет определенную
муниципальную службу. Данная форма повсеместно
использовалась в советский период управления.
Большая часть депутатов практически
ни на что не влияла, решали те, кто был
в исполкоме.
Организационные
структуры муниципального управления.
Организационная
структура муниципального управления – это состав, взаимосвязи
и соподчиненность совокупности организационных
единиц (подразделений) аппарата управления,
выполняющих различные функции по управлению
муниципальным образованием.
Традиционно выделяют
три основные схемы построения структур
управления: линейную, функциональную,
матричную и еще смешанную – линейно-функциональную.
Линейная (иерархическая)
структура представляет собой многоуровневую
схему, где между элементами существует
одноканальное взаимодействие. В этой
структуре каждый подчиненный имеет только
одного руководителя. Она наиболее характерна
для армии и церкви.
Функциональная структура исторически сложилась позже
линейной, как неизбежный результат усложнения
процессов управления. Особенность этой
структуры заключается в том, что по отдельным
функциям управления формируются специальные
подразделения, работники которых обладают
знаниями и навыками работы в далекой
области управления. Характерна для учебных
заведений.
Стремление преодолеть недостатки
линейного и функционального управления
выразились в создании линейно-функциональных
структур управления. Такая структура
позволяет организовать управление процессами
по линейной схеме (мэр – директор департамента
– директор МП), а функциональные подразделения
оказывают методическую помощь, подготавливают
информацию, решают разнообразие управленческие
задачи для соответствующих линейных
руководителей. По данной схеме формируются
организационные структуры крупных городов.
Совершенствование линейно-функциональной
структуры приводит к матричным организационным
структурам. Эти структуры объединяют
линейное и программное управление. При
этой схеме исполнитель имеет двух и более
руководителей, которым он подчинен. Исполнитель
оказывается в точке пересечения функциональных
связей, регулируемых как управляющим
программ, так и линейным руководителем.
Вопрос 44: Финансово-экономические
основы муниципального управления
Органы муниципального управления
должны иметь право на достаточную для
осуществления своих функций и полномочий
экономическую и финансовую базу.
Согласно ст. 28 закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ” экономическую основу местного
самоуправления составляет муниципальная
собственность. Под муниципальной собственностью
понимается имущество, принадлежащее
на праве собственности городским и сельским
поселением, а также другим муниципальным
образованием.
В ст. 29 закона о самоуправлении
определяется перечень объектов (имущества), составляющих
муниципальную собственность:
а) средства местного бюджета,
муниципальные внебюджетные фонды;
б) имущество органов местного
самоуправления;
в) муниципальные земли и другие
природные ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности;
г) муниципальные предприятия
и организации, муниципальные банки и
другие финансово-кредитные организации;
д) муниципальный жилой фонд,
нежилые помещения;
е) муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры
и спорта.
Финансовую основу местного
самоуправления (муниципального управления)
составляет бюджет муниципального образования.
Согласно ст.36 закона о местном
самоуправлении в доходы местных бюджетов
зачисляются местные налоги, сборы и штрафы.
Вопрос 45: Территориальные
основы муниципального управления
В целях обеспечения самостоятельности
населения в решении вопросов местного
значения Конституция и федеральное законодательство
определяют территориальные основы местного
самоуправления. Оно обладает территориальным
верховенством в решении вопросов местного
значения в пределах границ муниципальных
образований. Это означает, что, во-первых,
территорией муниципального образования
ограничивается верховенство решений,
принятых путем прямого волеизъявления
жителей муниципального образования,
и решений органов местного самоуправления
по вопросам местного значения; во-вторых,
в границах муниципальных образований
органы местного самоуправления осуществляют
свои властные полномочия по самостоятельному
управлению муниципальной собственностью,
формированию, утверждению и исполнению
местного бюджета, установлению местных
налогов и сборов, осуществлению охраны
общественного порядка, решению иных вопросов
местного значения.
К числу территориальных основ
можно отнести основной круг территорий,
на которых осуществляется муниципальное
управление (местное самоуправление).
Оно осуществляется в пределах территорий
муниципальных образований – городских,
сельских поселений (городов, поселков,
станиц), нескольких поселений, объединенных
общей территорией (районов, уездов, сельских
округов (волостей, сельсоветов).
К территориальным основам
относится ведущая роль населения муниципального
образования в решении вопросов его территориального
устройства. Во-первых, это правило о том,
что вопросы образования, объединения,
преобразования или упразднения внутригородских
муниципальных образований, установления
или изменения их территорий решаются
с учетом мнения населения соответствующей
территории представительным органом
местного самоуправления города самостоятельно
в соответствии со своим уставом. Во-вторых,
изменение границ муниципального образования
по инициативе органов местного самоуправления
не допускается без учета мнения населения
соответствующих территорий. В-третьих,
обязанность органов государственной
власти субъектов РФ учитывать мнения
населения при решении вопросов изменения
границ самоуправляющихся территорий.
К числу территориальных основ
относятся виды земель, составляющих территорию
муниципального образования:
а) земли городских, сельских
поселений;
б) земли сельскохозяйственного
использования;
в) земли общего пользования;
г) земли природоохранного,
природно-заповедного, оздоровительного,
историко-культурного назначения;
д) земли, занятые лесами;
е) земли, необходимые для развития
поселений;
ж) другие земли в границах муниципального
образования независимо от форм собственности
и целевого назначения.
Вопрос 46: Функции
и методы муниципального управления
Под функциями муниципального
управления понимаются основные направления
деятельности органов местного самоуправления.
Они обусловлены природой местного самоуправления,
его принципами, отличаются по объему,
составу решаемых задач, а также теми целями,
к достижению и выполнению которых стремиться
деятельность органов местного самоуправления.
С учетом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении власти
народа, решаемых задач и полномочий местного
самоуправления, можно выделить следующие основные функции:
- обеспечение участия
населения в решении вопросов
местного значения;
- управление муниципальной
собственностью и финансовыми
средствами;
- обеспечение комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования;
- удовлетворение основных
жизненных потребностей населения
в сферах, отнесенных к ведению
муниципальных образований;
- охрана общественного
порядка и окружающей среды;
- защита интересов и
прав местного самоуправления, гарантированных
государством.
Обеспечение участия
населения в решении вопросов местного
значения
Важной стороной муниципальной
деятельности является создание условий
для эффективного участия населения в
осуществлении местного самоуправления.
К этим условиям прежде всего относятся:
а) наличие выборных органов
местного самоуправления;
б) использование в муниципальной
деятельности институтов прямой демократии;
в) наличие материально-финансовой
базы для решения вопросов местного значения.
Участие населения муниципального
образования в решении местных дел осуществляется
через выборные и другие органы местного
самоуправления, а также непосредственно.
Согласно уставу муниципального
образования возможно избрание населением
и должностных лиц местного самоуправления.
По вопросам местного значения
может проводится местный референдум,
в котором имеют право участвовать все
граждане, проживающие на территории муниципального
образования.
Население в соответствии с
уставом муниципального образования вправе
вносить проекты правовых актов по вопросам
местного значения в органы местного самоуправления,
которые обязаны их рассматривать на открытых
заседаниях с участием представителей
населения. Право на участие в осуществлении
местного самоуправления граждане реализуют
также посредством индивидуальных и коллективных
обращений в органы местного самоуправления
и к должностным лицам местного самоуправления.